Формальное административное расследование
Подборка наиболее важных документов по запросу Формальное административное расследование (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перспективы и риски спора в суде общей юрисдикции: Административные правонарушения в области дорожного движения. Часть 2: Гражданин (Организация, ИП, Должностное лицо) обжалует привлечение к ответственности за нарушение правил движения тяжеловесного и (или) крупногабаритного ТС
(КонсультантПлюс, 2025)суд признал доказательства по делу недопустимыми, т.к. административное расследование проведено формально, а не фактически, дело рассмотрено с нарушением подведомственности - не по месту выявления правонарушения
(КонсультантПлюс, 2025)суд признал доказательства по делу недопустимыми, т.к. административное расследование проведено формально, а не фактически, дело рассмотрено с нарушением подведомственности - не по месту выявления правонарушения
Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2025 N 16АП-1720/2025 по делу N А63-3519/2025
Требование: О признании незаконным отказа административного органа в возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение: Требование удовлетворено.По результатам рассмотрения обращения Доюнова Р.К., Управлением дан формальный ответ, которым, по сути, отказано в возбуждении дела об административном правонарушении без надлежащей проверки изложенных в обращении обстоятельств о возможных нарушениях требований законодательства, без проведения административного расследования и без вынесения надлежащим образом оформленного процессуального документа в виде определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.
Требование: О признании незаконным отказа административного органа в возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение: Требование удовлетворено.По результатам рассмотрения обращения Доюнова Р.К., Управлением дан формальный ответ, которым, по сути, отказано в возбуждении дела об административном правонарушении без надлежащей проверки изложенных в обращении обстоятельств о возможных нарушениях требований законодательства, без проведения административного расследования и без вынесения надлежащим образом оформленного процессуального документа в виде определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Реализуемы ли в жизни принципы производства по делам об административных правонарушениях в области рынка ценных бумаг?
(Сладкова А.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 1)В-четвертых, законность в производстве по делам об административных правонарушениях должна выражаться в соблюдении формальных требований закона, т.е. в соблюдении процессуальных сроков (например, административного расследования), надлежащего и своевременного уведомления участников производства по делам об административных правонарушениях о проводимых процессуальных действиях, формы и реквизитов протоколов, определений и постановлений по делу об административном правонарушении и т.п. Однако нарушение сроков уведомления не является основанием для прекращения производства по делу об административном правонарушении, в том числе в области рынка ценных бумаг, однако нарушение таких сроков может привести к лишению возможности представить надлежавшим образом подготовленную правовую позицию по делу.
(Сладкова А.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 1)В-четвертых, законность в производстве по делам об административных правонарушениях должна выражаться в соблюдении формальных требований закона, т.е. в соблюдении процессуальных сроков (например, административного расследования), надлежащего и своевременного уведомления участников производства по делам об административных правонарушениях о проводимых процессуальных действиях, формы и реквизитов протоколов, определений и постановлений по делу об административном правонарушении и т.п. Однако нарушение сроков уведомления не является основанием для прекращения производства по делу об административном правонарушении, в том числе в области рынка ценных бумаг, однако нарушение таких сроков может привести к лишению возможности представить надлежавшим образом подготовленную правовую позицию по делу.
Статья: Административное усмотрение в расследовании несчастных случаев на производстве и административном расследовании по делам о нарушениях государственных нормативных требований охраны труда
(Терехова А.В.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2024, N 3)Участие публичной администрации в расследовании несчастных случаев взаимосвязано с производством по делам об административных правонарушениях в сфере государственных нормативных требований охраны труда. В рамках данных видов административной деятельности возникают вопросы, связанные с применением административного усмотрения (дискреции). В отсутствие регламентации в законодательстве РФ дискреция активно исследуется в научной литературе и используется вышестоящими судами. В целях предотвращения угроз правам и интересам граждан и организаций от неконтролируемого проявления дискреции и обеспечения стабильности правопорядка определяется необходимость установления критериев усмотрения, которое реализуется в рамках административной практики органов публичной администрации посредством принятия административного акта. Кроме того, принципы защиты доверия, правовой определенности и пропорциональности (соразмерности) являются основой законности видов деятельности, их эффективности и обеспеченности конституционных прав контролируемых лиц. Целью исследования являются проблемы усмотрения при реализации порядка расследования и административного расследования по делам о нарушениях государственных нормативных требований охраны труда. В статье анализируется сущность усмотрения, приводится характеристика порядка расследования несчастных случаев на производстве в части оценки правовой определенности и формализации порядка, возможности влияния субъективных факторов на порядок, сроки и результаты расследования, а также исследуются проявления дискреции на примере административного расследования по делам о нарушениях государственных нормативных требований охраны труда. При этом используются формально-юридический, формально-логические и диалектические методы. А выводы сводятся к следующему: 1) административное усмотрение определяется через категории "выбор" и "свобода", ограниченные законом; 2) требуется большая правовая определенность порядка расследования; 3) следует избегать проведения и продления сроков административного расследования без должных на то оснований; 4) не утрачивают актуальности проблемы реализации соразмерности при назначении административного наказания.
(Терехова А.В.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2024, N 3)Участие публичной администрации в расследовании несчастных случаев взаимосвязано с производством по делам об административных правонарушениях в сфере государственных нормативных требований охраны труда. В рамках данных видов административной деятельности возникают вопросы, связанные с применением административного усмотрения (дискреции). В отсутствие регламентации в законодательстве РФ дискреция активно исследуется в научной литературе и используется вышестоящими судами. В целях предотвращения угроз правам и интересам граждан и организаций от неконтролируемого проявления дискреции и обеспечения стабильности правопорядка определяется необходимость установления критериев усмотрения, которое реализуется в рамках административной практики органов публичной администрации посредством принятия административного акта. Кроме того, принципы защиты доверия, правовой определенности и пропорциональности (соразмерности) являются основой законности видов деятельности, их эффективности и обеспеченности конституционных прав контролируемых лиц. Целью исследования являются проблемы усмотрения при реализации порядка расследования и административного расследования по делам о нарушениях государственных нормативных требований охраны труда. В статье анализируется сущность усмотрения, приводится характеристика порядка расследования несчастных случаев на производстве в части оценки правовой определенности и формализации порядка, возможности влияния субъективных факторов на порядок, сроки и результаты расследования, а также исследуются проявления дискреции на примере административного расследования по делам о нарушениях государственных нормативных требований охраны труда. При этом используются формально-юридический, формально-логические и диалектические методы. А выводы сводятся к следующему: 1) административное усмотрение определяется через категории "выбор" и "свобода", ограниченные законом; 2) требуется большая правовая определенность порядка расследования; 3) следует избегать проведения и продления сроков административного расследования без должных на то оснований; 4) не утрачивают актуальности проблемы реализации соразмерности при назначении административного наказания.
Нормативные акты
Определение Конституционного Суда РФ от 22.12.2015 N 2981-О
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью "Пасифик Рим Констракторс" на нарушение конституционных прав и свобод положениями части 3 статьи 24.7 и пункта 4 части 1 статьи 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"В то же время исходя из необходимости обеспечения баланса частных и публичных интересов, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях определяет сроки производства по делу об административном правонарушении - срок составления протокола, в том числе в случае проведения административного расследования, срок рассмотрения дела об административном правонарушении (статья 28.5 и часть 5 статьи 28.7), которые выступают гарантией от необоснованного по продолжительности применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, в частности изъятия вещей и документов, влекущего возникновение издержек по делу об административном правонарушении, но также рассчитаны на то, чтобы органы и должностные лица, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, имели возможность устранить отдельные формальные недостатки протокола по делу об административном правонарушении и (или) восполнить материалы дела.
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью "Пасифик Рим Констракторс" на нарушение конституционных прав и свобод положениями части 3 статьи 24.7 и пункта 4 части 1 статьи 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"В то же время исходя из необходимости обеспечения баланса частных и публичных интересов, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях определяет сроки производства по делу об административном правонарушении - срок составления протокола, в том числе в случае проведения административного расследования, срок рассмотрения дела об административном правонарушении (статья 28.5 и часть 5 статьи 28.7), которые выступают гарантией от необоснованного по продолжительности применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, в частности изъятия вещей и документов, влекущего возникновение издержек по делу об административном правонарушении, но также рассчитаны на то, чтобы органы и должностные лица, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, имели возможность устранить отдельные формальные недостатки протокола по делу об административном правонарушении и (или) восполнить материалы дела.
<Письмо> ФНС России от 10.12.2024 N ШЮ-4-17/14002
<О проверках соблюдения валютного законодательства налогоплательщиками>Федеральная налоговая служба выявляет в практике работы территориальных налоговых органов случаи, когда при выявлении фактов нарушения валютного законодательства Российской Федерации налогоплательщиками, стоящими на учете в ином территориальном налоговом органе, материалы дела не передаются на рассмотрение в территориальный налоговый орган по месту нахождения налогоплательщика, а проводятся формальные административные расследования, в рамках которых не назначается экспертиза или иные процессуальные действия.
<О проверках соблюдения валютного законодательства налогоплательщиками>Федеральная налоговая служба выявляет в практике работы территориальных налоговых органов случаи, когда при выявлении фактов нарушения валютного законодательства Российской Федерации налогоплательщиками, стоящими на учете в ином территориальном налоговом органе, материалы дела не передаются на рассмотрение в территориальный налоговый орган по месту нахождения налогоплательщика, а проводятся формальные административные расследования, в рамках которых не назначается экспертиза или иные процессуальные действия.