Фонд консолидации банковского сектора
Подборка наиболее важных документов по запросу Фонд консолидации банковского сектора (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Перспективы создания универсального IT-аутсорсера на рынке банковских услуг и проблемы формирования его уставного капитала
(Лаутс Е.Б.)
("Право и бизнес", 2024, N 2)Согласно ст. 8 Закона о Банке России он не вправе участвовать в капиталах кредитных организаций, если иное не установлено федеральными законами. При этом законодатель, очевидно, расширительно трактует данную норму. Так, в ст. 189.57-1 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) отдельно указывается, что ст. 8 Закона о Банке России не распространяется на участие в капитале общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Фонда консолидации банковского сектора" (далее - ООО УК "ФКБС"). Тем не менее данная организация не является кредитной, и при буквальном толковании требования п. 1 ст. 8 Закона о Банке России на нее не должны были распространяться. К тому же, согласно ст. 76.10 Закона о Банке России, в целях осуществления мероприятий по финансовому оздоровлению кредитных организаций, мероприятий по предупреждению банкротства страховых организаций или негосударственных пенсионных фондов Банк России вправе в качестве единственного участника учредить общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Фонда консолидации банковского сектора", действующее в соответствии с Федеральным законом от 29 ноября 2001 г. N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах" <6>, Федеральным законом от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" <7> с особенностями, установленными Законом о Банке России и Законом о банкротстве.
(Лаутс Е.Б.)
("Право и бизнес", 2024, N 2)Согласно ст. 8 Закона о Банке России он не вправе участвовать в капиталах кредитных организаций, если иное не установлено федеральными законами. При этом законодатель, очевидно, расширительно трактует данную норму. Так, в ст. 189.57-1 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) отдельно указывается, что ст. 8 Закона о Банке России не распространяется на участие в капитале общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Фонда консолидации банковского сектора" (далее - ООО УК "ФКБС"). Тем не менее данная организация не является кредитной, и при буквальном толковании требования п. 1 ст. 8 Закона о Банке России на нее не должны были распространяться. К тому же, согласно ст. 76.10 Закона о Банке России, в целях осуществления мероприятий по финансовому оздоровлению кредитных организаций, мероприятий по предупреждению банкротства страховых организаций или негосударственных пенсионных фондов Банк России вправе в качестве единственного участника учредить общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Фонда консолидации банковского сектора", действующее в соответствии с Федеральным законом от 29 ноября 2001 г. N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах" <6>, Федеральным законом от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" <7> с особенностями, установленными Законом о Банке России и Законом о банкротстве.
"Комментарий к Федеральному закону от 23 декабря 2003 г. N 177-ФЗ "О страховании вкладов в банках Российской Федерации"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)Участие Банка России, как и Агентства, в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка регламентировано ст. 189.49 Закона о банкротстве. В том числе на основании указанной статьи издано Указание Банка России от 12 июля 2017 г. N 4460-У "О порядке разработки и утверждения Банком России плана участия Банка России в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка, внесения изменений в утвержденный план участия Банка России в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка, представления на рассмотрение Комитета банковского надзора Банка России и утверждение Советом директоров Банка России плана участия Банка России в урегулировании обязательств банка, о составе отчета общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Фонда консолидации банковского сектора" о ходе выполнения мероприятий, предусмотренных планом участия Банка России в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка, и порядке его представления в Банк России" <158>.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)Участие Банка России, как и Агентства, в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка регламентировано ст. 189.49 Закона о банкротстве. В том числе на основании указанной статьи издано Указание Банка России от 12 июля 2017 г. N 4460-У "О порядке разработки и утверждения Банком России плана участия Банка России в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка, внесения изменений в утвержденный план участия Банка России в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка, представления на рассмотрение Комитета банковского надзора Банка России и утверждение Советом директоров Банка России плана участия Банка России в урегулировании обязательств банка, о составе отчета общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Фонда консолидации банковского сектора" о ходе выполнения мероприятий, предусмотренных планом участия Банка России в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка, и порядке его представления в Банк России" <158>.
Нормативные акты
Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2025)Глава X.2. УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ ФОНДА КОНСОЛИДАЦИИ
(ред. от 31.07.2025)
"О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2025)Глава X.2. УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ ФОНДА КОНСОЛИДАЦИИ
Положение Банка России от 11.01.2021 N 752-П
"О временной администрации страховой организации, функции которой возлагаются на общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Фонда консолидации банковского сектора", в случае утверждения плана участия Банка России в осуществлении мер по предупреждению банкротства страховой организации"
(вместе с "Информацией, рекомендуемая для отражения в отчете о работе временной администрации")
(Зарегистрировано в Минюсте России 04.06.2021 N 63802)Зарегистрировано в Минюсте России 4 июня 2021 г. N 63802
"О временной администрации страховой организации, функции которой возлагаются на общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Фонда консолидации банковского сектора", в случае утверждения плана участия Банка России в осуществлении мер по предупреждению банкротства страховой организации"
(вместе с "Информацией, рекомендуемая для отражения в отчете о работе временной администрации")
(Зарегистрировано в Минюсте России 04.06.2021 N 63802)Зарегистрировано в Минюсте России 4 июня 2021 г. N 63802
Статья: Нетипичные убытки по абз. 2 п. 5 ст. 189.23 Закона о банкротстве: парадокс или потаенный смысл?
(Егоров А.В.)
("Вестник гражданского права", 2021, N 4)В целях применения настоящей статьи под убытками, причиненными виновными действиями (бездействием) контролирующих кредитную организацию лиц, понимаются в том числе расходы, понесенные Банком России и определяемые как разница между полученным Банком России доходом (либо доходом, который будет получен в соответствии с заключенным договором) при предоставлении в соответствии с настоящим Федеральным законом денежных средств Фонда консолидации банковского сектора и доходом, который мог бы быть получен Банком России при размещении денежных средств в том же объеме и на тот же срок по ключевой ставке, действовавшей на момент предоставления денежных средств Фонда консолидации банковского сектора. При этом расходы, понесенные Банком России при вложении денежных средств Фонда консолидации банковского сектора в уставный капитал кредитной организации (либо при предоставлении денежных средств Агентству в целях последующего вложения в уставный капитал кредитной организации), рассматриваются как предоставление денежных средств на срок двадцать лет по процентной ставке ноль процентов".
(Егоров А.В.)
("Вестник гражданского права", 2021, N 4)В целях применения настоящей статьи под убытками, причиненными виновными действиями (бездействием) контролирующих кредитную организацию лиц, понимаются в том числе расходы, понесенные Банком России и определяемые как разница между полученным Банком России доходом (либо доходом, который будет получен в соответствии с заключенным договором) при предоставлении в соответствии с настоящим Федеральным законом денежных средств Фонда консолидации банковского сектора и доходом, который мог бы быть получен Банком России при размещении денежных средств в том же объеме и на тот же срок по ключевой ставке, действовавшей на момент предоставления денежных средств Фонда консолидации банковского сектора. При этом расходы, понесенные Банком России при вложении денежных средств Фонда консолидации банковского сектора в уставный капитал кредитной организации (либо при предоставлении денежных средств Агентству в целях последующего вложения в уставный капитал кредитной организации), рассматриваются как предоставление денежных средств на срок двадцать лет по процентной ставке ноль процентов".
"Предпринимательское право: учебник: в 2 т."
(том 2)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)С целью осуществления мер по предупреждению банкротства кредитных, страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов Банком России созданы Фонд консолидации банковского сектора, Фонд консолидации страхового сектора и Фонд консолидации пенсионного сектора, состоящие из денежных средств Банка России, обособленных друг от друга и от остального имущества Банка России. Фонды не являются юридическими лицами и находятся под управлением Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Фонда консолидации банковского сектора", учрежденного Банком России согласно ст. 76.10 Закона о ЦБ.
(том 2)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)С целью осуществления мер по предупреждению банкротства кредитных, страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов Банком России созданы Фонд консолидации банковского сектора, Фонд консолидации страхового сектора и Фонд консолидации пенсионного сектора, состоящие из денежных средств Банка России, обособленных друг от друга и от остального имущества Банка России. Фонды не являются юридическими лицами и находятся под управлением Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Фонда консолидации банковского сектора", учрежденного Банком России согласно ст. 76.10 Закона о ЦБ.
Статья: Характеризующие признаки мер по финансовому оздоровлению кредитных организаций
(Куликов А.В.)
("Вестник арбитражной практики", 2022, N 2)- как способ оказания финансовой помощи проблемной кредитной организации. Так, п. 12.1 ст. 189.49 Закона о несостоятельности предусматривает, что финансовая помощь банку за счет денежных средств, составляющих Фонд консолидации банковского сектора (далее - ФКБС), может быть оказана Банком России путем предоставления субординированных кредитов (депозитов, займов, облигационных займов);
(Куликов А.В.)
("Вестник арбитражной практики", 2022, N 2)- как способ оказания финансовой помощи проблемной кредитной организации. Так, п. 12.1 ст. 189.49 Закона о несостоятельности предусматривает, что финансовая помощь банку за счет денежных средств, составляющих Фонд консолидации банковского сектора (далее - ФКБС), может быть оказана Банком России путем предоставления субординированных кредитов (депозитов, займов, облигационных займов);
Статья: Публично-правовые и частноправовые начала в механизме регулирования денежной эмиссии
(Васянина Е.Л., Шапсугова М.Д.)
("Банковское право", 2021, N 5)На современном этапе экономического развития можно выделить следующие реализуемые государством формы эмиссии денег: 1) эмиссия безналичных денег, осуществляемая ЦБ РФ в форме рефинансирования кредитных организаций с учетом установленной регулятором ключевой ставки; 2) эмиссия кредитных денег, проводимая поднадзорными ЦБ РФ банками и иными финансовыми организациями, имеющими право на осуществление кредитных операций; 3) эмиссия наличных денежных средств, осуществление которой является прерогативой ЦБ РФ; 4) эмиссия электронных денег, обеспеченная инструментами денежно-кредитной политики, реализуемой ЦБ РФ, и являющаяся производной от эмиссии наличных и безналичных денежных средств; 5) денежная эмиссия, осуществляемая в форме мер количественного смягчения, применяемых ЦБ РФ, в целях обеспечения развития экономической активности участников гражданского оборота, в частности, путем предоставления банкам рублевой ликвидности; 6) денежная эмиссия, опосредованная механизмом санации банковской системы, источником функционирования которого выступает Фонд консолидации банковского сектора; 7) эмиссия бюджетного рубля, осуществляемая в предусмотренных финансовым законодательством формах финансирования и регулируемая с помощью инструментов бюджетной политики; 8) эмиссия долгового рубля, проведение которой произошло в 90-е годы прошлого века в результате формирования внутреннего государственного долга по дореформенным сбережениям граждан в целях определения покупательной способности денег, вложенных гражданами в облигации внутреннего выигрышного займа 1982 г.
(Васянина Е.Л., Шапсугова М.Д.)
("Банковское право", 2021, N 5)На современном этапе экономического развития можно выделить следующие реализуемые государством формы эмиссии денег: 1) эмиссия безналичных денег, осуществляемая ЦБ РФ в форме рефинансирования кредитных организаций с учетом установленной регулятором ключевой ставки; 2) эмиссия кредитных денег, проводимая поднадзорными ЦБ РФ банками и иными финансовыми организациями, имеющими право на осуществление кредитных операций; 3) эмиссия наличных денежных средств, осуществление которой является прерогативой ЦБ РФ; 4) эмиссия электронных денег, обеспеченная инструментами денежно-кредитной политики, реализуемой ЦБ РФ, и являющаяся производной от эмиссии наличных и безналичных денежных средств; 5) денежная эмиссия, осуществляемая в форме мер количественного смягчения, применяемых ЦБ РФ, в целях обеспечения развития экономической активности участников гражданского оборота, в частности, путем предоставления банкам рублевой ликвидности; 6) денежная эмиссия, опосредованная механизмом санации банковской системы, источником функционирования которого выступает Фонд консолидации банковского сектора; 7) эмиссия бюджетного рубля, осуществляемая в предусмотренных финансовым законодательством формах финансирования и регулируемая с помощью инструментов бюджетной политики; 8) эмиссия долгового рубля, проведение которой произошло в 90-е годы прошлого века в результате формирования внутреннего государственного долга по дореформенным сбережениям граждан в целях определения покупательной способности денег, вложенных гражданами в облигации внутреннего выигрышного займа 1982 г.
Статья: Виды гражданско-правовых средств и их классификация в системе мер финансового оздоровления кредитной организации
(Куликов А.В.)
("Вестник арбитражной практики", 2023, N 5)[13] Указание Банка России от 12.07.2017 N 4460-У (ред. от 06.12.2019) "О порядке разработки и утверждения Банком России плана участия Банка России в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка, внесения изменений в утвержденный план участия Банка России в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка, представления на рассмотрение Комитета банковского надзора Банка России и утверждение Советом директоров Банка России плана участия Банка России в урегулировании обязательств банка, о составе отчета общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Фонда консолидации банковского сектора" о ходе выполнения мероприятий, предусмотренных планом участия Банка России в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка, и порядке его представления в Банк России" // Вестник Банка России. 2017. N 71. 11 августа.
(Куликов А.В.)
("Вестник арбитражной практики", 2023, N 5)[13] Указание Банка России от 12.07.2017 N 4460-У (ред. от 06.12.2019) "О порядке разработки и утверждения Банком России плана участия Банка России в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка, внесения изменений в утвержденный план участия Банка России в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка, представления на рассмотрение Комитета банковского надзора Банка России и утверждение Советом директоров Банка России плана участия Банка России в урегулировании обязательств банка, о составе отчета общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Фонда консолидации банковского сектора" о ходе выполнения мероприятий, предусмотренных планом участия Банка России в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка, и порядке его представления в Банк России" // Вестник Банка России. 2017. N 71. 11 августа.
"Банкротство. Правовое регулирование: научно-практическое пособие"
(3-е изд., переработанное и дополненное)
(Попондопуло В.Ф.)
("Проспект", 2025)В отношении банков, наряду с Агентством, функции по предупреждению банкротства банков выполняет также ООО "Управляющая компания Фонда консолидации банковского сектора" (далее - Управляющая компания Фонда) <1>.
(3-е изд., переработанное и дополненное)
(Попондопуло В.Ф.)
("Проспект", 2025)В отношении банков, наряду с Агентством, функции по предупреждению банкротства банков выполняет также ООО "Управляющая компания Фонда консолидации банковского сектора" (далее - Управляющая компания Фонда) <1>.
Статья: Дуализм арбитражного управления в аспекте эффективности недопущения перехода к конкурсному производству кредитной организации
(Юсуфов А.Т.)
("Право и бизнес", 2023, N 4)В статье проводится обзор работы механизма по предупреждению банкротства кредитных организаций с участием Банка России за счет средств Фонда консолидации банковского сектора, систематизируются достоинства и недостатки механизмов по предупреждению банкротства, оценивается эффективность их применения.
(Юсуфов А.Т.)
("Право и бизнес", 2023, N 4)В статье проводится обзор работы механизма по предупреждению банкротства кредитных организаций с участием Банка России за счет средств Фонда консолидации банковского сектора, систематизируются достоинства и недостатки механизмов по предупреждению банкротства, оценивается эффективность их применения.
Статья: Правовое регулирование банковской деятельности в новых регионах Российской Федерации
(Тарасенко О.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 6)- создание фонда урегулирования убытков банковского сектора путем передачи ему полномочий и активов фонда консолидации банковского сектора и нормативного обрамления инструмента bail-in с целью реализации санации банков за счет денежных средств самих кредитных организаций и их крупнейших клиентов, снижения финансового бремени государства на поддержку банковского сектора в условиях экономических санкций <15>;
(Тарасенко О.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 6)- создание фонда урегулирования убытков банковского сектора путем передачи ему полномочий и активов фонда консолидации банковского сектора и нормативного обрамления инструмента bail-in с целью реализации санации банков за счет денежных средств самих кредитных организаций и их крупнейших клиентов, снижения финансового бремени государства на поддержку банковского сектора в условиях экономических санкций <15>;