Фильмы в общественном достоянии
Подборка наиболее важных документов по запросу Фильмы в общественном достоянии (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Правовые аспекты разработки и коммерциализации программного обеспечения"
(Савельев А.И.)
("Статут", 2024)<3> Dastar Corp. v. Twentieth Century Fox Film Corp. 123 S. Ct. 2041, 2047-49 (2003). Суть данного спора заключалась в следующем. Истец - компания "20-й век Фокс" - создала в 1949 г. серию документальных фильмов на основе мемуаров генерала Эйзенхауэра под названием "Крестовые походы в Европе" (Crusades in Europe). В 1977 г. компания не обновила регистрацию своего авторского права на нее, и данная серия перешла в общественное достояние. В 1995 г. ответчик выпустил серию фильмов под названием "Военные кампании в Европе" (Campaigns in Europe), которые в значительной степени были скопированы из фильмов, созданных истцом. Ответчик не сделал никаких ссылок на работы истца и указал самого себя в качестве продюсера. Истец утверждал, что в данном случае имеет место "ложное указание происхождения" в нарушение положений Закона Лэнхама.
(Савельев А.И.)
("Статут", 2024)<3> Dastar Corp. v. Twentieth Century Fox Film Corp. 123 S. Ct. 2041, 2047-49 (2003). Суть данного спора заключалась в следующем. Истец - компания "20-й век Фокс" - создала в 1949 г. серию документальных фильмов на основе мемуаров генерала Эйзенхауэра под названием "Крестовые походы в Европе" (Crusades in Europe). В 1977 г. компания не обновила регистрацию своего авторского права на нее, и данная серия перешла в общественное достояние. В 1995 г. ответчик выпустил серию фильмов под названием "Военные кампании в Европе" (Campaigns in Europe), которые в значительной степени были скопированы из фильмов, созданных истцом. Ответчик не сделал никаких ссылок на работы истца и указал самого себя в качестве продюсера. Истец утверждал, что в данном случае имеет место "ложное указание происхождения" в нарушение положений Закона Лэнхама.
Статья: Auctor ex machina. Подходы стран англосаксонского и континентального права к машинному творчеству
(Кольздорф М., Семенова И.)
("Закон", 2022, N 5)В отличие от стран англосаксонского права, в странах континентально-европейской системы авторского права есть специальный режим охраны объектов, которые не являются творческими, но в их создание вложены организационные и финансовые усилия, - смежное право. С учетом этого, если результат нельзя приписать конкретному человеку ввиду отсутствия творческого вклада, в отношении созданного объекта может признаваться смежное право (или право sui generis на базу данных). Но при этом созданный объект (фонограммы, фильмы, другие аналогичные объекты) должен соответствовать указанным в законе критериям. Если нет, то в отношении таких объектов обсуждается введение нового смежного права на объекты, созданные ИИ, по аналогии с правами продюсера фильмов, который организует работу по их созданию. Данный режим представляется более оправданным по сравнению с авторским правом по многим причинам, в том числе ввиду возможности его признания при отсутствии творческого участия человека не только за физическими, но и за юридическими лицами; более того, срок действия смежного права более короткий, значит, созданные объекты скорее поступят в общественное достояние.
(Кольздорф М., Семенова И.)
("Закон", 2022, N 5)В отличие от стран англосаксонского права, в странах континентально-европейской системы авторского права есть специальный режим охраны объектов, которые не являются творческими, но в их создание вложены организационные и финансовые усилия, - смежное право. С учетом этого, если результат нельзя приписать конкретному человеку ввиду отсутствия творческого вклада, в отношении созданного объекта может признаваться смежное право (или право sui generis на базу данных). Но при этом созданный объект (фонограммы, фильмы, другие аналогичные объекты) должен соответствовать указанным в законе критериям. Если нет, то в отношении таких объектов обсуждается введение нового смежного права на объекты, созданные ИИ, по аналогии с правами продюсера фильмов, который организует работу по их созданию. Данный режим представляется более оправданным по сравнению с авторским правом по многим причинам, в том числе ввиду возможности его признания при отсутствии творческого участия человека не только за физическими, но и за юридическими лицами; более того, срок действия смежного права более короткий, значит, созданные объекты скорее поступят в общественное достояние.
Нормативные акты
Федеральный закон от 22.08.1996 N 126-ФЗ
(ред. от 23.11.2024)
"О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации"Осуществление на территории Российской Федерации проката фильма и (или) показа фильма без прокатного удостоверения, устанавливающего, в частности, способ использования фильма, не допускается, за исключением показа фильма по эфирному, кабельному, спутниковому телевидению и показа фильма на проводимом на территории Российской Федерации международном кинофестивале, который включен в перечень кинофестивалей и общая продолжительность которого составляет не менее трех и не более пятнадцати дней, при условии, что показ такого фильма на данном кинофестивале осуществляется не более пяти раз, а в случае проведения мероприятий данного кинофестиваля с периодичностью более одного раза в год их общая продолжительность не должна превышать пятнадцать дней, а каждое мероприятие не должно длиться менее трех дней подряд и суммарное количество показов такого фильма на всех мероприятиях данного кинофестиваля не должно превышать пять раз, а также за исключением некоммерческого показа музеями, выставочными залами, домами и дворцами культуры, клубами, парками культуры и отдыха, библиотеками, архивами, научными организациями или образовательными организациями перешедших в общественное достояние фильмов, созданных на территории, относившейся к Российской империи или СССР, в пределах Государственной границы Российской Федерации. Не требуется получение прокатного удостоверения в случае показа фильмов исключительно в культурно-просветительских целях в рамках осуществления уставной деятельности музеями, выставочными залами или образовательными организациями, реализующими основные и дополнительные образовательные программы, а также в случае показа фильмов зарубежного производства на межгосударственных мероприятиях, проводимых в рамках культурного обмена между Российской Федерацией и иностранным государством. Предоставление (выдача) прокатного удостоверения на фильм, отказ в предоставлении (выдаче) прокатного удостоверения на фильм, отзыв прокатного удостоверения на фильм, внесение изменений в прокатное удостоверение на фильм оформляются путем внесения соответствующей записи в Государственный регистр фильмов, подписываемой усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица. Информация, содержащаяся в Государственном регистре фильмов и Государственном реестре национальных фильмов, является общедоступной. Доступ к информации, содержащейся в Государственном регистре фильмов и Государственном реестре национальных фильмов, обеспечивается путем размещения указанной информации на официальном сайте федерального органа исполнительной власти в области кинематографии в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
(ред. от 23.11.2024)
"О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации"Осуществление на территории Российской Федерации проката фильма и (или) показа фильма без прокатного удостоверения, устанавливающего, в частности, способ использования фильма, не допускается, за исключением показа фильма по эфирному, кабельному, спутниковому телевидению и показа фильма на проводимом на территории Российской Федерации международном кинофестивале, который включен в перечень кинофестивалей и общая продолжительность которого составляет не менее трех и не более пятнадцати дней, при условии, что показ такого фильма на данном кинофестивале осуществляется не более пяти раз, а в случае проведения мероприятий данного кинофестиваля с периодичностью более одного раза в год их общая продолжительность не должна превышать пятнадцать дней, а каждое мероприятие не должно длиться менее трех дней подряд и суммарное количество показов такого фильма на всех мероприятиях данного кинофестиваля не должно превышать пять раз, а также за исключением некоммерческого показа музеями, выставочными залами, домами и дворцами культуры, клубами, парками культуры и отдыха, библиотеками, архивами, научными организациями или образовательными организациями перешедших в общественное достояние фильмов, созданных на территории, относившейся к Российской империи или СССР, в пределах Государственной границы Российской Федерации. Не требуется получение прокатного удостоверения в случае показа фильмов исключительно в культурно-просветительских целях в рамках осуществления уставной деятельности музеями, выставочными залами или образовательными организациями, реализующими основные и дополнительные образовательные программы, а также в случае показа фильмов зарубежного производства на межгосударственных мероприятиях, проводимых в рамках культурного обмена между Российской Федерацией и иностранным государством. Предоставление (выдача) прокатного удостоверения на фильм, отказ в предоставлении (выдаче) прокатного удостоверения на фильм, отзыв прокатного удостоверения на фильм, внесение изменений в прокатное удостоверение на фильм оформляются путем внесения соответствующей записи в Государственный регистр фильмов, подписываемой усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица. Информация, содержащаяся в Государственном регистре фильмов и Государственном реестре национальных фильмов, является общедоступной. Доступ к информации, содержащейся в Государственном регистре фильмов и Государственном реестре национальных фильмов, обеспечивается путем размещения указанной информации на официальном сайте федерального органа исполнительной власти в области кинематографии в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Приказ Росстата от 11.11.2025 N 625
"Об утверждении форм федерального статистического наблюдения и указаний по их заполнению для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью общедоступных (публичных) библиотек, организаций культурно-досугового типа, музеев, театров, работой парков культуры и отдыха (городских садов), деятельностью концертных организаций, самостоятельных коллективов, цирков, цирковых коллективов, зоопарков (зоосадов), сведений о персонале организаций культуры и искусства"По строке 26 (из строки 23) учитываются мероприятия, выполненные в удаленном режиме: на сайте библиотеки, на Портале популяризации культурного наследия и традиций народов России "Культура.РФ". К числу библиотечных мероприятий в удаленном режиме относятся: экскурсии (по зданию, экспозиции, кварталу и т.п.); выставки; видео- и аудиообзоры литературы; моноспектакли или кукольные спектакли, концерты; громкие чтения; встречи с писателями, известными людьми; презентации книг; конференции; вебинары; лекции; мастер-классы или другие обучающие занятия; акции и конкурсы; викторины; показы фильмов, перешедших в общественное достояние (созданные в 1950 году и ранее).
"Об утверждении форм федерального статистического наблюдения и указаний по их заполнению для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью общедоступных (публичных) библиотек, организаций культурно-досугового типа, музеев, театров, работой парков культуры и отдыха (городских садов), деятельностью концертных организаций, самостоятельных коллективов, цирков, цирковых коллективов, зоопарков (зоосадов), сведений о персонале организаций культуры и искусства"По строке 26 (из строки 23) учитываются мероприятия, выполненные в удаленном режиме: на сайте библиотеки, на Портале популяризации культурного наследия и традиций народов России "Культура.РФ". К числу библиотечных мероприятий в удаленном режиме относятся: экскурсии (по зданию, экспозиции, кварталу и т.п.); выставки; видео- и аудиообзоры литературы; моноспектакли или кукольные спектакли, концерты; громкие чтения; встречи с писателями, известными людьми; презентации книг; конференции; вебинары; лекции; мастер-классы или другие обучающие занятия; акции и конкурсы; викторины; показы фильмов, перешедших в общественное достояние (созданные в 1950 году и ранее).
"Современное гражданское и семейное право: перспективы развития доктрины, законодательства и правоприменительной практики: монография"
(отв. ред. Е.В. Вавилин, О.М. Родионова)
("Статут", 2024)<3> Суть кейса заключается в том, что у Десни (сценарист) была идея для фильма, поэтому он отправил копию истории в офис Уайлдера. Секретарь Уайлдера запросил сокращенный синопсис, поэтому заявитель позвонил и передал синопсис секретарю по телефону. Позже вышел фильм, основанный на исторической личности, описанной Десни, и содержащий вымышленные элементы, идентичные тем, которые Десни описал секретарю без какого-либо вознаграждения. Десни подал иск о возмещении ущерба. Верховный Суд Калифорнии последовательно провел различие между идеями и выражением идей, при этом указал, что существует монополия на выражение идей, но не на сами идеи. Copyright защищает только выражение. Тема, сюжет или идея всегда являются общественным достоянием (public domain). См. подробнее: https://casebrief.fandom.com/wiki/Desny_v_Wilder_ (дата обращения: 26.03.2024).
(отв. ред. Е.В. Вавилин, О.М. Родионова)
("Статут", 2024)<3> Суть кейса заключается в том, что у Десни (сценарист) была идея для фильма, поэтому он отправил копию истории в офис Уайлдера. Секретарь Уайлдера запросил сокращенный синопсис, поэтому заявитель позвонил и передал синопсис секретарю по телефону. Позже вышел фильм, основанный на исторической личности, описанной Десни, и содержащий вымышленные элементы, идентичные тем, которые Десни описал секретарю без какого-либо вознаграждения. Десни подал иск о возмещении ущерба. Верховный Суд Калифорнии последовательно провел различие между идеями и выражением идей, при этом указал, что существует монополия на выражение идей, но не на сами идеи. Copyright защищает только выражение. Тема, сюжет или идея всегда являются общественным достоянием (public domain). См. подробнее: https://casebrief.fandom.com/wiki/Desny_v_Wilder_ (дата обращения: 26.03.2024).
Статья: Правовые аспекты использования коротких видеороликов на видеохостингах (клипы, ТикТоки, рилс, шортс) в контексте интеллектуальной собственности
(Ивлиев Г.П., Шахназаров Б.А.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2024, N 5)Таким образом, в контексте рассмотренных положений можно заключить, что обязанность по установлению наличия или отсутствия творческого труда (вклада) автора короткого видеоролика в случае возникновения спора всегда лежит на суде независимо от видеохостинга и предлагаемого различными площадками инструментария, в том числе инструментов, основанных на технологиях искусственного интеллекта, технологиях deep learning. Как представляется, на данном этапе развития технологий, действительно, можно заключить, что лишь человек способен отличить в ряде случаев тонкое проявление творческого вклада в создание короткого видеоролика, в котором использован, например, общедоступный контент (произведения, перешедшие в режим общественного достояния).
(Ивлиев Г.П., Шахназаров Б.А.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2024, N 5)Таким образом, в контексте рассмотренных положений можно заключить, что обязанность по установлению наличия или отсутствия творческого труда (вклада) автора короткого видеоролика в случае возникновения спора всегда лежит на суде независимо от видеохостинга и предлагаемого различными площадками инструментария, в том числе инструментов, основанных на технологиях искусственного интеллекта, технологиях deep learning. Как представляется, на данном этапе развития технологий, действительно, можно заключить, что лишь человек способен отличить в ряде случаев тонкое проявление творческого вклада в создание короткого видеоролика, в котором использован, например, общедоступный контент (произведения, перешедшие в режим общественного достояния).
Статья: Восстановление нарушенных смежных прав
(Кархалев Д.Н., Качур Н.Ф.)
("Современное право", 2023, N 11)2) фонограммы, т.е. любые исключительно звуковые записи исполнений или иных звуков либо их отображений, за исключением звуковой записи, включенной в аудиовизуальное произведение;
(Кархалев Д.Н., Качур Н.Ф.)
("Современное право", 2023, N 11)2) фонограммы, т.е. любые исключительно звуковые записи исполнений или иных звуков либо их отображений, за исключением звуковой записи, включенной в аудиовизуальное произведение;
Статья: Авторское право и смежные права в государствах БРИКС
(Еременко В.И.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2020, NN 9, 10)Имущественные права на аудиовизуальные и фотографические произведения охраняются в течение 70 лет, считая с 1 января года, следующего за годом их обнародования.
(Еременко В.И.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2020, NN 9, 10)Имущественные права на аудиовизуальные и фотографические произведения охраняются в течение 70 лет, считая с 1 января года, следующего за годом их обнародования.