Формы собственности на землю
Подборка наиболее важных документов по запросу Формы собственности на землю (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Важнейшая практика по ст. 19 Закона о рекламеОрганы местного самоуправления не могут устанавливать ограничения по форме собственности земельных участков, на которых можно размещать отдельно стоящие рекламные конструкции >>>
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Полномочия администрации муниципального образования
(КонсультантПлюс, 2025)...в границах муниципального образования, независимо от форм собственности и целевого назначения земель, контроль за соблюдением порядка размещения объектов и за использованием земель осуществляет соответствующая администрация как орган местного самоуправления. С учетом изложенного органы местного самоуправления вправе обращаться с исками о сносе самовольно возведенных на расположенных на территории муниципального образования земельных участках объектов..."
(КонсультантПлюс, 2025)...в границах муниципального образования, независимо от форм собственности и целевого назначения земель, контроль за соблюдением порядка размещения объектов и за использованием земель осуществляет соответствующая администрация как орган местного самоуправления. С учетом изложенного органы местного самоуправления вправе обращаться с исками о сносе самовольно возведенных на расположенных на территории муниципального образования земельных участках объектов..."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
"Конституция Российской Федерации"
(принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)2. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.
(принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)2. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.
"Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Глава III. СОБСТВЕННОСТЬ НА ЗЕМЛЮ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Глава III. СОБСТВЕННОСТЬ НА ЗЕМЛЮ
Статья: К вопросу о признании права на земельный участок
(Анисимов А.П., Резванова Л.А., Смиренская Е.В.)
("Современное право", 2023, N 3)Несмотря на наличие точных и четких законодательных формулировок, применение процедуры приобретательной давности к земельным участкам как объектам недвижимости порождает ряд проблем в судебной практике, поскольку в ЗК РФ приобретательная давность никак не упоминается, а использование участка без надлежащих правовых оснований можно квалифицировать как самовольное занятие земельного участка (за это ст. 7.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность). ГК РФ оставляет открытым и вопрос о том, в рамках каких форм собственности действует институт приобретательной давности. Должна ли идти речь только о государственных и муниципальных землях [10], или и о частных землях тоже [4]? Дело в том, что бесхозяйных земельных участков не бывает - действует презумпция государственной собственности на них, установленная в п. 2 ст. 214 ГК РФ. И даже если земельный участок не находится в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальной или частной собственности, он все равно находится в неразграниченной государственной собственности, т.е. не является бесхозяйным. С учетом формулировок ст. 8 Конституции РФ и сложившейся судебной практики можно утверждать, что все формы собственности на землю равны, и земельный участок в рамках любой из них может перейти к лицу в силу приобретательной давности. Тем не менее следует заметить, что в федеральной, субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности могут быть только те земельные участки, которые необходимы соответствующим уровням публичной власти для решения стоящих перед ними задач. Соответственно, даже если находящийся в федеральной собственности земельный участок (например, для нужд обороны) в течение длительного времени не используется, частная собственность в силу приобретательной давности на него возникнуть не сможет, поскольку он ограничен в обороте. Поэтому в частную собственность по процедуре приобретательной давности могут перейти только земельные участки из состава неразграниченной государственной собственности, которые свободны в обороте.
(Анисимов А.П., Резванова Л.А., Смиренская Е.В.)
("Современное право", 2023, N 3)Несмотря на наличие точных и четких законодательных формулировок, применение процедуры приобретательной давности к земельным участкам как объектам недвижимости порождает ряд проблем в судебной практике, поскольку в ЗК РФ приобретательная давность никак не упоминается, а использование участка без надлежащих правовых оснований можно квалифицировать как самовольное занятие земельного участка (за это ст. 7.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность). ГК РФ оставляет открытым и вопрос о том, в рамках каких форм собственности действует институт приобретательной давности. Должна ли идти речь только о государственных и муниципальных землях [10], или и о частных землях тоже [4]? Дело в том, что бесхозяйных земельных участков не бывает - действует презумпция государственной собственности на них, установленная в п. 2 ст. 214 ГК РФ. И даже если земельный участок не находится в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальной или частной собственности, он все равно находится в неразграниченной государственной собственности, т.е. не является бесхозяйным. С учетом формулировок ст. 8 Конституции РФ и сложившейся судебной практики можно утверждать, что все формы собственности на землю равны, и земельный участок в рамках любой из них может перейти к лицу в силу приобретательной давности. Тем не менее следует заметить, что в федеральной, субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности могут быть только те земельные участки, которые необходимы соответствующим уровням публичной власти для решения стоящих перед ними задач. Соответственно, даже если находящийся в федеральной собственности земельный участок (например, для нужд обороны) в течение длительного времени не используется, частная собственность в силу приобретательной давности на него возникнуть не сможет, поскольку он ограничен в обороте. Поэтому в частную собственность по процедуре приобретательной давности могут перейти только земельные участки из состава неразграниченной государственной собственности, которые свободны в обороте.
Статья: Публичная собственность на землю: проблемы определения правовой природы и управления
(Аверьянова Н.Н.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 3)Многообразие форм собственности на землю обусловило многообразие и форм публичной собственности, к которой традиционно относят федеральную, региональную и муниципальную собственность на землю. Между тем структура публичной собственности на землю включает не только указанные формы собственности, поскольку в Российской Федерации государственная собственность на землю не разграничена. Следовательно, большое число земельных участков не являются частной собственностью и не относятся к собственности конкретных публично-правовых образований, но тем менее являются публичной собственностью. Неразграниченные земли определяются как отдельная форма публичной собственности на землю, с собственным правовым режимом, отличным от традиционных форм публичной собственности. В процессе управления ими особая роль отведена органам местного самоуправления. Доказывается, что полномочия по управлению неразграниченными землями являются отдельными государственными полномочиями, переданными на исполнение органам местного самоуправления. Анализируется проблема заключения соглашений о передаче указанных полномочий от одних муниципальных образований другим и перераспределения этих полномочий законом субъекта Российской Федерации. Делается вывод о несоответствии Федерального закона о передаче полномочий органам местного самоуправления по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, требованиям законодательства о местном самоуправлении.
(Аверьянова Н.Н.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 3)Многообразие форм собственности на землю обусловило многообразие и форм публичной собственности, к которой традиционно относят федеральную, региональную и муниципальную собственность на землю. Между тем структура публичной собственности на землю включает не только указанные формы собственности, поскольку в Российской Федерации государственная собственность на землю не разграничена. Следовательно, большое число земельных участков не являются частной собственностью и не относятся к собственности конкретных публично-правовых образований, но тем менее являются публичной собственностью. Неразграниченные земли определяются как отдельная форма публичной собственности на землю, с собственным правовым режимом, отличным от традиционных форм публичной собственности. В процессе управления ими особая роль отведена органам местного самоуправления. Доказывается, что полномочия по управлению неразграниченными землями являются отдельными государственными полномочиями, переданными на исполнение органам местного самоуправления. Анализируется проблема заключения соглашений о передаче указанных полномочий от одних муниципальных образований другим и перераспределения этих полномочий законом субъекта Российской Федерации. Делается вывод о несоответствии Федерального закона о передаче полномочий органам местного самоуправления по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, требованиям законодательства о местном самоуправлении.
Статья: Конституционная аксиология как фундаментальная основа формирования и развития природоресурсного законодательства
(Аверьянова Н.Н.)
("Журнал российского права", 2023, N 8)В качестве таковых выступают прежде всего конституционные положения о земле и об иных природных ресурсах, квинтэссенцией которых является ст. 9 Конституции Российской Федерации, в ч. 1 которой закреплено, что земля и иные природные ресурсы используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующих территориях, а в ч. 2 устанавливается многообразие форм собственности на землю и иные природные ресурсы.
(Аверьянова Н.Н.)
("Журнал российского права", 2023, N 8)В качестве таковых выступают прежде всего конституционные положения о земле и об иных природных ресурсах, квинтэссенцией которых является ст. 9 Конституции Российской Федерации, в ч. 1 которой закреплено, что земля и иные природные ресурсы используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующих территориях, а в ч. 2 устанавливается многообразие форм собственности на землю и иные природные ресурсы.
Статья: Прекращение права собственности на землю. Анализ причин на примере судов
(Крючкова В., Демидова И.)
("Жилищное право", 2021, N 1)В связи с этим были приняты меры по предотвращению дробления имущества сельскохозяйственных предприятий и его неэффективного использования, а также установлены ограничения, не только фактически предопределявшие сохранение коллективно-долевой формы собственности на земли сельскохозяйственных организаций, но и наполнявшие ее особым содержанием: собственником таких земель могло являться не любое произвольное объединение граждан, а именно трудовой коллектив сельхозпредприятия, осуществляющего производственную деятельность.
(Крючкова В., Демидова И.)
("Жилищное право", 2021, N 1)В связи с этим были приняты меры по предотвращению дробления имущества сельскохозяйственных предприятий и его неэффективного использования, а также установлены ограничения, не только фактически предопределявшие сохранение коллективно-долевой формы собственности на земли сельскохозяйственных организаций, но и наполнявшие ее особым содержанием: собственником таких земель могло являться не любое произвольное объединение граждан, а именно трудовой коллектив сельхозпредприятия, осуществляющего производственную деятельность.
Статья: Особенности субъектов и использования специальных познаний в судебном процессе по защите прав участников управления земельными ресурсами
(Волкова Т.В.)
("Вестник гражданского процесса", 2023, N 1)С функциональной точки зрения управление земельными ресурсами может рассматриваться через следующие виды деятельности: мониторинг земель, землеустройство, государственный земельный кадастр, кадастр недвижимости. Данная функциональная специфика, как и субъектный состав системы управления земельными ресурсами, зависит от объекта, а им юридически признается весь земельный фонд Российской Федерации, ее субъектов, административных районов, муниципальных образований, земельные участки отдельных субъектов земельных отношений, отличающиеся по виду использования, правовому статусу, а также земельные участки общего пользования <1>. Именно поэтому субъектами управления земельными ресурсами в зависимости от формы собственности на землю и органа, осуществляющего функции управления, могут быть признаны субъекты, осуществляющие государственное, местное и внутрихозяйственное управление этой собственностью.
(Волкова Т.В.)
("Вестник гражданского процесса", 2023, N 1)С функциональной точки зрения управление земельными ресурсами может рассматриваться через следующие виды деятельности: мониторинг земель, землеустройство, государственный земельный кадастр, кадастр недвижимости. Данная функциональная специфика, как и субъектный состав системы управления земельными ресурсами, зависит от объекта, а им юридически признается весь земельный фонд Российской Федерации, ее субъектов, административных районов, муниципальных образований, земельные участки отдельных субъектов земельных отношений, отличающиеся по виду использования, правовому статусу, а также земельные участки общего пользования <1>. Именно поэтому субъектами управления земельными ресурсами в зависимости от формы собственности на землю и органа, осуществляющего функции управления, могут быть признаны субъекты, осуществляющие государственное, местное и внутрихозяйственное управление этой собственностью.
Путеводитель по корпоративным спорам: Вопросы судебной практики: Уставный капитал акционерного общества.
Утрачивает ли акционер право на имущество при его внесении в счет оплаты акций создаваемого АО
(КонсультантПлюс, 2025)"...Реализуя свое право выбора формы собственности на землю, трудовой коллектив Совхоза им. Моссовета, в том числе и истцы, на конференции учредителей 10.12.92 приняли решение о создании акционерного общества, распорядившись своим правом собственности на имущественный и земельный паи, внеся их в соответствии с требованиями действовавшего законодательства в уставный капитал создаваемого Акционерного общества. Данный факт подтверждается положениями учредительных документов АОЗТ "Агропредприятие "Косино" (пункт 4.7 устава Общества, пункт 10 учредительного договора Общества), а также имеющимся в материалах дела подписным листом (списком учредителей АОЗТ "Агропредприятие "Косино"), являющимся неотъемлемой частью учредительного договора.
Утрачивает ли акционер право на имущество при его внесении в счет оплаты акций создаваемого АО
(КонсультантПлюс, 2025)"...Реализуя свое право выбора формы собственности на землю, трудовой коллектив Совхоза им. Моссовета, в том числе и истцы, на конференции учредителей 10.12.92 приняли решение о создании акционерного общества, распорядившись своим правом собственности на имущественный и земельный паи, внеся их в соответствии с требованиями действовавшего законодательства в уставный капитал создаваемого Акционерного общества. Данный факт подтверждается положениями учредительных документов АОЗТ "Агропредприятие "Косино" (пункт 4.7 устава Общества, пункт 10 учредительного договора Общества), а также имеющимся в материалах дела подписным листом (списком учредителей АОЗТ "Агропредприятие "Косино"), являющимся неотъемлемой частью учредительного договора.
Статья: Право собственности на природные ресурсы и право природопользования как суверенные права
(Бринчук М.М.)
("Экологическое право", 2024, N 3)На волне развития рыночной экономики при подготовке Конституции Российской Федерации <5> 1993 г. в ней было предусмотрено многообразие форм собственности на землю и другие природные ресурсы, включая частную, как приоритетную (ст. 9). Норма о праве граждан и их объединений иметь землю в частной собственности повторена и в ст. 36.
(Бринчук М.М.)
("Экологическое право", 2024, N 3)На волне развития рыночной экономики при подготовке Конституции Российской Федерации <5> 1993 г. в ней было предусмотрено многообразие форм собственности на землю и другие природные ресурсы, включая частную, как приоритетную (ст. 9). Норма о праве граждан и их объединений иметь землю в частной собственности повторена и в ст. 36.
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Как правильно было отмечено в литературе, "учитывая, что российским законодательством признаются различные формы собственности на землю (частная, государственная и муниципальная), необходимо обратить внимание на то, что зоны планируемого размещения объектов капитального строительства регионального значения могут определяться на землях, находящихся либо в собственности субъектов РФ, либо на землях, на которые государственная собственность не разграничена, либо предоставленных в частную собственность. Если возникает необходимость размещения объектов капитального строительства регионального значения на земельных участках, являющихся собственностью РФ или муниципальных образований, потребуется изменение формы собственности на них" <5>.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Как правильно было отмечено в литературе, "учитывая, что российским законодательством признаются различные формы собственности на землю (частная, государственная и муниципальная), необходимо обратить внимание на то, что зоны планируемого размещения объектов капитального строительства регионального значения могут определяться на землях, находящихся либо в собственности субъектов РФ, либо на землях, на которые государственная собственность не разграничена, либо предоставленных в частную собственность. Если возникает необходимость размещения объектов капитального строительства регионального значения на земельных участках, являющихся собственностью РФ или муниципальных образований, потребуется изменение формы собственности на них" <5>.
Статья: Правовые проблемы модернизации института государственного управления в сфере использования и охраны земель
(Галиновская Е.А.)
("Экологическое право", 2023, N 4)Ограниченность земли как ресурса экономических отношений ставит задачу воздействия на ее распределение и использование. При отсутствии последовательного и объективного контроля со стороны публичной власти возникает риск перераспределения земельной собственности в пользу ограниченного числа социальных групп и удовлетворения ограниченного круга социальных интересов, что естественным образом приводит к дисбалансу развития. В условиях многообразия форм собственности на землю и развития рынка земли на государство должны быть возложены в том числе и функции по регулированию и управлению оборотом земельных участков в целях предотвращения негативных последствий конкуренции.
(Галиновская Е.А.)
("Экологическое право", 2023, N 4)Ограниченность земли как ресурса экономических отношений ставит задачу воздействия на ее распределение и использование. При отсутствии последовательного и объективного контроля со стороны публичной власти возникает риск перераспределения земельной собственности в пользу ограниченного числа социальных групп и удовлетворения ограниченного круга социальных интересов, что естественным образом приводит к дисбалансу развития. В условиях многообразия форм собственности на землю и развития рынка земли на государство должны быть возложены в том числе и функции по регулированию и управлению оборотом земельных участков в целях предотвращения негативных последствий конкуренции.