Финансовый уполномоченный добровольное страхование
Подборка наиболее важных документов по запросу Финансовый уполномоченный добровольное страхование (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 25 "Защита прав потребителя финансовых услуг в судебном порядке" Федерального закона "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг""Доводы кассационной жалобы о необоснованном оставлении заявления без рассмотрения также следует признать необоснованными, поскольку как следует из положений статьи 222 ГПК РФ, суд оставляет заявление без рассмотрения в случае, если истцом не соблюден установленный федеральным законом для данной категории дел досудебный порядок урегулирования спора или заявленные требования подлежат рассмотрению в порядке приказного производства. Такой досудебный порядок установлен статьей 25 Федерального закона от 04 июня 2018 года N 123-ФЗ "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг", в том числе по делам, возникающим из отношений по договорам добровольного страхования транспортных средств."
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 24 "Исполнение решения финансового уполномоченного" Федерального закона "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг""Санкция, предусмотренная пунктом 6 статьи 24 Закона о финансовом уполномоченном, связана не с фактом неисполнения договора страхования, а с фактом неисполнения в добровольном порядке и в предусмотренные сроки решения финансового уполномоченного."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Досудебное разрешение страховых споров: обзор законодательства и практики России, Великобритании и США и анализ законодательной инициативы Кыргызской Республики
(Аленкина Н.Б., Архипова А.Г.)
("Третейский суд", 2023, N 3/4)История учреждения британского финансового омбудсмена примечательна. Бюро страхового омбудсмена (Insurance Ombudsman Bureau) было добровольно создано тремя британскими страховщиками в начале 1970-х гг. в качестве попытки ответа на кризис в страховой отрасли. Рассмотрение жалоб страхователей в бюро было добровольным, а страховщики, инициировавшие создание бюро, финансировали его деятельность и добровольно исполняли вынесенные им решения. Постепенно количество страховщиков, участвующих в деятельности бюро, росло. В 2000 г. деятельность бюро была закреплена в законе <6>, а само бюро стало частью официально утвержденного механизма разрешения споров - Схемы финансового омбудсмена. Сейчас в Службе финансового омбудсмена (далее - Служба) трудится более 1 000 человек, ее бюджет составляет более 200 млн фунтов стерлингов. За 2023 г. Служба рассмотрела более 160 000 заявлений (из них около 40 000 связаны со страхованием). Под юрисдикцию Службы подпадают все финансовые споры с участием потребителей, в том числе споры в инвестиционной и банковской сферах. Служба по-прежнему финансируется профессиональными участниками рынка и формально не зависит от регулятора, Агентства финансовых услуг (Financial Services Authority), хотя две структуры координируют свою деятельность друг с другом в соответствии с Меморандумом о взаимопонимании (Memorandum of Understanding between the Financial Ombudsman Service and the Financial Services Authority) <7>. В частности, Меморандум предполагает, что, если при рассмотрении конкретного спора сотрудник Службы обнаруживает проблему, которая существует на уровне правового регулирования, Служба вправе передать эту проблему на рассмотрение регулятора.
(Аленкина Н.Б., Архипова А.Г.)
("Третейский суд", 2023, N 3/4)История учреждения британского финансового омбудсмена примечательна. Бюро страхового омбудсмена (Insurance Ombudsman Bureau) было добровольно создано тремя британскими страховщиками в начале 1970-х гг. в качестве попытки ответа на кризис в страховой отрасли. Рассмотрение жалоб страхователей в бюро было добровольным, а страховщики, инициировавшие создание бюро, финансировали его деятельность и добровольно исполняли вынесенные им решения. Постепенно количество страховщиков, участвующих в деятельности бюро, росло. В 2000 г. деятельность бюро была закреплена в законе <6>, а само бюро стало частью официально утвержденного механизма разрешения споров - Схемы финансового омбудсмена. Сейчас в Службе финансового омбудсмена (далее - Служба) трудится более 1 000 человек, ее бюджет составляет более 200 млн фунтов стерлингов. За 2023 г. Служба рассмотрела более 160 000 заявлений (из них около 40 000 связаны со страхованием). Под юрисдикцию Службы подпадают все финансовые споры с участием потребителей, в том числе споры в инвестиционной и банковской сферах. Служба по-прежнему финансируется профессиональными участниками рынка и формально не зависит от регулятора, Агентства финансовых услуг (Financial Services Authority), хотя две структуры координируют свою деятельность друг с другом в соответствии с Меморандумом о взаимопонимании (Memorandum of Understanding between the Financial Ombudsman Service and the Financial Services Authority) <7>. В частности, Меморандум предполагает, что, если при рассмотрении конкретного спора сотрудник Службы обнаруживает проблему, которая существует на уровне правового регулирования, Служба вправе передать эту проблему на рассмотрение регулятора.
Статья: Спор о взыскании страхового возмещения по договорам личного страхования (по риску "жизнь и здоровье") (на основании судебной практики Московского городского суда)
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)С 28.11.2019 потребитель финансовых услуг вправе заявлять в судебном порядке требования к страховщику только после получения от финансового уполномоченного решения по обращению (ч. 2 ст. 25 и ч. 6 ст. 32 Федерального закона от 04.06.2018 N 123-ФЗ "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг") (абз. 8 п. 4 Обзора практики рассмотрения судами споров, возникающих из отношений по добровольному личному страхованию, связанному с предоставлением потребительского кредита, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 05.06.2019). Более подробно вопросы и случаи обращения к финансовому уполномоченному рассматриваются в Разъяснениях по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 4 июня 2018 г. N 123-ФЗ "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг", утв. Президиумом Верховного Суда РФ 18.03.2020.
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)С 28.11.2019 потребитель финансовых услуг вправе заявлять в судебном порядке требования к страховщику только после получения от финансового уполномоченного решения по обращению (ч. 2 ст. 25 и ч. 6 ст. 32 Федерального закона от 04.06.2018 N 123-ФЗ "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг") (абз. 8 п. 4 Обзора практики рассмотрения судами споров, возникающих из отношений по добровольному личному страхованию, связанному с предоставлением потребительского кредита, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 05.06.2019). Более подробно вопросы и случаи обращения к финансовому уполномоченному рассматриваются в Разъяснениях по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 4 июня 2018 г. N 123-ФЗ "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг", утв. Президиумом Верховного Суда РФ 18.03.2020.
Нормативные акты
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25.06.2024 N 19
"О применении судами законодательства о добровольном страховании имущества"Следует иметь в виду, что к компетенции финансового уполномоченного отнесено рассмотрение требований потребителей к страховщику, если совокупный размер требований по договору добровольного страхования, заявленных потребителем, не превышает 500 тысяч рублей (часть 1 статьи 15 Закона о финансовом уполномоченном).
"О применении судами законодательства о добровольном страховании имущества"Следует иметь в виду, что к компетенции финансового уполномоченного отнесено рассмотрение требований потребителей к страховщику, если совокупный размер требований по договору добровольного страхования, заявленных потребителем, не превышает 500 тысяч рублей (часть 1 статьи 15 Закона о финансовом уполномоченном).
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2025)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 08.10.2025)Удовлетворяя исковые требования частично, суд первой инстанции указал, что страховая компания не исполнила в добровольном порядке решение финансового уполномоченного, и взыскал с нее штраф в размере 50% от 301 300 руб. (стоимость восстановительного ремонта транспортного средства без учета износа, определенная страховой компанией), уменьшив его до 100 000 руб. на основании статьи 333 ГК РФ.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 08.10.2025)Удовлетворяя исковые требования частично, суд первой инстанции указал, что страховая компания не исполнила в добровольном порядке решение финансового уполномоченного, и взыскал с нее штраф в размере 50% от 301 300 руб. (стоимость восстановительного ремонта транспортного средства без учета износа, определенная страховой компанией), уменьшив его до 100 000 руб. на основании статьи 333 ГК РФ.
"Защита прав потребителей финансовых услуг: монография"
(Курбатов А.Я.)
("Юстицинформ", 2023)3. О взыскании штрафа в размере пятидесяти процентов суммы требования потребителя финансовых услуг, которое подлежало удовлетворению в его пользу в соответствии с решением финансового уполномоченного или соглашением, за неисполнение этих решения или соглашения в добровольном порядке (ч. 6 ст. 24 Закона о финансовом уполномоченном, п. 84 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 08.11.2022 N 31 "О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств").
(Курбатов А.Я.)
("Юстицинформ", 2023)3. О взыскании штрафа в размере пятидесяти процентов суммы требования потребителя финансовых услуг, которое подлежало удовлетворению в его пользу в соответствии с решением финансового уполномоченного или соглашением, за неисполнение этих решения или соглашения в добровольном порядке (ч. 6 ст. 24 Закона о финансовом уполномоченном, п. 84 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 08.11.2022 N 31 "О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств").
Статья: Развитие системы альтернативного разрешения финансовых споров Австралийского Союза
(Яковлев Д.В.)
("Финансовое право", 2021, N 2)Одним из наиболее ярких юридических событий 2019 г. явилось начало деятельности Уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг, который приступил к рассмотрению обращений потребителей по вопросам нарушения их прав организациями, оказывающими услуги по добровольному личному или имущественному страхованию, а также обязательному страхованию гражданской ответственности при управлении транспортными средствами.
(Яковлев Д.В.)
("Финансовое право", 2021, N 2)Одним из наиболее ярких юридических событий 2019 г. явилось начало деятельности Уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг, который приступил к рассмотрению обращений потребителей по вопросам нарушения их прав организациями, оказывающими услуги по добровольному личному или имущественному страхованию, а также обязательному страхованию гражданской ответственности при управлении транспортными средствами.
Ситуация: Как составить и подать исковое заявление о защите прав потребителей?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Кроме того, в некоторых случаях (например, если гражданин является потребителем финансовых услуг и заявляет имущественные требования, вытекающие из договора добровольного страхования, в размере не более 500 тыс. руб.) в рамках досудебного урегулирования спора необходимо обращение к финансовому уполномоченному. Без обращения к финансовому уполномоченному могут быть заявлены требования о компенсации морального вреда и возмещении убытков в виде упущенной выгоды (если одновременно не заявлены иные имущественные требования) (ч. 1 ст. 15 Закона от 04.06.2018 N 123-ФЗ; п. п. 84 - 87 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.06.2024 N 19; п. 33 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 18).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Кроме того, в некоторых случаях (например, если гражданин является потребителем финансовых услуг и заявляет имущественные требования, вытекающие из договора добровольного страхования, в размере не более 500 тыс. руб.) в рамках досудебного урегулирования спора необходимо обращение к финансовому уполномоченному. Без обращения к финансовому уполномоченному могут быть заявлены требования о компенсации морального вреда и возмещении убытков в виде упущенной выгоды (если одновременно не заявлены иные имущественные требования) (ч. 1 ст. 15 Закона от 04.06.2018 N 123-ФЗ; п. п. 84 - 87 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.06.2024 N 19; п. 33 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 18).
Ситуация: Что делать, если страховая компания занизила стоимость ремонта автомобиля?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)документы, подтверждающие соблюдение досудебного порядка урегулирования спора (например, заявление страховщику о страховом возмещении, заявление о восстановлении нарушенного права с требованием о доплате и отказ страховщика добровольно удовлетворить это требование, а также решение финансового уполномоченного или уведомление о принятии обращения к рассмотрению либо об отказе в принятии обращения к рассмотрению);
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)документы, подтверждающие соблюдение досудебного порядка урегулирования спора (например, заявление страховщику о страховом возмещении, заявление о восстановлении нарушенного права с требованием о доплате и отказ страховщика добровольно удовлетворить это требование, а также решение финансового уполномоченного или уведомление о принятии обращения к рассмотрению либо об отказе в принятии обращения к рассмотрению);
Статья: Обзор правовых позиций Верховного Суда Российской Федерации по вопросам частного права за март 2023 года
(Автонова Е.Д., Гвоздева С.В., Карапетов А.Г., Романова О.И., Сбитнев Ю.В., Трофимов С.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2023, N 5)Если гражданин обращается к страховой организации с требованием о взыскании штрафа ввиду того, что страховое возмещение добровольно ответчиком не уплачено, претензия истца оставлена без ответа, решение финансового уполномоченного по правам потребителей исполнено несвоевременно, при этом финансовая организация после вынесения финансовым уполномоченным решения обжаловала его в суд, заявила ходатайство о приостановлении действия решения, действие решения было приостановлено, впоследствии заявление страховой организации было оставлено судом без движения, недостатки ответчик не устранил, ввиду чего заявление возвращено, то судам следовало учесть, что целью приостановления исполнения решения финансового уполномоченного является обеспечение баланса интересов потребителя финансовых услуг и финансовой организации, которая в случае несогласия с решением финансового уполномоченного имеет право обжаловать его в судебном порядке.
(Автонова Е.Д., Гвоздева С.В., Карапетов А.Г., Романова О.И., Сбитнев Ю.В., Трофимов С.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2023, N 5)Если гражданин обращается к страховой организации с требованием о взыскании штрафа ввиду того, что страховое возмещение добровольно ответчиком не уплачено, претензия истца оставлена без ответа, решение финансового уполномоченного по правам потребителей исполнено несвоевременно, при этом финансовая организация после вынесения финансовым уполномоченным решения обжаловала его в суд, заявила ходатайство о приостановлении действия решения, действие решения было приостановлено, впоследствии заявление страховой организации было оставлено судом без движения, недостатки ответчик не устранил, ввиду чего заявление возвращено, то судам следовало учесть, что целью приостановления исполнения решения финансового уполномоченного является обеспечение баланса интересов потребителя финансовых услуг и финансовой организации, которая в случае несогласия с решением финансового уполномоченного имеет право обжаловать его в судебном порядке.
Статья: Правовой анализ договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств и особенности судебной практики
(Быкадорова Е.С.)
("Право и экономика", 2025, N 8)Финансовая санкция взыскивается со страховщика только в случае нарушения сроков на направление потерпевшему мотивированного ответа об отказе в страховом возмещении (п. 21 ст. 12 Закона об ОСАГО). При этом, как указано в п. 75 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 8 ноября 2022 года N 31 "О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее по тексту - Постановление Пленума ВС РФ от 08.11.2022 N 31), финансовая санкция начисляется в размере 0,05% от размера страховой суммы (ст. 7 либо ст. 11.1 Закона об ОСАГО), при этом если страховщик добровольно произведет выплату страхового возмещения, то такая санкция начисляется по день исполнения обязательств, а если не исполнит - по день присуждения финансовой санкции финансовым уполномоченным или судом.
(Быкадорова Е.С.)
("Право и экономика", 2025, N 8)Финансовая санкция взыскивается со страховщика только в случае нарушения сроков на направление потерпевшему мотивированного ответа об отказе в страховом возмещении (п. 21 ст. 12 Закона об ОСАГО). При этом, как указано в п. 75 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 8 ноября 2022 года N 31 "О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее по тексту - Постановление Пленума ВС РФ от 08.11.2022 N 31), финансовая санкция начисляется в размере 0,05% от размера страховой суммы (ст. 7 либо ст. 11.1 Закона об ОСАГО), при этом если страховщик добровольно произведет выплату страхового возмещения, то такая санкция начисляется по день исполнения обязательств, а если не исполнит - по день присуждения финансовой санкции финансовым уполномоченным или судом.
Статья: Обзор правовых позиций Верховного Суда Российской Федерации по вопросам частного права за октябрь 2022 года
(Автонова Е.Д., Гвоздева С.В., Карапетов А.Г., Романова О.И., Сбитнев Ю.В., Трофимов С.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2022, N 12)Если страховая компания оспаривает решение финансового уполномоченного о взыскании в пользу потребителя неустойки за нарушение срока выплаты страхового возмещения по договору ОСАГО, указывая, что обязательство по выплате неустойки в достаточном размере страховой компанией было исполнено добровольно, взысканная оспариваемым решением неустойка является несоразмерной последствиям нарушения обязательства и подлежит снижению, то суду надлежит учитывать следующее:
(Автонова Е.Д., Гвоздева С.В., Карапетов А.Г., Романова О.И., Сбитнев Ю.В., Трофимов С.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2022, N 12)Если страховая компания оспаривает решение финансового уполномоченного о взыскании в пользу потребителя неустойки за нарушение срока выплаты страхового возмещения по договору ОСАГО, указывая, что обязательство по выплате неустойки в достаточном размере страховой компанией было исполнено добровольно, взысканная оспариваемым решением неустойка является несоразмерной последствиям нарушения обязательства и подлежит снижению, то суду надлежит учитывать следующее:
Статья: Спор о взыскании страхового возмещения по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (по риску "ОСАГО") (на основании судебной практики Московского городского суда)
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)Исходя из ч. 4 ст. 25 Закона об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг при обращении в суд с 01.06.2019 потребители финансовых услуг должны представить доказательства соблюдения обязательного досудебного порядка урегулирования споров со страховыми организациями по договорам обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО), добровольного страхования транспортных средств (каско), добровольного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)Исходя из ч. 4 ст. 25 Закона об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг при обращении в суд с 01.06.2019 потребители финансовых услуг должны представить доказательства соблюдения обязательного досудебного порядка урегулирования споров со страховыми организациями по договорам обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО), добровольного страхования транспортных средств (каско), добровольного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
"Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 4 июня 2018 г. N 123-ФЗ "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг"
(постатейный)
(под общ. ред. Ю.В. Воронина)
(отв. ред. Н.А. Поветкина)
("Проспект", 2022)1) страховые организации (кроме страховых организаций, осуществляющих исключительно обязательное медицинское страхование). Следует обратить внимание, что страховые медицинские организации, занимающиеся обязательным медицинским страхованием и добровольным медицинским страхованием, обязаны взаимодействовать с финансовым уполномоченным, но не в части обязательного медицинского страхования. Следует отдельно отметить, что на финансовом рынке есть так называемые страховые медицинские организации, которые занимаются исключительно обязательным медицинским страхованием.
(постатейный)
(под общ. ред. Ю.В. Воронина)
(отв. ред. Н.А. Поветкина)
("Проспект", 2022)1) страховые организации (кроме страховых организаций, осуществляющих исключительно обязательное медицинское страхование). Следует обратить внимание, что страховые медицинские организации, занимающиеся обязательным медицинским страхованием и добровольным медицинским страхованием, обязаны взаимодействовать с финансовым уполномоченным, но не в части обязательного медицинского страхования. Следует отдельно отметить, что на финансовом рынке есть так называемые страховые медицинские организации, которые занимаются исключительно обязательным медицинским страхованием.
Интервью: Финансовый уполномоченный: есть время настроить систему
("Современные страховые технологии", 2023, N 2)В преддверии внедрения электронного урегулирования по ОСАГО в добровольном порядке мы поговорили с финомбудсменом о том, на какие аспекты взаимодействия с клиентами страховым компаниям стоит обратить особое внимание. Какие жалобы поступают по ОСАГО сегодня и ожидается ли рост числа обращений страхователей, рассказывает Светлана Максимова, Уполномоченный по правам потребителей финансовых услуг в сферах страхования, микрофинансирования, кредитной кооперации и деятельности кредитных организаций.
("Современные страховые технологии", 2023, N 2)В преддверии внедрения электронного урегулирования по ОСАГО в добровольном порядке мы поговорили с финомбудсменом о том, на какие аспекты взаимодействия с клиентами страховым компаниям стоит обратить особое внимание. Какие жалобы поступают по ОСАГО сегодня и ожидается ли рост числа обращений страхователей, рассказывает Светлана Максимова, Уполномоченный по правам потребителей финансовых услуг в сферах страхования, микрофинансирования, кредитной кооперации и деятельности кредитных организаций.