Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей
Подборка наиболее важных документов по запросу Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 1 "Основные начала семейного законодательства" СК РФЗаконодатель, действуя в соответствии с конституционными предписаниями и в рамках предоставленной дискреции, может вводить различные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в целях реализации указанного принципа."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Несемейные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей
(Косова О.Ю.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2025, N 5)"Законы России: опыт, анализ, практика", 2025, N 5
(Косова О.Ю.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2025, N 5)"Законы России: опыт, анализ, практика", 2025, N 5
"Комментарий к Федеральному закону от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)ООиП выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти (соответствующим документом является Порядок формирования, ведения и использования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, утв. Приказом Минпросвещения России от 3 июля 2024 г. N 461 <87>), обеспечивают защиту их прав и интересов до решения вопроса об их устройстве и исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избирают формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей (ст. 123 СК РФ), а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования;
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)ООиП выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти (соответствующим документом является Порядок формирования, ведения и использования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, утв. Приказом Минпросвещения России от 3 июля 2024 г. N 461 <87>), обеспечивают защиту их прав и интересов до решения вопроса об их устройстве и исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избирают формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей (ст. 123 СК РФ), а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования;
Нормативные акты
"Семейный кодекс Российской Федерации" от 29.12.1995 N 223-ФЗ
(ред. от 23.11.2024, с изм. от 30.10.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 05.02.2025)Органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, обеспечивают защиту их прав и интересов до решения вопроса об их устройстве и исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избирают формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей (статья 123 настоящего Кодекса), а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования.
(ред. от 23.11.2024, с изм. от 30.10.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 05.02.2025)Органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, обеспечивают защиту их прав и интересов до решения вопроса об их устройстве и исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избирают формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей (статья 123 настоящего Кодекса), а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования.
Статья: Несовершеннолетние как должники: сравнительно-правовое исследование
(Останина Е.А.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2024, N 5)Теоретически опекун или попечитель вправе передать с согласия органа опеки и попечительства пустующее жилое помещение во временное владение и пользование по договору коммерческого найма для того, чтобы оплатить из полученных средств хотя бы коммунальные расходы; практически это почти никогда не делается (по разным причинам: либо жилое помещение находится в состоянии, исключающем заключение договора, либо опекун или попечитель недостаточно энергичен для поиска квартиранта и контроля за исполнением обязательства, либо органы опеки и попечительства не дают согласия на заключение договора). Также теоретически орган опеки и попечительства вправе передать имущество в доверительное управление, если имущество требует постоянного управления. Но жилое помещение редко оценивается как такое имущество, и органы опеки и попечительства обычно ограничиваются тем, что административным актом закрепляют имущество за несовершеннолетним <74>, а вопрос о том, где он будет проживать, решается отдельно с учетом формы устройства ребенка, оставшегося без попечения родителей, места жительства опекуна (попечителя), интересов ребенка.
(Останина Е.А.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2024, N 5)Теоретически опекун или попечитель вправе передать с согласия органа опеки и попечительства пустующее жилое помещение во временное владение и пользование по договору коммерческого найма для того, чтобы оплатить из полученных средств хотя бы коммунальные расходы; практически это почти никогда не делается (по разным причинам: либо жилое помещение находится в состоянии, исключающем заключение договора, либо опекун или попечитель недостаточно энергичен для поиска квартиранта и контроля за исполнением обязательства, либо органы опеки и попечительства не дают согласия на заключение договора). Также теоретически орган опеки и попечительства вправе передать имущество в доверительное управление, если имущество требует постоянного управления. Но жилое помещение редко оценивается как такое имущество, и органы опеки и попечительства обычно ограничиваются тем, что административным актом закрепляют имущество за несовершеннолетним <74>, а вопрос о том, где он будет проживать, решается отдельно с учетом формы устройства ребенка, оставшегося без попечения родителей, места жительства опекуна (попечителя), интересов ребенка.
Статья: Отдельные вопросы алиментных обязательств других членов семьи в семейном законодательстве Российской Федерации
(Пешкова О.А.)
("Цивилист", 2022, N 2)Семейное право предполагает, что в семье могут возникать различные отношения, основанные на той или иной степени родства. К таким отношениям следует относить семейно-правовые связи родителей и детей или иных родственников. Особое значение родство имеет для такого семейно-правового института, как брак, поскольку он запрещен между близкими родственниками. При определении формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, родство тоже может иметь приоритетное значение.
(Пешкова О.А.)
("Цивилист", 2022, N 2)Семейное право предполагает, что в семье могут возникать различные отношения, основанные на той или иной степени родства. К таким отношениям следует относить семейно-правовые связи родителей и детей или иных родственников. Особое значение родство имеет для такого семейно-правового института, как брак, поскольку он запрещен между близкими родственниками. При определении формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, родство тоже может иметь приоритетное значение.
Статья: К вопросу о проблематике опеки над детьми, чьи матери были осуждены к лишению свободы
(Москвитина М.М.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2025, N 1)<5> Цветков В.А. Приемная семья как форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей, по законодательству Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. Омск, 2005. 239 с.
(Москвитина М.М.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2025, N 1)<5> Цветков В.А. Приемная семья как форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей, по законодательству Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. Омск, 2005. 239 с.
Статья: К вопросу о некоторых реализуемых программах социальной адаптации для молодых людей, временно или постоянно лишенных семейного окружения (на примере Вьетнама и Китая)
(Афанасьевская А.В., Иванова Н.А.)
("Международное публичное и частное право", 2023, N 3)<1> Савенко О.Е. Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в зарубежных странах // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина. 2015. N 2. С. 126 - 135.
(Афанасьевская А.В., Иванова Н.А.)
("Международное публичное и частное право", 2023, N 3)<1> Савенко О.Е. Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в зарубежных странах // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина. 2015. N 2. С. 126 - 135.
"Комментарий к Федеральному закону от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Опека и попечительство - одна из форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Это промежуточная форма между устройством граждан в специальные учреждения и усыновлением, поскольку подопечный не становится полноправным членом семьи как при усыновлении, однако отдельные элементы семейного воспитания в данном случае присутствуют.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Опека и попечительство - одна из форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Это промежуточная форма между устройством граждан в специальные учреждения и усыновлением, поскольку подопечный не становится полноправным членом семьи как при усыновлении, однако отдельные элементы семейного воспитания в данном случае присутствуют.
Статья: К вопросу о понятийном аппарате семейного права: определение юридических категорий "семья" и "брак"
(Трофимец И.А.)
("Семейное и жилищное право", 2024, N 3)Основополагающая категория "семья" в законопроекте имеет следующее определение: "Семья - общность людей, соединенных отношениями брака, родства, свойства, усыновления (удочерения) и связанных общими семейными традициями и ценностями, взаимными правами и ответственностью друг перед другом" (п. 12 ст. 1.1 законопроекта). В принципе в предлагаемом определении собраны не все основные подходы к семье, которые сформировались в науке семейного права и сложились в судебной практике. Представляется, что если бы и следовало закрепить определение семьи, то следующего содержания: "Семья - это общность людей, соединенных отношениями брака, родства, свойства, усыновления (удочерения), опеки, попечительства и принятия ребенка на воспитание (в том числе фактического принятия), связанных семейными (родовыми) традициями и ценностями, взаимными правами и обязанностями друг перед другом". В предлагаемом определении расширен перечень юридических фактов, влекущих семейные связи, отношения между членами семьи, в том числе за счет опеки (попечительства) и фактического воспитания. Считаем, что опеку и попечительство не следует относить исключительно к "временным формам устройства ребенка, оставшегося без попечения родителей", поскольку, хотя опека (попечительство) и обусловлена этапами взросления ребенка, тем не менее в период проживания ребенка в семье опекуна или попечителя устанавливается устойчивая семейно-правовая связь, которая может не прерываться и после формального прекращения опеки (попечительства), кроме того, передача ребенка под опеку и попечительство традиционно в науке семейного права относится к способу создания семьи. Полагаем, что и фактическое принятие ребенка на воспитание - это такой юридический факт, который порождает именно семейные правоотношения и является одним из способов создания семьи. Подтверждение находим в ст. 96 СК РФ "Обязанность воспитанников содержать своих фактических воспитателей". Также правильнее было бы заменить в определении семьи, изложенном в законопроекте, ответственность на обязанность.
(Трофимец И.А.)
("Семейное и жилищное право", 2024, N 3)Основополагающая категория "семья" в законопроекте имеет следующее определение: "Семья - общность людей, соединенных отношениями брака, родства, свойства, усыновления (удочерения) и связанных общими семейными традициями и ценностями, взаимными правами и ответственностью друг перед другом" (п. 12 ст. 1.1 законопроекта). В принципе в предлагаемом определении собраны не все основные подходы к семье, которые сформировались в науке семейного права и сложились в судебной практике. Представляется, что если бы и следовало закрепить определение семьи, то следующего содержания: "Семья - это общность людей, соединенных отношениями брака, родства, свойства, усыновления (удочерения), опеки, попечительства и принятия ребенка на воспитание (в том числе фактического принятия), связанных семейными (родовыми) традициями и ценностями, взаимными правами и обязанностями друг перед другом". В предлагаемом определении расширен перечень юридических фактов, влекущих семейные связи, отношения между членами семьи, в том числе за счет опеки (попечительства) и фактического воспитания. Считаем, что опеку и попечительство не следует относить исключительно к "временным формам устройства ребенка, оставшегося без попечения родителей", поскольку, хотя опека (попечительство) и обусловлена этапами взросления ребенка, тем не менее в период проживания ребенка в семье опекуна или попечителя устанавливается устойчивая семейно-правовая связь, которая может не прерываться и после формального прекращения опеки (попечительства), кроме того, передача ребенка под опеку и попечительство традиционно в науке семейного права относится к способу создания семьи. Полагаем, что и фактическое принятие ребенка на воспитание - это такой юридический факт, который порождает именно семейные правоотношения и является одним из способов создания семьи. Подтверждение находим в ст. 96 СК РФ "Обязанность воспитанников содержать своих фактических воспитателей". Также правильнее было бы заменить в определении семьи, изложенном в законопроекте, ответственность на обязанность.
Статья: Социально-правовые риски воспитания ребенка в приемной семье
(Ильина О.Ю.)
("Семейное и жилищное право", 2025, N 4)Представляется, что какой-либо специфики формы и способов воспитания нет и быть не может, в связи с чем название разд. VI СК РФ должно быть скорректировано на вариант "Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей".
(Ильина О.Ю.)
("Семейное и жилищное право", 2025, N 4)Представляется, что какой-либо специфики формы и способов воспитания нет и быть не может, в связи с чем название разд. VI СК РФ должно быть скорректировано на вариант "Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей".
Статья: Доктринально-методологические и практические аспекты социально-правовой защиты и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на современном этапе развития российского общества
(Пивченко С.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 8)Но детский дом семейного типа как отдельная форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в СК РФ не получил закрепления <18>, поскольку его учредителем могли быть или орган исполнительной власти субъекта РФ, или орган местного самоуправления, принимающий решение о создании детского дома на основании заявления граждан, являющихся супругами. Супруги при создании учреждения приобретали статус воспитателей и вступали в трудовые отношения с соответствующими органами по поводу воспитания в таком учреждении детей, наделявшихся статусом воспитанников.
(Пивченко С.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 8)Но детский дом семейного типа как отдельная форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в СК РФ не получил закрепления <18>, поскольку его учредителем могли быть или орган исполнительной власти субъекта РФ, или орган местного самоуправления, принимающий решение о создании детского дома на основании заявления граждан, являющихся супругами. Супруги при создании учреждения приобретали статус воспитателей и вступали в трудовые отношения с соответствующими органами по поводу воспитания в таком учреждении детей, наделявшихся статусом воспитанников.
Ситуация: Какие существуют гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Устройство ребенка под опеку или попечительство допускается в соответствии с законом по договору об осуществлении опеки или попечительства, в том числе по договору о приемной семье, либо в случаях, предусмотренных законами субъектов РФ, по договору о патронатной семье (патронате, патронатном воспитании). В частности, в г. Москве под патронатным воспитанием понимается форма семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на установленный договором о патронатном воспитании срок (п. 6 ст. 145 СК РФ; ч. 1 ст. 14 Закона от 24.04.2008 N 48-ФЗ; п. 3 ст. 1 Закона г. Москвы N 12).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Устройство ребенка под опеку или попечительство допускается в соответствии с законом по договору об осуществлении опеки или попечительства, в том числе по договору о приемной семье, либо в случаях, предусмотренных законами субъектов РФ, по договору о патронатной семье (патронате, патронатном воспитании). В частности, в г. Москве под патронатным воспитанием понимается форма семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на установленный договором о патронатном воспитании срок (п. 6 ст. 145 СК РФ; ч. 1 ст. 14 Закона от 24.04.2008 N 48-ФЗ; п. 3 ст. 1 Закона г. Москвы N 12).
"Судебная практика и развитие законодательства о труде и социальном обеспечении: научно-практическое пособие"
(Антонова Н.В., Каменская С.В., Коршунова Т.Ю. и др.)
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова)
("КОНТРАКТ", 2024)Конституционный Суд РФ, отказывая В.Б. Кубанову в принятии жалобы к рассмотрению, обратил внимание на то, что усыновление (или удочерение) является приоритетной формой устройства несовершеннолетних детей, оставшихся без попечения родителей, и имеет целью обеспечение надлежащего воспитания и образования таких детей, их физическое, психическое, духовное и нравственное развитие. Усыновленные дети и их потомство по отношению к усыновителям и их родственникам, а усыновители и их родственники - по отношению к усыновленным детям и их потомству приравниваются в личных неимущественных и имущественных правах и обязанностях к родственникам по происхождению (п. 1 ст. 124 и п. 1 ст. 137 СК РФ). В связи с этим Конституционный Суд РФ особо подчеркнул, что в случае усыновления ребенка обоими супругами приоритетное право на получение дополнительных мер государственной поддержки также предоставляется женщине. Право мужчин на указанные меры не является производным от права женщин только тогда, когда они являются единственными усыновителями второго, третьего ребенка или последующих детей.
(Антонова Н.В., Каменская С.В., Коршунова Т.Ю. и др.)
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова)
("КОНТРАКТ", 2024)Конституционный Суд РФ, отказывая В.Б. Кубанову в принятии жалобы к рассмотрению, обратил внимание на то, что усыновление (или удочерение) является приоритетной формой устройства несовершеннолетних детей, оставшихся без попечения родителей, и имеет целью обеспечение надлежащего воспитания и образования таких детей, их физическое, психическое, духовное и нравственное развитие. Усыновленные дети и их потомство по отношению к усыновителям и их родственникам, а усыновители и их родственники - по отношению к усыновленным детям и их потомству приравниваются в личных неимущественных и имущественных правах и обязанностях к родственникам по происхождению (п. 1 ст. 124 и п. 1 ст. 137 СК РФ). В связи с этим Конституционный Суд РФ особо подчеркнул, что в случае усыновления ребенка обоими супругами приоритетное право на получение дополнительных мер государственной поддержки также предоставляется женщине. Право мужчин на указанные меры не является производным от права женщин только тогда, когда они являются единственными усыновителями второго, третьего ребенка или последующих детей.