Финансовое оздоровление предприятия
Подборка наиболее важных документов по запросу Финансовое оздоровление предприятия (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 75 "Окончание наблюдения" Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)""При этом из совокупного толкования положений пункта 2 статьи 75, пункта 1 статьи 53, пункта 1 статьи 80 и пункта 1 статьи 93 Закона о банкротстве следует, что в отсутствие решения собрания кредиторов о введении следующей процедуры банкротства, а также невозможности отложения рассмотрения дела в пределах вышеуказанного срока, арбитражный суд вводит в отношении должника финансовое оздоровление только при наличии ходатайства учредителей (участников) должника, собственника имущества должника - унитарного предприятия, уполномоченного государственного органа, а также третьего лица или третьих лиц, при условии предоставления достаточного обеспечения исполнения обязательств должника, внешнее управление - при отсутствии вышеуказанных оснований для введения финансового оздоровления, а также при наличии у арбитражного суда достаточных оснований полагать, что платежеспособность должника может быть восстановлена, а при отсутствии приведенных оснований для введения названных процедур и при наличии у должника признаков банкротства, установленных данным Федеральным законом, арбитражный суд принимает решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Участие государства в процессе несостоятельности (банкротства): монография"
(Суходольский И.М.)
("Юстицинформ", 2024)Представляется, что перспективными направлениями реформирования российского законодательства о несостоятельности (банкротстве) должны стать административная централизация и усиление восстановительных (реабилитационных) процедур в государственной политике. В научной литературе отмечается, что в большинстве развитых правопорядков институт несостоятельности (банкротства) применяется для финансового оздоровления предприятий, что является эффективных для половины субъектов, оказавшихся на грани банкротства с использованием инструментов санации и реструктуризации, при этом государство играет в этом процессе решающую роль, полагаясь также на объективность судебной системы <450>.
(Суходольский И.М.)
("Юстицинформ", 2024)Представляется, что перспективными направлениями реформирования российского законодательства о несостоятельности (банкротстве) должны стать административная централизация и усиление восстановительных (реабилитационных) процедур в государственной политике. В научной литературе отмечается, что в большинстве развитых правопорядков институт несостоятельности (банкротства) применяется для финансового оздоровления предприятий, что является эффективных для половины субъектов, оказавшихся на грани банкротства с использованием инструментов санации и реструктуризации, при этом государство играет в этом процессе решающую роль, полагаясь также на объективность судебной системы <450>.
Статья: Эффективность управления государственными предприятиями: анализ международного опыта
(Меребашвили Т.А.)
("Закон", 2024, N 2)- разрешить процедуру банкротства <22> государственных корпораций, общественно полезного фонда, публично-правовой компании, казенных предприятий и учреждений с предоставлением уполномоченному государством органу государственной власти права как собственнику вводить процедуру финансового оздоровления с возможностью реорганизации юридического лица, с возможным предоставлением частному бизнесу права участвовать в финансовом оздоровлении такого предприятия;
(Меребашвили Т.А.)
("Закон", 2024, N 2)- разрешить процедуру банкротства <22> государственных корпораций, общественно полезного фонда, публично-правовой компании, казенных предприятий и учреждений с предоставлением уполномоченному государством органу государственной власти права как собственнику вводить процедуру финансового оздоровления с возможностью реорганизации юридического лица, с возможным предоставлением частному бизнесу права участвовать в финансовом оздоровлении такого предприятия;
Нормативные акты
Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О несостоятельности (банкротстве)"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 194. Финансовое оздоровление стратегических предприятий и организаций
(ред. от 31.07.2025)
"О несостоятельности (банкротстве)"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 194. Финансовое оздоровление стратегических предприятий и организаций
Постановление Правительства РФ от 19.07.1999 N 829
(ред. от 08.08.2003)
"О Заявлении Правительства Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации об экономической политике в 1999 году, письме Правительства Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации о политике развития для целей третьего займа на структурную перестройку экономики и плане мероприятий по их реализации"
(вместе с "Мерами по реализации среднесрочной программы структурных реформ (письмо о политике развития для целей третьего займа на структурную перестройку экономики)")В третьем квартале 1999 года Правительство России внесет в Государственную Думу Федерального Собрания проект Закона "О финансовом оздоровлении несостоятельных предприятий". Закон будет предусматривать возможность реструктуризации коммерчески неперспективных предприятий без рассмотрения дел о банкротстве в судах ("внесудебное" банкротство).
(ред. от 08.08.2003)
"О Заявлении Правительства Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации об экономической политике в 1999 году, письме Правительства Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации о политике развития для целей третьего займа на структурную перестройку экономики и плане мероприятий по их реализации"
(вместе с "Мерами по реализации среднесрочной программы структурных реформ (письмо о политике развития для целей третьего займа на структурную перестройку экономики)")В третьем квартале 1999 года Правительство России внесет в Государственную Думу Федерального Собрания проект Закона "О финансовом оздоровлении несостоятельных предприятий". Закон будет предусматривать возможность реструктуризации коммерчески неперспективных предприятий без рассмотрения дел о банкротстве в судах ("внесудебное" банкротство).
"Законодательство о банкротстве: преемственность и новации: монография"
(Абдуллаева П.Р., Бандурина Н.В., Воронина Ю.М. и др.)
(отв. ред. С.А. Карелина, И.В. Фролов)
("Юстицинформ", 2023)В 1993 году в целях реализации государственной политики по предупреждению банкротства и финансовому оздоровлению неплатежеспособных предприятий при Государственном комитете Российской Федерации по управлению государственным имуществом было создано Федеральное управление по делам о несостоятельности (ФУДН России) <60>. В 1998 году указанный орган государственной власти был преобразован в Федеральную службу России по делам о несостоятельности (банкротстве) и финансовому оздоровлению (ФСДН России) <61>, а в 1999 году - в Федеральную службу по финансовому оздоровлению и банкротству (ФСФО России).
(Абдуллаева П.Р., Бандурина Н.В., Воронина Ю.М. и др.)
(отв. ред. С.А. Карелина, И.В. Фролов)
("Юстицинформ", 2023)В 1993 году в целях реализации государственной политики по предупреждению банкротства и финансовому оздоровлению неплатежеспособных предприятий при Государственном комитете Российской Федерации по управлению государственным имуществом было создано Федеральное управление по делам о несостоятельности (ФУДН России) <60>. В 1998 году указанный орган государственной власти был преобразован в Федеральную службу России по делам о несостоятельности (банкротстве) и финансовому оздоровлению (ФСДН России) <61>, а в 1999 году - в Федеральную службу по финансовому оздоровлению и банкротству (ФСФО России).
Путеводитель по судебной практике: Общие положения об аренде.
Является ли изменением договора аренды пересчет арендной платы в соответствии с предусмотренным механизмом ее исчисления
(КонсультантПлюс, 2025)"...Исковые требования мотивированы необоснованным увеличением Министерством имущественных и земельных отношений, финансового оздоровления предприятий и организаций Ростовской области размера арендной платы за пользование нежилым помещением, предоставленным истцу по договору аренды от 20.04.2005 N 2666/05, заключенному на неопределенный срок.
Является ли изменением договора аренды пересчет арендной платы в соответствии с предусмотренным механизмом ее исчисления
(КонсультантПлюс, 2025)"...Исковые требования мотивированы необоснованным увеличением Министерством имущественных и земельных отношений, финансового оздоровления предприятий и организаций Ростовской области размера арендной платы за пользование нежилым помещением, предоставленным истцу по договору аренды от 20.04.2005 N 2666/05, заключенному на неопределенный срок.
Статья: История развития законодательства о банкротстве в Российской Федерации и зарубежных странах
(Бозрикова Е.Д.)
("Правосудие/Justice", 2023, N 4)В целях разрешения пробелов в праве и для приведения в соответствие экономическим и правовым реалиям законодательства о банкротстве в 2002 г. был принят новый Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)". Так, упомянутый Закон вводит следующие новеллы: 1) изменение процедуры возбуждения дела о несостоятельности (банкротстве); 2) предоставление участникам инструментов для влияния на стоимость конкурсного имущества; 3) детализация процедуры заключения мирового соглашения в рамках дела о несостоятельности (банкротстве); 4) введение института саморегулируемых организаций. Также нельзя не отметить, что законодателем была предусмотрена процедура финансового оздоровления, которая предоставила возможность восстановления предприятия-должника и фактического выхода из состояния банкротства [Карелина С.А., 2006, с. 65].
(Бозрикова Е.Д.)
("Правосудие/Justice", 2023, N 4)В целях разрешения пробелов в праве и для приведения в соответствие экономическим и правовым реалиям законодательства о банкротстве в 2002 г. был принят новый Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)". Так, упомянутый Закон вводит следующие новеллы: 1) изменение процедуры возбуждения дела о несостоятельности (банкротстве); 2) предоставление участникам инструментов для влияния на стоимость конкурсного имущества; 3) детализация процедуры заключения мирового соглашения в рамках дела о несостоятельности (банкротстве); 4) введение института саморегулируемых организаций. Также нельзя не отметить, что законодателем была предусмотрена процедура финансового оздоровления, которая предоставила возможность восстановления предприятия-должника и фактического выхода из состояния банкротства [Карелина С.А., 2006, с. 65].
"Реестр требований кредиторов и его формирование в процессе несостоятельности (банкротства)"
(Ходаковский А.П.)
("Статут", 2023)<3> Так, в Германии это Insolvenzordnung (Положение о несостоятельности, принято в 1994 г.). Даже в тех странах, где сложная структура государства предусматривает право отдельных образований иметь собственные законы, имеются общие акты о банкротстве. В частности, в Великобритании сохраняет силу законодательство Шотландии и Северной Ирландии о банкротстве, но имеется и общее законодательство (Закон о несостоятельности и банкротстве (Insolvency Act, принят в 1986 г.) существенно модернизирован в 2002 г. при проведении реформы). В США, как известно, имеется и законодательство штатов, но существует и единый для страны акт (Bankruptcy Code, Кодекс законов о банкротстве). Во Франции помимо специальных законов (Закон о восстановлении предприятий и ликвидации их имущества в судебном порядке (Loi N 85-98, принят в 1985 г.), Закон о финансовом оздоровлении предприятий (принят в 1994 г.)) действует Торговый кодекс Франции.
(Ходаковский А.П.)
("Статут", 2023)<3> Так, в Германии это Insolvenzordnung (Положение о несостоятельности, принято в 1994 г.). Даже в тех странах, где сложная структура государства предусматривает право отдельных образований иметь собственные законы, имеются общие акты о банкротстве. В частности, в Великобритании сохраняет силу законодательство Шотландии и Северной Ирландии о банкротстве, но имеется и общее законодательство (Закон о несостоятельности и банкротстве (Insolvency Act, принят в 1986 г.) существенно модернизирован в 2002 г. при проведении реформы). В США, как известно, имеется и законодательство штатов, но существует и единый для страны акт (Bankruptcy Code, Кодекс законов о банкротстве). Во Франции помимо специальных законов (Закон о восстановлении предприятий и ликвидации их имущества в судебном порядке (Loi N 85-98, принят в 1985 г.), Закон о финансовом оздоровлении предприятий (принят в 1994 г.)) действует Торговый кодекс Франции.
Статья: Уголовная ответственность за неправомерные действия при банкротстве: современное состояние, проблемы и пути их решения
(Пестерева Ю.С., Рожкова О.И., Шагланова А.Н.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2022, N 4)Преступления, совершаемые в рамках реализации института несостоятельности (банкротства) под видом гражданско-правовых отношений, - одно из наиболее опасных, разлагающих институты государства и гражданского общества явлений в сфере хозяйственно-экономической деятельности. Главной задачей института банкротства в России является своевременное выявление предприятий, попавших в трудное финансовое положение, предотвращение их банкротства и финансовое оздоровление неплатежеспособных предприятий. Сегодня эта задача, имеющая макроэкономическое и, во многом, решающее для экономики нашей страны значение, не находит эффективных путей решения. Если в 1998 г. банкротством завершалось 60% возбужденных арбитражным судом дел о признании должника банкротом, то уже в 2020 г. - 85%.
(Пестерева Ю.С., Рожкова О.И., Шагланова А.Н.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2022, N 4)Преступления, совершаемые в рамках реализации института несостоятельности (банкротства) под видом гражданско-правовых отношений, - одно из наиболее опасных, разлагающих институты государства и гражданского общества явлений в сфере хозяйственно-экономической деятельности. Главной задачей института банкротства в России является своевременное выявление предприятий, попавших в трудное финансовое положение, предотвращение их банкротства и финансовое оздоровление неплатежеспособных предприятий. Сегодня эта задача, имеющая макроэкономическое и, во многом, решающее для экономики нашей страны значение, не находит эффективных путей решения. Если в 1998 г. банкротством завершалось 60% возбужденных арбитражным судом дел о признании должника банкротом, то уже в 2020 г. - 85%.