Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей
Подборка наиболее важных документов по запросу Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Аналогия закона и аналогия права в практике разрешения семейно-правовых споров"
(Микрюков В.А.)
("Статут", 2021)VI. Формы воспитания детей, оставшихся
(Микрюков В.А.)
("Статут", 2021)VI. Формы воспитания детей, оставшихся
Нормативные акты
"Семейный кодекс Российской Федерации" от 29.12.1995 N 223-ФЗ
(ред. от 23.11.2024, с изм. от 30.10.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 05.02.2025)Раздел VI. ФОРМЫ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ
(ред. от 23.11.2024, с изм. от 30.10.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 05.02.2025)Раздел VI. ФОРМЫ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ
Статья: Социально-правовые риски воспитания ребенка в приемной семье
(Ильина О.Ю.)
("Семейное и жилищное право", 2025, N 4)Возвращаясь к детям, которые остались без родительского попечения, и возможному устройству их в приемную семью, хотелось бы прежде всего обозначить цель принятия соответствующего решения. Все-таки приемная семья - это форма устройства или же форма воспитания ребенка? Дело в том, что разд. VI СК РФ называется "Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей", в то время как в ст. 123 СК РФ указывается "устройство на воспитание в семью".
(Ильина О.Ю.)
("Семейное и жилищное право", 2025, N 4)Возвращаясь к детям, которые остались без родительского попечения, и возможному устройству их в приемную семью, хотелось бы прежде всего обозначить цель принятия соответствующего решения. Все-таки приемная семья - это форма устройства или же форма воспитания ребенка? Дело в том, что разд. VI СК РФ называется "Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей", в то время как в ст. 123 СК РФ указывается "устройство на воспитание в семью".
Ситуация: Какие существуют гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Устройство ребенка под опеку или попечительство допускается в соответствии с законом по договору об осуществлении опеки или попечительства, в том числе по договору о приемной семье, либо в случаях, предусмотренных законами субъектов РФ, по договору о патронатной семье (патронате, патронатном воспитании). В частности, в г. Москве под патронатным воспитанием понимается форма семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на установленный договором о патронатном воспитании срок (п. 6 ст. 145 СК РФ; ч. 1 ст. 14 Закона от 24.04.2008 N 48-ФЗ; п. 3 ст. 1 Закона г. Москвы N 12).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Устройство ребенка под опеку или попечительство допускается в соответствии с законом по договору об осуществлении опеки или попечительства, в том числе по договору о приемной семье, либо в случаях, предусмотренных законами субъектов РФ, по договору о патронатной семье (патронате, патронатном воспитании). В частности, в г. Москве под патронатным воспитанием понимается форма семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на установленный договором о патронатном воспитании срок (п. 6 ст. 145 СК РФ; ч. 1 ст. 14 Закона от 24.04.2008 N 48-ФЗ; п. 3 ст. 1 Закона г. Москвы N 12).
Статья: Доктринально-методологические и практические аспекты социально-правовой защиты и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на современном этапе развития российского общества
(Пивченко С.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 8)Ключевые слова: дети, оставшиеся без попечения родителей; формы воспитания несовершеннолетних; беспризорность; безнадзорность; социальное сиротство; государственное социальное обеспечение детей-сирот; опека и попечительство; передача детей на воспитание в приемную семью; патронат; детские дома и учреждения; деинституционализация; право на воспитание.
(Пивченко С.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 8)Ключевые слова: дети, оставшиеся без попечения родителей; формы воспитания несовершеннолетних; беспризорность; безнадзорность; социальное сиротство; государственное социальное обеспечение детей-сирот; опека и попечительство; передача детей на воспитание в приемную семью; патронат; детские дома и учреждения; деинституционализация; право на воспитание.
"Комментарий к Федеральному закону от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)3) обеспечение приоритета семейных форм воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)3) обеспечение приоритета семейных форм воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
Статья: Взаимодействие органов опеки и попечительства с государственными и муниципальными учреждениями (организациями) для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
(Карпова О.А.)
("Социальное и пенсионное право", 2024, N 2)<2> Очирова А.В., Бобкова В.Н., Григорьева Н.С. Развитие семейных форм воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в РФ: взгляд со стороны гражданского общества // Сборник статей / Межд. общественная благотворительная организ., Межд. женский центр "Будущее женщины". М.: МАКС Пресс, 2009. С. 164.
(Карпова О.А.)
("Социальное и пенсионное право", 2024, N 2)<2> Очирова А.В., Бобкова В.Н., Григорьева Н.С. Развитие семейных форм воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в РФ: взгляд со стороны гражданского общества // Сборник статей / Межд. общественная благотворительная организ., Межд. женский центр "Будущее женщины". М.: МАКС Пресс, 2009. С. 164.
Статья: Материальное и процессуальное представительство: гражданско-правовой и семейно-правовой аспекты
(Коротков Д.Б., Шершень Т.В.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2020, N 4)До принятия Федерального закона "Об опеке и попечительстве" приемная семья в структуре разд. VI СК РФ "Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей" (гл. 21) позиционировалась в качестве самостоятельной формы устройства на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, а патронатная семья (патронат, патронатное воспитание) даже не упоминалась в кодифицированном акте семейного законодательства России. Правовое регулирование этого вопроса с учетом положений ст. 72 Конституции Российской Федерации было передано на уровень субъектов РФ. В силу ст. 2 Закона Пермской области "патронатное воспитание - форма устройства ребенка (детей), находящегося на попечении органа опеки и попечительства, на воспитание в семью патронатного воспитателя при сохранении обязанностей опекуна (попечителя) в отношении ребенка у органа опеки и попечительства" <23>. По сути, патронатное воспитание существовало в Пермской области как своеобразная переходная форма от несемейных форм устройства ребенка, оставшегося без родительского попечения, к семейным. Среди семейных форм устройства СК РФ устанавливал три самостоятельные формы: 1) усыновление (удочерение); 2) опеку и попечительство; 3) приемную семью. Патронатные воспитатели не были законными представителями ребенка (детей), обязанности опекуна (попечителя) в отношении ребенка возлагались на органы опеки и попечительства. Закон Пермской области определял патронатного воспитателя как лицо, осуществляющее воспитание и защиту прав и законных интересов ребенка, при сохранении функций законного представителя ребенка у органов опеки и попечительства (уполномоченной службы, которая могла создаваться в составе органа опеки и попечительства, в качестве самостоятельного учреждения, а также на базе учреждения для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей).
(Коротков Д.Б., Шершень Т.В.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2020, N 4)До принятия Федерального закона "Об опеке и попечительстве" приемная семья в структуре разд. VI СК РФ "Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей" (гл. 21) позиционировалась в качестве самостоятельной формы устройства на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, а патронатная семья (патронат, патронатное воспитание) даже не упоминалась в кодифицированном акте семейного законодательства России. Правовое регулирование этого вопроса с учетом положений ст. 72 Конституции Российской Федерации было передано на уровень субъектов РФ. В силу ст. 2 Закона Пермской области "патронатное воспитание - форма устройства ребенка (детей), находящегося на попечении органа опеки и попечительства, на воспитание в семью патронатного воспитателя при сохранении обязанностей опекуна (попечителя) в отношении ребенка у органа опеки и попечительства" <23>. По сути, патронатное воспитание существовало в Пермской области как своеобразная переходная форма от несемейных форм устройства ребенка, оставшегося без родительского попечения, к семейным. Среди семейных форм устройства СК РФ устанавливал три самостоятельные формы: 1) усыновление (удочерение); 2) опеку и попечительство; 3) приемную семью. Патронатные воспитатели не были законными представителями ребенка (детей), обязанности опекуна (попечителя) в отношении ребенка возлагались на органы опеки и попечительства. Закон Пермской области определял патронатного воспитателя как лицо, осуществляющее воспитание и защиту прав и законных интересов ребенка, при сохранении функций законного представителя ребенка у органов опеки и попечительства (уполномоченной службы, которая могла создаваться в составе органа опеки и попечительства, в качестве самостоятельного учреждения, а также на базе учреждения для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей).