Форма соглашения об установлении публичного сервитута
Подборка наиболее важных документов по запросу Форма соглашения об установлении публичного сервитута (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Апелляционное определение Свердловского областного суда от 31.08.2023 по делу N 33-13432/2023
Категория спора: Защита прав на землю.
Требования правообладателя: О признании недействительным соглашения об установлении публичного сервитута, применении последствий его недействительности.
Обстоятельства: Указано, что в отношении территории многоквартирного дома был установлен сервитут с целью облагораживания территории парка, который находится между домами, но закон не предусматривает возможность установления публичного сервитута с целью благоустройства земельного участка, работы по благоустройству выполнены с нарушением санитарных норм.
Решение: Отказано.То обстоятельство, что в решении общего собрания собственников многоквартирного дома не указано о цели предоставления земельного участка, относящегося к общему имуществу многоквартирного дома, не подтверждает заключение соглашения об установлении сервитута с нарушением требований закона или волеизъявления собственников многоквартирного дома. Выполнение замощения земельного участка и устройство малых архитектурных форм до проведения собрания на недействительность соглашения не указывают, поскольку предоставление облагороженного участка для установления публичного сервитута одобрено собственниками многоквартирного дома на внеочередном общем собрании.
Категория спора: Защита прав на землю.
Требования правообладателя: О признании недействительным соглашения об установлении публичного сервитута, применении последствий его недействительности.
Обстоятельства: Указано, что в отношении территории многоквартирного дома был установлен сервитут с целью облагораживания территории парка, который находится между домами, но закон не предусматривает возможность установления публичного сервитута с целью благоустройства земельного участка, работы по благоустройству выполнены с нарушением санитарных норм.
Решение: Отказано.То обстоятельство, что в решении общего собрания собственников многоквартирного дома не указано о цели предоставления земельного участка, относящегося к общему имуществу многоквартирного дома, не подтверждает заключение соглашения об установлении сервитута с нарушением требований закона или волеизъявления собственников многоквартирного дома. Выполнение замощения земельного участка и устройство малых архитектурных форм до проведения собрания на недействительность соглашения не указывают, поскольку предоставление облагороженного участка для установления публичного сервитута одобрено собственниками многоквартирного дома на внеочередном общем собрании.
Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2025 N 15АП-12113/2025 по делу N А32-65749/2023
Требование: Об урегулировании разногласий, возникших при заключении соглашения об установлении публичного сервитута в отношении частей земельных участков.
Решение: Требование удовлетворено.Как установлено судом первой инстанции, из пункта 7.1 проекта соглашения об осуществлении публичного сервитута N 110/06035414/ПС/23 от 19.09.2023, направленного ответчиком в адрес истца, следует, что убытки, причиненные невозможностью исполнения правообладателем обязательств перед третьими лицами, иные убытки, причиненные правообладателю в результате деятельности, осуществляемой обладателем сервитута на земельных участках, указанных в пункте 1.1 соглашения, включая убытки, причиненные повреждением имущества, возмещаются правообладателю обладателем сервитута в течение тридцати дней со дня обращения правообладателя с требованием об их возмещении на основании соглашения о возмещении убытков, подписанного правообладателем и обладателем сервитута. При этом обращение правообладателя в адрес обладателя сервитута должно быть в письменной форме с приложением расчета требуемых к возмещению убытков и документов, подтверждающих факт причинения или возникновения убытков.
Требование: Об урегулировании разногласий, возникших при заключении соглашения об установлении публичного сервитута в отношении частей земельных участков.
Решение: Требование удовлетворено.Как установлено судом первой инстанции, из пункта 7.1 проекта соглашения об осуществлении публичного сервитута N 110/06035414/ПС/23 от 19.09.2023, направленного ответчиком в адрес истца, следует, что убытки, причиненные невозможностью исполнения правообладателем обязательств перед третьими лицами, иные убытки, причиненные правообладателю в результате деятельности, осуществляемой обладателем сервитута на земельных участках, указанных в пункте 1.1 соглашения, включая убытки, причиненные повреждением имущества, возмещаются правообладателю обладателем сервитута в течение тридцати дней со дня обращения правообладателя с требованием об их возмещении на основании соглашения о возмещении убытков, подписанного правообладателем и обладателем сервитута. При этом обращение правообладателя в адрес обладателя сервитута должно быть в письменной форме с приложением расчета требуемых к возмещению убытков и документов, подтверждающих факт причинения или возникновения убытков.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как устанавливается публичный сервитут на земельный участок
(КонсультантПлюс, 2025)Образец соглашения об осуществлении публичного сервитута
(КонсультантПлюс, 2025)Образец соглашения об осуществлении публичного сервитута
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)По общему правилу соглашение об осуществлении рекреационной деятельности заключается путем проведения торгов в форме аукциона в электронной форме. Однако если соглашение об осуществлении рекреационной деятельности содержит обязательства по строительству (реконструкции, капитальному ремонту и (или) эксплуатации) объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта, размещение которого допускается осуществлять на условиях сервитута, публичного сервитута или без предоставления земельного участка и установления сервитута, публичного сервитута), соглашение об осуществлении рекреационной деятельности заключается путем проведения торгов в форме конкурса в электронной форме.
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)По общему правилу соглашение об осуществлении рекреационной деятельности заключается путем проведения торгов в форме аукциона в электронной форме. Однако если соглашение об осуществлении рекреационной деятельности содержит обязательства по строительству (реконструкции, капитальному ремонту и (или) эксплуатации) объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта, размещение которого допускается осуществлять на условиях сервитута, публичного сервитута или без предоставления земельного участка и установления сервитута, публичного сервитута), соглашение об осуществлении рекреационной деятельности заключается путем проведения торгов в форме конкурса в электронной форме.
Нормативные акты
"Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 39.47. Соглашение об осуществлении публичного сервитута
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 39.47. Соглашение об осуществлении публичного сервитута
"Комментарий практики рассмотрения экономических споров (судебно-арбитражной практики). Выпуск 29"
(отв. ред. О.В. Гутников, С.А. Синицын)
("Инфотропик Медиа", 2023)Представляется также, что не соответствует законодательству и заключение мирового соглашения, по которому орган местного самоуправления обязывался бы отменить акт об установлении публичного сервитута. Несмотря на то что мировое соглашение является сделкой, данная сделка проверяется судом и выносится в форме судебного акта. При этом возможность судебной власти в отношении обязывания по принятию каких-либо нормативных правовых актов органов законодательной и исполнительной властей сильно ограничена в силу принципа разделения властей (вопрос 19 в Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ от 7 июня 2006 г. Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2006 года от 14 июня 2006 г. <9>).
(отв. ред. О.В. Гутников, С.А. Синицын)
("Инфотропик Медиа", 2023)Представляется также, что не соответствует законодательству и заключение мирового соглашения, по которому орган местного самоуправления обязывался бы отменить акт об установлении публичного сервитута. Несмотря на то что мировое соглашение является сделкой, данная сделка проверяется судом и выносится в форме судебного акта. При этом возможность судебной власти в отношении обязывания по принятию каких-либо нормативных правовых актов органов законодательной и исполнительной властей сильно ограничена в силу принципа разделения властей (вопрос 19 в Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ от 7 июня 2006 г. Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2006 года от 14 июня 2006 г. <9>).
Статья: Единая государственная автоматизированная информационная система учета древесины и сделок с ней
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)2) о документах, являющихся основаниями для использования лесных участков (наименования сторон договора аренды лесного участка, договора безвозмездного пользования лесным участком, соглашения об установлении сервитута в отношении лесного участка, наименования лиц, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в интересах которых принято решение об установлении публичного сервитута; организационно-правовая форма, место нахождения - для юридического лица; фамилия, имя, отчество (при наличии), данные документа, удостоверяющего личность, - для гражданина; местоположение лесного участка, части лесного участка, реквизиты документа, на основании которого используется лесной участок, срок его действия, объем подлежащей заготовке древесины);
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)2) о документах, являющихся основаниями для использования лесных участков (наименования сторон договора аренды лесного участка, договора безвозмездного пользования лесным участком, соглашения об установлении сервитута в отношении лесного участка, наименования лиц, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в интересах которых принято решение об установлении публичного сервитута; организационно-правовая форма, место нахождения - для юридического лица; фамилия, имя, отчество (при наличии), данные документа, удостоверяющего личность, - для гражданина; местоположение лесного участка, части лесного участка, реквизиты документа, на основании которого используется лесной участок, срок его действия, объем подлежащей заготовке древесины);
Статья: Экологический туризм на особо охраняемых природных территориях: рекреационная деятельность и охрана окружающей среды
(Клюканова Л.Г.)
("Закон", 2023, N 10)Как уже отмечалось, задача осуществления туристско-рекреационной деятельности в значительной мере возложена на национальные парки (разд. III.1 Закона N 33-ФЗ). В рамках осуществления рекреационной деятельности в национальных парках допускается строительство и реконструкция объектов, предназначенных для временного размещения посетителей, культурного развития и экологического просвещения, предоставления услуг общественного питания и бытового обслуживания, организации передвижения посетителей и обеспечения личной гигиены. Также вводятся упорядочивающие рекреационную деятельность меры. В частности, предусматриваются утверждение плана рекреационной деятельности национального парка и заключение соглашения об осуществлении рекреационной деятельности в национальном парке <14>. Согласно ст. 37.1 Закона N 33-ФЗ устанавливается порядок функционирования туристско-рекреационных особых экономических зон в границах национальных парков, созданных до 1 сентября 2023 года в границах национального парка при условии соблюдения режима особой охраны национального парка и по согласованию с уполномоченным органом, в ведении которого он находится. Статьей 17.5 Закона N 33-ФЗ определены особенности предоставления земельных участков, необходимых для реализации соглашения об осуществлении рекреационной деятельности, в аренду и установления сервитута, публичного сервитута для осуществления рекреационной деятельности в национальном парке. Так, по общему правилу земельный участок, находящийся в федеральной собственности и необходимый для реализации соглашения об осуществлении рекреационной деятельности, предоставляется инвестору в аренду в порядке, установленном земельным законодательством и Законом N 33-ФЗ, без проведения торгов на срок, определенный соглашением, если по его условиям предполагается строительство, реконструкция, капитальный ремонт и эксплуатация объектов капитального строительства (за исключением линейного объекта, размещение которого допускается осуществлять на условиях сервитута, публичного сервитута или без предоставления земельного участка, размещения сервитута, публичного сервитута).
(Клюканова Л.Г.)
("Закон", 2023, N 10)Как уже отмечалось, задача осуществления туристско-рекреационной деятельности в значительной мере возложена на национальные парки (разд. III.1 Закона N 33-ФЗ). В рамках осуществления рекреационной деятельности в национальных парках допускается строительство и реконструкция объектов, предназначенных для временного размещения посетителей, культурного развития и экологического просвещения, предоставления услуг общественного питания и бытового обслуживания, организации передвижения посетителей и обеспечения личной гигиены. Также вводятся упорядочивающие рекреационную деятельность меры. В частности, предусматриваются утверждение плана рекреационной деятельности национального парка и заключение соглашения об осуществлении рекреационной деятельности в национальном парке <14>. Согласно ст. 37.1 Закона N 33-ФЗ устанавливается порядок функционирования туристско-рекреационных особых экономических зон в границах национальных парков, созданных до 1 сентября 2023 года в границах национального парка при условии соблюдения режима особой охраны национального парка и по согласованию с уполномоченным органом, в ведении которого он находится. Статьей 17.5 Закона N 33-ФЗ определены особенности предоставления земельных участков, необходимых для реализации соглашения об осуществлении рекреационной деятельности, в аренду и установления сервитута, публичного сервитута для осуществления рекреационной деятельности в национальном парке. Так, по общему правилу земельный участок, находящийся в федеральной собственности и необходимый для реализации соглашения об осуществлении рекреационной деятельности, предоставляется инвестору в аренду в порядке, установленном земельным законодательством и Законом N 33-ФЗ, без проведения торгов на срок, определенный соглашением, если по его условиям предполагается строительство, реконструкция, капитальный ремонт и эксплуатация объектов капитального строительства (за исключением линейного объекта, размещение которого допускается осуществлять на условиях сервитута, публичного сервитута или без предоставления земельного участка, размещения сервитута, публичного сервитута).
Статья: Правовые средства в земельном праве
(Нигматуллина Э.Ф.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2021, N 2)2) средства организации согласуемых деятельностей (безвозмездная передача земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в муниципальную собственность; разрешение на использование земельного участка без предоставления и установления сервитута, соглашения об установлении сервитута либо об осуществлении публичного сервитута);
(Нигматуллина Э.Ф.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2021, N 2)2) средства организации согласуемых деятельностей (безвозмездная передача земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в муниципальную собственность; разрешение на использование земельного участка без предоставления и установления сервитута, соглашения об установлении сервитута либо об осуществлении публичного сервитута);
Статья: Разрешение на строительство
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- правоустанавливающие документы на земельный участок, в том числе соглашение об установлении сервитута, решение об установлении публичного сервитута, а также схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, на основании которой был образован указанный земельный участок и выдан градостроительный план земельного участка в случаях, предусмотренных ч. 1.1 и 1.2 ст. 57.3 ГрК РФ, если иное не установлено ч. 7.3 ст. 51 ГрК РФ (п. 1 ч. 7 ст. 51 ГрК РФ). Следует отметить, что для принятия решения о выдаче разрешения на строительство объектов инфраструктуры высокоскоростного железнодорожного транспорта не требуются документы, предусмотренные п. 1 ч. 7 ст. 51 ГрК РФ. Непредставление указанных документов не является основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства. В этом случае вместо правоустанавливающих документов к заявлению о выдаче разрешения на строительство прилагаются реквизиты утвержденного проекта межевания территории. При этом не допускается строительство объектов инфраструктуры высокоскоростного железнодорожного транспорта на земельных участках, входящих в утвержденный проект межевания территории, в отношении которых не прекращены в установленном земельным законодательством порядке права собственников и третьих лиц в связи с их изъятием для государственных нужд (ч. 7.1 ст. 3 Федерального закона от 31.07.2020 N 254-ФЗ "Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях реализации приоритетных проектов по модернизации и расширению инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации");
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- правоустанавливающие документы на земельный участок, в том числе соглашение об установлении сервитута, решение об установлении публичного сервитута, а также схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, на основании которой был образован указанный земельный участок и выдан градостроительный план земельного участка в случаях, предусмотренных ч. 1.1 и 1.2 ст. 57.3 ГрК РФ, если иное не установлено ч. 7.3 ст. 51 ГрК РФ (п. 1 ч. 7 ст. 51 ГрК РФ). Следует отметить, что для принятия решения о выдаче разрешения на строительство объектов инфраструктуры высокоскоростного железнодорожного транспорта не требуются документы, предусмотренные п. 1 ч. 7 ст. 51 ГрК РФ. Непредставление указанных документов не является основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства. В этом случае вместо правоустанавливающих документов к заявлению о выдаче разрешения на строительство прилагаются реквизиты утвержденного проекта межевания территории. При этом не допускается строительство объектов инфраструктуры высокоскоростного железнодорожного транспорта на земельных участках, входящих в утвержденный проект межевания территории, в отношении которых не прекращены в установленном земельным законодательством порядке права собственников и третьих лиц в связи с их изъятием для государственных нужд (ч. 7.1 ст. 3 Федерального закона от 31.07.2020 N 254-ФЗ "Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях реализации приоритетных проектов по модернизации и расширению инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации");
Статья: Новеллы в правовом регулировании недвижимости и строительства
(Некрестьянов Д., Дозорова В.)
("Жилищное право", 2024, N 3)Однако если соглашение содержит обязательства по строительству, реконструкции, капитальному ремонту и (или) эксплуатации объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта, размещение которого допускается осуществлять на условиях сервитута, публичного сервитута или без предоставления земельного участка и установления сервитута, публичного сервитута), то такое соглашение заключается путем проведения торгов в форме конкурса в электронной форме.
(Некрестьянов Д., Дозорова В.)
("Жилищное право", 2024, N 3)Однако если соглашение содержит обязательства по строительству, реконструкции, капитальному ремонту и (или) эксплуатации объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта, размещение которого допускается осуществлять на условиях сервитута, публичного сервитута или без предоставления земельного участка и установления сервитута, публичного сервитута), то такое соглашение заключается путем проведения торгов в форме конкурса в электронной форме.
"Комментарий к Федеральному закону от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества"
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Понятие существенных условий договора определено в абз. 2 п. 1 ст. 432 "Основные положения о заключении договора" части первой ГК РФ: существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. Абзац 1 данного пункта устанавливает, что договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Понятие существенных условий договора определено в абз. 2 п. 1 ст. 432 "Основные положения о заключении договора" части первой ГК РФ: существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. Абзац 1 данного пункта устанавливает, что договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.