Фиксация нарушений пдд
Подборка наиболее важных документов по запросу Фиксация нарушений пдд (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 2.6.1 "Административная ответственность собственников (владельцев) транспортных средств" КоАП РФ"Напротив, применение части 2 статьи 2.6.1 КоАП РФ свидетельствует о том, что привлечение собственника (владельца) транспортного средства к административной ответственности признано законным (иначе постановление подлежало бы отмене по иным основаниям), и о том, что вред собственнику в данном случае причинен не незаконными действиями и постановлениями должностных лиц, а лицом, управлявшим транспортным средством в момент фиксации нарушения Правил дорожного движения."
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 2.6.1 "Административная ответственность собственников (владельцев) транспортных средств" КоАП РФНапротив, применение части 2 статьи 2.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях свидетельствует о том, что привлечение собственника (владельца) транспортного средства к административной ответственности признано законным (иначе постановление подлежало бы отмене по иным основаниям), и о том, что вред собственнику в данном случае причинен не незаконными действиями и постановлениями должностных лиц, а лицом, управлявшим транспортным средством в момент фиксации нарушения правил дорожного движения."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ответы на часто задаваемые вопросы к ст. 30.3 КоАП РФ
(КонсультантПлюс, 2025)6. Как и в какие сроки можно обжаловать нарушение ПДД РФ, зафиксированное камерой видеонаблюдения?
(КонсультантПлюс, 2025)6. Как и в какие сроки можно обжаловать нарушение ПДД РФ, зафиксированное камерой видеонаблюдения?
Нормативные акты
Федеральный закон от 08.11.2007 N 257-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 22.1. Работающие в автоматическом режиме стационарные специальные технические средства, имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи для фиксации нарушений правил дорожного движения, передвижные специальные технические средства, имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи для фиксации нарушений правил дорожного движения, мобильные специальные технические средства, имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи для фиксации нарушений правил дорожного движения
(ред. от 31.07.2025)
"Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 22.1. Работающие в автоматическом режиме стационарные специальные технические средства, имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи для фиксации нарушений правил дорожного движения, передвижные специальные технические средства, имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи для фиксации нарушений правил дорожного движения, мобильные специальные технические средства, имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи для фиксации нарушений правил дорожного движения
Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090
(ред. от 16.07.2025)
"О Правилах дорожного движения"
(вместе с "Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения")
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)6.22 "Фотовидеофиксация". Обозначает места возможного применения работающих в автоматическом режиме стационарных или передвижных специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи для фиксации нарушений правил дорожного движения.
(ред. от 16.07.2025)
"О Правилах дорожного движения"
(вместе с "Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения")
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)6.22 "Фотовидеофиксация". Обозначает места возможного применения работающих в автоматическом режиме стационарных или передвижных специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи для фиксации нарушений правил дорожного движения.
Статья: Использование программных агентов в юридической практике
(Березина Е.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 7)В январе 2022 г. МВД РФ запущена в эксплуатацию федеральная система "Паутина", предназначенная для фиксации нарушений Правил дорожного движения, для обнаружения владельцев автомобилей, которые скрылись с места дорожно-транспортного происшествия, для повышения эффективности работы правоохранительных органов, связанной с раскрытием таких преступлений, как угон, разные виды хищения транспортных средств и ряда других <7>. 4 октября 2022 г. в реестр российского программного обеспечения были включены сведения о программном обеспечении "Система юридического программирования LegalRules", правообладателем которого является ПАО "Сбербанк России". LegalRules представляет собой платформу для оптимизации процесса разработки, тестирования и внедрения юридических сервисов, созданную для формирования общего цифрового пространства для юристов <8>.
(Березина Е.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 7)В январе 2022 г. МВД РФ запущена в эксплуатацию федеральная система "Паутина", предназначенная для фиксации нарушений Правил дорожного движения, для обнаружения владельцев автомобилей, которые скрылись с места дорожно-транспортного происшествия, для повышения эффективности работы правоохранительных органов, связанной с раскрытием таких преступлений, как угон, разные виды хищения транспортных средств и ряда других <7>. 4 октября 2022 г. в реестр российского программного обеспечения были включены сведения о программном обеспечении "Система юридического программирования LegalRules", правообладателем которого является ПАО "Сбербанк России". LegalRules представляет собой платформу для оптимизации процесса разработки, тестирования и внедрения юридических сервисов, созданную для формирования общего цифрового пространства для юристов <8>.
Статья: Интеллектуальные транспортные системы (ITS): исследование возможностей применения ITS для управления потоками, мониторинга дорожной ситуации и повышения безопасности дорожного движения
(Проказин Д.Л.)
("Безопасность дорожного движения", 2025, N 2)Реализованные проекты во многих городах России показали снижение времени в пути, уменьшение количества ДТП на дорогах. Интеллектуальные системы управления светофорами, адаптивные системы контроля скорости и фиксации нарушений ПДД способствуют повышению пропускной способности дорог и снижению аварийности в целом.
(Проказин Д.Л.)
("Безопасность дорожного движения", 2025, N 2)Реализованные проекты во многих городах России показали снижение времени в пути, уменьшение количества ДТП на дорогах. Интеллектуальные системы управления светофорами, адаптивные системы контроля скорости и фиксации нарушений ПДД способствуют повышению пропускной способности дорог и снижению аварийности в целом.
Статья: Экстралегальные факторы: что это и зачем нам о них знать
(Голушков Д.И.)
("Закон", 2023, N 12)В вопросе автоматизации принятия юридического решения внимание следует обратить в первую очередь на решения правоприменительные. Хорошим примером является привлечение к административной ответственности с помощью камер автоматической фиксации нарушений Правил дорожного движения <41>. В структуре этого юридического решения экстралегальные факторы отсутствуют в принципе - алгоритм действий состоит в фиксации определенных физических процессов и принятии одного "однобитного" решения - "да/нет".
(Голушков Д.И.)
("Закон", 2023, N 12)В вопросе автоматизации принятия юридического решения внимание следует обратить в первую очередь на решения правоприменительные. Хорошим примером является привлечение к административной ответственности с помощью камер автоматической фиксации нарушений Правил дорожного движения <41>. В структуре этого юридического решения экстралегальные факторы отсутствуют в принципе - алгоритм действий состоит в фиксации определенных физических процессов и принятии одного "однобитного" решения - "да/нет".
Ситуация: Что будет, если не уплачен штраф за нарушение ПДД?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Неуплата штрафа в установленный срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа, но не менее 1 000 руб., либо административный арест на срок до 15 суток, либо обязательные работы на срок до 50 часов. При этом административный арест не применяется, если штраф не уплачен за нарушение ПДД, зафиксированное с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств (ч. 1 ст. 20.25, Примечание 3 к ст. 20.25 КоАП РФ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Неуплата штрафа в установленный срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа, но не менее 1 000 руб., либо административный арест на срок до 15 суток, либо обязательные работы на срок до 50 часов. При этом административный арест не применяется, если штраф не уплачен за нарушение ПДД, зафиксированное с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств (ч. 1 ст. 20.25, Примечание 3 к ст. 20.25 КоАП РФ).
Статья: Роль административного принуждения в системе мер по обеспечению безопасности дорожного движения
(Майоров В.И.)
("Безопасность дорожного движения", 2025, N 1)В-пятых, автоматизация процесса фиксации нарушений ПДД и рассылки постановлений с помощью ЕПГУ в сочетании с неэффективностью норм административной ответственности приводит к формированию ошибочной установки в сознании водителей, воспринимающих штраф как один из стандартных, "обязательных" платежей. Следствием этого становятся массовость, ежегодный рост и рецидивы нарушений.
(Майоров В.И.)
("Безопасность дорожного движения", 2025, N 1)В-пятых, автоматизация процесса фиксации нарушений ПДД и рассылки постановлений с помощью ЕПГУ в сочетании с неэффективностью норм административной ответственности приводит к формированию ошибочной установки в сознании водителей, воспринимающих штраф как один из стандартных, "обязательных" платежей. Следствием этого становятся массовость, ежегодный рост и рецидивы нарушений.
Статья: Надзор за исполнением законодательства о безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта
(Рубцова М.В.)
("Законность", 2025, N 4)В 2023 г. аварийность на железнодорожном транспорте характеризуется следующими цифрами: 17 транспортных происшествий, 5 из них - по причине актов незаконного вмешательства, в том числе 13 крушений (в 2022 г. - 11), 4 аварии (6), 607 (610) сходов подвижного состава; на 18% увеличилось число ДТП на железнодорожных переездах (с 202 до 239). Прокуроры выявляли факты: ненадлежащего содержания железнодорожных переездов, путей, переходов, мостов, платформ; ненадлежащего технического обслуживания и ремонта; нарушения лицензионных требований при работе с опасными грузами; использования непригодных измерительных средств. Транспортные прокуроры продолжили добиваться соответствия Норильской железной дороги установленным требованиям. Генеральная прокуратура РФ по результатам проверок информировала Правительство РФ о проблемах при строительстве Восточного полигона, в том числе об отсутствии нормативного регулирования порядка примыкания строящихся, реконструируемых, восстановленных железнодорожных путей необщего пользования к действующей инфраструктуре <6>. Статистика показывает, что именно нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта приводит к крушениям и авариям на железнодорожном транспорте, а также другим тяжким последствиям. По результатам анализа транспортных происшествий и событий выделяются основные причины возникновения случаев нарушения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта. На путях общего пользования это нарушение технологии производства маневровой работы (84 схода, или 46% от общего количества), нарушение правил ремонта железнодорожного подвижного состава (43 схода, или 23% от общего количества), нарушение правил текущего содержания железнодорожного пути (38 сходов, или 21% от общего количества) <7>. В 2023 г. число ДТП на железнодорожных переездах в России выросло на 12%, в них пострадало 119 и погибло 54 человека. На железнодорожных переездах, так же как и на автомобильных дорогах, дисциплинировать безответственных водителей помогают комплексы фотовидеофиксации. С начала 2024 г. с помощью камер зафиксировано более 170 нарушений правил перехода, а количество нарушений на железнодорожной инфраструктуре снизилось на 50% <8>. Причины аварийности на переездах: нарушение правил водителями автотранспорта, ненадлежащее техническое состояние переездов. Отсутствует федеральный контроль за организациями - балансодержателями переездов. Органы местного самоуправления зачастую не выполняют обязанности, связанные с разметкой, установлением дорожных знаков, барьерных ограждений, дорожек для пешеходов, укомплектованием переездов специальными техническими средствами с функциями фото- и киносъемки, видеозаписи для фиксации нарушений Правил дорожного движения. Есть и несанкционированные переезды. В то же время неправомерно закрываются переезды, переезды делаются неохраняемыми в целях экономии <9>.
(Рубцова М.В.)
("Законность", 2025, N 4)В 2023 г. аварийность на железнодорожном транспорте характеризуется следующими цифрами: 17 транспортных происшествий, 5 из них - по причине актов незаконного вмешательства, в том числе 13 крушений (в 2022 г. - 11), 4 аварии (6), 607 (610) сходов подвижного состава; на 18% увеличилось число ДТП на железнодорожных переездах (с 202 до 239). Прокуроры выявляли факты: ненадлежащего содержания железнодорожных переездов, путей, переходов, мостов, платформ; ненадлежащего технического обслуживания и ремонта; нарушения лицензионных требований при работе с опасными грузами; использования непригодных измерительных средств. Транспортные прокуроры продолжили добиваться соответствия Норильской железной дороги установленным требованиям. Генеральная прокуратура РФ по результатам проверок информировала Правительство РФ о проблемах при строительстве Восточного полигона, в том числе об отсутствии нормативного регулирования порядка примыкания строящихся, реконструируемых, восстановленных железнодорожных путей необщего пользования к действующей инфраструктуре <6>. Статистика показывает, что именно нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта приводит к крушениям и авариям на железнодорожном транспорте, а также другим тяжким последствиям. По результатам анализа транспортных происшествий и событий выделяются основные причины возникновения случаев нарушения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта. На путях общего пользования это нарушение технологии производства маневровой работы (84 схода, или 46% от общего количества), нарушение правил ремонта железнодорожного подвижного состава (43 схода, или 23% от общего количества), нарушение правил текущего содержания железнодорожного пути (38 сходов, или 21% от общего количества) <7>. В 2023 г. число ДТП на железнодорожных переездах в России выросло на 12%, в них пострадало 119 и погибло 54 человека. На железнодорожных переездах, так же как и на автомобильных дорогах, дисциплинировать безответственных водителей помогают комплексы фотовидеофиксации. С начала 2024 г. с помощью камер зафиксировано более 170 нарушений правил перехода, а количество нарушений на железнодорожной инфраструктуре снизилось на 50% <8>. Причины аварийности на переездах: нарушение правил водителями автотранспорта, ненадлежащее техническое состояние переездов. Отсутствует федеральный контроль за организациями - балансодержателями переездов. Органы местного самоуправления зачастую не выполняют обязанности, связанные с разметкой, установлением дорожных знаков, барьерных ограждений, дорожек для пешеходов, укомплектованием переездов специальными техническими средствами с функциями фото- и киносъемки, видеозаписи для фиксации нарушений Правил дорожного движения. Есть и несанкционированные переезды. В то же время неправомерно закрываются переезды, переезды делаются неохраняемыми в целях экономии <9>.
Статья: Выявление незаконного вознаграждения в интересах юридического лица в результате изучения материалов оперативно-розыскной деятельности
(Багаутдинов Ф.Н., Бабешко В.А.)
("Законность", 2024, N 6)ООО "Фарватер" было лицензиаром программы ЭВМ "Программный продукт "Мониторинг". ГУ "Главное управление дорожного хозяйства Оренбургской области" готовило документацию для государственного контракта на выполнение работ по техническому обслуживанию многоцелевых комплексов автоматической фиксации нарушений ПДД, расположенных на автомобильных дорогах Оренбургской области. По просьбе фактического директора ООО "Фарватер" К. замдиректора - руководитель контрактной службы ГУ М. в указанный государственный контракт включил особое условие - обязательное наличие у исполнителя работ лицензии, выданной разработчиком программного обеспечения - ООО "Фарватер". Поскольку такая лицензия в Оренбурге была только у ООО "Фарватер", то другие предприятия не могли претендовать на участие в аукционе на выполнение государственного контракта, соответственно, была ограничена конкуренция и нарушены права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Указанные действия М. были квалифицированы в том числе и по ст. 169 УК как воспрепятствование предпринимательской деятельности.
(Багаутдинов Ф.Н., Бабешко В.А.)
("Законность", 2024, N 6)ООО "Фарватер" было лицензиаром программы ЭВМ "Программный продукт "Мониторинг". ГУ "Главное управление дорожного хозяйства Оренбургской области" готовило документацию для государственного контракта на выполнение работ по техническому обслуживанию многоцелевых комплексов автоматической фиксации нарушений ПДД, расположенных на автомобильных дорогах Оренбургской области. По просьбе фактического директора ООО "Фарватер" К. замдиректора - руководитель контрактной службы ГУ М. в указанный государственный контракт включил особое условие - обязательное наличие у исполнителя работ лицензии, выданной разработчиком программного обеспечения - ООО "Фарватер". Поскольку такая лицензия в Оренбурге была только у ООО "Фарватер", то другие предприятия не могли претендовать на участие в аукционе на выполнение государственного контракта, соответственно, была ограничена конкуренция и нарушены права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Указанные действия М. были квалифицированы в том числе и по ст. 169 УК как воспрепятствование предпринимательской деятельности.
Статья: Правовая меметика в исследовании правоприменения
(Залоило М.В.)
("Журнал российского права", 2024, N 11)Таким образом, трансляция правокультурных координат в правоприменении основывается на судебном усмотрении, которое в процессе конкретизации абстрактных норм права позволяет судье учитывать различные жизненные обстоятельства, применять оценочные категории <39>. Усмотрение судьи - это "востребованный элемент культуры правоприменения, в установленных законом пределах обусловленный нравственно-этическими началами справедливости" <40>. Но в правоприменении тенденции цифровизации проявляются наиболее чувствительно для субъектов спорных отношений с учетом возможности нарушения их интересов при необходимости индивидуального подхода к рассмотрению соответствующей жизненной ситуации. Помимо обозначенных сложностей автоматизированной конкретизации оценочных понятий присутствуют и иные риски, связанные, например, с объективным вменением (как это происходит с автоматической фиксацией нарушений Правил дорожного движения), а также недостаточным учетом важных обстоятельств субъективного и объективного характера при рассмотрении конкретного случая ввиду неоправданно упрощенного подхода к разрешению жизненных ситуаций, что может привести в итоге к принятию несправедливого правоприменительного решения.
(Залоило М.В.)
("Журнал российского права", 2024, N 11)Таким образом, трансляция правокультурных координат в правоприменении основывается на судебном усмотрении, которое в процессе конкретизации абстрактных норм права позволяет судье учитывать различные жизненные обстоятельства, применять оценочные категории <39>. Усмотрение судьи - это "востребованный элемент культуры правоприменения, в установленных законом пределах обусловленный нравственно-этическими началами справедливости" <40>. Но в правоприменении тенденции цифровизации проявляются наиболее чувствительно для субъектов спорных отношений с учетом возможности нарушения их интересов при необходимости индивидуального подхода к рассмотрению соответствующей жизненной ситуации. Помимо обозначенных сложностей автоматизированной конкретизации оценочных понятий присутствуют и иные риски, связанные, например, с объективным вменением (как это происходит с автоматической фиксацией нарушений Правил дорожного движения), а также недостаточным учетом важных обстоятельств субъективного и объективного характера при рассмотрении конкретного случая ввиду неоправданно упрощенного подхода к разрешению жизненных ситуаций, что может привести в итоге к принятию несправедливого правоприменительного решения.
Статья: Проблемы и перспективы использования цифровых технологий при фиксации административных правонарушений в области дорожного движения
(Головко В.В., Исаев М.М.)
("Безопасность дорожного движения", 2023, N 2)Признавая многие достоинства эксплуатации системы автоматической фиксации нарушений ПДД РФ, нельзя не отметить недостатки, связанные в первую очередь с технической уязвимостью и сбоями в работе технических устройств [33].
(Головко В.В., Исаев М.М.)
("Безопасность дорожного движения", 2023, N 2)Признавая многие достоинства эксплуатации системы автоматической фиксации нарушений ПДД РФ, нельзя не отметить недостатки, связанные в первую очередь с технической уязвимостью и сбоями в работе технических устройств [33].
Статья: Нормативное содержание и практика применения принципа общего (совокупного) покрытия расходов в бюджетной системе Российской Федерации
(Андреечев И.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 6)Аналогичным образом решался вопрос размещения и установки за счет средств бюджетов субъектов РФ работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи для фиксации нарушений Правил дорожного движения на автомобильных дорогах федерального значения. Такая возможность предусмотрена ранее действовавшим Приказом Росавтодора <37> и реализовывалась в субъектах РФ <38>.
(Андреечев И.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 6)Аналогичным образом решался вопрос размещения и установки за счет средств бюджетов субъектов РФ работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи для фиксации нарушений Правил дорожного движения на автомобильных дорогах федерального значения. Такая возможность предусмотрена ранее действовавшим Приказом Росавтодора <37> и реализовывалась в субъектах РФ <38>.