Естественные права человека
Подборка наиболее важных документов по запросу Естественные права человека (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Свобода совести
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Право формировать свои убеждения является естественным правом человека, получившим международное признание (п. 1 ст. 18 Международного пакта о гражданских и политических правах (принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) (далее - Пакт)). В настоящей статье рассмотрим, каким образом основные международные подходы этой области учитываются в национальном законодательстве.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Право формировать свои убеждения является естественным правом человека, получившим международное признание (п. 1 ст. 18 Международного пакта о гражданских и политических правах (принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) (далее - Пакт)). В настоящей статье рассмотрим, каким образом основные международные подходы этой области учитываются в национальном законодательстве.
Статья: Права человека как принципы права
(Варламова Н.В.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2023, N 6)Весьма привлекательна на первый взгляд попытка представить принципы права и прежде всего права человека "как категорические (безусловные) нормы высокой степени абстрактности, имеющие предоставительно-обязывающий характер" <130>, которые должны в полной мере реализовываться всегда и везде. Их существование не обусловлено "наличием каких-либо позитивных юридических фактов. Такие права и обязанности являются абсолютными (безусловными) в том смысле, что связываются исключительно с самим существованием (экзистенцией) человека, являясь своего рода выражением или "мерилом человечности" в человеке" <131>. Действие таких принципов и прав авторы, следуя Л.И. Петражицкому <132>, увязывают с "самодовлеющей, нормативной, специфически-правовой мотивацией", когда "само сознание своей правовой обязанности есть необходимый и достаточный мотив ее исполнения безотносительно к ее основаниям и возможным неблагоприятным последствиям ее неисполнения" <133>. В результате такие принципы и права классифицируются как "незащищенные нормы", являющиеся "выражением чистой нормативной мотивации" и "хрестоматийного суждения о том, что естественными правами человек обладает в силу его принадлежности к человеческому роду" <134>. Очевидно, что при такой интерпретации принципы переводятся в плоскость сугубо морального долженствования, а проблема их обеспечения и защиты юридическими средствами просто снимается, поскольку это ставится в зависимость исключительно от состояния индивидуального сознания.
(Варламова Н.В.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2023, N 6)Весьма привлекательна на первый взгляд попытка представить принципы права и прежде всего права человека "как категорические (безусловные) нормы высокой степени абстрактности, имеющие предоставительно-обязывающий характер" <130>, которые должны в полной мере реализовываться всегда и везде. Их существование не обусловлено "наличием каких-либо позитивных юридических фактов. Такие права и обязанности являются абсолютными (безусловными) в том смысле, что связываются исключительно с самим существованием (экзистенцией) человека, являясь своего рода выражением или "мерилом человечности" в человеке" <131>. Действие таких принципов и прав авторы, следуя Л.И. Петражицкому <132>, увязывают с "самодовлеющей, нормативной, специфически-правовой мотивацией", когда "само сознание своей правовой обязанности есть необходимый и достаточный мотив ее исполнения безотносительно к ее основаниям и возможным неблагоприятным последствиям ее неисполнения" <133>. В результате такие принципы и права классифицируются как "незащищенные нормы", являющиеся "выражением чистой нормативной мотивации" и "хрестоматийного суждения о том, что естественными правами человек обладает в силу его принадлежности к человеческому роду" <134>. Очевидно, что при такой интерпретации принципы переводятся в плоскость сугубо морального долженствования, а проблема их обеспечения и защиты юридическими средствами просто снимается, поскольку это ставится в зависимость исключительно от состояния индивидуального сознания.
Статья: Многоликая добросовестность в процессуальном праве
(Решетникова И.В.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2024, N 2)Практически все законодательство ориентировано на законопослушного и добросовестного субъекта правоотношений, который действует согласно предписанным правилам, не нарушая права и интересы иных участников правоотношений. В связи с этим добросовестность даже глубже понятия законность, ибо связана с естественными правами - ожидать от всех участников отношений добросовестного поведения, где добросовестность ассоциируется с честностью <2> и порядочностью. Наверное, поэтому Конституция РФ, перечисляя права и свободы гражданина, наряду с правом на жизнь (естественное право человека), говорит о том, что "осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц" (ч. 3 ст. 17) <3>, что и является проявлением добросовестности в правоотношениях. Возможно, именно эта естественность, которая должна быть присуща человеку, и послужила некой причиной того, что законодательно принцип добросовестности долгое время не находил свое закрепление в законе. В науке в большинстве своем вспоминали о добросовестности в противовес злоупотреблению правом, которое нередко рассматривается как высшая форма недобросовестного поведения <4>.
(Решетникова И.В.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2024, N 2)Практически все законодательство ориентировано на законопослушного и добросовестного субъекта правоотношений, который действует согласно предписанным правилам, не нарушая права и интересы иных участников правоотношений. В связи с этим добросовестность даже глубже понятия законность, ибо связана с естественными правами - ожидать от всех участников отношений добросовестного поведения, где добросовестность ассоциируется с честностью <2> и порядочностью. Наверное, поэтому Конституция РФ, перечисляя права и свободы гражданина, наряду с правом на жизнь (естественное право человека), говорит о том, что "осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц" (ч. 3 ст. 17) <3>, что и является проявлением добросовестности в правоотношениях. Возможно, именно эта естественность, которая должна быть присуща человеку, и послужила некой причиной того, что законодательно принцип добросовестности долгое время не находил свое закрепление в законе. В науке в большинстве своем вспоминали о добросовестности в противовес злоупотреблению правом, которое нередко рассматривается как высшая форма недобросовестного поведения <4>.
"Собственность в гражданском праве"
(6-е издание, исправленное и дополненное)
(Скловский К.И.)
("Статут", 2023)Возникает, таким образом, обоснование права вне оборота, как это, например, у И.А. Ильина: "Человеку необходимо вкладывать свою жизнь в жизнь вещей: это неизбежно от природы и драгоценно в духовном отношении. Поэтому это есть естественное право человека, которое и должно ограждаться законами, правопорядком и государственною властью. Именно в этом состоит право частной собственности" <1>.
(6-е издание, исправленное и дополненное)
(Скловский К.И.)
("Статут", 2023)Возникает, таким образом, обоснование права вне оборота, как это, например, у И.А. Ильина: "Человеку необходимо вкладывать свою жизнь в жизнь вещей: это неизбежно от природы и драгоценно в духовном отношении. Поэтому это есть естественное право человека, которое и должно ограждаться законами, правопорядком и государственною властью. Именно в этом состоит право частной собственности" <1>.
Статья: Право наследования: естественное или позитивное (сравнительно-правовой анализ)
(Паничкин В.Б.)
("Наследственное право", 2024, N 4)С точки зрения семантики это наивысшая степень защиты права, отвергающая любое умаление (не случайно в остальных случаях гарантии относятся к личным неимущественным правам граждан, которые, как известно, неотчуждаемы). Статья 35 включена в гл. 2 "Права и свободы человека и гражданина" и является непосредственно действующей, т.е., по существу, естественным правом человека.
(Паничкин В.Б.)
("Наследственное право", 2024, N 4)С точки зрения семантики это наивысшая степень защиты права, отвергающая любое умаление (не случайно в остальных случаях гарантии относятся к личным неимущественным правам граждан, которые, как известно, неотчуждаемы). Статья 35 включена в гл. 2 "Права и свободы человека и гражданина" и является непосредственно действующей, т.е., по существу, естественным правом человека.
Статья: Актуальные вопросы соотношения морали и права в юридической деятельности
(Шматова Е.С.)
("Юрист", 2023, N 8)Так, морально-нравственной ценностью обладают естественные права человека как правовое закрепление свободы и достоинства, чему посвящена гл. 2 Конституции РФ <4>. Использование этих прав является условием удовлетворения человеческих потребностей и законных интересов.
(Шматова Е.С.)
("Юрист", 2023, N 8)Так, морально-нравственной ценностью обладают естественные права человека как правовое закрепление свободы и достоинства, чему посвящена гл. 2 Конституции РФ <4>. Использование этих прав является условием удовлетворения человеческих потребностей и законных интересов.
Статья: Как сохранить хорошие отношения после корпоратива
(Васильева К.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2023, N 12)Кроме того, если вести разговор о корпоративной культуре, то она заключается не только в том, как следует уметь работать, но и в том, как следует уметь отдыхать на общекорпоративных мероприятиях. На какие моменты здесь следует обратить особое внимание? Прежде всего - на рамки закона. Право на отдых никак не означает вседозволенности. Есть "святые", естественные права каждого человека, которые никак нельзя нарушать. Часто "под парами" человек забывает о своих и чужих личных границах. Но их соблюдение обязательно всегда и везде, причем в силу нормы закона. Такие блага, как жизнь и здоровье человека, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, принадлежат гражданину от рождения и охраняются законом (см., например, ст. 150 ГК РФ).
(Васильева К.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2023, N 12)Кроме того, если вести разговор о корпоративной культуре, то она заключается не только в том, как следует уметь работать, но и в том, как следует уметь отдыхать на общекорпоративных мероприятиях. На какие моменты здесь следует обратить особое внимание? Прежде всего - на рамки закона. Право на отдых никак не означает вседозволенности. Есть "святые", естественные права каждого человека, которые никак нельзя нарушать. Часто "под парами" человек забывает о своих и чужих личных границах. Но их соблюдение обязательно всегда и везде, причем в силу нормы закона. Такие блага, как жизнь и здоровье человека, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, принадлежат гражданину от рождения и охраняются законом (см., например, ст. 150 ГК РФ).
Статья: Проблемы определения правомерного использования имени гражданина третьими лицами
(Мусаелян К.Т.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2025, N 1)Одним из неотчуждаемых и естественных прав человека является право на имя. Данное право с самого рождения признается за гражданином и закреплено как в национальном законодательстве (ст. 19 и 150 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ), ст. 18 Федерального закона "Об актах гражданского состояния" и ст. 58 Семейного кодекса Российской Федерации (СК РФ), так и в международном праве (Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 года).
(Мусаелян К.Т.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2025, N 1)Одним из неотчуждаемых и естественных прав человека является право на имя. Данное право с самого рождения признается за гражданином и закреплено как в национальном законодательстве (ст. 19 и 150 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ), ст. 18 Федерального закона "Об актах гражданского состояния" и ст. 58 Семейного кодекса Российской Федерации (СК РФ), так и в международном праве (Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 года).
Статья: Исключение из конкурсной массы имущества гражданина-должника как гарантия защиты его имущественных и личных неимущественных прав
(Гладышева Е.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 9)Личные неимущественные права должника связаны с концепцией так называемых естественных (личных) прав человека и гражданина, выступающей предметом научных исследований <1>. Естественные права приобретают "правовой облик" в результате закрепления в юридических нормах, выступая их "прообразами" <2>. Естественные права человека (и гражданина) трансформированы в неимущественные, т.е. личные, права и свободы человека и гражданина: право на жизнь и здоровье, свободу, неприкосновенность личности и семейную тайну (неприкосновенность частной жизни), охрану достоинства личности, жилище, труд, право свободно передвигаться и выбирать место жительства. Права данного вида, базируясь на Основном законе государства - Конституции - как документе, "намечающим концептуальные основы общественной жизни" <3>, подлежат защите во всех сферах общественных отношений.
(Гладышева Е.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 9)Личные неимущественные права должника связаны с концепцией так называемых естественных (личных) прав человека и гражданина, выступающей предметом научных исследований <1>. Естественные права приобретают "правовой облик" в результате закрепления в юридических нормах, выступая их "прообразами" <2>. Естественные права человека (и гражданина) трансформированы в неимущественные, т.е. личные, права и свободы человека и гражданина: право на жизнь и здоровье, свободу, неприкосновенность личности и семейную тайну (неприкосновенность частной жизни), охрану достоинства личности, жилище, труд, право свободно передвигаться и выбирать место жительства. Права данного вида, базируясь на Основном законе государства - Конституции - как документе, "намечающим концептуальные основы общественной жизни" <3>, подлежат защите во всех сферах общественных отношений.
Статья: Судебная деятельность и ее конституционализация: единство и противоречия
(Краснов А.В., Юсупов А.А.)
("Российская юстиция", 2024, N 2)Во-вторых, конституционализм как таковой исторически формируется в качестве средства ограничения государственной власти в пользу учета и защиты интересов личности и социальных групп. В этом плане он предполагает установление систем сдержек и противовесов, в рамках которых государственная власть может быть ограничена со стороны внешнего источника (естественные права человека, а впоследствии - доктрина примата международного права), а также путем введения таких взаимодействий между ветвями государственной власти, которые исключают возможность узурпации власти каким-либо одним властным институтом <7>. И здесь возникает определенный парадокс: для самоограничения государственной власти нужен сильный и независимый суд. То есть суд является ветвью государственной власти и в то же время он должен быть независим. В этом отношении суд выступает как своего рода арбитр между гражданином и исполнительной властью, органами местного самоуправления, а в некоторых случаях - и как арбитр между ветвями государственной власти как по горизонтали (законодательная и исполнительная), так и по вертикали (центральная, региональная, местная).
(Краснов А.В., Юсупов А.А.)
("Российская юстиция", 2024, N 2)Во-вторых, конституционализм как таковой исторически формируется в качестве средства ограничения государственной власти в пользу учета и защиты интересов личности и социальных групп. В этом плане он предполагает установление систем сдержек и противовесов, в рамках которых государственная власть может быть ограничена со стороны внешнего источника (естественные права человека, а впоследствии - доктрина примата международного права), а также путем введения таких взаимодействий между ветвями государственной власти, которые исключают возможность узурпации власти каким-либо одним властным институтом <7>. И здесь возникает определенный парадокс: для самоограничения государственной власти нужен сильный и независимый суд. То есть суд является ветвью государственной власти и в то же время он должен быть независим. В этом отношении суд выступает как своего рода арбитр между гражданином и исполнительной властью, органами местного самоуправления, а в некоторых случаях - и как арбитр между ветвями государственной власти как по горизонтали (законодательная и исполнительная), так и по вертикали (центральная, региональная, местная).
"Правовые формы отрицания недобросовестного поведения"
(Седова Ж.И.)
("Статут", 2023)Право на запрет недобросовестного поведения является естественным правом человека (правом по природе, не зависящим от усмотрения других лиц), так как представляет собой одновременно:
(Седова Ж.И.)
("Статут", 2023)Право на запрет недобросовестного поведения является естественным правом человека (правом по природе, не зависящим от усмотрения других лиц), так как представляет собой одновременно:
Статья: Свобода совести в гражданском обществе: правовое и нравственное измерение
(Мещерякова А.Ф.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 5)В самом общем смысле свободу совести следует понимать как юридическое измерение свободы выбора мировоззрения. Это естественное право человека самостоятельно формировать свое мировоззрение, исходя из религиозных, атеистических и иных убеждений, открыто выражать его в социальных и иных контактах, не ущемляя прав и свобод других людей и общества в целом. Это также право человека на автономию духовной жизни. При этом следует подчеркнуть нравственную составляющую данного права.
(Мещерякова А.Ф.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 5)В самом общем смысле свободу совести следует понимать как юридическое измерение свободы выбора мировоззрения. Это естественное право человека самостоятельно формировать свое мировоззрение, исходя из религиозных, атеистических и иных убеждений, открыто выражать его в социальных и иных контактах, не ущемляя прав и свобод других людей и общества в целом. Это также право человека на автономию духовной жизни. При этом следует подчеркнуть нравственную составляющую данного права.