Формальный состав административного правонарушения
Подборка наиболее важных документов по запросу Формальный состав административного правонарушения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 19.7.13 "Непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров" КоАП РФ"Существенная угроза охраняемым общественным отношениям в силу формального состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.7.13, может заключаться в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права. При этом, подобное отношение заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей, предусмотренных требованиями публичного права, выразившихся в нарушении срока предоставлении в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров, посягает на установленный порядок в области таможенных правоотношений, а также экономическую безопасность Российской Федерации.
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Административная ответственность управляющей организации (ТСЖ) за нарушение правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению МКД
(КонсультантПлюс, 2025)... при формальном наличии всех признаков состава административного правонарушения, допущенное Обществом правонарушение не создало существенной угрозы охраняемым законом государственным и общественным отношениям, не привело к возникновению каких-либо вредных последствий... Обществу вменяется только одно нарушение - пп. "б" п. 31 Правил N 416, выраженное в отсутствии информации на доске объявлений в одной из парадных МКД. При указанных обстоятельствах назначение административного штрафа даже в размере 1/2 минимальной санкции... носит чрезмерно карательный характер и не отвечает принципам разумности и соразмерности назначения наказания..."
(КонсультантПлюс, 2025)... при формальном наличии всех признаков состава административного правонарушения, допущенное Обществом правонарушение не создало существенной угрозы охраняемым законом государственным и общественным отношениям, не привело к возникновению каких-либо вредных последствий... Обществу вменяется только одно нарушение - пп. "б" п. 31 Правил N 416, выраженное в отсутствии информации на доске объявлений в одной из парадных МКД. При указанных обстоятельствах назначение административного штрафа даже в размере 1/2 минимальной санкции... носит чрезмерно карательный характер и не отвечает принципам разумности и соразмерности назначения наказания..."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Административное право в вопросах и ответах: Учебное пособие"
(Волков А.М.)
("Проспект", 2018)С точки зрения объективной стороны составы административных правонарушений можно разделить на формальные (когда наличие правонарушения определяется независимо от того, наступили или нет вредные последствия) и материальные (когда указываются вредные последствия противоправных действий или бездействия и учитывается причинная связь между ними).
(Волков А.М.)
("Проспект", 2018)С точки зрения объективной стороны составы административных правонарушений можно разделить на формальные (когда наличие правонарушения определяется независимо от того, наступили или нет вредные последствия) и материальные (когда указываются вредные последствия противоправных действий или бездействия и учитывается причинная связь между ними).
Путеводитель по корпоративным спорам. Вопросы судебной практики: Административная ответственность акционерных обществ за неисполнение ими требований по раскрытию информации2.1. Вывод из судебной практики: Неопубликование обществом на странице в сети Интернет списка аффилированных лиц в установленный срок не признается малозначительным административным правонарушением, так как состав соответствующего административного правонарушения является формальным и неправомерные действия общества образуют объективную сторону состава правонарушения независимо от наступивших последствий.
Статья: Понятие и критерии малозначительности совершенного административного правонарушения
(Попов А.В., Фомина И.А.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2023, N 2)Проблема применения малозначительности также затронута Р.А. Абдураимовой. Автор отмечает, что "когда административно-юрисдикционные органы имеют дело с формальными составами административных правонарушений, им необходимо оценить не размер реального ущерба в качестве результата деяния, а именно вредоносность противоправного деяния, составляющего объективную сторону правонарушения" [4, с. 159]. В связи с этим предлагается учитывать отрасль осуществления деятельности при допустимости либо недопустимости квалификации правонарушения в качестве малозначительного.
(Попов А.В., Фомина И.А.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2023, N 2)Проблема применения малозначительности также затронута Р.А. Абдураимовой. Автор отмечает, что "когда административно-юрисдикционные органы имеют дело с формальными составами административных правонарушений, им необходимо оценить не размер реального ущерба в качестве результата деяния, а именно вредоносность противоправного деяния, составляющего объективную сторону правонарушения" [4, с. 159]. В связи с этим предлагается учитывать отрасль осуществления деятельности при допустимости либо недопустимости квалификации правонарушения в качестве малозначительного.
Статья: Юридическая ответственность за нарушение налогового законодательства: какой она должна быть?
(Овчарова Е.В.)
("Финансовое право", 2021, N 11)Размер недоимки не может быть единственным либо решающим объективным критерием общественной опасности противоправного деяния в области налогов и сборов. Это полностью подтверждают научные подходы, выработанные в криминологии и уголовном праве для целей криминализации либо декриминализации противоправных деяний В.Н. Кудрявцевым и А.М. Яковлевым <16>. Именно по этой объективной причине такие деяния должны быть полностью декриминализованы. Декриминализация должна стать первым шагом на пути создания сбалансированной системы материальных и формальных составов административных правонарушений налогового законодательства как оснований для установления и применения соразмерных им мер административного принуждения с учетом характера и степени общественной вредности совершаемых нарушений налогового законодательства.
(Овчарова Е.В.)
("Финансовое право", 2021, N 11)Размер недоимки не может быть единственным либо решающим объективным критерием общественной опасности противоправного деяния в области налогов и сборов. Это полностью подтверждают научные подходы, выработанные в криминологии и уголовном праве для целей криминализации либо декриминализации противоправных деяний В.Н. Кудрявцевым и А.М. Яковлевым <16>. Именно по этой объективной причине такие деяния должны быть полностью декриминализованы. Декриминализация должна стать первым шагом на пути создания сбалансированной системы материальных и формальных составов административных правонарушений налогового законодательства как оснований для установления и применения соразмерных им мер административного принуждения с учетом характера и степени общественной вредности совершаемых нарушений налогового законодательства.
Статья: Реализация конфискации как меры принудительного характера в таможенной сфере: анализ решений Европейского суда по правам человека
(Куракин А.В., Карпухин Д.В.)
("Современное право", 2021, N 5)Конфискация - это предусмотренное законом принудительное, безвозмездное, соразмерное и пропорциональное изъятие в собственность государства имущества, в том числе использованного или предназначенного для противоправной деятельности, принадлежащее лицу на праве собственности, в качестве санкции за совершенное им правонарушение, применяемое только по решению суда. Кроме того, инкорпорирование принципов применения конфискации в "тело" дефиниции на уровне, например, КоАП РФ, позволит законодателям пересмотреть целесообразность применения данной меры за формальные составы административных правонарушений, сформулированных в Особенной части КоАП РФ, в том числе в сфере таможенных отношений.
(Куракин А.В., Карпухин Д.В.)
("Современное право", 2021, N 5)Конфискация - это предусмотренное законом принудительное, безвозмездное, соразмерное и пропорциональное изъятие в собственность государства имущества, в том числе использованного или предназначенного для противоправной деятельности, принадлежащее лицу на праве собственности, в качестве санкции за совершенное им правонарушение, применяемое только по решению суда. Кроме того, инкорпорирование принципов применения конфискации в "тело" дефиниции на уровне, например, КоАП РФ, позволит законодателям пересмотреть целесообразность применения данной меры за формальные составы административных правонарушений, сформулированных в Особенной части КоАП РФ, в том числе в сфере таможенных отношений.
"Комментарий судебной практики. Выпуск 29"
(отв. ред. К.Б. Ярошенко)
("Инфотропик Медиа", 2024)Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
(отв. ред. К.Б. Ярошенко)
("Инфотропик Медиа", 2024)Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Статья: Юридическая ответственность за несоблюдение экологических обязанностей в странах СНГ: гарантия обеспечения экологических прав
(Юн Л.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 11)В отличие от других государств, входящих в состав СНГ, в Республике Кыргызстан в Кодексе правонарушений формально закреплен состав административного правонарушения, связанный с тем, что не были предприняты необходимые меры по устранению экологических результатов аварий, тем самым представляя эффективную меру по борьбе с действиями юридических лиц, загрязняющих окружающую среду, и являющийся интересным составом для других стран СНГ.
(Юн Л.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 11)В отличие от других государств, входящих в состав СНГ, в Республике Кыргызстан в Кодексе правонарушений формально закреплен состав административного правонарушения, связанный с тем, что не были предприняты необходимые меры по устранению экологических результатов аварий, тем самым представляя эффективную меру по борьбе с действиями юридических лиц, загрязняющих окружающую среду, и являющийся интересным составом для других стран СНГ.
Статья: О малозначительности деяний в формальных составах преступлений (на примере ст. 200.3 УК РФ)
(Пичугина М.А.)
("Вестник Московского университета. Серия 11. Право", 2022, N 2)В другом случае суд отказал в признании аналогичного правонарушения малозначительным, указав, что "отсутствие не только вредных последствий совершенного административного правонарушения, но и существенной угрозы охраняемым общественным отношениям не может рассматриваться в качестве обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности правонарушения" <10>. В связи с такими расхождениями в понимании судами критериев малозначительности автору представляется необходимым выработать единые критерии применения нормы о малозначительности в отношении формальных составов административных правонарушений <11>.
(Пичугина М.А.)
("Вестник Московского университета. Серия 11. Право", 2022, N 2)В другом случае суд отказал в признании аналогичного правонарушения малозначительным, указав, что "отсутствие не только вредных последствий совершенного административного правонарушения, но и существенной угрозы охраняемым общественным отношениям не может рассматриваться в качестве обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности правонарушения" <10>. В связи с такими расхождениями в понимании судами критериев малозначительности автору представляется необходимым выработать единые критерии применения нормы о малозначительности в отношении формальных составов административных правонарушений <11>.
Статья: Факторы снижения воспитательной функции административного наказания
(Дерюга Н.Н., Дерюга А.Н.)
("Журнал российского права", 2021, N 5)В итоге все это может привести к полной ликвидации административно-юрисдикционного производства по делам с формальными составами административных правонарушений, осуществляемого во внесудебном порядке, в силу значительных временных и материальных затрат, превратив наказание в еще один вид обязательного сбора. В российском законодательстве давно имеется похожий пример. На основании ст. 16 - 16.5 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" устанавливаются правовые основы платы и порядка ее исчисления за негативное воздействие на окружающую среду.
(Дерюга Н.Н., Дерюга А.Н.)
("Журнал российского права", 2021, N 5)В итоге все это может привести к полной ликвидации административно-юрисдикционного производства по делам с формальными составами административных правонарушений, осуществляемого во внесудебном порядке, в силу значительных временных и материальных затрат, превратив наказание в еще один вид обязательного сбора. В российском законодательстве давно имеется похожий пример. На основании ст. 16 - 16.5 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" устанавливаются правовые основы платы и порядка ее исчисления за негативное воздействие на окружающую среду.
Статья: Проблемные вопросы применения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции Федерального закона от 26.03.2022 N 70-ФЗ) в практике Верховного Суда Российской Федерации
(Ячменев Г.Г.)
("Арбитражные споры", 2024, N 3)В поддержку такого подхода можно сослаться на пояснительную записку к проекту Закона N 70-ФЗ, в которой было отмечено, что "в настоящее время в КоАП РФ (статья 2.1) реализуется принцип, согласно которому назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо. В то же время такой подход не всегда учитывает объективную сторону административного правонарушения с точки зрения должной оценки противоправности конкретного деяния юридического лица или его должностного лица (прежде всего в формальных составах административных правонарушений), что на практике приводит к привлечению к административной ответственности невиновных лиц (в частности, юридического лица за отдельное нарушение его работником обязательного требования, связанное с несоблюдением таким работником своих должностных обязанностей). Действующая редакция КоАП РФ содержит 1 489 составов административных правонарушений для должностных лиц и 1 907 для физических лиц, то есть подавляющее большинство регулирующих ответственность норм позволяет привлечь к ответственности именно физическое или должностное лицо, которое непосредственно совершило административное правонарушение. В связи с этим предлагается дополнить статью 2.1 КоАП РФ нормой, предусматривающей освобождение юридического лица от административной ответственности за административное правонарушение, за которое его должностное лицо или иной работник привлечены к административной или уголовной ответственности либо его единоличный исполнительный орган, имеющий статус юридического лица, привлечен к административной ответственности, если таким юридическим лицом были приняты все предусмотренные законодательством Российской Федерации меры для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность".
(Ячменев Г.Г.)
("Арбитражные споры", 2024, N 3)В поддержку такого подхода можно сослаться на пояснительную записку к проекту Закона N 70-ФЗ, в которой было отмечено, что "в настоящее время в КоАП РФ (статья 2.1) реализуется принцип, согласно которому назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо. В то же время такой подход не всегда учитывает объективную сторону административного правонарушения с точки зрения должной оценки противоправности конкретного деяния юридического лица или его должностного лица (прежде всего в формальных составах административных правонарушений), что на практике приводит к привлечению к административной ответственности невиновных лиц (в частности, юридического лица за отдельное нарушение его работником обязательного требования, связанное с несоблюдением таким работником своих должностных обязанностей). Действующая редакция КоАП РФ содержит 1 489 составов административных правонарушений для должностных лиц и 1 907 для физических лиц, то есть подавляющее большинство регулирующих ответственность норм позволяет привлечь к ответственности именно физическое или должностное лицо, которое непосредственно совершило административное правонарушение. В связи с этим предлагается дополнить статью 2.1 КоАП РФ нормой, предусматривающей освобождение юридического лица от административной ответственности за административное правонарушение, за которое его должностное лицо или иной работник привлечены к административной или уголовной ответственности либо его единоличный исполнительный орган, имеющий статус юридического лица, привлечен к административной ответственности, если таким юридическим лицом были приняты все предусмотренные законодательством Российской Федерации меры для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность".
Форма: Жалоба на не вступившее в силу постановление мирового судьи о назначении административного штрафа по персонифицированному учету (образец заполнения)
(КонсультантПлюс, 2025)Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, которое формально содержит признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера деяния и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляет существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
(КонсультантПлюс, 2025)Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, которое формально содержит признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера деяния и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляет существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
"Руководство по рассмотрению заявок в соответствии с Законом N 44-ФЗ"
(Гурин О.Ю.)
("НОК", "Печатный Двор", 2024)При таких обстоятельствах действия члена комиссии уполномоченного учреждения формально содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.30 КоАП РФ, но характер совершенного правонарушения, размер вреда и тяжесть наступивших последствий не представляют существенного нарушения охраняемым общественным правоотношениям, что свидетельствует о малозначительности правонарушения <6>.
(Гурин О.Ю.)
("НОК", "Печатный Двор", 2024)При таких обстоятельствах действия члена комиссии уполномоченного учреждения формально содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.30 КоАП РФ, но характер совершенного правонарушения, размер вреда и тяжесть наступивших последствий не представляют существенного нарушения охраняемым общественным правоотношениям, что свидетельствует о малозначительности правонарушения <6>.