Функции жилищной инспекции
Подборка наиболее важных документов по запросу Функции жилищной инспекции (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Апелляционное определение Московского городского суда от 27.11.2024 N 33а-9463/2024 (УИД 77RS0005-02-2023-012711-93)
Категория: Прочие гражданско-правовые споры.
Требования: О признании бездействия незаконным.
Обстоятельства: Истица указала, что обратилась к ответчику с жалобой на систематические нарушения жилищного законодательства и прав собственников помещений МКД на участие в плановых осмотрах общего имущества дома, в согласовании актов осмотров, дефектных ведомостей, планов текущего ремонта. Однако надзор ответчиком за ведением и хранением технической документации МКД так и не был произведен.
Решение: Удовлетворено.Суд в решении сослался на положения Административного регламента исполнения Государственной жилищной инспекцией адрес государственной функции по осуществлению регионального государственного жилищного надзора в адрес, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 28 декабря 2011 года N 655-ПП, который на момент спорных отношении утратил силу.
Категория: Прочие гражданско-правовые споры.
Требования: О признании бездействия незаконным.
Обстоятельства: Истица указала, что обратилась к ответчику с жалобой на систематические нарушения жилищного законодательства и прав собственников помещений МКД на участие в плановых осмотрах общего имущества дома, в согласовании актов осмотров, дефектных ведомостей, планов текущего ремонта. Однако надзор ответчиком за ведением и хранением технической документации МКД так и не был произведен.
Решение: Удовлетворено.Суд в решении сослался на положения Административного регламента исполнения Государственной жилищной инспекцией адрес государственной функции по осуществлению регионального государственного жилищного надзора в адрес, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 28 декабря 2011 года N 655-ПП, который на момент спорных отношении утратил силу.
Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 20.05.2025 N 33-10467/2025 (УИД 78RS0008-01-2023-010851-10)
Категория спора: Переустройство и перепланировка помещений.
Требования: О приведении помещения в первоначальное состояние.
Обстоятельства: Ответчиком выполнены самовольная перепланировка и переустройство квартиры с самозахватом части иных помещений, что подтверждается обмерным планом.
Решение: Удовлетворено.Таким образом, из анализа вышеприведенных норм права следует, что исполнение функций жилищного контроля возложено не только на Государственную жилищную инспекцию, но и отнесено к полномочиям администраций районов Санкт-Петербурга. При этом предусмотренные законом полномочия Государственной жилищной инспекции не исключают и компетенцию межведомственной комиссии администрации района по проведению обследования как жилого, так и нежилого помещения на предмет наличия перепланировок, поскольку администрация обеспечивает контроль за сохранностью жилого фонда, поскольку производство самовольных перепланировок может отрицательно повлиять на его дальнейшую эксплуатацию.
Категория спора: Переустройство и перепланировка помещений.
Требования: О приведении помещения в первоначальное состояние.
Обстоятельства: Ответчиком выполнены самовольная перепланировка и переустройство квартиры с самозахватом части иных помещений, что подтверждается обмерным планом.
Решение: Удовлетворено.Таким образом, из анализа вышеприведенных норм права следует, что исполнение функций жилищного контроля возложено не только на Государственную жилищную инспекцию, но и отнесено к полномочиям администраций районов Санкт-Петербурга. При этом предусмотренные законом полномочия Государственной жилищной инспекции не исключают и компетенцию межведомственной комиссии администрации района по проведению обследования как жилого, так и нежилого помещения на предмет наличия перепланировок, поскольку администрация обеспечивает контроль за сохранностью жилого фонда, поскольку производство самовольных перепланировок может отрицательно повлиять на его дальнейшую эксплуатацию.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Жилищная инспекция
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Функции и полномочия
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Функции и полномочия
Статья: Бездействие жилищной инспекции подрывает доверие граждан к органам государственной власти
(Луценко С.)
("Жилищное право", 2025, N 6)Необходимо отметить, что, как правило, административный регламент исполнения жилищной инспекцией государственной функции по осуществлению регионального государственного жилищного надзора не содержит каких-либо ограничений субъектного состава жилищных отношений, которым государственный жилищный инспектор уполномочен выдать предписание в случае выявления при проведении проверки нарушений обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами (Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 27.12.2019 по делу N А55-2183/2019).
(Луценко С.)
("Жилищное право", 2025, N 6)Необходимо отметить, что, как правило, административный регламент исполнения жилищной инспекцией государственной функции по осуществлению регионального государственного жилищного надзора не содержит каких-либо ограничений субъектного состава жилищных отношений, которым государственный жилищный инспектор уполномочен выдать предписание в случае выявления при проведении проверки нарушений обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами (Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 27.12.2019 по делу N А55-2183/2019).
Нормативные акты
Приказ Минстроя РФ от 20.08.1996 N 17-113
(ред. от 11.12.1997)
"Об утверждении Положения о формировании договорных отношений в жилищно - коммунальном хозяйстве"В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1994 г. N 1086 создана Государственная жилищная инспекция, одной из функций которой является осуществление контроля за наличием и правильностью заключения договоров на жилищно - коммунальное обслуживание, реализацией прав и обязанностей сторон, их направленности на защиту прав потребителей услуг, а также осуществление контроля за выполнением обязательств по обеспечению качества обслуживания жилищного фонда и объектов коммунального назначения.
(ред. от 11.12.1997)
"Об утверждении Положения о формировании договорных отношений в жилищно - коммунальном хозяйстве"В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1994 г. N 1086 создана Государственная жилищная инспекция, одной из функций которой является осуществление контроля за наличием и правильностью заключения договоров на жилищно - коммунальное обслуживание, реализацией прав и обязанностей сторон, их направленности на защиту прав потребителей услуг, а также осуществление контроля за выполнением обязательств по обеспечению качества обслуживания жилищного фонда и объектов коммунального назначения.
Определение Верховного Суда РФ от 30.08.2011 N КАС11-455
<Об оставлении без изменения решения Верховного Суда РФ от 04.07.2011, которым отказано в удовлетворении заявления об оспаривании пункта 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47>Как правильно указал суд в решении, пункты 5 и 6 Положения о государственной жилищной инспекции в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1994 г. N 1086 (в редакции от 6 февраля 2006 г.), которыми государственная жилищная инспекция Российской Федерации наделена функциями государственного контроля, в том числе за соблюдением порядка и правил признания жилых домов и помещений непригодными для постоянного проживания, а также перевода их в нежилые, и правом выносить заключения о пригодности домов и помещений для проживания, не предусматривают участие органов государственной жилищной инспекции в работе межведомственной комиссии и не наделяют их принимать решения в целях, указанных в статьях 15, 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
<Об оставлении без изменения решения Верховного Суда РФ от 04.07.2011, которым отказано в удовлетворении заявления об оспаривании пункта 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47>Как правильно указал суд в решении, пункты 5 и 6 Положения о государственной жилищной инспекции в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1994 г. N 1086 (в редакции от 6 февраля 2006 г.), которыми государственная жилищная инспекция Российской Федерации наделена функциями государственного контроля, в том числе за соблюдением порядка и правил признания жилых домов и помещений непригодными для постоянного проживания, а также перевода их в нежилые, и правом выносить заключения о пригодности домов и помещений для проживания, не предусматривают участие органов государственной жилищной инспекции в работе межведомственной комиссии и не наделяют их принимать решения в целях, указанных в статьях 15, 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Статья: Перепланировка нежилого помещения: понятие, порядок согласования
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Пунктом 1.5 Положения о Государственной жилищной инспекции города Москвы, утв. Постановлением Правительства Москвы от 26.07.2011 N 336-ПП (далее - Положение о Мосжилинспекции), установлено, что Государственная жилищная инспекция г. Москвы (далее - Мосжилинспекция) является функциональным органом исполнительной власти г. Москвы, осуществляющим в том числе функцию по предоставлению государственных услуг по согласованию переустройства и перепланировки помещений в многоквартирных домах и жилых домах. Аналогичная норма содержится в п. 4.2.6 Положения о Мосжилинспекции.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Пунктом 1.5 Положения о Государственной жилищной инспекции города Москвы, утв. Постановлением Правительства Москвы от 26.07.2011 N 336-ПП (далее - Положение о Мосжилинспекции), установлено, что Государственная жилищная инспекция г. Москвы (далее - Мосжилинспекция) является функциональным органом исполнительной власти г. Москвы, осуществляющим в том числе функцию по предоставлению государственных услуг по согласованию переустройства и перепланировки помещений в многоквартирных домах и жилых домах. Аналогичная норма содержится в п. 4.2.6 Положения о Мосжилинспекции.
Статья: Нотариальная охрана прав в сфере недвижимости
(Михайлова Е.В.)
("Нотариальный вестник", 2021, N 5)Публично-правовые субъекты, осуществляющие охрану гражданских прав, - это органы государственной власти, уполномоченные на совершение регистрационных и контрольных действий (загсы, органы, осуществляющие регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастровые органы и т.д.), отправление надзорных функций (прокуратура, федеральная жилищная инспекция, федеральная трудовая инспекция, органы, осуществляющие надзор за соблюдением экологического законодательства, и т.д.), и органы судебной власти в части установления фактов, имеющих правовое значение, и правовых состояний лиц (в порядке особого производства).
(Михайлова Е.В.)
("Нотариальный вестник", 2021, N 5)Публично-правовые субъекты, осуществляющие охрану гражданских прав, - это органы государственной власти, уполномоченные на совершение регистрационных и контрольных действий (загсы, органы, осуществляющие регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастровые органы и т.д.), отправление надзорных функций (прокуратура, федеральная жилищная инспекция, федеральная трудовая инспекция, органы, осуществляющие надзор за соблюдением экологического законодательства, и т.д.), и органы судебной власти в части установления фактов, имеющих правовое значение, и правовых состояний лиц (в порядке особого производства).
Статья: Спор о признании незаконным отказа в согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме, отзыва решения о таком согласовании, отказа в оформлении акта о завершенном переустройстве и (или) перепланировке (на основании судебной практики Московского городского суда)
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)В соответствии с Положением о Государственной жилищной инспекции города Москвы, утв. Постановлением Правительства Москвы от 26.07.2011 N 336-ПП, функциональным органом исполнительной власти г. Москвы, осуществляющим функции и полномочия по согласованию переустройства и (или) перепланировки помещений в многоквартирном доме, в том числе в рамках предоставления государственной услуги, является Мосжилинспекция. Мосжилинспекция принимает, в частности, решения (п. п. 1.5, 4.2.6 Положения, утв. Постановлением Правительства Москвы от 26.07.2011 N 336-ПП):
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)В соответствии с Положением о Государственной жилищной инспекции города Москвы, утв. Постановлением Правительства Москвы от 26.07.2011 N 336-ПП, функциональным органом исполнительной власти г. Москвы, осуществляющим функции и полномочия по согласованию переустройства и (или) перепланировки помещений в многоквартирном доме, в том числе в рамках предоставления государственной услуги, является Мосжилинспекция. Мосжилинспекция принимает, в частности, решения (п. п. 1.5, 4.2.6 Положения, утв. Постановлением Правительства Москвы от 26.07.2011 N 336-ПП):
"Правовой режим самовольной постройки в системе вещного права: монография"
(Белова Т.В.)
(отв. ред. А.Н. Левушкин)
("Юстицинформ", 2024)Особое внимание должно быть уделено функциям в виде общественного контроля. Контроль общественности призван повысить эффективность и результативность государственного контроля и надзора в данной сфере. В настоящее время надзорная деятельность переживает новый виток развития. Сфера контроля значительно расширилась. Больше полномочий получили жилищные инспекции на уровне местного самоуправления <106>.
(Белова Т.В.)
(отв. ред. А.Н. Левушкин)
("Юстицинформ", 2024)Особое внимание должно быть уделено функциям в виде общественного контроля. Контроль общественности призван повысить эффективность и результативность государственного контроля и надзора в данной сфере. В настоящее время надзорная деятельность переживает новый виток развития. Сфера контроля значительно расширилась. Больше полномочий получили жилищные инспекции на уровне местного самоуправления <106>.
"Утрата доверия по законодательству Российской Федерации: научно-практическое пособие"
(Трунцевский Ю.В., Цирин А.М. и др.)
(отв. ред. И.И. Кучеров)
("Инфотропик Медиа", 2022)- непринятие мер по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов, не уведомление в письменной форме своего непосредственного начальника о возможности возникновения конфликта интересов, что в конечном итоге привело к конфликту интересов (например: непринятие мер, связанных с обязанностями по представлению информации об имуществе (доходах) в сведениях о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (например: истец не убедился в прекращении права собственности на маломерное судно в связи с его гибелью в 1994 г., документов, подтверждающих отсутствие права собственности на него, не истребовал) <15>. Так, супруг (председатель ТСЖ, руководитель ООО) истицы (начальник Госжилинспекции) получил квалификационный аттестат, в период получения которого истица занимала должность в данной Госжилинспекции). Так как процедура получения квалификационного аттестата и порядок сдачи квалификационного экзамена (а также проверка обязательных требований к порядку и условиям заключения договоров управления многоквартирными домами и иных договоров, проверка обязательных требований к созданию и деятельности ТСЖ, соблюдение прав и обязанностей их членов и др.) входит в полномочия и функции работы Госжилинспекции, истица (лично подписала заключения в отношении этого ООО) обязана была урегулировать конфликт интересов, что ею не было сделано - ни письменно непосредственному начальнику, ни в Комиссию истица не обращалась. "Фактически, конфликт интересов состоял в возможности указанных поднадзорных отделу, возглавляемому истицей, организаций, возглавляемых супругом, получить явные преимущества, избежать ответственности, в вопросах управления многоквартирными домами получить материальную выгоду"). Возражения истицы по делу сводятся к тому, что брак истицы на время рассмотрения жалоб был расторгнут и при рассмотрении жалоб она никак не могла повлиять на переход домов под управление ООО, ссылается так же на то, что проверки по жалобам и проверки в отношении юридического лица, возглавляемого бывшим супругом истицы, проводились объективно и законно, а ряд жалоб даже не носили спорный характер. Данные доводы истицы суд отклонил как необоснованные, так как вне зависимости от результатов проверки или существа рассматриваемых жалоб в отношении организации, которую возглавлял ее супруг (с которым ее брак расторгнут) в целях сохранения доверия руководства, исключения возможности влияния личных отношений на объективное исполнение истицей своих служебных обязанностей, она обязана была принять меры к урегулированию конфликта интересов и при рассмотрении указанных жалоб. При этом, в данной ситуации для работодателя не важен был результат рассмотрения жалоб и проведенных проверок, так как при принятии решения об увольнении должен был учитываться и учитывался сам факт наличия конфликта интересов и не принятие истицей мер к его урегулированию. Наличие конфликта интересов у истицы, по мнению суда, несмотря на формально расторгнутый брак, обосновывается тем, что данное расторжение брака было фиктивным: ее бывший супруг на момент обнаружения нарушений и рассмотрения дела проживал по тому же адресу, что и истица, что свидетельствует о том, что развод принимает формальную силу <16>;
(Трунцевский Ю.В., Цирин А.М. и др.)
(отв. ред. И.И. Кучеров)
("Инфотропик Медиа", 2022)- непринятие мер по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов, не уведомление в письменной форме своего непосредственного начальника о возможности возникновения конфликта интересов, что в конечном итоге привело к конфликту интересов (например: непринятие мер, связанных с обязанностями по представлению информации об имуществе (доходах) в сведениях о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (например: истец не убедился в прекращении права собственности на маломерное судно в связи с его гибелью в 1994 г., документов, подтверждающих отсутствие права собственности на него, не истребовал) <15>. Так, супруг (председатель ТСЖ, руководитель ООО) истицы (начальник Госжилинспекции) получил квалификационный аттестат, в период получения которого истица занимала должность в данной Госжилинспекции). Так как процедура получения квалификационного аттестата и порядок сдачи квалификационного экзамена (а также проверка обязательных требований к порядку и условиям заключения договоров управления многоквартирными домами и иных договоров, проверка обязательных требований к созданию и деятельности ТСЖ, соблюдение прав и обязанностей их членов и др.) входит в полномочия и функции работы Госжилинспекции, истица (лично подписала заключения в отношении этого ООО) обязана была урегулировать конфликт интересов, что ею не было сделано - ни письменно непосредственному начальнику, ни в Комиссию истица не обращалась. "Фактически, конфликт интересов состоял в возможности указанных поднадзорных отделу, возглавляемому истицей, организаций, возглавляемых супругом, получить явные преимущества, избежать ответственности, в вопросах управления многоквартирными домами получить материальную выгоду"). Возражения истицы по делу сводятся к тому, что брак истицы на время рассмотрения жалоб был расторгнут и при рассмотрении жалоб она никак не могла повлиять на переход домов под управление ООО, ссылается так же на то, что проверки по жалобам и проверки в отношении юридического лица, возглавляемого бывшим супругом истицы, проводились объективно и законно, а ряд жалоб даже не носили спорный характер. Данные доводы истицы суд отклонил как необоснованные, так как вне зависимости от результатов проверки или существа рассматриваемых жалоб в отношении организации, которую возглавлял ее супруг (с которым ее брак расторгнут) в целях сохранения доверия руководства, исключения возможности влияния личных отношений на объективное исполнение истицей своих служебных обязанностей, она обязана была принять меры к урегулированию конфликта интересов и при рассмотрении указанных жалоб. При этом, в данной ситуации для работодателя не важен был результат рассмотрения жалоб и проведенных проверок, так как при принятии решения об увольнении должен был учитываться и учитывался сам факт наличия конфликта интересов и не принятие истицей мер к его урегулированию. Наличие конфликта интересов у истицы, по мнению суда, несмотря на формально расторгнутый брак, обосновывается тем, что данное расторжение брака было фиктивным: ее бывший супруг на момент обнаружения нарушений и рассмотрения дела проживал по тому же адресу, что и истица, что свидетельствует о том, что развод принимает формальную силу <16>;
Статья: Вопросы реализации прокурорами полномочий по обеспечению законности при организации контрольными органами проверок в жилищной сфере
(Полякова Н.А.)
("Административное право и процесс", 2024, N 9)В 1998 г. в ходе реформы жилищно-коммунального хозяйства Приказом Госстроя России было утверждено Типовое положение государственной жилищной инспекции регионов страны, согласно которому они наделялись контрольными функциями, имели двойное подчинение и входили как в систему органов исполнительной власти регионов, так и в систему федеральной Государственной жилищной инспекции.
(Полякова Н.А.)
("Административное право и процесс", 2024, N 9)В 1998 г. в ходе реформы жилищно-коммунального хозяйства Приказом Госстроя России было утверждено Типовое положение государственной жилищной инспекции регионов страны, согласно которому они наделялись контрольными функциями, имели двойное подчинение и входили как в систему органов исполнительной власти регионов, так и в систему федеральной Государственной жилищной инспекции.
Статья: Спор о признании переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме незаконными (на основании судебной практики Московского городского суда)
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)Согласно Положению о Государственной жилищной инспекции города Москвы, утв. Постановлением Правительства Москвы от 26.07.2011 N 336-ПП, функциональным органом исполнительной власти г. Москвы, осуществляющим функции и полномочия по согласованию переустройства и (или) перепланировки помещений в многоквартирном доме, в том числе в рамках предоставления государственной услуги, является Мосжилинспекция.
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)Согласно Положению о Государственной жилищной инспекции города Москвы, утв. Постановлением Правительства Москвы от 26.07.2011 N 336-ПП, функциональным органом исполнительной власти г. Москвы, осуществляющим функции и полномочия по согласованию переустройства и (или) перепланировки помещений в многоквартирном доме, в том числе в рамках предоставления государственной услуги, является Мосжилинспекция.
Статья: Влияние региональных органов власти на рынок услуг по техническому обслуживанию внутридомового и внутриквартирного газового оборудования
(Матвеев П.А., Толстова И.А.)
("Конкурентное право", 2023, N 2)Начало реформы отечественного законодательства по созданию конкурентного рынка услуг по техническому обслуживанию ВКГО и ВДГО связано с Постановлением Правительства РФ от 14 мая 2013 г. N 410 "О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования" <2>, отменившим ранее существовавшую многолетнюю практику оказания услуг по техническому осмотру и ремонту газового оборудования предприятиями - поставщиками газа (например, в Московской области такую функцию до выполнял ГУП МО "Мособлгаз"). Свою деятельность коммерческие организации должны были осуществлять не только под контролем саморегулируемых организаций, членами которых они обязаны быть, но и с участием Ростехнадзора и государственных жилищных инспекций по соответствующим субъектам РФ. Именно на региональные ГЖИ была возложены следующие обязанности:
(Матвеев П.А., Толстова И.А.)
("Конкурентное право", 2023, N 2)Начало реформы отечественного законодательства по созданию конкурентного рынка услуг по техническому обслуживанию ВКГО и ВДГО связано с Постановлением Правительства РФ от 14 мая 2013 г. N 410 "О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования" <2>, отменившим ранее существовавшую многолетнюю практику оказания услуг по техническому осмотру и ремонту газового оборудования предприятиями - поставщиками газа (например, в Московской области такую функцию до выполнял ГУП МО "Мособлгаз"). Свою деятельность коммерческие организации должны были осуществлять не только под контролем саморегулируемых организаций, членами которых они обязаны быть, но и с участием Ростехнадзора и государственных жилищных инспекций по соответствующим субъектам РФ. Именно на региональные ГЖИ была возложены следующие обязанности:
"Административно-правовые гарантии обеспечения прав граждан и организаций при осуществлении государственного контроля (надзора): теория и практика: монография"
(Фесько Д.С.)
(под науч. ред. В.В. Черникова)
("Проспект", 2023)Органы исполнительной власти являются также главным субъектом регионального государственного контроля (надзора). На уровне субъектов Российской Федерации функции по контролю и надзору осуществляют государственные жилищные инспекции, инспекции государственного строительного надзора, государственные инспекции по техническому надзору за состоянием самоходных машин и других технических средств, органы (министерства, управления, департаменты) по вопросам потребительского рынка и ценовой политики, по вопросам дорог и транспорта, по вопросам труда и занятости населения и другие <1>.
(Фесько Д.С.)
(под науч. ред. В.В. Черникова)
("Проспект", 2023)Органы исполнительной власти являются также главным субъектом регионального государственного контроля (надзора). На уровне субъектов Российской Федерации функции по контролю и надзору осуществляют государственные жилищные инспекции, инспекции государственного строительного надзора, государственные инспекции по техническому надзору за состоянием самоходных машин и других технических средств, органы (министерства, управления, департаменты) по вопросам потребительского рынка и ценовой политики, по вопросам дорог и транспорта, по вопросам труда и занятости населения и другие <1>.
Статья: Публично-правовое регулирование отношений в сфере жилищно-коммунального хозяйства
(Левушкин А.Н.)
("Семейное и жилищное право", 2023, N 4)Жилищные инспекции осуществляют деятельность на федеральном и региональном уровне. Государственный жилищный надзор реализуется при помощи проведения проверок, как плановых, так и внеплановых. Любая проверка направлена на выявление и устранение недостатков, способствующих нарушению закона или создающих предпосылки для такого нарушения. Как отмечалось ранее, жилищный надзор не проводится в отношении управляющих компаний, которые осуществляют свою деятельность на основании лицензии. На практике зачастую функции контроля и надзора дублируются, как в случае оценки качества предоставляемых услуг, так и при контроле действий должностных лиц и органов в сфере жилищно-коммунального надзора <8>. Множество государственных органов, осуществляющих функции государственного контроля и надзора в отношении отрасли ЖКХ, являются надведомственными. Проверки государственной жилищной инспекцией проводятся по следующим видам: порядок использования имущества и жилого фонда, предназначение придомовых территорий и мест общего пользования; условия предоставления услуг; оценка состояния жилищного фонда и общей собственности, эксплуатация таких помещений; использование ресурсов в жилых домах (вода, тепло, газ, электричество); качество предоставляемых жилищно-коммунальных услуг. Во всех субъектах РФ действуют государственные или муниципальные тарифные комиссии, целью которых является определение тарифов ЖКХ. Тарифы не должны носить обременительный характер для населения.
(Левушкин А.Н.)
("Семейное и жилищное право", 2023, N 4)Жилищные инспекции осуществляют деятельность на федеральном и региональном уровне. Государственный жилищный надзор реализуется при помощи проведения проверок, как плановых, так и внеплановых. Любая проверка направлена на выявление и устранение недостатков, способствующих нарушению закона или создающих предпосылки для такого нарушения. Как отмечалось ранее, жилищный надзор не проводится в отношении управляющих компаний, которые осуществляют свою деятельность на основании лицензии. На практике зачастую функции контроля и надзора дублируются, как в случае оценки качества предоставляемых услуг, так и при контроле действий должностных лиц и органов в сфере жилищно-коммунального надзора <8>. Множество государственных органов, осуществляющих функции государственного контроля и надзора в отношении отрасли ЖКХ, являются надведомственными. Проверки государственной жилищной инспекцией проводятся по следующим видам: порядок использования имущества и жилого фонда, предназначение придомовых территорий и мест общего пользования; условия предоставления услуг; оценка состояния жилищного фонда и общей собственности, эксплуатация таких помещений; использование ресурсов в жилых домах (вода, тепло, газ, электричество); качество предоставляемых жилищно-коммунальных услуг. Во всех субъектах РФ действуют государственные или муниципальные тарифные комиссии, целью которых является определение тарифов ЖКХ. Тарифы не должны носить обременительный характер для населения.