ФНС обновила показатели для оценки риска попасть в план выездных проверок
Подборка наиболее важных документов по запросу ФНС обновила показатели для оценки риска попасть в план выездных проверок (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: ФНС обновила показатели оценки налоговых рисков
(Владимирская Н.)
("Практическая бухгалтерия", 2019, N 6)"Практическая бухгалтерия", 2019, N 6
(Владимирская Н.)
("Практическая бухгалтерия", 2019, N 6)"Практическая бухгалтерия", 2019, N 6
Статья: Гайки - туже: налоговые тенденции 2021 года
("Практическая бухгалтерия", 2021, N 11)Примечание. В судах у налогоплательщиков обычно не получается оспорить акты проверок. После получения "письма счастья" о корректировках от налоговой есть два варианта: либо компания меняет сумму, либо попадает в план выездных проверок. Важно проанализировать риски и заплатить там, где действительно нужно, чтобы спасти остальное. Из документов ФНС для служебного пользования следует, что нужна корректировка больше 15%. Но необходимо смотреть на среднюю сумму доначислений по региону. Если вы недотягиваете, то, скорее всего, выездную проверку проводить не будут, ограничатся намеками на корректировки.
("Практическая бухгалтерия", 2021, N 11)Примечание. В судах у налогоплательщиков обычно не получается оспорить акты проверок. После получения "письма счастья" о корректировках от налоговой есть два варианта: либо компания меняет сумму, либо попадает в план выездных проверок. Важно проанализировать риски и заплатить там, где действительно нужно, чтобы спасти остальное. Из документов ФНС для служебного пользования следует, что нужна корректировка больше 15%. Но необходимо смотреть на среднюю сумму доначислений по региону. Если вы недотягиваете, то, скорее всего, выездную проверку проводить не будут, ограничатся намеками на корректировки.
"Торговля. Поставка"
(7-е издание, переработанное и дополненное)
(Семенихин В.В.)
("ГроссМедиа", "РОСБУХ", 2019)В силу пункта 2 Приказа ФНС РФ N ММВ-7-2/461@ значения Общедоступных критериев самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков могут использоваться налоговыми органами при планировании выездных налоговых проверок как на предстоящий, так и последующие годы до их очередной актуализации.
(7-е издание, переработанное и дополненное)
(Семенихин В.В.)
("ГроссМедиа", "РОСБУХ", 2019)В силу пункта 2 Приказа ФНС РФ N ММВ-7-2/461@ значения Общедоступных критериев самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков могут использоваться налоговыми органами при планировании выездных налоговых проверок как на предстоящий, так и последующие годы до их очередной актуализации.
Статья: Если ваш контрагент - фирма-однодневка
(Косульникова М.)
("Налоговый учет для бухгалтера", 2017, N 6)Для оценки налоговых рисков чиновники предлагают опираться на Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок, утвержденные Приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ (далее - Общедоступные критерии) (письма Минфина России от 21.02.2017 N 03-02-07/1/10004, от 14.02.2017 N 03-02-08/7955, от 13.02.2017 N ЕД-4-15/2518@).
(Косульникова М.)
("Налоговый учет для бухгалтера", 2017, N 6)Для оценки налоговых рисков чиновники предлагают опираться на Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок, утвержденные Приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ (далее - Общедоступные критерии) (письма Минфина России от 21.02.2017 N 03-02-07/1/10004, от 14.02.2017 N 03-02-08/7955, от 13.02.2017 N ЕД-4-15/2518@).
"Налоговые споры: инструкция по внесудебному и судебному обжалованию"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Семенихин В.В.)
("ГроссМедиа", "РОСБУХ", 2019)Налогоплательщики вправе проводить самостоятельную оценку рисков по результатам своей финансово-хозяйственной деятельности с учетом Критериев оценки рисков, используемых налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок, утвержденных Приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@.
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Семенихин В.В.)
("ГроссМедиа", "РОСБУХ", 2019)Налогоплательщики вправе проводить самостоятельную оценку рисков по результатам своей финансово-хозяйственной деятельности с учетом Критериев оценки рисков, используемых налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок, утвержденных Приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@.
"Налог на добавленную стоимость: ответы на спорные вопросы"
(5-е издание, переработанное и дополненное)
(Филина Ф.Н., Толмачев И.А.)
(под ред. Т.В. Гороховой)
("ГроссМедиа", "РОСБУХ", 2017)В целях создания единой системы планирования выездных налоговых проверок, повышения налоговой дисциплины и грамотности налогоплательщиков ФНС России разработаны Критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, утвержденные Приказом ФНС России от 30 мая 2007 г. N ММ-306/333@.
(5-е издание, переработанное и дополненное)
(Филина Ф.Н., Толмачев И.А.)
(под ред. Т.В. Гороховой)
("ГроссМедиа", "РОСБУХ", 2017)В целях создания единой системы планирования выездных налоговых проверок, повышения налоговой дисциплины и грамотности налогоплательщиков ФНС России разработаны Критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, утвержденные Приказом ФНС России от 30 мая 2007 г. N ММ-306/333@.
Статья: Единство и дифференциация в системе гражданско-правовых договоров
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В оценке факта возникновения объекта налогообложения по нормам НК РФ термин "реализация" для целей применения налогового законодательства является ключевым. Не вмешиваясь в гражданско-правовую сферу, законодатель исходит из того, что договорный акт реализации - это оборот товара, работы, услуги. Какой вид договора стороны выберут - это свобода их усмотрения. Главное помнить, что на налоговые обязательства влияют все параметры заключенного договора, ориентиры которых нормативно сформулированы в ГК РФ: вид, стороны, предмет, существенные, а также обычные условия договора (дата исполнения обязательства, порядок расчетов по договору и др.). На этот счет налоговые органы издали рекомендации (Приказ ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ "Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок"), утвердив критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, которые могут учитываться для целей оценки рисков при выборе контрагентов.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В оценке факта возникновения объекта налогообложения по нормам НК РФ термин "реализация" для целей применения налогового законодательства является ключевым. Не вмешиваясь в гражданско-правовую сферу, законодатель исходит из того, что договорный акт реализации - это оборот товара, работы, услуги. Какой вид договора стороны выберут - это свобода их усмотрения. Главное помнить, что на налоговые обязательства влияют все параметры заключенного договора, ориентиры которых нормативно сформулированы в ГК РФ: вид, стороны, предмет, существенные, а также обычные условия договора (дата исполнения обязательства, порядок расчетов по договору и др.). На этот счет налоговые органы издали рекомендации (Приказ ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ "Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок"), утвердив критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, которые могут учитываться для целей оценки рисков при выборе контрагентов.
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Согласно ведомственным актам ФНС России, общедоступными критериями самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемыми налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок, могут являться следующие <213>.
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Согласно ведомственным актам ФНС России, общедоступными критериями самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемыми налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок, могут являться следующие <213>.
Статья: Истребование документов: ИФНС имеют право на все?
(Яковенко П.)
("Практический бухгалтерский учет. Официальные материалы и комментарии", 2019, N 3)В рамках концепции системы планирования выездных налоговых проверок были разработаны и утверждены Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок (утв. Приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@).
(Яковенко П.)
("Практический бухгалтерский учет. Официальные материалы и комментарии", 2019, N 3)В рамках концепции системы планирования выездных налоговых проверок были разработаны и утверждены Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок (утв. Приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@).
"Принцип определенности налогообложения: Монография"
(Демин А.В.)
("Статут", 2015)Российское налоговое право и практика налогового администрирования также включают элементы "гибкого регулирования". Активно развивается сеть онлайн-сервисов, предназначенных для налогоплательщиков. Институт уточненных налоговых деклараций (расчетов) позволяет устранить ошибки и недостоверные сведения в отчетности без угрозы применения налоговых санкций (ст. 81 НК РФ). В этом ряду можно назвать и освобождение от ответственности в случае выполнения письменных разъяснений государственных органов по вопросам применения законодательства о налогах и сборах (подп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ). Появляются новые договорные формы (соглашения о ценообразовании, договоры о создании консолидированной группы налогоплательщиков, соглашения о расширенном информационном взаимодействии и пр.), что свидетельствует об усилении диспозитивных элементов в налоговом праве. Наглядным примером гибкого регулирования выступает риск-ориентированный подход к выездному налоговому контролю. ФНС России приняты и регулярно обновляются Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок. В дальнейшем по аналогии с законодательством о кредитных историях можно подумать о разработке института налоговых историй и легализации практических последствий позитивного (негативного) "имиджа" налогоплательщиков.
(Демин А.В.)
("Статут", 2015)Российское налоговое право и практика налогового администрирования также включают элементы "гибкого регулирования". Активно развивается сеть онлайн-сервисов, предназначенных для налогоплательщиков. Институт уточненных налоговых деклараций (расчетов) позволяет устранить ошибки и недостоверные сведения в отчетности без угрозы применения налоговых санкций (ст. 81 НК РФ). В этом ряду можно назвать и освобождение от ответственности в случае выполнения письменных разъяснений государственных органов по вопросам применения законодательства о налогах и сборах (подп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ). Появляются новые договорные формы (соглашения о ценообразовании, договоры о создании консолидированной группы налогоплательщиков, соглашения о расширенном информационном взаимодействии и пр.), что свидетельствует об усилении диспозитивных элементов в налоговом праве. Наглядным примером гибкого регулирования выступает риск-ориентированный подход к выездному налоговому контролю. ФНС России приняты и регулярно обновляются Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок. В дальнейшем по аналогии с законодательством о кредитных историях можно подумать о разработке института налоговых историй и легализации практических последствий позитивного (негативного) "имиджа" налогоплательщиков.
Готовое решение: Как проявить должную осмотрительность и подтвердить обоснованность налоговой выгоды
(КонсультантПлюс, 2025)включение в группу высокого налогового риска при проверках деклараций по НДС с помощью СУР АСК НДС-2. Это значит, что у организации могут быть максимально углубленные камеральные проверки по НДС (например, если налог будет заявлен к возмещению или если инспекторы выявят расхождения в декларациях) и высока вероятность назначения выездной проверки (п. п. 8, 12 Общедоступных критериев оценки рисков, утв. Приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@, Письмо ФНС России от 03.06.2016 N ЕД-4-15/9933@);
(КонсультантПлюс, 2025)включение в группу высокого налогового риска при проверках деклараций по НДС с помощью СУР АСК НДС-2. Это значит, что у организации могут быть максимально углубленные камеральные проверки по НДС (например, если налог будет заявлен к возмещению или если инспекторы выявят расхождения в декларациях) и высока вероятность назначения выездной проверки (п. п. 8, 12 Общедоступных критериев оценки рисков, утв. Приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@, Письмо ФНС России от 03.06.2016 N ЕД-4-15/9933@);
Вопрос: Как следует проверять открытые данные на сайте ФНС России о своей организации и контрагентах?
(Консультация эксперта, 2025)Именно эти показатели использует ФНС России при выборе налогоплательщиков для проведения мероприятий налогового контроля перед включением в план проверок. Теперь налогоплательщик получит представление о том, на что обращает внимание налоговый орган, и сможет оценить себя по тем же правилам, по которым это делает налоговая служба.
(Консультация эксперта, 2025)Именно эти показатели использует ФНС России при выборе налогоплательщиков для проведения мероприятий налогового контроля перед включением в план проверок. Теперь налогоплательщик получит представление о том, на что обращает внимание налоговый орган, и сможет оценить себя по тем же правилам, по которым это делает налоговая служба.