Финансовое оздоровление это
Подборка наиболее важных документов по запросу Финансовое оздоровление это (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 201.1 "Общие положения" § 7 "Банкротство застройщиков" главы IX "Особенности банкротства отдельных категорий должников - юридических лиц" Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)""Пункты 2.6 и 2.7 статьи 201.1 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" в числе прочего предусматривают право Фонда на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании застройщика банкротом, а также устанавливают, что при рассмотрении дела о банкротстве застройщика предусмотренные этим Федеральным законом наблюдение и финансовое оздоровление не применяются.
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 96 "Порядок обращения взыскания при введении в отношении должника-организации процедур банкротства, а также при ликвидации должника-организации" Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве""По смыслу части 1 статьи 96 Закона об исполнительном производстве определение о введении процедуры финансового оздоровления или внешнего управления направляется арбитражным судом судебному приставу-исполнителю. Действия в связи со снятием ареста совершаются судебным приставом-исполнителем в разумный срок после получения этого определения. Для их совершения не требуется ходатайств или заявлений со стороны участников исполнительного производства и третьих лиц. Приостановление исполнительного производства не препятствует совершению судебным приставом-исполнителем указанных действий."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Характеризующие признаки мер по финансовому оздоровлению кредитных организаций
(Куликов А.В.)
("Вестник арбитражной практики", 2022, N 2)Заключая изложенное, полагаем возможным отметить, что финансовое оздоровление, несмотря на свою публичную направленность, осуществляется преимущественно с использованием гражданско-правовых средств, с учетом значительной специфики. Представляется, что финансовое оздоровление банка это не просто набор мер, применяемых к банку извне, а скорее особый гражданско-правовой режим кредитной организации, характеризующийся таким набором прав и обязанности, который подчинен единой цели - достижения способности кредитной организацией самостоятельно выполнять принятые на себя обязательства.
(Куликов А.В.)
("Вестник арбитражной практики", 2022, N 2)Заключая изложенное, полагаем возможным отметить, что финансовое оздоровление, несмотря на свою публичную направленность, осуществляется преимущественно с использованием гражданско-правовых средств, с учетом значительной специфики. Представляется, что финансовое оздоровление банка это не просто набор мер, применяемых к банку извне, а скорее особый гражданско-правовой режим кредитной организации, характеризующийся таким набором прав и обязанности, который подчинен единой цели - достижения способности кредитной организацией самостоятельно выполнять принятые на себя обязательства.
"Банкротство. Правовое регулирование: научно-практическое пособие"
(3-е изд., переработанное и дополненное)
(Попондопуло В.Ф.)
("Проспект", 2025)Понятие финансового оздоровления, порядок и последствия его введения. Финансовое оздоровление - это процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности (ст. 2 Закона о банкротстве). По существу, реализация процедуры финансового оздоровления означает реструктуризацию задолженности должника в соответствии с графиком погашения задолженности. Финансовое оздоровление вводится на срок не более двух лет.
(3-е изд., переработанное и дополненное)
(Попондопуло В.Ф.)
("Проспект", 2025)Понятие финансового оздоровления, порядок и последствия его введения. Финансовое оздоровление - это процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности (ст. 2 Закона о банкротстве). По существу, реализация процедуры финансового оздоровления означает реструктуризацию задолженности должника в соответствии с графиком погашения задолженности. Финансовое оздоровление вводится на срок не более двух лет.
Нормативные акты
Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О несостоятельности (банкротстве)"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)финансовое оздоровление - процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности;
(ред. от 31.07.2025)
"О несостоятельности (банкротстве)"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)финансовое оздоровление - процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности;
Готовое решение: Как покупателю вернуть денежные средства при возврате некачественного товара (брака) поставщику
(КонсультантПлюс, 2025)Возврат денежных средств за некачественный товар в случае банкротства поставщика может осуществляться или в рамках дела о его несостоятельности (банкротстве), или в порядке взыскания текущих платежей. Это связано с тем, что с даты введения наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления и конкурсного производства все требования кредиторов по денежным обязательствам (за исключением текущих платежей) могут быть предъявлены только в рамках дела о банкротстве в порядке ст. 71 или ст. 100 Закона о банкротстве. Если же денежные обязательства возникли после даты принятия заявления о признании должника банкротом (то есть даты вынесения определения об этом), то такие денежные обязательства относятся к текущим платежам (п. 27 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2012 N 35, п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 63).
(КонсультантПлюс, 2025)Возврат денежных средств за некачественный товар в случае банкротства поставщика может осуществляться или в рамках дела о его несостоятельности (банкротстве), или в порядке взыскания текущих платежей. Это связано с тем, что с даты введения наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления и конкурсного производства все требования кредиторов по денежным обязательствам (за исключением текущих платежей) могут быть предъявлены только в рамках дела о банкротстве в порядке ст. 71 или ст. 100 Закона о банкротстве. Если же денежные обязательства возникли после даты принятия заявления о признании должника банкротом (то есть даты вынесения определения об этом), то такие денежные обязательства относятся к текущим платежам (п. 27 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2012 N 35, п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 63).
Статья: Субсидиарная ответственность контролирующих лиц как разновидность гражданско-правовой ответственности
(Абрамян С.К.)
("Право и экономика", 2024, N 3)Соглашаясь с таким подходом, отметим, что причины подобного разделения заключаются в иных целях деятельности арбитражных управляющих, призванных обеспечить надлежащую реализацию предусмотренных законом процедур банкротства, обеспечив баланс интересов кредиторов и должника. Ведение предпринимательской деятельности, в том числе по продаже и управлению недвижимым имуществом в процедурах банкротства, тесным образом связано с проводимой процедурой. Как следует из положений ст. 64 и 82 Закона о банкротстве, в процедурах наблюдения и финансового оздоровления органы управления должника продолжают свою деятельность, но с определенными ограничениями. Прежде всего речь идет о сделках, связанных с отчуждением имущества должника, балансовая стоимость которого составляет более 5% балансовой стоимости активов должника на последнюю отчетную дату. В таком случае обязательно согласование с временным управляющим (в процедуре наблюдения) или собранием кредиторов, административным управляющим (в процедуре финансового оздоровления). При этом ведение предпринимательской деятельности должника продолжают осуществлять органы управления должника. Арбитражный управляющий в таких процедурах обеспечивает реализацию мер по обеспечению сохранности имущества. Примечательно, что в рамках процедуры наблюдения данное полномочие является обязанностью управляющего и реализуется им самостоятельно, в то время как в процессе финансового оздоровления административный управляющий имеет право обращаться в суд с ходатайством о принятии дополнительных мер по обеспечению сохранности имущества. Представленная модель предполагает оценку стоимости недвижимого имущества. Учитывая, что зачастую стоимость недвижимого имущества составляет существенную часть балансовой стоимости активов должника, такой подход означает наличие дополнительных условий, направленных на защиту имущественных прав кредиторов. В отличие от процедур наблюдения и финансового оздоровления, в рамках внешнего управления и конкурсного производства с даты их введения прекращаются полномочия руководителя должника. Возможность принятия каких-либо решений у органов управления должником в таком случае значительно сокращается. Согласно ст. 99 Закона о банкротстве внешний управляющий обязан принять в управление имущество должника, а также распоряжаться им в соответствии с планом внешнего управления. Механизм распоряжения имуществом должника в процедуре внешнего управления зависит от характера сделок. Как следует из положений ст. 101 Закона о банкротстве, крупные сделки и сделки с заинтересованностью заключаются только с согласия собрания кредиторов. В качестве крупных рассматриваются сделки, балансовая стоимость которых составляет более 10% балансовой стоимости активов должника. Каких-либо особенностей в отношении недвижимого имущества законодатель в таком случае не предусматривает. Восстановление платежеспособности должника в соответствии с планом внешнего управления может достигаться путем продажи части имущества должника. При этом такая продажа не должна приводить к невозможности осуществления должником своей хозяйственной деятельности (п. 2 ст. 111 Закона о банкротстве). В контексте недвижимости продажа такого имущества должна производиться на торгах, проводимых в электронной форме. Безусловно, наибольший интерес вызывают продажа и управление имуществом в процедуре конкурсного производства. Во-первых, конкурсное производство является самой распространенной процедурой, применяемой в деле о банкротстве после наблюдения или вводимой без проведения такового, что обусловлено слабой развитостью процесса оздоровления юридических лиц в отечественном правопорядке.
(Абрамян С.К.)
("Право и экономика", 2024, N 3)Соглашаясь с таким подходом, отметим, что причины подобного разделения заключаются в иных целях деятельности арбитражных управляющих, призванных обеспечить надлежащую реализацию предусмотренных законом процедур банкротства, обеспечив баланс интересов кредиторов и должника. Ведение предпринимательской деятельности, в том числе по продаже и управлению недвижимым имуществом в процедурах банкротства, тесным образом связано с проводимой процедурой. Как следует из положений ст. 64 и 82 Закона о банкротстве, в процедурах наблюдения и финансового оздоровления органы управления должника продолжают свою деятельность, но с определенными ограничениями. Прежде всего речь идет о сделках, связанных с отчуждением имущества должника, балансовая стоимость которого составляет более 5% балансовой стоимости активов должника на последнюю отчетную дату. В таком случае обязательно согласование с временным управляющим (в процедуре наблюдения) или собранием кредиторов, административным управляющим (в процедуре финансового оздоровления). При этом ведение предпринимательской деятельности должника продолжают осуществлять органы управления должника. Арбитражный управляющий в таких процедурах обеспечивает реализацию мер по обеспечению сохранности имущества. Примечательно, что в рамках процедуры наблюдения данное полномочие является обязанностью управляющего и реализуется им самостоятельно, в то время как в процессе финансового оздоровления административный управляющий имеет право обращаться в суд с ходатайством о принятии дополнительных мер по обеспечению сохранности имущества. Представленная модель предполагает оценку стоимости недвижимого имущества. Учитывая, что зачастую стоимость недвижимого имущества составляет существенную часть балансовой стоимости активов должника, такой подход означает наличие дополнительных условий, направленных на защиту имущественных прав кредиторов. В отличие от процедур наблюдения и финансового оздоровления, в рамках внешнего управления и конкурсного производства с даты их введения прекращаются полномочия руководителя должника. Возможность принятия каких-либо решений у органов управления должником в таком случае значительно сокращается. Согласно ст. 99 Закона о банкротстве внешний управляющий обязан принять в управление имущество должника, а также распоряжаться им в соответствии с планом внешнего управления. Механизм распоряжения имуществом должника в процедуре внешнего управления зависит от характера сделок. Как следует из положений ст. 101 Закона о банкротстве, крупные сделки и сделки с заинтересованностью заключаются только с согласия собрания кредиторов. В качестве крупных рассматриваются сделки, балансовая стоимость которых составляет более 10% балансовой стоимости активов должника. Каких-либо особенностей в отношении недвижимого имущества законодатель в таком случае не предусматривает. Восстановление платежеспособности должника в соответствии с планом внешнего управления может достигаться путем продажи части имущества должника. При этом такая продажа не должна приводить к невозможности осуществления должником своей хозяйственной деятельности (п. 2 ст. 111 Закона о банкротстве). В контексте недвижимости продажа такого имущества должна производиться на торгах, проводимых в электронной форме. Безусловно, наибольший интерес вызывают продажа и управление имуществом в процедуре конкурсного производства. Во-первых, конкурсное производство является самой распространенной процедурой, применяемой в деле о банкротстве после наблюдения или вводимой без проведения такового, что обусловлено слабой развитостью процесса оздоровления юридических лиц в отечественном правопорядке.
Готовое решение: Что нужно знать об отступном (соглашении о передаче имущества в счет погашения долга)
(КонсультантПлюс, 2025)Также согласно п. 1 ст. 81 Закона о банкротстве прекращение обязательства путем предоставления отступного возможно и в рамках процедуры финансового оздоровления. Но при этом необходимо, чтобы не нарушалась очередность удовлетворения требований кредиторов, а также прекращение обязательств должника не приводило к преимущественному удовлетворению требований кредиторов одной очереди, обязательства которых прекращаются, перед другими кредиторами. Например, это возможно, если у должника один кредитор. В указанной ситуации предоставление отступного осуществляется в общем порядке, установленном ГК РФ, поскольку специального порядка для процедуры финансового оздоровления не предусмотрено.
(КонсультантПлюс, 2025)Также согласно п. 1 ст. 81 Закона о банкротстве прекращение обязательства путем предоставления отступного возможно и в рамках процедуры финансового оздоровления. Но при этом необходимо, чтобы не нарушалась очередность удовлетворения требований кредиторов, а также прекращение обязательств должника не приводило к преимущественному удовлетворению требований кредиторов одной очереди, обязательства которых прекращаются, перед другими кредиторами. Например, это возможно, если у должника один кредитор. В указанной ситуации предоставление отступного осуществляется в общем порядке, установленном ГК РФ, поскольку специального порядка для процедуры финансового оздоровления не предусмотрено.
Статья: Что исчезло или появилось в отчетности для службы занятости
(Кокурина М.А.)
("Главная книга", 2024, N 17)При этом в форме N 5 нет пункта, содержащего указание, какая именно это процедура - наблюдение, финансовое оздоровление или внешнее управление <14>.
(Кокурина М.А.)
("Главная книга", 2024, N 17)При этом в форме N 5 нет пункта, содержащего указание, какая именно это процедура - наблюдение, финансовое оздоровление или внешнее управление <14>.
"Комментарий к Федеральному закону от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)В части 1 комментируемой статьи прямо установлено, что исполнительное производство за соответствующими изъятиями приостанавливается на основании определения арбитражного суда о введении процедур наблюдения, финансового оздоровления или внешнего управления. Определения указанных понятий даны в ст. 2 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" (в ред. Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 296-ФЗ <450>): наблюдение - это процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях обеспечения сохранности его имущества, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов; финансовое оздоровление - это процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности; внешнее управление - это процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности.
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)В части 1 комментируемой статьи прямо установлено, что исполнительное производство за соответствующими изъятиями приостанавливается на основании определения арбитражного суда о введении процедур наблюдения, финансового оздоровления или внешнего управления. Определения указанных понятий даны в ст. 2 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" (в ред. Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 296-ФЗ <450>): наблюдение - это процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях обеспечения сохранности его имущества, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов; финансовое оздоровление - это процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности; внешнее управление - это процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности.
Статья: Реабилитационные процедуры в несостоятельности (банкротстве) в доктрине и практике
(Романов А.А., Хан А.А.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2021, N 9)Федеральный закон N 127-ФЗ предусматривает дефиницию понятия финансового оздоровления - это процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности. Финансовое оздоровление вводится на срок не более двух лет.
(Романов А.А., Хан А.А.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2021, N 9)Федеральный закон N 127-ФЗ предусматривает дефиницию понятия финансового оздоровления - это процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности. Финансовое оздоровление вводится на срок не более двух лет.
Статья: В ТПП РФ обсудили основные спорные вопросы процедуры банкротства
(Комитет ТПП РФ по безопасности предпринимательской деятельности)
("Арбитражный управляющий", 2023, N 2)В своем выступлении член комитета ТПП РФ по безопасности предпринимательской деятельности, доцент Департамента менеджмента и инноваций Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, к. э. н. Валерий Алферов подтвердил, что российское правительство постоянно подчеркивает значение реабилитации, а не ликвидации бизнеса. Однако решения предлагаются только в рамках процедур банкротства, не в рамках досудебной реабилитации. При этом досудебное финансовое оздоровление необходимо использовать как превентивную меру по восстановлению платежеспособности и финансовой устойчивости компаний.
(Комитет ТПП РФ по безопасности предпринимательской деятельности)
("Арбитражный управляющий", 2023, N 2)В своем выступлении член комитета ТПП РФ по безопасности предпринимательской деятельности, доцент Департамента менеджмента и инноваций Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, к. э. н. Валерий Алферов подтвердил, что российское правительство постоянно подчеркивает значение реабилитации, а не ликвидации бизнеса. Однако решения предлагаются только в рамках процедур банкротства, не в рамках досудебной реабилитации. При этом досудебное финансовое оздоровление необходимо использовать как превентивную меру по восстановлению платежеспособности и финансовой устойчивости компаний.
"Предпринимательское право: учебник: в 2 т."
(том 1)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)Финансовое оздоровление - это процедура банкротства, применяемая к юридическому лицу - должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности. Закон о банкротстве предусматривает особенности процедуры финансового оздоровления применительно к отдельным категориям должников, например, в отношении стратегических организаций. Реализация указанной процедуры, по существу, означает реструктуризацию задолженности должника. Финансовое оздоровление вводится на срок до 2 лет.
(том 1)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)Финансовое оздоровление - это процедура банкротства, применяемая к юридическому лицу - должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности. Закон о банкротстве предусматривает особенности процедуры финансового оздоровления применительно к отдельным категориям должников, например, в отношении стратегических организаций. Реализация указанной процедуры, по существу, означает реструктуризацию задолженности должника. Финансовое оздоровление вводится на срок до 2 лет.