Фиктивная постановка на учет
Подборка наиболее важных документов по запросу Фиктивная постановка на учет (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Особенности применения уголовной ответственности за фиктивную постановку на учет иностранных граждан или лиц без гражданства на территории России
(Вильде Л.В.)
("Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации", 2024, N 5)"Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации", 2024, N 5
(Вильде Л.В.)
("Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации", 2024, N 5)"Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации", 2024, N 5
Ситуация: Какова ответственность за несоблюдение правил регистрационного учета?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)2.2. Уголовная ответственность за фиктивную регистрацию, постановку на учет иностранного гражданина в РФ
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)2.2. Уголовная ответственность за фиктивную регистрацию, постановку на учет иностранного гражданина в РФ
Нормативные акты
"Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ
(ред. от 17.11.2025)Статья 322.3. Фиктивная постановка на учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в Российской Федерации
(ред. от 17.11.2025)Статья 322.3. Фиктивная постановка на учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в Российской Федерации
Федеральный закон от 18.07.2006 N 109-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации"11) фиктивная постановка на учет по месту пребывания - постановка иностранного гражданина или лица без гражданства на учет по месту пребывания на основании представления заведомо недостоверных сведений или документов, либо постановка иностранного гражданина или лица без гражданства на учет по месту пребывания в жилом или ином помещении без их намерения фактически проживать в этом помещении или без намерения принимающей стороны предоставить им это помещение для фактического проживания, либо постановка иностранного гражданина или лица без гражданства на учет по месту пребывания по адресу организации, в которой они в установленном порядке не осуществляют трудовую или иную не запрещенную законодательством Российской Федерации деятельность;
(ред. от 31.07.2025)
"О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации"11) фиктивная постановка на учет по месту пребывания - постановка иностранного гражданина или лица без гражданства на учет по месту пребывания на основании представления заведомо недостоверных сведений или документов, либо постановка иностранного гражданина или лица без гражданства на учет по месту пребывания в жилом или ином помещении без их намерения фактически проживать в этом помещении или без намерения принимающей стороны предоставить им это помещение для фактического проживания, либо постановка иностранного гражданина или лица без гражданства на учет по месту пребывания по адресу организации, в которой они в установленном порядке не осуществляют трудовую или иную не запрещенную законодательством Российской Федерации деятельность;
Готовое решение: Ответственность за нарушение миграционного законодательства
(КонсультантПлюс, 2025)Уголовная ответственность может наступить за фиктивную постановку на учет по месту пребывания в РФ.
(КонсультантПлюс, 2025)Уголовная ответственность может наступить за фиктивную постановку на учет по месту пребывания в РФ.
Статья: Трудовая миграция: право, экономика, безопасность
(Казачкова З.М., Казачков В.А.)
("Миграционное право", 2025, N 1)В Российской Федерации, например, наиболее распространенными являются деликты, связанные с фиктивной постановкой на учет и регистрацией иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания либо по месту жительства в жилом помещении; незаконное привлечение к трудовой деятельности. Работодатели чаще всего нарушают законодательство в части трудового и налогового законодательства, документооборота, стандартов и нормативов охраны труда, нередко нарушаются правила допуска иностранного работника к исполнению им трудовых обязанностей без надлежащего медицинского освидетельствования, без необходимого, верифицированного образовательного статуса. Таким образом, в этом сегменте общественных отношений есть не только накопленные проблемы, но и возможности для совершенствования эффективности государственной миграционной политики. Но каковы правовые средства, наиболее эффективно применяемые в различных странах, каковы уроки для моделирования миграционной политики?
(Казачкова З.М., Казачков В.А.)
("Миграционное право", 2025, N 1)В Российской Федерации, например, наиболее распространенными являются деликты, связанные с фиктивной постановкой на учет и регистрацией иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания либо по месту жительства в жилом помещении; незаконное привлечение к трудовой деятельности. Работодатели чаще всего нарушают законодательство в части трудового и налогового законодательства, документооборота, стандартов и нормативов охраны труда, нередко нарушаются правила допуска иностранного работника к исполнению им трудовых обязанностей без надлежащего медицинского освидетельствования, без необходимого, верифицированного образовательного статуса. Таким образом, в этом сегменте общественных отношений есть не только накопленные проблемы, но и возможности для совершенствования эффективности государственной миграционной политики. Но каковы правовые средства, наиболее эффективно применяемые в различных странах, каковы уроки для моделирования миграционной политики?
Статья: Основные направления совершенствования законодательного регулирования миграционных процессов в Российской Федерации
(Абазехова З.И.)
("Миграционное право", 2023, N 3)Дополнительного внимания требует вопрос регистрации и учета лиц по месту пребывания или жительства. С одной стороны, регулирование данной сферы должно быть направлено на создание условий и возможностей эмигрантам на законных основаниях проживать на территории Российской Федерации, с другой стороны - защитить собственников жилья от возможных сложностей во взаимодействии с арендаторами-иностранцами. Один из шагов, который стоит признать удачным в данном направлении, - закрепление права собственника на получение данных о прописанных в жилище (без согласия) третьих лиц <27>. Данное решение закономерно связано с борьбой против фиктивной постановки на учет иностранного гражданина или лица без гражданства, ответственность за которую предусмотрена ст. 322.3 Уголовного кодекса Российской Федерации <28>.
(Абазехова З.И.)
("Миграционное право", 2023, N 3)Дополнительного внимания требует вопрос регистрации и учета лиц по месту пребывания или жительства. С одной стороны, регулирование данной сферы должно быть направлено на создание условий и возможностей эмигрантам на законных основаниях проживать на территории Российской Федерации, с другой стороны - защитить собственников жилья от возможных сложностей во взаимодействии с арендаторами-иностранцами. Один из шагов, который стоит признать удачным в данном направлении, - закрепление права собственника на получение данных о прописанных в жилище (без согласия) третьих лиц <27>. Данное решение закономерно связано с борьбой против фиктивной постановки на учет иностранного гражданина или лица без гражданства, ответственность за которую предусмотрена ст. 322.3 Уголовного кодекса Российской Федерации <28>.
Статья: Профилактика и расследование преступлений в сфере миграции: проблемные вопросы, пути решения
(Гасак А.А., Зуева А.С., Макаренко М.М.)
("Миграционное право", 2024, N 4)Например, в рамках проведения операции "Мигрант" в 2023 г. в одном из субъектов Российской Федерации выявлен факт организации К. фиктивной постановки на учет 5 граждан Республики Узбекистан. В ходе сбора первоначального материала, опросов иностранных граждан мер к привлечению переводчика не принималось, объем владения русским языком не выяснялся, что дало основание иностранным гражданам, в том числе подозреваемому, после консультации с адвокатом в ходе дознания изменить свои показания. В обосновании иностранцы ссылались на недопонимание поставленных вопросов ввиду незнания русского языка. Уголовное дело и уголовное преследование в отношении К. прекращено по реабилитирующему основанию <4>.
(Гасак А.А., Зуева А.С., Макаренко М.М.)
("Миграционное право", 2024, N 4)Например, в рамках проведения операции "Мигрант" в 2023 г. в одном из субъектов Российской Федерации выявлен факт организации К. фиктивной постановки на учет 5 граждан Республики Узбекистан. В ходе сбора первоначального материала, опросов иностранных граждан мер к привлечению переводчика не принималось, объем владения русским языком не выяснялся, что дало основание иностранным гражданам, в том числе подозреваемому, после консультации с адвокатом в ходе дознания изменить свои показания. В обосновании иностранцы ссылались на недопонимание поставленных вопросов ввиду незнания русского языка. Уголовное дело и уголовное преследование в отношении К. прекращено по реабилитирующему основанию <4>.
Ситуация: Каковы обязанности гражданина, являющегося принимающей стороной для иностранного гражданина?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Кроме того, за фиктивную постановку на учет иностранного гражданина по месту пребывания в РФ предусмотрена уголовная ответственность. Под фиктивной постановкой на учет иностранных граждан понимается, в частности, постановка их на учет по месту пребывания в РФ (ч. 1 ст. 24 Закона N 109-ФЗ; ст. 322.3 УК РФ; п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2020 N 18):
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Кроме того, за фиктивную постановку на учет иностранного гражданина по месту пребывания в РФ предусмотрена уголовная ответственность. Под фиктивной постановкой на учет иностранных граждан понимается, в частности, постановка их на учет по месту пребывания в РФ (ч. 1 ст. 24 Закона N 109-ФЗ; ст. 322.3 УК РФ; п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2020 N 18):
Статья: Трудовая миграция из Средней Азии в современных условиях
(Тагаева С.Н.)
("Миграционное право", 2023, N 1)Имеющиеся административные препоны, проявляющиеся в необходимости прохождения обязательного медицинского обследования трудовыми мигрантами, получения сертификата на знание русского языка, перевода всех документов на русский язык (зачастую при наличии двуязычных документов, одним из которых является русский) и их нотариального удостоверения, получения патента на трудовую деятельность, порождают сложности с легальным трудоустройством, соответственно порождая коррупцию и условия для развития незаконной миграции. Расходы, необходимые для легального трудоустройства, значительны для трудовых мигрантов, поэтому они предпочитают осуществлять трудовую деятельность неофициально, что ведет к нарушению и налогового законодательства. К нарушениям действующего законодательства трудовыми мигрантами ведет и фиктивная постановка на учет по месту пребывания. Соответственно, в Российской Федерации ведется борьба с нарушениями миграционного законодательства, в том числе с незаконной миграцией.
(Тагаева С.Н.)
("Миграционное право", 2023, N 1)Имеющиеся административные препоны, проявляющиеся в необходимости прохождения обязательного медицинского обследования трудовыми мигрантами, получения сертификата на знание русского языка, перевода всех документов на русский язык (зачастую при наличии двуязычных документов, одним из которых является русский) и их нотариального удостоверения, получения патента на трудовую деятельность, порождают сложности с легальным трудоустройством, соответственно порождая коррупцию и условия для развития незаконной миграции. Расходы, необходимые для легального трудоустройства, значительны для трудовых мигрантов, поэтому они предпочитают осуществлять трудовую деятельность неофициально, что ведет к нарушению и налогового законодательства. К нарушениям действующего законодательства трудовыми мигрантами ведет и фиктивная постановка на учет по месту пребывания. Соответственно, в Российской Федерации ведется борьба с нарушениями миграционного законодательства, в том числе с незаконной миграцией.
Статья: О реализации территориальными органами полиции на районном уровне правоохранительной функции (на примере сферы миграции)
(Быков К.В.)
("Административное право и процесс", 2024, N 8)Усложняется оперативная обстановка, складывающаяся в сфере незаконной миграции, и в Санкт-Петербурге. Так, по итогам 2022 г. на территории Петроградского района Санкт-Петербурга увеличилось количество преступлений на 220% по сравнению с 2021 г., что составляет более 19% от всех зарегистрированных преступлений. Увеличилось количество выявленных преступлений, связанных с фиктивной постановкой на учет иностранного гражданина по месту пребывания в Российской Федерации (ст. 322.3 Уголовного кодекса Российской Федерации <13>, далее - УК РФ), и других преступлений. Также за период 2022 г. составлено 1 184 административных протокола по ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях <14> (далее - КоАП РФ).
(Быков К.В.)
("Административное право и процесс", 2024, N 8)Усложняется оперативная обстановка, складывающаяся в сфере незаконной миграции, и в Санкт-Петербурге. Так, по итогам 2022 г. на территории Петроградского района Санкт-Петербурга увеличилось количество преступлений на 220% по сравнению с 2021 г., что составляет более 19% от всех зарегистрированных преступлений. Увеличилось количество выявленных преступлений, связанных с фиктивной постановкой на учет иностранного гражданина по месту пребывания в Российской Федерации (ст. 322.3 Уголовного кодекса Российской Федерации <13>, далее - УК РФ), и других преступлений. Также за период 2022 г. составлено 1 184 административных протокола по ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях <14> (далее - КоАП РФ).
Статья: Меры по совершенствованию государственного контроля в сфере миграции: правообразующий и правоприменительный аспекты
(Хабибулин А.Г., Мурсалимов К.Р.)
("Миграционное право", 2025, N 1)Достигнута положительная динамика также в работе по выявлению и расследованию преступных деяний, связанных с фиктивной постановкой на учет иностранных граждан и лиц без гражданства по месту пребывания в Российской Федерации (ст. 322.3 УК РФ) (+50%, 9) <16>.
(Хабибулин А.Г., Мурсалимов К.Р.)
("Миграционное право", 2025, N 1)Достигнута положительная динамика также в работе по выявлению и расследованию преступных деяний, связанных с фиктивной постановкой на учет иностранных граждан и лиц без гражданства по месту пребывания в Российской Федерации (ст. 322.3 УК РФ) (+50%, 9) <16>.
Статья: Угрозы национальной безопасности, возникающие в современных миграционных процессах, и механизм административно-правового обеспечения противодействия им
(Лебедева Е.А.)
("Административное право и процесс", 2024, N 6)Показало свою эффективность введение в Уголовный кодекс РФ норм, предусматривающих ответственность за фиктивную регистрацию по месту жительства либо фиктивную постановку на учет иностранного гражданина. Это позволило чаще выявлять и пресекать каналы нелегальной миграции, привлекать к уголовной ответственности организаторов этой незаконной деятельности.
(Лебедева Е.А.)
("Административное право и процесс", 2024, N 6)Показало свою эффективность введение в Уголовный кодекс РФ норм, предусматривающих ответственность за фиктивную регистрацию по месту жительства либо фиктивную постановку на учет иностранного гражданина. Это позволило чаще выявлять и пресекать каналы нелегальной миграции, привлекать к уголовной ответственности организаторов этой незаконной деятельности.
Статья: Контроль со стороны органов и подразделений МВД России за пребыванием и проживанием иностранных граждан на территории Российской Федерации: проблемы, инновации, перспективы
(Гольцман Е.В.)
("Российский следователь", 2025, N 5)Активная работа по выявлению и пресечению фактов злоупотребления иностранными гражданами правом на получение разрешения на временное проживание, вида на жительство в упрощенном порядке, проводимая территориальными органами МВД России, способствовала сокращению количества выданных иностранным гражданам разрешений на временное проживание (-50,4%, 44 551) и видов на жительство (-21,3%, 214 982). Достигнута положительная динамика в работе по выявлению и расследованию преступных деяний, связанных с фиктивной постановкой на учет иностранных граждан и лиц без гражданства по месту пребывания на территории России (ст. 322.3 УК РФ; +3,3%, 36 110). В отношении 1 757 лиц приняты решения о прекращении гражданства Российской Федерации.
(Гольцман Е.В.)
("Российский следователь", 2025, N 5)Активная работа по выявлению и пресечению фактов злоупотребления иностранными гражданами правом на получение разрешения на временное проживание, вида на жительство в упрощенном порядке, проводимая территориальными органами МВД России, способствовала сокращению количества выданных иностранным гражданам разрешений на временное проживание (-50,4%, 44 551) и видов на жительство (-21,3%, 214 982). Достигнута положительная динамика в работе по выявлению и расследованию преступных деяний, связанных с фиктивной постановкой на учет иностранных граждан и лиц без гражданства по месту пребывания на территории России (ст. 322.3 УК РФ; +3,3%, 36 110). В отношении 1 757 лиц приняты решения о прекращении гражданства Российской Федерации.