ФЗ 67 о порядке отбывания административного ареста
Подборка наиболее важных документов по запросу ФЗ 67 о порядке отбывания административного ареста (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 17 "Права подозреваемых и обвиняемых" Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений""Таким образом, исходя из анализа ч. 1 ст. 41, ст. 53, ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации, п. 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания", ст. 7 Федерального закона от 26 апреля 2013 года N 67-ФЗ "О порядке отбывания административного ареста", статьи 16, 17, 19, 22, 23, 30 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", ст. 99 УИК РФ, судом апелляционной инстанции установлено, что суд первой инстанции правильно пришел к выводу о нарушении административными ответчиками условий содержания С.С.АА., которые выразились в период содержания в следственном изоляторе бытовыми условиями, не отвечающими требованиям гигиены и санитарии и неоказании административному истцу качественной и своевременной медицинской помощи."
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 99 "Материально-бытовое обеспечение осужденных к лишению свободы" УИК РФ"Так, судам необходимо учитывать, что о наличии нарушений условий содержания лишенных свободы лиц могут свидетельствовать, например, переполненность камер (помещений), невозможность свободного перемещения между предметами мебели, отсутствие индивидуального спального места, естественного освещения либо искусственного освещения, достаточного для чтения, отсутствие либо недостаточность вентиляции, отопления, отсутствие либо непредоставление возможности пребывания на открытом воздухе, затрудненный доступ к местам общего пользования, соответствующим режиму мест принудительного содержания, в том числе к санитарным помещениям, отсутствие достаточной приватности таких мест, не обусловленное целями безопасности, невозможность поддержания удовлетворительной степени личной гигиены, нарушение требований к микроклимату помещений, качеству воздуха, еды, питьевой воды, защиты лишенных свободы лиц от шума и вибрации (например, статья 7 Федерального закона от 26 апреля 2013 года N 67-ФЗ "О порядке отбывания административного ареста", статьи 16, 17, 19, 23 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", статья 99 УИК РФ)."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Понятие и виды судебного контроля
(Шестало С.С.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- за действиями, решениями администрации и сотрудников места отбывания административного ареста (ст. 22 Федерального закона от 26.04.2013 N 67-ФЗ "О порядке отбывания административного ареста");
(Шестало С.С.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- за действиями, решениями администрации и сотрудников места отбывания административного ареста (ст. 22 Федерального закона от 26.04.2013 N 67-ФЗ "О порядке отбывания административного ареста");
Статья: Тайна связи
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Ограничения тайны связи установлены УИК РФ (ст. ст. 90 - 92), Федеральным законом от 15.07.1995 N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" (ст. ст. 20, 25), Федеральным законом от 26.04.2013 N 67-ФЗ "О порядке отбывания административного ареста" (ст. 15), Федеральным законом от 03.04.1995 N 40-ФЗ "О федеральной службе безопасности" (ст. ст. 9, 9.1), а также приказами МВД России, Минюста России.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Ограничения тайны связи установлены УИК РФ (ст. ст. 90 - 92), Федеральным законом от 15.07.1995 N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" (ст. ст. 20, 25), Федеральным законом от 26.04.2013 N 67-ФЗ "О порядке отбывания административного ареста" (ст. 15), Федеральным законом от 03.04.1995 N 40-ФЗ "О федеральной службе безопасности" (ст. ст. 9, 9.1), а также приказами МВД России, Минюста России.
Нормативные акты
Федеральный закон от 26.04.2013 N 67-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
"О порядке отбывания административного ареста"26 апреля 2013 года N 67-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
"О порядке отбывания административного ареста"26 апреля 2013 года N 67-ФЗ
Федеральный закон от 01.10.2019 N 328-ФЗ
(ред. от 07.07.2025)
"О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"Часть 4 статьи 16 Федерального закона от 26 апреля 2013 года N 67-ФЗ "О порядке отбывания административного ареста" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 17, ст. 2034; 2016, N 27, ст. 4160) после слов "уголовно-исполнительной системы," дополнить словами "органов принудительного исполнения Российской Федерации,".
(ред. от 07.07.2025)
"О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"Часть 4 статьи 16 Федерального закона от 26 апреля 2013 года N 67-ФЗ "О порядке отбывания административного ареста" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 17, ст. 2034; 2016, N 27, ст. 4160) после слов "уголовно-исполнительной системы," дополнить словами "органов принудительного исполнения Российской Федерации,".
Статья: Административно-пенологические вопросы эффективности административных наказаний
(Дерюга Н.Н., Дерюга А.Н.)
("Административное право и процесс", 2024, N 3)3. "Исполнение" административного наказания основано на главах 31 и 32 КоАП РФ, а также других правовых источниках, устанавливающих детали реализации отдельных видов административных наказаний. Примером могут служить Федеральный закон от 26 апреля 2013 г. N 67-ФЗ "О порядке отбывания административного ареста" <10>, Приказ МВД России от 10 февраля 2014 г. N 83 "Об утверждении Правил внутреннего распорядка в местах отбывания административного ареста" <11>, ст. 20.25 КоАП РФ и Федеральный закон от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" <12>, Постановление Правительства РФ от 24 октября 2002 г. N 769 "Об утверждении Правил расходования средств на мероприятия по депортации либо административному выдворению иностранных граждан и лиц без гражданства за пределы Российской Федерации при невозможности установления приглашающей стороны" <13> и т.п.
(Дерюга Н.Н., Дерюга А.Н.)
("Административное право и процесс", 2024, N 3)3. "Исполнение" административного наказания основано на главах 31 и 32 КоАП РФ, а также других правовых источниках, устанавливающих детали реализации отдельных видов административных наказаний. Примером могут служить Федеральный закон от 26 апреля 2013 г. N 67-ФЗ "О порядке отбывания административного ареста" <10>, Приказ МВД России от 10 февраля 2014 г. N 83 "Об утверждении Правил внутреннего распорядка в местах отбывания административного ареста" <11>, ст. 20.25 КоАП РФ и Федеральный закон от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" <12>, Постановление Правительства РФ от 24 октября 2002 г. N 769 "Об утверждении Правил расходования средств на мероприятия по депортации либо административному выдворению иностранных граждан и лиц без гражданства за пределы Российской Федерации при невозможности установления приглашающей стороны" <13> и т.п.
"Комментарий к Федеральному закону от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)В соответствии с ч. 4 ст. 16 Федерального закона от 26.04.2013 N 67-ФЗ "О порядке отбывания административного ареста" сотрудники органов принудительного исполнения Российской Федерации подлежат размещению отдельно от других лиц, подвергнутых административному аресту, равно как и лица, являвшиеся судьями, работниками органов и учреждений прокуратуры, сотрудниками Следственного комитета Российской Федерации, органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, войск национальной гвардии Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ или таможенных органов, а также лица, проходившие военную службу по контракту в органах федеральной службы безопасности, органах внешней разведки Российской Федерации, органах государственной охраны или во внутренних войсках федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или войсках национальной гвардии Российской Федерации.
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)В соответствии с ч. 4 ст. 16 Федерального закона от 26.04.2013 N 67-ФЗ "О порядке отбывания административного ареста" сотрудники органов принудительного исполнения Российской Федерации подлежат размещению отдельно от других лиц, подвергнутых административному аресту, равно как и лица, являвшиеся судьями, работниками органов и учреждений прокуратуры, сотрудниками Следственного комитета Российской Федерации, органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, войск национальной гвардии Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ или таможенных органов, а также лица, проходившие военную службу по контракту в органах федеральной службы безопасности, органах внешней разведки Российской Федерации, органах государственной охраны или во внутренних войсках федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или войсках национальной гвардии Российской Федерации.
Статья: Правовая неопределенность и неопределенность права: сравнительный анализ
(Степаненко Ю.В., Журавлев В.В.)
("Современный юрист", 2025, N 3)<2> Федеральный закон от 26 апреля 2013 г. N 67-ФЗ "О порядке отбывания административного ареста" // Собрание законодательства РФ. 29.04.2013. N 17. Ст. 2034 (дата обращения: 10.08.2025).
(Степаненко Ю.В., Журавлев В.В.)
("Современный юрист", 2025, N 3)<2> Федеральный закон от 26 апреля 2013 г. N 67-ФЗ "О порядке отбывания административного ареста" // Собрание законодательства РФ. 29.04.2013. N 17. Ст. 2034 (дата обращения: 10.08.2025).
Статья: Проблемы исполнения постановлений об отдельных видах административных наказаний при реализации функций органов внутренних дел
(Галястов М.О.)
("Юрист", 2024, N 1)Существенной проблемой для исполнения постановления об административном аресте является реализуемая судьей юрисдикционная альтернатива: приостановление или прекращение отбывания административного ареста. Указанные факультативные этапы стадии исполнения имеют место при возникновении обстоятельств, названных в ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 26 апреля 2013 г. N 67-ФЗ "О порядке отбывания административного ареста" <10> и ч. 5 ст. 32.8 КоАП РФ. Среди подобных обстоятельств интерес вызывают исключительные личные обстоятельства, связанные с состоянием здоровья лица, подвергнутого административному аресту.
(Галястов М.О.)
("Юрист", 2024, N 1)Существенной проблемой для исполнения постановления об административном аресте является реализуемая судьей юрисдикционная альтернатива: приостановление или прекращение отбывания административного ареста. Указанные факультативные этапы стадии исполнения имеют место при возникновении обстоятельств, названных в ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 26 апреля 2013 г. N 67-ФЗ "О порядке отбывания административного ареста" <10> и ч. 5 ст. 32.8 КоАП РФ. Среди подобных обстоятельств интерес вызывают исключительные личные обстоятельства, связанные с состоянием здоровья лица, подвергнутого административному аресту.
Статья: К вопросу о понятии, содержании и реализации принципа неприкосновенности личности в производстве по делам об административных правонарушениях
(Нобель А.Р.)
("Административное право и процесс", 2022, N 4)- при отбывании административного ареста не допускается причинение физических и нравственных страданий (ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 26 апреля 2013 г. N 67-ФЗ "О порядке отбывания административного ареста" <15>);
(Нобель А.Р.)
("Административное право и процесс", 2022, N 4)- при отбывании административного ареста не допускается причинение физических и нравственных страданий (ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 26 апреля 2013 г. N 67-ФЗ "О порядке отбывания административного ареста" <15>);
Статья: Содержание права на консульский доступ к иностранным гражданам, подвергнутым ограничению свободы на территории Российской Федерации
(Амиров Р.З., Амиров Д.Р.)
("Миграционное право", 2024, N 4)Так, в ст. 11 Федерального закона от 26 апреля 2013 г. N 67-ФЗ "О порядке отбывания административного ареста" установлено право лица, подвергнутого административному аресту, на свидания с адвокатами или иными лицами, имеющими право на оказание юридической помощи, без ограничения числа таких свиданий продолжительностью до двух часов <6>. Схожие положения закреплены в ведомственных нормативных правовых актах <7>. В соответствии с положениями консульских договоров Российской Федерации таким правом обладают консульские должностные лица <8>, тем самым в указанных нормативных правовых актах подразумевается в том числе и консульский доступ.
(Амиров Р.З., Амиров Д.Р.)
("Миграционное право", 2024, N 4)Так, в ст. 11 Федерального закона от 26 апреля 2013 г. N 67-ФЗ "О порядке отбывания административного ареста" установлено право лица, подвергнутого административному аресту, на свидания с адвокатами или иными лицами, имеющими право на оказание юридической помощи, без ограничения числа таких свиданий продолжительностью до двух часов <6>. Схожие положения закреплены в ведомственных нормативных правовых актах <7>. В соответствии с положениями консульских договоров Российской Федерации таким правом обладают консульские должностные лица <8>, тем самым в указанных нормативных правовых актах подразумевается в том числе и консульский доступ.
Статья: Безопасность личности в конституционно-правовом измерении
(Никитина Е.Е.)
("Журнал российского права", 2022, N 8)Защита данного права регулируется и в отраслевом законодательстве, например ст. 13 "Право осужденных на личную безопасность" УИК РФ, ст. 9 "Личная безопасность лиц, подвергнутых административному аресту" Федерального закона от 26 апреля 2013 г. N 67-ФЗ "О порядке отбывания административного ареста", ст. 23 "Гарантии личной безопасности военнослужащих (сотрудников) войск национальной гвардии и членов их семей" Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 226-ФЗ "О войсках национальной гвардии Российской Федерации".
(Никитина Е.Е.)
("Журнал российского права", 2022, N 8)Защита данного права регулируется и в отраслевом законодательстве, например ст. 13 "Право осужденных на личную безопасность" УИК РФ, ст. 9 "Личная безопасность лиц, подвергнутых административному аресту" Федерального закона от 26 апреля 2013 г. N 67-ФЗ "О порядке отбывания административного ареста", ст. 23 "Гарантии личной безопасности военнослужащих (сотрудников) войск национальной гвардии и членов их семей" Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 226-ФЗ "О войсках национальной гвардии Российской Федерации".
Статья: Сравнительно-правовой анализ условий содержания и обеспечения прав лиц, находящихся в местах принудительного содержания, подведомственных МВД России
(Сабаева С.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 12)Условия содержания лиц, находящихся в специальных приемниках (далее - спецприемники), регламентируются прежде всего Федеральным законом от 26.04.2013 N 67-ФЗ "О порядке отбывания административного ареста" <7> (далее - Закон N 67-ФЗ). В нем закреплено, что норма санитарной площади составляет 4 кв. м на одного человека (ст. 13). На законодательном уровне закреплены также корреспондирующие обязанности сотрудников органов внутренних дел <8>. Минимальная норма материально-бытового обеспечения закреплена в Постановлении Правительства РФ от 11.04.2005 N 205 <9>. В ведомственном нормативном правовом акте - Приказе МВД России от 10.02.2014 N 83 "Об утверждении Правил внутреннего распорядка в местах отбывания административного ареста" <10> (далее - Приказ МВД России N 83) - регламентированы процедуры помывки, санитарной обработки, досмотра поступивших передач, заказа разрешенных к хранению товаров, наименования вещей, выдаваемых во временное бесплатное пользование (для общего и индивидуального пользования), требования к оборудованию помещений.
(Сабаева С.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 12)Условия содержания лиц, находящихся в специальных приемниках (далее - спецприемники), регламентируются прежде всего Федеральным законом от 26.04.2013 N 67-ФЗ "О порядке отбывания административного ареста" <7> (далее - Закон N 67-ФЗ). В нем закреплено, что норма санитарной площади составляет 4 кв. м на одного человека (ст. 13). На законодательном уровне закреплены также корреспондирующие обязанности сотрудников органов внутренних дел <8>. Минимальная норма материально-бытового обеспечения закреплена в Постановлении Правительства РФ от 11.04.2005 N 205 <9>. В ведомственном нормативном правовом акте - Приказе МВД России от 10.02.2014 N 83 "Об утверждении Правил внутреннего распорядка в местах отбывания административного ареста" <10> (далее - Приказ МВД России N 83) - регламентированы процедуры помывки, санитарной обработки, досмотра поступивших передач, заказа разрешенных к хранению товаров, наименования вещей, выдаваемых во временное бесплатное пользование (для общего и индивидуального пользования), требования к оборудованию помещений.
Статья: Обеспечение гарантий прав человека в местах принудительного содержания, подведомственных Минздраву России
(Чайка Ю.А., Сабаева С.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 7)<19> Так, особенности реализации конституционных прав в местах принудительного содержания, подведомственных ФСИН России, закреплены Уголовно-исполнительным кодексом, Федеральным законом от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений"; в местах принудительного содержания, подведомственных МВД России, - также Федеральным законом от 26 апреля 2013 г. N 67-ФЗ "О порядке отбывания административного ареста".
(Чайка Ю.А., Сабаева С.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 7)<19> Так, особенности реализации конституционных прав в местах принудительного содержания, подведомственных ФСИН России, закреплены Уголовно-исполнительным кодексом, Федеральным законом от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений"; в местах принудительного содержания, подведомственных МВД России, - также Федеральным законом от 26 апреля 2013 г. N 67-ФЗ "О порядке отбывания административного ареста".
Статья: Личный досмотр и досмотр вещей в КоАП РФ
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Отдельным видом предупредительного досмотра, сопряженного с производством по делам об административных правонарушениях, является досмотр лиц, подвергнутых административному аресту, а также находящихся при них вещей, которые осуществляются по прибытии этих лиц в место отбывания административного ареста, а также по мере необходимости в период отбывания ими административного ареста. Подобные вопросы, помимо КоАП РФ, регламентируются Федеральным законом от 26.04.2013 N 67-ФЗ "О порядке отбывания административного ареста".
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Отдельным видом предупредительного досмотра, сопряженного с производством по делам об административных правонарушениях, является досмотр лиц, подвергнутых административному аресту, а также находящихся при них вещей, которые осуществляются по прибытии этих лиц в место отбывания административного ареста, а также по мере необходимости в период отбывания ими административного ареста. Подобные вопросы, помимо КоАП РФ, регламентируются Федеральным законом от 26.04.2013 N 67-ФЗ "О порядке отбывания административного ареста".