ФЗ № 131 о местном самоуправлении

Подборка наиболее важных документов по запросу ФЗ № 131 о местном самоуправлении (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Позиция ВС РФ, ВАС РФ: Течение срока исковой давности по искам о защите права публичной собственности начинается со дня, когда публично-правовое образование в лице уполномоченного органа узнало или должно было узнать о нарушении своего права как собственника имущества и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права
Определение Верховного Суда РФ от 24.07.2018 N 5-КГ18-95 и другие акты высших судов
Применимые нормы: п. 1 ст. 200, ст. 301 ГК РФ
В соответствии со ст. 72 ЗК РФ и ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ на органы местного самоуправления возложена функция проведения муниципального земельного контроля (в том числе контроля за недопущением самовольного занятия земель). Следовательно, о нарушении права собственности орган местного самоуправления может либо должен узнать со дня проведения проверки, и именно с этого момента подлежит исчислению срок исковой давности.
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 48 "Отмена муниципальных правовых актов и приостановление их действия" Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации""Таким образом, исходя из содержания статьи 48 Закона N 131-ФЗ, орган местного самоуправления вправе в порядке самоконтроля отменить ранее принятый им ненормативный правовой акт в случае выявления его противоречия закону, если при этом не нарушаются законные права граждан и организаций. Реализация органами местного самоуправления предоставленных законом полномочий не может ставиться в зависимость исключительно от усмотрения данных органов, которые обязаны доказать наличие оснований для отмены принятого ранее распоряжения в силу указанной нормы и требований статьи 200 АПК РФ."

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Глава муниципального образования
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)
Правовой статус главы муниципального образования определен ч. 1 ст. 36 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон о местном самоуправлении), согласно которой глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Статья: Конституционная природа муниципальной власти
(Забелина Е.П.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 10)
Признание органов местного самоуправления каналом выражения народом своей власти повлекло за собой закрепление и развитие конституционного постулата. Так, Федеральный закон от 28.08.1995 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" <6> определял местное самоуправление как выражение власти народа. В Федеральном законе N 131-ФЗ местное самоуправление характеризуется как форма осуществления народом своей власти. Казалось бы, имеется достаточное основание для включения в текст этих Законов понятия "муниципальная власть", тем более что в ст. 2 Федерального закона N 131-ФЗ закреплен признак обязательного исполнения муниципальных правовых актов на территории муниципального образования. Однако понятие "муниципальная власть" федеральным законодателем в указанные Законы не было включено. Хотя, на наш взгляд, основания для этого имеются. Ведь реально в названных Законах и на практике используются как позитивные, так и легальные формы влияния органов местного самоуправления на субъекты муниципальной власти.

Нормативные акты

Федеральный закон от 21.07.2005 N 97-ФЗ
(ред. от 08.12.2020)
"О государственной регистрации уставов муниципальных образований"
Статья 9. О внесении изменения в Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"