Функциональное использование земельного участка
Подборка наиболее важных документов по запросу Функциональное использование земельного участка (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перспективы и риски арбитражного спора: Аренда недвижимого имущества (нежилого помещения, здания, строения, сооружения). Оплата пользования недвижимым имуществом (нежилым помещением, зданием, строением, сооружением): Арендодатель хочет взыскать плату за пользование Арендатором земельным участком
(КонсультантПлюс, 2025)размер неосновательного обогащения (расчетом платы исходя из площади участка и арендованного недвижимого имущества, вида функционального использования земель и ставки, установленной для данного вида использования)
(КонсультантПлюс, 2025)размер неосновательного обогащения (расчетом платы исходя из площади участка и арендованного недвижимого имущества, вида функционального использования земель и ставки, установленной для данного вида использования)
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Регистрация изменений, внесенных в договор аренды
(КонсультантПлюс, 2025)При этом суды указали, что цель предоставления земельного участка... указанная в дополнительном соглашении, не противоречит фактическому использованию земельного участка, функциональному назначению объектов недвижимости, расположенных в границах данного земельного участка, а также сведениям о виде разрешенного использования земельного участка, содержащимся в ПЗЗ и ЕГРН; отсутствие в ЕГРН актуальных сведений о разрешенном использовании земельного участка не препятствует предоставлению земельного участка в аренду, учитывая, что дополнительное соглашение подписано сторонами без замечаний и разногласий, а значит, между сторонами достигнуто соглашение по всем существенным условиям..."
(КонсультантПлюс, 2025)При этом суды указали, что цель предоставления земельного участка... указанная в дополнительном соглашении, не противоречит фактическому использованию земельного участка, функциональному назначению объектов недвижимости, расположенных в границах данного земельного участка, а также сведениям о виде разрешенного использования земельного участка, содержащимся в ПЗЗ и ЕГРН; отсутствие в ЕГРН актуальных сведений о разрешенном использовании земельного участка не препятствует предоставлению земельного участка в аренду, учитывая, что дополнительное соглашение подписано сторонами без замечаний и разногласий, а значит, между сторонами достигнуто соглашение по всем существенным условиям..."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по судебной практике: Общие положения об аренде.
Можно ли взимать плату за пользование публичным имуществом исходя из утвержденных ставок, если договор аренды признан недействительным или незаключенным
(КонсультантПлюс, 2025)На территории Санкт-Петербурга размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Санкт-Петербурга или неразграниченной собственности, определяется в соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 05.12.2007 N 608-119 "О Методике определения арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Санкт-Петербурга", а также принятым во исполнение данного Закона постановлением N 1379, которым утверждено Положение о порядке определения базовых ставок арендной платы и коэффициентов, используемых в Методике определения арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Санкт-Петербурга, об особых случаях и порядке определения арендной платы. Согласно пунктам 2.7, 2.8 данного Положения арендная плата рассчитывается с применением кода функционального использования территории Кн - 18,0, а иные коды Кн применяются при предоставлении ведомости инвентаризации земельного участка или при установлении в договоре аренды при его заключении одного вида функционального использования земельного участка. Для уточнения функционального использования земельного участка используются: документы бухгалтерской отчетности за истекший отчетный период, лицензии на виды деятельности, требующие лицензирования, учредительные документы (для некоммерческих организаций); справки федерального органа государственной власти, уполномоченного на осуществление деятельности в сфере государственной статистики, по присвоенным кодам ОКВЭД, ОКП, ОКДП, ОКУН..."
Можно ли взимать плату за пользование публичным имуществом исходя из утвержденных ставок, если договор аренды признан недействительным или незаключенным
(КонсультантПлюс, 2025)На территории Санкт-Петербурга размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Санкт-Петербурга или неразграниченной собственности, определяется в соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 05.12.2007 N 608-119 "О Методике определения арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Санкт-Петербурга", а также принятым во исполнение данного Закона постановлением N 1379, которым утверждено Положение о порядке определения базовых ставок арендной платы и коэффициентов, используемых в Методике определения арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Санкт-Петербурга, об особых случаях и порядке определения арендной платы. Согласно пунктам 2.7, 2.8 данного Положения арендная плата рассчитывается с применением кода функционального использования территории Кн - 18,0, а иные коды Кн применяются при предоставлении ведомости инвентаризации земельного участка или при установлении в договоре аренды при его заключении одного вида функционального использования земельного участка. Для уточнения функционального использования земельного участка используются: документы бухгалтерской отчетности за истекший отчетный период, лицензии на виды деятельности, требующие лицензирования, учредительные документы (для некоммерческих организаций); справки федерального органа государственной власти, уполномоченного на осуществление деятельности в сфере государственной статистики, по присвоенным кодам ОКВЭД, ОКП, ОКДП, ОКУН..."
Путеводитель по судебной практике: Общие положения об аренде.
Применяются ли правила определения арендной платы для федеральных земель к договорам аренды земель субъектов РФ, муниципальных образований и неразграниченных земель
(КонсультантПлюс, 2025)Кви - коэффициент вида функционального использования земельного участка;
Применяются ли правила определения арендной платы для федеральных земель к договорам аренды земель субъектов РФ, муниципальных образований и неразграниченных земель
(КонсультантПлюс, 2025)Кви - коэффициент вида функционального использования земельного участка;
Нормативные акты
"Градостроительный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)15. Помимо предусмотренных настоящей статьей, органом местного самоуправления могут устанавливаться иные виды территориальных зон, выделяемые с учетом функциональных зон и особенностей использования земельных участков и объектов капитального строительства.
(ред. от 31.07.2025)15. Помимо предусмотренных настоящей статьей, органом местного самоуправления могут устанавливаться иные виды территориальных зон, выделяемые с учетом функциональных зон и особенностей использования земельных участков и объектов капитального строительства.
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2, 3 (2024)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.11.2024)Возведение на земельном участке объекта незавершенного строительства, не соответствующего по своему функциональному назначению виду разрешенного использования земельного участка, в том числе при наличии государственной регистрации права собственности на этот объект, не влечет возникновения у лица исключительного права на приобретение земельных участков в собственность в порядке, предусмотренном пунктом 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.11.2024)Возведение на земельном участке объекта незавершенного строительства, не соответствующего по своему функциональному назначению виду разрешенного использования земельного участка, в том числе при наличии государственной регистрации права собственности на этот объект, не влечет возникновения у лица исключительного права на приобретение земельных участков в собственность в порядке, предусмотренном пунктом 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации.
Статья: Некоторые проблемы оценки кадастровой стоимости объектов недвижимости с учетом специфики применения статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации
(Вертакова Ю.В., Енацкая Д.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 12)В качестве примера, демонстрирующего установление налоговой ставки выше экономически обоснованного значения, может служить судебный спор одного из доверителей авторов статьи, работающего в сфере гостиничного обслуживания в Курской области. Землевладелец пытался оспорить в судебном порядке значение коэффициента вида разрешенного (функционального) использования земельных участков (далее - КВИ) для своего вида разрешенного использования земельного участка и доказать, что установленный в субъекте Российской Федерации тариф является экономически не обоснованным, что не отвечает принципу, установленному Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582 (в рассматриваемом случае принцип экономической обоснованности выражается в том, что арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель). Доказательством несоблюдения принципа экономической обоснованности, установленного указанным Постановлением, явилась несопоставимость полученного результата с другими (соседними, обладающими сходными социально-экономическими условиями) регионами (см. табл. 2).
(Вертакова Ю.В., Енацкая Д.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 12)В качестве примера, демонстрирующего установление налоговой ставки выше экономически обоснованного значения, может служить судебный спор одного из доверителей авторов статьи, работающего в сфере гостиничного обслуживания в Курской области. Землевладелец пытался оспорить в судебном порядке значение коэффициента вида разрешенного (функционального) использования земельных участков (далее - КВИ) для своего вида разрешенного использования земельного участка и доказать, что установленный в субъекте Российской Федерации тариф является экономически не обоснованным, что не отвечает принципу, установленному Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582 (в рассматриваемом случае принцип экономической обоснованности выражается в том, что арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель). Доказательством несоблюдения принципа экономической обоснованности, установленного указанным Постановлением, явилась несопоставимость полученного результата с другими (соседними, обладающими сходными социально-экономическими условиями) регионами (см. табл. 2).
Статья: Правовые позиции Верховного Суда Российской Федерации по земельным спорам
(Петюкова О.Н.)
("Современный юрист", 2025, N 2)Рассматриваемое Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ касается правовых последствий изменения правил землепользования и застройки в период возведения объекта капитального строительства. При этом возникает ситуация, когда функциональное использование земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимости не соответствует положениям измененного градостроительного регламента территориальной зоны в границах населенного пункта.
(Петюкова О.Н.)
("Современный юрист", 2025, N 2)Рассматриваемое Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ касается правовых последствий изменения правил землепользования и застройки в период возведения объекта капитального строительства. При этом возникает ситуация, когда функциональное использование земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимости не соответствует положениям измененного градостроительного регламента территориальной зоны в границах населенного пункта.
Статья: О взыскании неосновательного обогащения в связи с использованием земельных участков, находящихся в публичной собственности, в отсутствие правовых оснований
(Чистяков Д.О.)
("Арбитражные споры", 2025, N 1)Кф - коэффициент функционального использования - коэффициент, применяемый в соответствии с видом функционального использования земельного участка (части земельного участка);
(Чистяков Д.О.)
("Арбитражные споры", 2025, N 1)Кф - коэффициент функционального использования - коэффициент, применяемый в соответствии с видом функционального использования земельного участка (части земельного участка);
Статья: Практика реализации в административном судопроизводстве и нормотворчестве запрета на преодоление решения суда о признании нормативного правового акта недействующим повторным принятием такого же акта
(Андреечев И.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 1)Применительно к конституционному нормоконтролю правовая позиция Конституционного Суда РФ по оценке данного свойства изложена в Определении от 31.03.2016 N 449-О-Р <16>, которая впоследствии воспроизведена в отношении решений, принимаемых в порядке судебного нормоконтроля (Определение от 20.09.2018 N 2053-О). Как указал Конституционный Суд РФ, неукоснительное исполнение актов правосудия, обязательных в равной мере для органов всех ветвей государственной власти, приобретает значение императива правового государства; неисполнение либо ненадлежащее исполнение судебных решений наносит ущерб интересам правосудия, подрывает доверие граждан к судам и государству, обязанному признавать и защищать права и свободы человека. Данную позицию, связанную с общеобязательностью судебных решений, продемонстрируем на примере, в котором дважды преодолевалось установленное судами противоречие. Решением Ленинградского областного суда от 09.06.2012, оставленным без изменения Верховным Судом РФ 12.09.2012 <17>, признан недействующим утвержденный Правительством Ленинградской области Порядок определения размера арендной платы в части включения в состав формулы ее расчета коэффициента функционального использования земельного участка (в методике дважды учитывался вид разрешенного использования). 12 ноября 2012 г. данная формула изложена в новой редакции без включения в нее данного коэффициента. Спустя месяц Правительство Ленинградской области изменило формулу, в которую введен коэффициент вида деятельности арендатора. Арбитражным судом в сентябре 2013 г. <18> данные изменения признаны недействующими как не соответствующие принципам экономической обоснованности и запрета необоснованных предпочтений, предусмотренным Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 582. Постановлением Правительства Ленинградской области 9 декабря 2013 г. внесены изменения в формулу путем введения коэффициента вида деятельности арендатора, устанавливаемого актом уполномоченного органа исполнительной власти в сфере управления имуществом. В их развитие принят приказ комитета по управлению имуществом от 23.12.2013, который повторял значения коэффициентов. Судами в третий раз сделан вывод, что при определении коэффициента вновь были учтены значения, использование которых признавалось не отвечающим требованиям Постановления Правительства РФ. Доводы представителя ответчика о том, что Постановлением введен другой коэффициент, судом оценен критически (изменений в формуле не произошло); пояснить суду, по какой причине при учете разных показателей цифровые значения коэффициента не изменяются, представители не смогли. Возложение обязанности по определению коэффициента на орган исполнительной власти суд расценил как преодоление судебного акта <19>.
(Андреечев И.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 1)Применительно к конституционному нормоконтролю правовая позиция Конституционного Суда РФ по оценке данного свойства изложена в Определении от 31.03.2016 N 449-О-Р <16>, которая впоследствии воспроизведена в отношении решений, принимаемых в порядке судебного нормоконтроля (Определение от 20.09.2018 N 2053-О). Как указал Конституционный Суд РФ, неукоснительное исполнение актов правосудия, обязательных в равной мере для органов всех ветвей государственной власти, приобретает значение императива правового государства; неисполнение либо ненадлежащее исполнение судебных решений наносит ущерб интересам правосудия, подрывает доверие граждан к судам и государству, обязанному признавать и защищать права и свободы человека. Данную позицию, связанную с общеобязательностью судебных решений, продемонстрируем на примере, в котором дважды преодолевалось установленное судами противоречие. Решением Ленинградского областного суда от 09.06.2012, оставленным без изменения Верховным Судом РФ 12.09.2012 <17>, признан недействующим утвержденный Правительством Ленинградской области Порядок определения размера арендной платы в части включения в состав формулы ее расчета коэффициента функционального использования земельного участка (в методике дважды учитывался вид разрешенного использования). 12 ноября 2012 г. данная формула изложена в новой редакции без включения в нее данного коэффициента. Спустя месяц Правительство Ленинградской области изменило формулу, в которую введен коэффициент вида деятельности арендатора. Арбитражным судом в сентябре 2013 г. <18> данные изменения признаны недействующими как не соответствующие принципам экономической обоснованности и запрета необоснованных предпочтений, предусмотренным Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 582. Постановлением Правительства Ленинградской области 9 декабря 2013 г. внесены изменения в формулу путем введения коэффициента вида деятельности арендатора, устанавливаемого актом уполномоченного органа исполнительной власти в сфере управления имуществом. В их развитие принят приказ комитета по управлению имуществом от 23.12.2013, который повторял значения коэффициентов. Судами в третий раз сделан вывод, что при определении коэффициента вновь были учтены значения, использование которых признавалось не отвечающим требованиям Постановления Правительства РФ. Доводы представителя ответчика о том, что Постановлением введен другой коэффициент, судом оценен критически (изменений в формуле не произошло); пояснить суду, по какой причине при учете разных показателей цифровые значения коэффициента не изменяются, представители не смогли. Возложение обязанности по определению коэффициента на орган исполнительной власти суд расценил как преодоление судебного акта <19>.
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)15. В ч. 15 комментируемой статьи закреплено право органов местного самоуправления устанавливать иные виды территориальных зон, выделяемых с учетом функциональных зон и особенностей использования земельных участков и объектов капитального строительства, помимо предусмотренных комментируемой статьей.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)15. В ч. 15 комментируемой статьи закреплено право органов местного самоуправления устанавливать иные виды территориальных зон, выделяемых с учетом функциональных зон и особенностей использования земельных участков и объектов капитального строительства, помимо предусмотренных комментируемой статьей.
Путеводитель по судебной практике: Общие положения об аренде.
Можно ли размер платы за аренду публичного земельного участка определять в соответствии с механизмом расчета, установленным договором аренды
(КонсультантПлюс, 2025)2) за период с 08.08.2019 по 13.01.2020 в соответствии с пунктом 2.1.11 Порядка расчета арендной платы (в редакции решения от 23.12.2016 N 52/1506) по формуле А = КСЗУ x Кви x Кдп x Ккан x Кинфл, где: А - величина арендной платы, рассчитываемая за 12 месяцев; КСЗУ - кадастровая стоимость земельного участка; Кви - коэффициент вида функционального использования земельного участка; Кдп - коэффициент дифференциации в зависимости от назначения объектов, расположенных на земельном участке из категории земель населенных пунктов; Ккан - коэффициент категории арендатора земельного участка из земель населенных пунктов; Кинфл - коэффициент индексации;
Можно ли размер платы за аренду публичного земельного участка определять в соответствии с механизмом расчета, установленным договором аренды
(КонсультантПлюс, 2025)2) за период с 08.08.2019 по 13.01.2020 в соответствии с пунктом 2.1.11 Порядка расчета арендной платы (в редакции решения от 23.12.2016 N 52/1506) по формуле А = КСЗУ x Кви x Кдп x Ккан x Кинфл, где: А - величина арендной платы, рассчитываемая за 12 месяцев; КСЗУ - кадастровая стоимость земельного участка; Кви - коэффициент вида функционального использования земельного участка; Кдп - коэффициент дифференциации в зависимости от назначения объектов, расположенных на земельном участке из категории земель населенных пунктов; Ккан - коэффициент категории арендатора земельного участка из земель населенных пунктов; Кинфл - коэффициент индексации;