Ежемесячное денежное содержание госслужащего
Подборка наиболее важных документов по запросу Ежемесячное денежное содержание госслужащего (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Денежное содержание госслужащих
(КонсультантПлюс, 2025)...Законом N 79-ФЗ определено ежемесячное денежное поощрение как обязательная составная часть денежного содержания государственного служащего, подлежащая выплате в установленном размере независимо от качества исполнения должностных обязанностей и соблюдения служебной дисциплины..."
(КонсультантПлюс, 2025)...Законом N 79-ФЗ определено ежемесячное денежное поощрение как обязательная составная часть денежного содержания государственного служащего, подлежащая выплате в установленном размере независимо от качества исполнения должностных обязанностей и соблюдения служебной дисциплины..."
Апелляционное определение Суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 12.12.2023 по делу N 33-2449/2023 (УИД 89RS0001-01-2023-000588-49)
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О взыскании премий; 2) О взыскании компенсации за несвоевременную выплату премий; 3) О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Истица ссылается на то, что ответчик выплатил ей премию по итогам года не в полном объеме, а премию за выполнение особо важных и сложных заданий не выплатил.
Решение: 1) Удовлетворено в части; 2) Удовлетворено в части; 3) Удовлетворено в части.При этом, судебная коллегия не принимает во внимание премию установленную <данные изъяты> отдела В. в размере 300% от ежемесячного денежного содержания, поскольку как видно из представленных в материалы дела отчетов о выполнении служебных обязанностей государственным служащим В., до 25 ноября 2021 года она исполняла обязанности по должности главного специалиста сектора приватизации управления государственной собственности Ямало-Ненецкого автономного округа, который не относится к отделу по работе с государственными унитарными предприятиями и учреждениями Ямало-Ненецкого автономного округа. В отделе по работе с государственными унитарными предприятиями и учреждениями Ямало-Ненецкого автономного округа, который возглавлялся истцом до момента ее увольнения, В. приступила к работе лишь с 25 ноября 2021 года.
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О взыскании премий; 2) О взыскании компенсации за несвоевременную выплату премий; 3) О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Истица ссылается на то, что ответчик выплатил ей премию по итогам года не в полном объеме, а премию за выполнение особо важных и сложных заданий не выплатил.
Решение: 1) Удовлетворено в части; 2) Удовлетворено в части; 3) Удовлетворено в части.При этом, судебная коллегия не принимает во внимание премию установленную <данные изъяты> отдела В. в размере 300% от ежемесячного денежного содержания, поскольку как видно из представленных в материалы дела отчетов о выполнении служебных обязанностей государственным служащим В., до 25 ноября 2021 года она исполняла обязанности по должности главного специалиста сектора приватизации управления государственной собственности Ямало-Ненецкого автономного округа, который не относится к отделу по работе с государственными унитарными предприятиями и учреждениями Ямало-Ненецкого автономного округа. В отделе по работе с государственными унитарными предприятиями и учреждениями Ямало-Ненецкого автономного округа, который возглавлялся истцом до момента ее увольнения, В. приступила к работе лишь с 25 ноября 2021 года.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как оплачивается труд государственных гражданских служащих
(КонсультантПлюс, 2025)Минтруд России в Письме от 07.06.2019 N 18-4/10/-4438 указал, что при выплате ежемесячного денежного содержания госслужащим территориальных органов федеральных органов исполнительной власти следует учитывать, что оно должно соответствовать уровню МРОТ. Кроме того, месячное денежное содержание госслужащих на уровне не ниже МРОТ должно быть обеспечено без учета районных коэффициентов и процентных надбавок, начисляемых в связи с прохождением гражданской службы в определенных местностях, а также без учета доплат, предусмотренных трудовым законодательством при возложении дополнительного объема работы или привлечении к сверхурочной работе, работе в ночное время или в выходные и нерабочие праздничные дни. По мнению Минтруда России, гарантии в части минимальной оплаты труда должны обеспечиваться не путем произведения "доплаты до МРОТ", которая не предусмотрена системой оплаты труда работников, а самой системой оплаты труда работников и размерами выплат, входящих в ее состав. В связи с этим необходимый уровень ежемесячного денежного содержания госслужащих должен обеспечиваться за счет выплат, входящих в состав денежного содержания в соответствии со ст. 50 Закона о государственной гражданской службе. Если для отдельных должностей гражданской службы достижение нужного уровня денежного содержания путем установления ежемесячных надбавок в составе денежного содержания в максимальном размере невозможно, то доведение размера денежного содержания до соответствующего уровня должно быть обеспечено путем осуществления стимулирующих выплат, которые входят в состав денежного содержания.
(КонсультантПлюс, 2025)Минтруд России в Письме от 07.06.2019 N 18-4/10/-4438 указал, что при выплате ежемесячного денежного содержания госслужащим территориальных органов федеральных органов исполнительной власти следует учитывать, что оно должно соответствовать уровню МРОТ. Кроме того, месячное денежное содержание госслужащих на уровне не ниже МРОТ должно быть обеспечено без учета районных коэффициентов и процентных надбавок, начисляемых в связи с прохождением гражданской службы в определенных местностях, а также без учета доплат, предусмотренных трудовым законодательством при возложении дополнительного объема работы или привлечении к сверхурочной работе, работе в ночное время или в выходные и нерабочие праздничные дни. По мнению Минтруда России, гарантии в части минимальной оплаты труда должны обеспечиваться не путем произведения "доплаты до МРОТ", которая не предусмотрена системой оплаты труда работников, а самой системой оплаты труда работников и размерами выплат, входящих в ее состав. В связи с этим необходимый уровень ежемесячного денежного содержания госслужащих должен обеспечиваться за счет выплат, входящих в состав денежного содержания в соответствии со ст. 50 Закона о государственной гражданской службе. Если для отдельных должностей гражданской службы достижение нужного уровня денежного содержания путем установления ежемесячных надбавок в составе денежного содержания в максимальном размере невозможно, то доведение размера денежного содержания до соответствующего уровня должно быть обеспечено путем осуществления стимулирующих выплат, которые входят в состав денежного содержания.
Статья: Оплата сверхурочного труда: от иллюзий к реальности
(Болдырев В.А.)
("Право и экономика", 2022, N 1)Как отмечает И.В. Упоров, "у большинства чиновников заработная плата значительно превосходит средний медианный доход российский граждан, при этом, имея формально низкие должностные оклады, они получают непропорционально большие премиальные и другие дополнительные выплаты" <6>. Автор приводит конкретные цифры, анализ которых показывает, что ежемесячное денежное содержание государственного служащего может в 13 раз превосходить размер должностного оклада <7>. Считать или нет оплату труда государственных служащих справедливой - большой вопрос. Мы полагаем, в отличие от И.В. Упорова, что она часто недостаточна и является одной из причин коррупции. Однако очевидно, что применительно к государственным служащим оплата сверхурочной работы в зависимости от оклада не будет справедливой, а значит, система оплаты труда и обеспечения справедливого вознаграждения здесь не может считаться сбалансированной.
(Болдырев В.А.)
("Право и экономика", 2022, N 1)Как отмечает И.В. Упоров, "у большинства чиновников заработная плата значительно превосходит средний медианный доход российский граждан, при этом, имея формально низкие должностные оклады, они получают непропорционально большие премиальные и другие дополнительные выплаты" <6>. Автор приводит конкретные цифры, анализ которых показывает, что ежемесячное денежное содержание государственного служащего может в 13 раз превосходить размер должностного оклада <7>. Считать или нет оплату труда государственных служащих справедливой - большой вопрос. Мы полагаем, в отличие от И.В. Упорова, что она часто недостаточна и является одной из причин коррупции. Однако очевидно, что применительно к государственным служащим оплата сверхурочной работы в зависимости от оклада не будет справедливой, а значит, система оплаты труда и обеспечения справедливого вознаграждения здесь не может считаться сбалансированной.
Нормативные акты
Указ Президента РФ от 25.07.2006 N 763
(ред. от 05.11.2025)
"О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих"17. Пункт 1 (в части, касающейся повышения с 1 сентября 1999 г. в 1,5 раза должностных окладов (денежного вознаграждения), а также размеров ежемесячных надбавок к должностным окладам федеральных государственных служащих за квалификационный разряд и классный чин, установленных Указами Президента Российской Федерации от 9 апреля 1997 г. N 310 "О денежном содержании федеральных государственных служащих" и от 15 мая 1996 г. N 718 "Вопросы Государственной налоговой службы Российской Федерации") и пункт 2 Указа Президента Российской Федерации от 23 августа 1999 г. N 1103 "О денежном вознаграждении лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, отдельные государственные должности федеральной государственной службы, и денежном содержании федеральных государственных служащих" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 34, ст. 4224).
(ред. от 05.11.2025)
"О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих"17. Пункт 1 (в части, касающейся повышения с 1 сентября 1999 г. в 1,5 раза должностных окладов (денежного вознаграждения), а также размеров ежемесячных надбавок к должностным окладам федеральных государственных служащих за квалификационный разряд и классный чин, установленных Указами Президента Российской Федерации от 9 апреля 1997 г. N 310 "О денежном содержании федеральных государственных служащих" и от 15 мая 1996 г. N 718 "Вопросы Государственной налоговой службы Российской Федерации") и пункт 2 Указа Президента Российской Федерации от 23 августа 1999 г. N 1103 "О денежном вознаграждении лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, отдельные государственные должности федеральной государственной службы, и денежном содержании федеральных государственных служащих" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 34, ст. 4224).
Указ Президента РФ от 23.09.2022 N 657
"О повышении окладов месячного денежного содержания лиц, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы"3. Начиная с 1 октября 2022 г. федеральным государственным гражданским служащим Администрации Президента Российской Федерации, Аппарата Правительства Российской Федерации и аппарата Счетной палаты Российской Федерации исчислять денежное содержание, а также ежемесячные и иные дополнительные выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, исходя из размеров месячных окладов федеральных государственных гражданских служащих в соответствии с замещаемыми ими должностями федеральной государственной гражданской службы и размеров месячных окладов федеральных государственных гражданских служащих в соответствии с присвоенными им классными чинами федеральной государственной гражданской службы, устанавливаемых в соответствии с пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 2 августа 2012 г. N 1100 "О совершенствовании оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих Администрации Президента Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 32, ст. 4490; N 50, ст. 7013; 2013, N 22, ст. 2787; N 40, ст. 5043; 2015, N 11, ст. 1585; 2016, N 35, ст. 5302; 2018, N 25, ст. 3647; 2020, N 6, ст. 661), пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 16 ноября 2012 г. N 1548 "О совершенствовании оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих Аппарата Правительства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 47, ст. 6460; 2014, N 31, ст. 4401; N 37, ст. 4938; 2018, N 24, ст. 3504; 2020, N 29, ст. 4652; N 52, ст. 8795; 2022, N 35, ст. 6064), пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 28 октября 2014 г. N 697 "О совершенствовании оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих аппарата Счетной палаты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 44, ст. 6045; 2020, N 52, ст. 8795), с учетом всех повышений (индексаций) окладов по воинским должностям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и окладов по воинским званиям военнослужащих, в том числе осуществленных по состоянию на 1 октября 2022 г.
"О повышении окладов месячного денежного содержания лиц, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы"3. Начиная с 1 октября 2022 г. федеральным государственным гражданским служащим Администрации Президента Российской Федерации, Аппарата Правительства Российской Федерации и аппарата Счетной палаты Российской Федерации исчислять денежное содержание, а также ежемесячные и иные дополнительные выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, исходя из размеров месячных окладов федеральных государственных гражданских служащих в соответствии с замещаемыми ими должностями федеральной государственной гражданской службы и размеров месячных окладов федеральных государственных гражданских служащих в соответствии с присвоенными им классными чинами федеральной государственной гражданской службы, устанавливаемых в соответствии с пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 2 августа 2012 г. N 1100 "О совершенствовании оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих Администрации Президента Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 32, ст. 4490; N 50, ст. 7013; 2013, N 22, ст. 2787; N 40, ст. 5043; 2015, N 11, ст. 1585; 2016, N 35, ст. 5302; 2018, N 25, ст. 3647; 2020, N 6, ст. 661), пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 16 ноября 2012 г. N 1548 "О совершенствовании оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих Аппарата Правительства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 47, ст. 6460; 2014, N 31, ст. 4401; N 37, ст. 4938; 2018, N 24, ст. 3504; 2020, N 29, ст. 4652; N 52, ст. 8795; 2022, N 35, ст. 6064), пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 28 октября 2014 г. N 697 "О совершенствовании оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих аппарата Счетной палаты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 44, ст. 6045; 2020, N 52, ст. 8795), с учетом всех повышений (индексаций) окладов по воинским должностям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и окладов по воинским званиям военнослужащих, в том числе осуществленных по состоянию на 1 октября 2022 г.
Статья: Проблемы правового регулирования труда государственных гражданских служащих
(Рогалева И.Ю., Рогалева Г.А.)
("Хозяйство и право", 2022, N 3)Еще одним важным условием для включения в служебный контракт является установление денежного содержания для государственного гражданского служащего, которое является основным средством его материального обеспечения, а также стимулирует его профессиональную деятельность в соответствии с замещаемой должностью. Денежное содержание включает в себя месячный оклад в соответствии с замещаемой должностью и в соответствии с присвоенным ему классным чином, а также надбавки, ежемесячные и дополнительные. К дополнительным надбавкам законодательство о гражданской службе относит ежемесячные надбавки: за выслугу лет; за особые условия гражданской службы; за работу, связанную со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение важных и сложных заданий; материальную помощь и единовременную выплату за ежегодный оплачиваемый отпуск.
(Рогалева И.Ю., Рогалева Г.А.)
("Хозяйство и право", 2022, N 3)Еще одним важным условием для включения в служебный контракт является установление денежного содержания для государственного гражданского служащего, которое является основным средством его материального обеспечения, а также стимулирует его профессиональную деятельность в соответствии с замещаемой должностью. Денежное содержание включает в себя месячный оклад в соответствии с замещаемой должностью и в соответствии с присвоенным ему классным чином, а также надбавки, ежемесячные и дополнительные. К дополнительным надбавкам законодательство о гражданской службе относит ежемесячные надбавки: за выслугу лет; за особые условия гражданской службы; за работу, связанную со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение важных и сложных заданий; материальную помощь и единовременную выплату за ежегодный оплачиваемый отпуск.
Статья: Некоторые вопросы, связанные с определением денежного довольствия для исчисления пенсии за выслугу лет
(Кириченко Н.С., Александрова Н.Г.)
("Право в Вооруженных Силах", 2023, N 2)Уволенным со службы офицерам, которые были прикомандированы к Администрации Президента Российской Федерации, Аппарату Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Аппарату Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Аппарату Правительства Российской Федерации, Счетной палате Российской Федерации, Аппарату Конституционного Суда Российской Федерации, Аппарату Верховного Суда Российской Федерации и военных судов, Судебному департаменту при Верховном Суде Российской Федерации, Главному управлению специальных программ Президента Российской Федерации, Центральному аппарату Государственной технической комиссии при Президенте Российской Федерации, Центральному аппарату Федеральной службы по техническому и экспортному контролю и получали наряду с должностным окладом оклад по воинскому званию и процентную надбавку за выслугу лет, учитываются получаемые ко дню увольнения должностной оклад по замещавшейся в указанных органах должности федеральной государственной гражданской службы (государственной должности государственной службы Российской Федерации), оклад по воинскому званию и ежемесячная надбавка за выслугу лет к окладу месячного денежного содержания военнослужащего.
(Кириченко Н.С., Александрова Н.Г.)
("Право в Вооруженных Силах", 2023, N 2)Уволенным со службы офицерам, которые были прикомандированы к Администрации Президента Российской Федерации, Аппарату Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Аппарату Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Аппарату Правительства Российской Федерации, Счетной палате Российской Федерации, Аппарату Конституционного Суда Российской Федерации, Аппарату Верховного Суда Российской Федерации и военных судов, Судебному департаменту при Верховном Суде Российской Федерации, Главному управлению специальных программ Президента Российской Федерации, Центральному аппарату Государственной технической комиссии при Президенте Российской Федерации, Центральному аппарату Федеральной службы по техническому и экспортному контролю и получали наряду с должностным окладом оклад по воинскому званию и процентную надбавку за выслугу лет, учитываются получаемые ко дню увольнения должностной оклад по замещавшейся в указанных органах должности федеральной государственной гражданской службы (государственной должности государственной службы Российской Федерации), оклад по воинскому званию и ежемесячная надбавка за выслугу лет к окладу месячного денежного содержания военнослужащего.
Путеводитель по кадровым вопросам. Особенности работы госслужащихМинтруд России в Письме от 07.06.2019 N 18-4/10/-4438 указал: ежемесячное денежное содержание госслужащих территориальных органов федеральных органов исполнительной власти должно соответствовать уровню МРОТ. Министерство напомнило, что месячное денежное содержание на уровне не ниже МРОТ необходимо обеспечивать без учета районных коэффициентов и процентных надбавок, начисляемых в связи с прохождением гражданской службы в определенных местностях. Не должны учитываться и доплаты, положенные по трудовому законодательству при возложении дополнительного объема работы, за привлечение к сверхурочной работе, работе в ночное время или в выходные и нерабочие праздничные дни. По мнению Минтруда России, гарантии в части минимальной оплаты труда должны обеспечиваться не путем произведения "доплаты до МРОТ", которая не предусмотрена системой оплаты труда работников, а самой системой оплаты труда работников и размерами выплат, входящих в ее состав. В связи с этим необходимый уровень ежемесячного денежного содержания госслужащих должен обеспечиваться за счет выплат, входящих в состав денежного содержания в соответствии с положениями ст. 50 Закона N 79-ФЗ. Если для отдельных должностей гражданской службы достижение нужного уровня денежного содержания путем установления ежемесячных надбавок в составе денежного содержания в максимальном размере невозможно, то доведение размера денежного содержания до соответствующего уровня должно быть обеспечено путем осуществления стимулирующих выплат, которые входят в состав денежного содержания.