Гарант Конституции
Подборка наиболее важных документов по запросу Гарант Конституции (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Правовые гарантии для иностранных инвесторов в условиях действия контрсанкционных мер экономического характера
(Мильчакова О.В.)
("Хозяйство и право", 2025, N 9)Так называемое контрсанкционное правовое регулирование, основной массив которого составляют указы Президента РФ, принятые им как гарантом Конституции РФ, и в соответствии с Федеральным законом от 4 июня 2018 г. N 127-ФЗ "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств" <9>, на определенный период времени фактически "заморозило" и (или) усложнило возможность практической реализации механизмов обеспечения значительного числа гарантий прав иностранных инвесторов. Но данные гарантии не отменены.
(Мильчакова О.В.)
("Хозяйство и право", 2025, N 9)Так называемое контрсанкционное правовое регулирование, основной массив которого составляют указы Президента РФ, принятые им как гарантом Конституции РФ, и в соответствии с Федеральным законом от 4 июня 2018 г. N 127-ФЗ "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств" <9>, на определенный период времени фактически "заморозило" и (или) усложнило возможность практической реализации механизмов обеспечения значительного числа гарантий прав иностранных инвесторов. Но данные гарантии не отменены.
Статья: Правовой механизм обеспечения устойчивости государственности в период специальной военной операции
(Ахмедов Р.Ш.)
("Безопасность бизнеса", 2025, N 3)Статическая структура включает несколько уровней: а) нормативный уровень, являющийся фундаментом всего механизма, представляющий собой иерархическую систему правовых норм, направленных на обеспечение государственности; б) конституционно-правовой уровень, закрепляющий основы конституционного строя, суверенитет, федеративное устройство, территориальную целостность, статус Президента РФ как гаранта Конституции РФ, положение органов безопасности и иное; в) федерально-законодательный уровень, базирующийся на федеральных конституционных и федеральных законах; г) подзаконный уровень, включающий указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, ведомственные нормативные акты, которые конкретизируют и обеспечивают исполнение законов в данной сфере; г) институциональный, или организационный, уровень, интегрирующий систему государственных органов и уполномоченных организаций, реализующих нормативные предписания; д) идеологический (аксиологический) уровень, включающий закрепленные в праве принципы, цели и ценности, которые задают вектор функционирования всего механизма, к ним относятся: принцип государственного суверенитета, принцип верховенства права, принцип федерализма, принцип обеспечения национальной безопасности, защита традиционных ценностей.
(Ахмедов Р.Ш.)
("Безопасность бизнеса", 2025, N 3)Статическая структура включает несколько уровней: а) нормативный уровень, являющийся фундаментом всего механизма, представляющий собой иерархическую систему правовых норм, направленных на обеспечение государственности; б) конституционно-правовой уровень, закрепляющий основы конституционного строя, суверенитет, федеративное устройство, территориальную целостность, статус Президента РФ как гаранта Конституции РФ, положение органов безопасности и иное; в) федерально-законодательный уровень, базирующийся на федеральных конституционных и федеральных законах; г) подзаконный уровень, включающий указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, ведомственные нормативные акты, которые конкретизируют и обеспечивают исполнение законов в данной сфере; г) институциональный, или организационный, уровень, интегрирующий систему государственных органов и уполномоченных организаций, реализующих нормативные предписания; д) идеологический (аксиологический) уровень, включающий закрепленные в праве принципы, цели и ценности, которые задают вектор функционирования всего механизма, к ним относятся: принцип государственного суверенитета, принцип верховенства права, принцип федерализма, принцип обеспечения национальной безопасности, защита традиционных ценностей.
Нормативные акты
"Конституция Российской Федерации"
(принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)2. Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией Российской Федерации порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, поддерживает гражданский мир и согласие в стране, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов, входящих в единую систему публичной власти <*>.
(принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)2. Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией Российской Федерации порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, поддерживает гражданский мир и согласие в стране, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов, входящих в единую систему публичной власти <*>.
Статья: Кто такой арбитражный управляющий?
(Шафранов А.П.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 11)Таким образом, за 25 лет, прошедшие с момента принятия Закона о банкротстве в 1998 году, законодатель трижды менял свою позицию в вопросе, кому можно доверить право выбора кандидатуры арбитражного управляющего, а кому доверять нельзя. Каждый, кому это право предоставлялось, подвергался критике - сначала суды, потом СРО, затем появились опасения, что кредиторы будут злоупотреблять этим правом. Кто же более независим - судьи, СРО, кредиторы? Ведь законодатель не может сам утверждать в должности всех арбитражных управляющих, равно как и Президент Российской Федерации или Конституционный Суд как гаранты Конституции!
(Шафранов А.П.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 11)Таким образом, за 25 лет, прошедшие с момента принятия Закона о банкротстве в 1998 году, законодатель трижды менял свою позицию в вопросе, кому можно доверить право выбора кандидатуры арбитражного управляющего, а кому доверять нельзя. Каждый, кому это право предоставлялось, подвергался критике - сначала суды, потом СРО, затем появились опасения, что кредиторы будут злоупотреблять этим правом. Кто же более независим - судьи, СРО, кредиторы? Ведь законодатель не может сам утверждать в должности всех арбитражных управляющих, равно как и Президент Российской Федерации или Конституционный Суд как гаранты Конституции!
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)За деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления осуществляется президентский контроль, как непосредственный, так и опосредованный. Президент РФ как глава государства является гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина (ч. 2 ст. 80 Конституции РФ). Президент издает указы, касающиеся местного самоуправления, обладает правом законодательной инициативы, вправе обратиться в Конституционный Суд РФ по вопросу проверки конституционности федерального или регионального правового регулирования местного самоуправления, а также инициировать конституционную проверку проекта закона. Указом Президента РФ от 28 апреля 2008 г. N 607 (в ред. от 11 июня 2021 г.) "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов" введена система оценки деятельности органов местного самоуправления, утвержден Перечень показателей ее эффективности, среди которых удовлетворенность населения деятельностью органов местного самоуправления, результаты независимой оценки качества условий оказания услуг муниципальными организациями. При Президенте России действует Совет по развитию местного самоуправления <1>, на заседании которого рассматривались и вопросы участия местного самоуправления в реализации национальных проектов, осуществления муниципального контроля <2>.
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)За деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления осуществляется президентский контроль, как непосредственный, так и опосредованный. Президент РФ как глава государства является гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина (ч. 2 ст. 80 Конституции РФ). Президент издает указы, касающиеся местного самоуправления, обладает правом законодательной инициативы, вправе обратиться в Конституционный Суд РФ по вопросу проверки конституционности федерального или регионального правового регулирования местного самоуправления, а также инициировать конституционную проверку проекта закона. Указом Президента РФ от 28 апреля 2008 г. N 607 (в ред. от 11 июня 2021 г.) "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов" введена система оценки деятельности органов местного самоуправления, утвержден Перечень показателей ее эффективности, среди которых удовлетворенность населения деятельностью органов местного самоуправления, результаты независимой оценки качества условий оказания услуг муниципальными организациями. При Президенте России действует Совет по развитию местного самоуправления <1>, на заседании которого рассматривались и вопросы участия местного самоуправления в реализации национальных проектов, осуществления муниципального контроля <2>.
Статья: История титулатуры в Российском государстве: от наименования статуса должностного лица к определению правового режима исполнения его полномочий
(Хорунжий С.Н.)
("Журнал российского права", 2025, N 5)Правовые вопросы подобного порядка возникают также применительно к юридическому определению и соотношению таких конституционных категорий, как "гарант Конституции", "Верховный Главнокомандующий", "глава государства" - применительно к Президенту РФ.
(Хорунжий С.Н.)
("Журнал российского права", 2025, N 5)Правовые вопросы подобного порядка возникают также применительно к юридическому определению и соотношению таких конституционных категорий, как "гарант Конституции", "Верховный Главнокомандующий", "глава государства" - применительно к Президенту РФ.
Статья: Институт исковой давности как несбывшаяся надежда коррупционеров
(Бочкарев С.А.)
("Журнал российского права", 2025, N 4)В 2008 г. гарант Конституции РФ, по инициативе которого был принят Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", вывел коррупцию из тени публичного права. Если говорить точнее, то он напомнил органам правопорядка о необходимости вовлечения в противодействие коррупции не только уголовных, но и гражданско-правовых мер воздействия. В статье 13 данного Закона определено, что ответственность коррупционера может не только быть уголовной или административной, но и влечь гражданско-правовые и дисциплинарные последствия.
(Бочкарев С.А.)
("Журнал российского права", 2025, N 4)В 2008 г. гарант Конституции РФ, по инициативе которого был принят Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", вывел коррупцию из тени публичного права. Если говорить точнее, то он напомнил органам правопорядка о необходимости вовлечения в противодействие коррупции не только уголовных, но и гражданско-правовых мер воздействия. В статье 13 данного Закона определено, что ответственность коррупционера может не только быть уголовной или административной, но и влечь гражданско-правовые и дисциплинарные последствия.
Статья: Согласительные процедуры Президента РФ в отношениях с субъектами РФ
(Митусова И.А.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2025, N 1)Роль Президента РФ как гаранта Конституции РФ в урегулировании различных спорных ситуаций велика, его авторитет, контроль, административный ресурс положительным образом сказываются на разрешении конфликтов и на нормальном функционировании государственного аппарата в целом в федеративной системе государственного устройства.
(Митусова И.А.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2025, N 1)Роль Президента РФ как гаранта Конституции РФ в урегулировании различных спорных ситуаций велика, его авторитет, контроль, административный ресурс положительным образом сказываются на разрешении конфликтов и на нормальном функционировании государственного аппарата в целом в федеративной системе государственного устройства.
Статья: Конституционная модель места и роли президентской власти в системе разделения властей в Российской Федерации
(Скуратов Ю.И.)
("Современное право", 2024, N 11)Концептуальное и нормативно-правовое обоснование президентской ветви власти содержится в ряде статей главы 4 Конституции РФ "Президент Российской Федерации" <3>. Идея президентской ветви власти, на наш взгляд, вытекает из ст. 80 Конституции РФ, где речь идет о том, что Президент РФ является главой государства, гарантом Конституции России, прав и свобод человека и гражданина, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов, входящих в единую систему публичной власти (до принятия поправок 2020 года к Конституции РФ речь шла об органах государственной власти), определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях. Перечисленные нормы закрепляют разнообразные функции президентской власти в управлении государством, ее уникальное место в государственном механизме.
(Скуратов Ю.И.)
("Современное право", 2024, N 11)Концептуальное и нормативно-правовое обоснование президентской ветви власти содержится в ряде статей главы 4 Конституции РФ "Президент Российской Федерации" <3>. Идея президентской ветви власти, на наш взгляд, вытекает из ст. 80 Конституции РФ, где речь идет о том, что Президент РФ является главой государства, гарантом Конституции России, прав и свобод человека и гражданина, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов, входящих в единую систему публичной власти (до принятия поправок 2020 года к Конституции РФ речь шла об органах государственной власти), определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях. Перечисленные нормы закрепляют разнообразные функции президентской власти в управлении государством, ее уникальное место в государственном механизме.
Статья: Об особенностях нормативного регулирования и практики функционирования системы публичной власти в экстраординарных ситуациях (на примере преодоления последствий коронавирусной инфекции)
(Кожевников О.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 1)Действующая Конституция РФ возлагает на главу государства как гаранта Конституции РФ обязанности принимать все возможные и санкционированные национальным законодательством меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, поддержанию гражданского мира и согласия в стране, обеспечению согласованного функционирования и взаимодействия органов, входящих в единую систему публичной власти (ч. 2 ст. 80 Конституции РФ).
(Кожевников О.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 1)Действующая Конституция РФ возлагает на главу государства как гаранта Конституции РФ обязанности принимать все возможные и санкционированные национальным законодательством меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, поддержанию гражданского мира и согласия в стране, обеспечению согласованного функционирования и взаимодействия органов, входящих в единую систему публичной власти (ч. 2 ст. 80 Конституции РФ).
Статья: Конституционализация принципа социального государства в зарубежных странах
(Доренко К.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 3)2) органов публичной власти (государственной и муниципальной), определяющих и реализующих социальную политику в России. В их числе следует отметить в первую очередь Президента Российской Федерации как главы государства и гаранта Конституции, в том числе и таких ее положений, которые закрепляют социальную государственность в России, а также органы публичной власти, исходя из вертикального деления власти на 3 уровня: федеральные органы государственной власти, субъектные органы государственной власти, органы местной (муниципальной) публичной власти;
(Доренко К.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 3)2) органов публичной власти (государственной и муниципальной), определяющих и реализующих социальную политику в России. В их числе следует отметить в первую очередь Президента Российской Федерации как главы государства и гаранта Конституции, в том числе и таких ее положений, которые закрепляют социальную государственность в России, а также органы публичной власти, исходя из вертикального деления власти на 3 уровня: федеральные органы государственной власти, субъектные органы государственной власти, органы местной (муниципальной) публичной власти;
"Судебные и правоохранительные органы: курс лекций: в 2 т."
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)Некоторые юристы предлагают считать прокуратуру органом так называемой "президентской власти", с помощью которой Президент РФ реализует свои полномочия как гаранта Конституции РФ <1>.
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)Некоторые юристы предлагают считать прокуратуру органом так называемой "президентской власти", с помощью которой Президент РФ реализует свои полномочия как гаранта Конституции РФ <1>.