Федерального проекта «Цифровое государственное управление» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации»
Подборка наиболее важных документов по запросу Федерального проекта «Цифровое государственное управление» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Проблемы внедрения государственной системы электронного документооборота
(Фионова Л.Р., Захарова Н.А.)
("Делопроизводство", 2023, N 1)<1> Паспорт федерального проекта "Цифровое государственное управление" национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации", утвержденного протоколом президиума Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности от 28 мая 2019 г. N 9.
(Фионова Л.Р., Захарова Н.А.)
("Делопроизводство", 2023, N 1)<1> Паспорт федерального проекта "Цифровое государственное управление" национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации", утвержденного протоколом президиума Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности от 28 мая 2019 г. N 9.
Статья: Права человека в цифровом государственном управлении
(Талапина Э.В.)
("Журнал российского права", 2024, N 9)Цифровое государственное управление - что это? Цифровое государственное управление становится теперь вполне правовым понятием. Федеральный проект "Цифровое государственное управление" национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации" реализуется в рамках Государственной программы "Информационное общество". Указом Президента РФ от 7 мая 2024 г. N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года" определена такая национальная цель, как "цифровая трансформация государственного и муниципального управления, экономики и социальной сферы".
(Талапина Э.В.)
("Журнал российского права", 2024, N 9)Цифровое государственное управление - что это? Цифровое государственное управление становится теперь вполне правовым понятием. Федеральный проект "Цифровое государственное управление" национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации" реализуется в рамках Государственной программы "Информационное общество". Указом Президента РФ от 7 мая 2024 г. N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года" определена такая национальная цель, как "цифровая трансформация государственного и муниципального управления, экономики и социальной сферы".
Нормативные акты
Приказ Минцифры России от 25.12.2024 N 1167
"Об утверждении методики расчета показателя "Доля активных пользователей ЕПГУ, использующих электронную подпись, в том числе облачную электронную подпись" федерального проекта "Цифровое государственное управление" национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации"МИНИСТЕРСТВО ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ, СВЯЗИ
"Об утверждении методики расчета показателя "Доля активных пользователей ЕПГУ, использующих электронную подпись, в том числе облачную электронную подпись" федерального проекта "Цифровое государственное управление" национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации"МИНИСТЕРСТВО ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ, СВЯЗИ
"Цифровая экономика: актуальные направления правового регулирования: научно-практическое пособие"
(под ред. И.И. Кучерова, С.А. Синицына)
("ИЗиСП", "НОРМА", 2022)Что же касается организации контроля за оператором, вводящим первичные данные в систему, думается, что это более сложная задача. Решение ее только в рамках организации системы государственного и муниципального финансового контроля затруднительно. Для ее решения требуется интеграция государственного и муниципального финансового контроля с иными видами контроля и надзора в сфере публичных финансов (налоговым, денежно-кредитным, валютным, банковским и проч.) и общим контрольно-надзорным механизмом в сфере государственного управления. В настоящее время в ГАИС "Управление" выделен ряд задач, связанных с осуществлением контроля. Для их решения создается единая информационная среда в рамках федерального проекта "Цифровое государственное управление" национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации" <1>, формируется национальная система управления данными (НСУД). Утверждены концепция создания <2> и комплексные требования к информационным системам, обеспечивающим выполнение контрольно-надзорных функций органами исполнительной власти (Стандарт информатизации контрольно-надзорной деятельности) <3>. Думается, что интеграция государственного и муниципального финансового контроля не только с контролем в иных сферах публичных финансов, но и с национальной системой управления данными может стать одним из приоритетных направлений дальнейшего его развития, реализацией такого принципа функционирования ГИИС "Электронный бюджет", как открытость информационной системы и интеграция с имеющимися и вновь создаваемыми информационными ресурсами различной архитектуры с возможностью дальнейшего их наращивания и развития.
(под ред. И.И. Кучерова, С.А. Синицына)
("ИЗиСП", "НОРМА", 2022)Что же касается организации контроля за оператором, вводящим первичные данные в систему, думается, что это более сложная задача. Решение ее только в рамках организации системы государственного и муниципального финансового контроля затруднительно. Для ее решения требуется интеграция государственного и муниципального финансового контроля с иными видами контроля и надзора в сфере публичных финансов (налоговым, денежно-кредитным, валютным, банковским и проч.) и общим контрольно-надзорным механизмом в сфере государственного управления. В настоящее время в ГАИС "Управление" выделен ряд задач, связанных с осуществлением контроля. Для их решения создается единая информационная среда в рамках федерального проекта "Цифровое государственное управление" национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации" <1>, формируется национальная система управления данными (НСУД). Утверждены концепция создания <2> и комплексные требования к информационным системам, обеспечивающим выполнение контрольно-надзорных функций органами исполнительной власти (Стандарт информатизации контрольно-надзорной деятельности) <3>. Думается, что интеграция государственного и муниципального финансового контроля не только с контролем в иных сферах публичных финансов, но и с национальной системой управления данными может стать одним из приоритетных направлений дальнейшего его развития, реализацией такого принципа функционирования ГИИС "Электронный бюджет", как открытость информационной системы и интеграция с имеющимися и вновь создаваемыми информационными ресурсами различной архитектуры с возможностью дальнейшего их наращивания и развития.
Статья: Публичные органы власти в Российской Федерации и зарубежных странах
(Мигачев Ю.И., Поляков М.М., Чекмарев Г.Ф.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 12)Создана единая информационная среда в соответствии с федеральным проектом "Цифровое государственное управление" в рамках национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации", реализуется специальная система управления данными. Представляется возможным, что технологическим основанием современной концепции публичного управления должны стать цифровые и электронные платформы, которые будут представлять открытые и технические механизмы при свободном обращении ресурсов. Эти платформы дадут возможность определять контент, который будет распространяться соответствующими способами, и осуществлять взаимодействие их пользователей. Упорядочение и распространение их в обществе, создание новых цифровых продуктов дадут важнейший толчок в рамках развития публичного управления. Они оказывают большое влияние на активное участие граждан в развитии научного познания и создания определенной надстройки в развивающихся социальных коммуникационных отношениях, затрагивающих, по сути, все сферы в рамках публичного управления.
(Мигачев Ю.И., Поляков М.М., Чекмарев Г.Ф.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 12)Создана единая информационная среда в соответствии с федеральным проектом "Цифровое государственное управление" в рамках национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации", реализуется специальная система управления данными. Представляется возможным, что технологическим основанием современной концепции публичного управления должны стать цифровые и электронные платформы, которые будут представлять открытые и технические механизмы при свободном обращении ресурсов. Эти платформы дадут возможность определять контент, который будет распространяться соответствующими способами, и осуществлять взаимодействие их пользователей. Упорядочение и распространение их в обществе, создание новых цифровых продуктов дадут важнейший толчок в рамках развития публичного управления. Они оказывают большое влияние на активное участие граждан в развитии научного познания и создания определенной надстройки в развивающихся социальных коммуникационных отношениях, затрагивающих, по сути, все сферы в рамках публичного управления.
Статья: Цифровые платформы: подходы к регулированию
(Терещенко Л.К.)
("Журнал российского права", 2024, N 9)Создание цифровых платформ и разработка правового регулирования отношений по их созданию и функционированию предусмотрены в ряде программных документов <2>. К ним, в частности, относится федеральный проект "Цифровое государственное управление" <3> Национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации" <4>.
(Терещенко Л.К.)
("Журнал российского права", 2024, N 9)Создание цифровых платформ и разработка правового регулирования отношений по их созданию и функционированию предусмотрены в ряде программных документов <2>. К ним, в частности, относится федеральный проект "Цифровое государственное управление" <3> Национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации" <4>.
Статья: Трансформация понятийного аппарата информационного права в условиях цифровизации
(Терещенко Л.К.)
("Журнал российского права", 2022, N 12)Вместе с тем создание цифровых платформ и разработка правового регулирования отношений по их созданию и функционированию <16> является одной из основных целей, поставленных в Указе Президента РФ от 21 июля 2021 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" и плана мероприятий федерального проекта "Цифровое государственное управление" <17> национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации" <18>.
(Терещенко Л.К.)
("Журнал российского права", 2022, N 12)Вместе с тем создание цифровых платформ и разработка правового регулирования отношений по их созданию и функционированию <16> является одной из основных целей, поставленных в Указе Президента РФ от 21 июля 2021 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" и плана мероприятий федерального проекта "Цифровое государственное управление" <17> национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации" <18>.
"Цифровизация публичного финансового контроля: монография"
(Антропцева И.О.)
("Статут", 2024)Представляется необходимым также обратиться еще к одному акту, а именно: Указу Президента РФ от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" <1> (далее - Указ Президента РФ N 474), определившему цифровую трансформацию в качестве национальной цели развития. Согласно подп. "д" п. 2 Указа Президента РФ N 474 данная цель предполагает достижение "цифровой зрелости" государственного управления. Для достижения указанной цели был разработан федеральный проект "Цифровое государственное управление" национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации" в рамках государственной программы "Информационное общество". Реализация указанных актов, направленная на внедрение достижений цифровых технологий в развитие экономики и публичное управление, заставила ученых переосмыслить научные подходы к анализу публичного управления, что, соответственно, оказало влияние и на анализ публичного финансового контроля, который является его составной частью.
(Антропцева И.О.)
("Статут", 2024)Представляется необходимым также обратиться еще к одному акту, а именно: Указу Президента РФ от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" <1> (далее - Указ Президента РФ N 474), определившему цифровую трансформацию в качестве национальной цели развития. Согласно подп. "д" п. 2 Указа Президента РФ N 474 данная цель предполагает достижение "цифровой зрелости" государственного управления. Для достижения указанной цели был разработан федеральный проект "Цифровое государственное управление" национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации" в рамках государственной программы "Информационное общество". Реализация указанных актов, направленная на внедрение достижений цифровых технологий в развитие экономики и публичное управление, заставила ученых переосмыслить научные подходы к анализу публичного управления, что, соответственно, оказало влияние и на анализ публичного финансового контроля, который является его составной частью.
Статья: О законодательных основах реализации федерального проекта "Цифровое государственное управление" (положения de lege lata и предложения de lege ferenda)
(Ноздрачев А.Ф.)
("Административное право и процесс", 2024, N 5)Исследуются правовые проблемы реализации федерального проекта "Цифровое государственное управление" национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации". Обосновывается, что выявленные проблемы использования цифровых технологий в сфере государственного управления требуют комплексной инвентаризации действующего законодательства, принятия новых федеральных законов и совершенствования действующих правовых норм. Автор вносит предложения, направленные на обеспечение системного и функционально полного правового регулирования общественных отношений, связанных с использованием цифровых технологий в сфере государственного управления.
(Ноздрачев А.Ф.)
("Административное право и процесс", 2024, N 5)Исследуются правовые проблемы реализации федерального проекта "Цифровое государственное управление" национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации". Обосновывается, что выявленные проблемы использования цифровых технологий в сфере государственного управления требуют комплексной инвентаризации действующего законодательства, принятия новых федеральных законов и совершенствования действующих правовых норм. Автор вносит предложения, направленные на обеспечение системного и функционально полного правового регулирования общественных отношений, связанных с использованием цифровых технологий в сфере государственного управления.
Статья: Переход на электронные личные медицинские книжки как необходимое условие проактивного надзора
(Воронкова С.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 10)Одной из задач цифровизации государственного управления является расширение возможностей для граждан в получении государственных услуг в электронном виде, создание национальной системы управления данными. Для выполнения поставленных задач в федеральном проекте "Цифровое государственное управление" <1> Национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации" <2> содержатся мероприятия цифровой трансформации системы государственного управления, позволяющей вывести сферу предоставления услуг на новый уровень, способствующий повышению качества жизни граждан и развития бизнеса. Увеличение доли доступных массовых социально значимых услуг, оказываемых в электронном виде, к 2030 г. должно достичь 95%, что является ключевым показателем, характеризующим достижение национальной цели. В указанных документах цифровизация экономики предполагает внедрение информационных сервисов в систему здравоохранения и осуществление контрольно-надзорной деятельности.
(Воронкова С.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 10)Одной из задач цифровизации государственного управления является расширение возможностей для граждан в получении государственных услуг в электронном виде, создание национальной системы управления данными. Для выполнения поставленных задач в федеральном проекте "Цифровое государственное управление" <1> Национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации" <2> содержатся мероприятия цифровой трансформации системы государственного управления, позволяющей вывести сферу предоставления услуг на новый уровень, способствующий повышению качества жизни граждан и развития бизнеса. Увеличение доли доступных массовых социально значимых услуг, оказываемых в электронном виде, к 2030 г. должно достичь 95%, что является ключевым показателем, характеризующим достижение национальной цели. В указанных документах цифровизация экономики предполагает внедрение информационных сервисов в систему здравоохранения и осуществление контрольно-надзорной деятельности.
"Доказывание и принятие решений в состязательном уголовном судопроизводстве: монография"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(отв. ред. Л.Н. Масленникова)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2022)Реализация Федерального проекта "Цифровое государственное управление" по национальной программе "Цифровая экономика Российской Федерации" ориентирует судебную систему на поиск новых средств, призванных обеспечить быстрый доступ к правосудию из любого региона страны, а также повысить качество принимаемых правоприменительных решений.
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(отв. ред. Л.Н. Масленникова)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2022)Реализация Федерального проекта "Цифровое государственное управление" по национальной программе "Цифровая экономика Российской Федерации" ориентирует судебную систему на поиск новых средств, призванных обеспечить быстрый доступ к правосудию из любого региона страны, а также повысить качество принимаемых правоприменительных решений.
Статья: Цифровая экономика и цифровизация как предпосылки трансформации прокурорской деятельности
(Ступаченко Е.В.)
("Право и цифровая экономика", 2023, N 3)Федеральный проект "Цифровое государственное управление" национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации" реализуется в рамках государственной программы "Информационное общество" и направлен на достижение национальной цели "Цифровая трансформация", которая определена Указом Президента РФ от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года".
(Ступаченко Е.В.)
("Право и цифровая экономика", 2023, N 3)Федеральный проект "Цифровое государственное управление" национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации" реализуется в рамках государственной программы "Информационное общество" и направлен на достижение национальной цели "Цифровая трансформация", которая определена Указом Президента РФ от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года".
Статья: Субъекты цифровых правоотношений: тенденции права и бизнеса
(Подузова Е.Б.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 2)К цифровым посредникам также можно отнести операторов цифровых платформ. Создание цифровых платформ и разработка правового регулирования отношений по их созданию и функционированию <14> является одной из основных целей реализации Указа Президента РФ от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" и плана мероприятий федерального проекта "Цифровое государственное управление" <15> национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации" <16>.
(Подузова Е.Б.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 2)К цифровым посредникам также можно отнести операторов цифровых платформ. Создание цифровых платформ и разработка правового регулирования отношений по их созданию и функционированию <14> является одной из основных целей реализации Указа Президента РФ от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" и плана мероприятий федерального проекта "Цифровое государственное управление" <15> национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации" <16>.