Формирование тарифа на электроэнергию
Подборка наиболее важных документов по запросу Формирование тарифа на электроэнергию (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Методика инвестиционного комплаенса электросетевых компаний
(Якимова В.А., Бегун А.А.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2024, N 1)Следует отметить, что именно предынвестиционная стадия требует особой проверки на подтверждение исходной информации, поскольку существуют рыночные условия и возможности давления для искажения финансовых показателей бухгалтерской отчетности в целях "приукрашивания" инвестиционной привлекательности компании [14]. Источниками финансирования инвестиционной деятельности электросетевых предприятий являются собственные средства (плата за техническое присоединение, амортизация на реновацию оборудования, чистая прибыль), реже используются привлеченные средства (заемные средства и бюджетное финансирование, авансы как плата за техническое присоединение). Р.Р. Смирнов [7] отмечает, что источником формирования собственных инвестиционных ресурсов является тариф на передачу электрической энергии, в результате которого формируется валовая выручка для покрытия расходов электросетевой организации и обеспечения возврата инвестированного капитала. Современная проблема формирования инвестиционных программ в электросетевых компаниях заключается в необходимости распределения ограниченных инвестиций между проектами по вводу новых сетевых мощностей, обусловленных ростом электропотребления и проектами, направленными на снижение износа основных фондов [15].
(Якимова В.А., Бегун А.А.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2024, N 1)Следует отметить, что именно предынвестиционная стадия требует особой проверки на подтверждение исходной информации, поскольку существуют рыночные условия и возможности давления для искажения финансовых показателей бухгалтерской отчетности в целях "приукрашивания" инвестиционной привлекательности компании [14]. Источниками финансирования инвестиционной деятельности электросетевых предприятий являются собственные средства (плата за техническое присоединение, амортизация на реновацию оборудования, чистая прибыль), реже используются привлеченные средства (заемные средства и бюджетное финансирование, авансы как плата за техническое присоединение). Р.Р. Смирнов [7] отмечает, что источником формирования собственных инвестиционных ресурсов является тариф на передачу электрической энергии, в результате которого формируется валовая выручка для покрытия расходов электросетевой организации и обеспечения возврата инвестированного капитала. Современная проблема формирования инвестиционных программ в электросетевых компаниях заключается в необходимости распределения ограниченных инвестиций между проектами по вводу новых сетевых мощностей, обусловленных ростом электропотребления и проектами, направленными на снижение износа основных фондов [15].
Вопрос: Об учете в целях налога на прибыль субсидии, полученной организацией, реализующей электрическую энергию по регулируемому тарифу.
(Письмо Минфина России от 19.05.2025 N 03-03-05/48510)В случае если предоставляемая субсидия была выделена в качестве компенсации убытка, полученного организацией от реализации электрической энергии по регулируемому тарифу, то при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций указанная субсидия признается в составе внереализационных доходов на дату их зачисления в соответствии с положениями абзаца четвертого пункта 4.1 статьи 271 НК РФ.
(Письмо Минфина России от 19.05.2025 N 03-03-05/48510)В случае если предоставляемая субсидия была выделена в качестве компенсации убытка, полученного организацией от реализации электрической энергии по регулируемому тарифу, то при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций указанная субсидия признается в составе внереализационных доходов на дату их зачисления в соответствии с положениями абзаца четвертого пункта 4.1 статьи 271 НК РФ.
Нормативные акты
Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ
(ред. от 25.10.2024)
"Об электроэнергетике"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2025)2.5. Правилами оптового рынка предусматривается формирование как цен на электрическую энергию, так и цен (тарифов) на мощность, а также цен на услуги по управлению изменением режима потребления электрической энергии и их стоимости. Цены (тарифы) на мощность формируются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Поставщики мощности свободны в определении цены на мощность, указываемой в ценовых заявках в отношении объектов по производству электрической энергии. В случае установления регулируемых цен (тарифов) на мощность должны выполняться требования, предусмотренные статьей 23 настоящего Федерального закона.
(ред. от 25.10.2024)
"Об электроэнергетике"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2025)2.5. Правилами оптового рынка предусматривается формирование как цен на электрическую энергию, так и цен (тарифов) на мощность, а также цен на услуги по управлению изменением режима потребления электрической энергии и их стоимости. Цены (тарифы) на мощность формируются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Поставщики мощности свободны в определении цены на мощность, указываемой в ценовых заявках в отношении объектов по производству электрической энергии. В случае установления регулируемых цен (тарифов) на мощность должны выполняться требования, предусмотренные статьей 23 настоящего Федерального закона.
Постановление Правительства РФ от 29.01.1993 N 88
(ред. от 04.09.2015)
"О государственном регулировании цен на природный газ и другие виды энергоресурсов"9. Федеральной антимонопольной службе и региональным энергетическим комиссиям с участием органов исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга при рассмотрении вопросов, связанных с формированием тарифов на электрическую и тепловую энергию, обеспечить корректировку соответствующих тарифов на энергопотребление для всех потребителей (кроме населения) с учетом изменения цен и тарифов, предусмотренного настоящим Постановлением.
(ред. от 04.09.2015)
"О государственном регулировании цен на природный газ и другие виды энергоресурсов"9. Федеральной антимонопольной службе и региональным энергетическим комиссиям с участием органов исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга при рассмотрении вопросов, связанных с формированием тарифов на электрическую и тепловую энергию, обеспечить корректировку соответствующих тарифов на энергопотребление для всех потребителей (кроме населения) с учетом изменения цен и тарифов, предусмотренного настоящим Постановлением.
"Договоры в сфере организации снабжения электрической энергией в Российской Федерации: монография"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Крассов Е.О.)
("НОРМА", 2025)Кроме того, в рамках оптового рынка применяются следующие правовые способы, в результате применения которых складываются отношения по купле-продаже электрической энергии: конкурентный отбор ценовых заявок на сутки вперед по свободным (нерегулируемым) ценам, определяемым путем конкурентного отбора ценовых заявок покупателей и поставщиков, осуществляемого за сутки до начала поставки (подп. 3 п. 4 Правил оптового рынка); конкурентный отбор заявок для балансирования системы по свободным (нерегулируемым) ценам, определяемым путем конкурентного отбора заявок поставщиков и участников с регулируемым потреблением, осуществляемого не позднее чем за час до поставки электрической энергии в целях формирования сбалансированного режима производства и потребления электрической энергии (подп. 5 п. 4 Правил оптового рынка); торговля электрической энергией по ценам, определенным исходя из регулируемых цен (тарифов) на электрическую энергию, установленных для поставщиков, в неценовых зонах оптового рынка (подп. 9 п. 4 Правил оптового рынка); торговля электрической энергией по свободным (нерегулируемым) ценам в целях обеспечения совместной работы ЕЭС России и энергетических систем иностранных государств (подп. 12 п. 4 Правил оптового рынка); торговля электрической энергией по свободным (нерегулируемым) ценам в целях компенсации потерь в электрических сетях (подп. 13 п. 4 Правил оптового рынка).
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Крассов Е.О.)
("НОРМА", 2025)Кроме того, в рамках оптового рынка применяются следующие правовые способы, в результате применения которых складываются отношения по купле-продаже электрической энергии: конкурентный отбор ценовых заявок на сутки вперед по свободным (нерегулируемым) ценам, определяемым путем конкурентного отбора ценовых заявок покупателей и поставщиков, осуществляемого за сутки до начала поставки (подп. 3 п. 4 Правил оптового рынка); конкурентный отбор заявок для балансирования системы по свободным (нерегулируемым) ценам, определяемым путем конкурентного отбора заявок поставщиков и участников с регулируемым потреблением, осуществляемого не позднее чем за час до поставки электрической энергии в целях формирования сбалансированного режима производства и потребления электрической энергии (подп. 5 п. 4 Правил оптового рынка); торговля электрической энергией по ценам, определенным исходя из регулируемых цен (тарифов) на электрическую энергию, установленных для поставщиков, в неценовых зонах оптового рынка (подп. 9 п. 4 Правил оптового рынка); торговля электрической энергией по свободным (нерегулируемым) ценам в целях обеспечения совместной работы ЕЭС России и энергетических систем иностранных государств (подп. 12 п. 4 Правил оптового рынка); торговля электрической энергией по свободным (нерегулируемым) ценам в целях компенсации потерь в электрических сетях (подп. 13 п. 4 Правил оптового рынка).
Путеводитель по судебной практике: Возмездное оказание услуг.
Регулируются ли отношения по договору о передаче или транспортировке электроэнергии нормами о возмездном оказании услуг
(КонсультантПлюс, 2025)Исследовав представленные в материалы дела доказательства в соответствии со ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к верному выводу о том, что общество "МРСК Урала" правомерно определило стоимость оказанных ответчику услуг в период с февраля по июнь 2011 г. по ставке на содержание сетей исходя из объема заявленной мощности, учтенного регулирующим органом при формировании единого (котлового) тарифа на услуги по передаче электроэнергии на 2011 г. в размере 72,208 МВт (ежемесячно), всего на сумму 360 870 578 руб. 64 коп..."
Регулируются ли отношения по договору о передаче или транспортировке электроэнергии нормами о возмездном оказании услуг
(КонсультантПлюс, 2025)Исследовав представленные в материалы дела доказательства в соответствии со ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к верному выводу о том, что общество "МРСК Урала" правомерно определило стоимость оказанных ответчику услуг в период с февраля по июнь 2011 г. по ставке на содержание сетей исходя из объема заявленной мощности, учтенного регулирующим органом при формировании единого (котлового) тарифа на услуги по передаче электроэнергии на 2011 г. в размере 72,208 МВт (ежемесячно), всего на сумму 360 870 578 руб. 64 коп..."