Единый институт развития в жилищной сфере это
Подборка наиболее важных документов по запросу Единый институт развития в жилищной сфере это (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Федеральному закону от 30 декабря 2004 г. N 218-ФЗ "О кредитных историях"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)3) в отношении приобретателя права требования (в случае уступки права требования по договору займа (кредита) или кредитной организации, осуществляющей обслуживание денежных требований по договору займа (кредита), уступленных единому институту развития в жилищной сфере, специализированному финансовому обществу или ипотечному агенту (при этом в юридико-технических целях введено обозначение "обслуживающая организация"; положение, касающееся такой обслуживающей организации, введено указанным выше Законом 2020 г. N 302-ФЗ; указание на единый институт развития в жилищной сфере включено в это положение с 1 сентября 2023 г. Федеральным законом от 24 июля 2023 г. N 352-ФЗ)) (для каждой записи КИ; это уточнение введено указанным выше Законом 2020 г. N 302-ФЗ);
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)3) в отношении приобретателя права требования (в случае уступки права требования по договору займа (кредита) или кредитной организации, осуществляющей обслуживание денежных требований по договору займа (кредита), уступленных единому институту развития в жилищной сфере, специализированному финансовому обществу или ипотечному агенту (при этом в юридико-технических целях введено обозначение "обслуживающая организация"; положение, касающееся такой обслуживающей организации, введено указанным выше Законом 2020 г. N 302-ФЗ; указание на единый институт развития в жилищной сфере включено в это положение с 1 сентября 2023 г. Федеральным законом от 24 июля 2023 г. N 352-ФЗ)) (для каждой записи КИ; это уточнение введено указанным выше Законом 2020 г. N 302-ФЗ);
"Комментарий к главе V.1 "Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности" Земельного кодекса Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ"
(Воробьев Н.И., Воробьева Л.В., Майборода В.А., Томтосов А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Пунктом 3 ст. 125 ГК предусмотрено, что в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральными законами, указами Президента и постановлениями Правительства РФ, нормативными актами субъектов РФ и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане. Например, таким лицом является Единый институт развития в жилищной сфере, который в соответствии с ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" вправе осуществлять распоряжение земельными участками, находящимися в государственной неразграниченной собственности по поручению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по управлению федеральным имуществом. В соответствии со ст. 2 ФЗ "О содействии развитию и повышению эффективности управления в жилищной сфере" единый институт развития в жилищной сфере - это акционерное общество, учрежденное Российской Федерацией в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26 августа 1996 г. "Об Агентстве по ипотечному жилищному кредитованию" (согласно данным ЕГРЮЛ 14 марта 2018 г. акционерное общество "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию" (АО "АИЖК") переименовано в акционерное общество "ДОМ.РФ").
(Воробьев Н.И., Воробьева Л.В., Майборода В.А., Томтосов А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Пунктом 3 ст. 125 ГК предусмотрено, что в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральными законами, указами Президента и постановлениями Правительства РФ, нормативными актами субъектов РФ и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане. Например, таким лицом является Единый институт развития в жилищной сфере, который в соответствии с ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" вправе осуществлять распоряжение земельными участками, находящимися в государственной неразграниченной собственности по поручению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по управлению федеральным имуществом. В соответствии со ст. 2 ФЗ "О содействии развитию и повышению эффективности управления в жилищной сфере" единый институт развития в жилищной сфере - это акционерное общество, учрежденное Российской Федерацией в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26 августа 1996 г. "Об Агентстве по ипотечному жилищному кредитованию" (согласно данным ЕГРЮЛ 14 марта 2018 г. акционерное общество "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию" (АО "АИЖК") переименовано в акционерное общество "ДОМ.РФ").
Нормативные акты
Федеральный закон от 13.07.2015 N 225-ФЗ
(ред. от 23.05.2025)
"О содействии развитию и повышению эффективности управления в жилищной сфере и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"1. Единый институт развития в жилищной сфере - акционерное общество, учрежденное Российской Федерацией в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации об Агентстве ипотечного жилищного кредитования.
(ред. от 23.05.2025)
"О содействии развитию и повышению эффективности управления в жилищной сфере и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"1. Единый институт развития в жилищной сфере - акционерное общество, учрежденное Российской Федерацией в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации об Агентстве ипотечного жилищного кредитования.
"Комментарий к Федеральному закону от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Так, в п. 1 ч. 1.1 комментируемой статьи говорится об обязательстве лица, с которым заключен указанный договор аренды, передать единому институту развития в жилищной сфере после ввода в эксплуатацию создаваемого в соответствии с таким договором на соответствующем земельном участке объекта недвижимости определенную долю общей площади жилых и (или) нежилых помещений в этом объекте недвижимости. В данном случае не уточняется, на каких условиях (возмездно или безвозмездно) должна передаваться эта доля.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Так, в п. 1 ч. 1.1 комментируемой статьи говорится об обязательстве лица, с которым заключен указанный договор аренды, передать единому институту развития в жилищной сфере после ввода в эксплуатацию создаваемого в соответствии с таким договором на соответствующем земельном участке объекта недвижимости определенную долю общей площади жилых и (или) нежилых помещений в этом объекте недвижимости. В данном случае не уточняется, на каких условиях (возмездно или безвозмездно) должна передаваться эта доля.
"Комментарий к Федеральному закону от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)39) лицом, которому земельный участок, который находится в федеральной собственности и в отношении которого единый институт развития в жилищной сфере в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2008 г. N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства" <294> выполняет функции агента России (при этом в юридико-технических целях введено обозначение "земельный участок единого института развития в жилищной сфере"), или земельный участок, государственная собственность на который не разграничена и которым единый институт развития в жилищной сфере распоряжается по поручению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по управлению федеральным имуществом, передан в безвозмездное пользование либо аренду для строительства стандартного жилья, в т.ч. для его комплексного освоения в целях строительства такого жилья, или аренду для строительства в минимально требуемом объеме стандартного жилья, в т.ч. для его комплексного освоения в целях строительства в минимально требуемом объеме стандартного жилья и иного жилищного строительства, в порядке и на условиях, которые предусмотрены названным Законом, заключен договор участия в долевом строительстве стандартного жилья, договор купли-продажи стандартного жилья с лицом, не имеющим права на заключение этих договоров, либо с нарушением иных требований, предусмотренных указанным Законом;
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)39) лицом, которому земельный участок, который находится в федеральной собственности и в отношении которого единый институт развития в жилищной сфере в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2008 г. N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства" <294> выполняет функции агента России (при этом в юридико-технических целях введено обозначение "земельный участок единого института развития в жилищной сфере"), или земельный участок, государственная собственность на который не разграничена и которым единый институт развития в жилищной сфере распоряжается по поручению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по управлению федеральным имуществом, передан в безвозмездное пользование либо аренду для строительства стандартного жилья, в т.ч. для его комплексного освоения в целях строительства такого жилья, или аренду для строительства в минимально требуемом объеме стандартного жилья, в т.ч. для его комплексного освоения в целях строительства в минимально требуемом объеме стандартного жилья и иного жилищного строительства, в порядке и на условиях, которые предусмотрены названным Законом, заключен договор участия в долевом строительстве стандартного жилья, договор купли-продажи стандартного жилья с лицом, не имеющим права на заключение этих договоров, либо с нарушением иных требований, предусмотренных указанным Законом;
Вопрос: Как рассчитывается показатель долговой нагрузки заемщика?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Обоснование: Показатель долговой нагрузки заемщика (далее - ПДН) - это отношение суммы среднемесячных платежей по всем кредитам и займам, предоставленным физическому лицу, к величине его среднемесячного дохода (пп. "а" п. 9 Методики количественной оценки кредитного риска, утв. Постановлением Правительства РФ от 26.08.2025 N 1273 "О вопросах, связанных с обеспечением финансовой устойчивости единого института развития в жилищной сфере").
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Обоснование: Показатель долговой нагрузки заемщика (далее - ПДН) - это отношение суммы среднемесячных платежей по всем кредитам и займам, предоставленным физическому лицу, к величине его среднемесячного дохода (пп. "а" п. 9 Методики количественной оценки кредитного риска, утв. Постановлением Правительства РФ от 26.08.2025 N 1273 "О вопросах, связанных с обеспечением финансовой устойчивости единого института развития в жилищной сфере").
Статья: Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия "Анализ практики вовлечения в хозяйственный оборот земельных ресурсов Российской Федерации в 2021 - 2022 годах и истекшем периоде 2023 года" (результаты мероприятия учитываются в рамках КОКМ "Анализ эффективности системы межбюджетных отношений")
(Батуркин А.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2024, N 5)Вместе с тем отсутствуют документы о межведомственном взаимодействии, обеспечивающие оперативный обмен информацией о выявлении и пресечении нарушений земельного законодательства, как это предусмотрено рекомендациями, разработанными Росреестром и АО "ДОМ.РФ", в целях выработки единообразной практики при выявлении случаев неправомерного использования земельных участков единого института развития в жилищной сфере <154>.
(Батуркин А.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2024, N 5)Вместе с тем отсутствуют документы о межведомственном взаимодействии, обеспечивающие оперативный обмен информацией о выявлении и пресечении нарушений земельного законодательства, как это предусмотрено рекомендациями, разработанными Росреестром и АО "ДОМ.РФ", в целях выработки единообразной практики при выявлении случаев неправомерного использования земельных участков единого института развития в жилищной сфере <154>.
Ситуация: Как использовать материнский капитал на погашение ипотечного кредита или на уплату первоначального взноса по нему?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Территориальный орган СФР направляет уведомление в кредитную организацию или единый институт развития в жилищной сфере для информирования заявителя о приеме его заявления (п. 49.1 Административного регламента).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Территориальный орган СФР направляет уведомление в кредитную организацию или единый институт развития в жилищной сфере для информирования заявителя о приеме его заявления (п. 49.1 Административного регламента).
Статья: Иски о понуждении к исполнению предписаний контрольных (надзорных) органов
(Карпеева Е.В.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 2)В подп. "е" п. 7 Положения о земельном контроле указывается, что территориальные управления Россельхознадзора осуществляют государственный земельный надзор за исполнением предписаний об устранении нарушений обязательных требований в отношении земель сельскохозяйственного назначения в пределах своей компетенции. В подп. "г" п. 59 Положения о земельном контроле закреплена обязанность органа контроля (надзора) принять меры по обеспечению исполнения предписания в случае, если оно не исполнено в установленные сроки. Но перечень мер не приводится. При этом следующим же пунктом конкретизируется, что орган контроля (надзора) обязан уведомить единый институт развития в жилищной сфере о выявленных фактах неустранения нарушений обязательных требований, указанных в предписании, связанных с неиспользованием по целевому назначению или использованием не в соответствии с установленным целевым назначением и (или) видом разрешенного использования, совершенных в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности, и земельных участков, собственность на которые не разграничена. Указание на эту обязанность является развитием положений ст. 71 Земельного кодекса РФ. Таким образом, Положение о земельном контроле не содержит полномочия органа контроля (надзора) на подачу иска о понуждении к исполнению предписания.
(Карпеева Е.В.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 2)В подп. "е" п. 7 Положения о земельном контроле указывается, что территориальные управления Россельхознадзора осуществляют государственный земельный надзор за исполнением предписаний об устранении нарушений обязательных требований в отношении земель сельскохозяйственного назначения в пределах своей компетенции. В подп. "г" п. 59 Положения о земельном контроле закреплена обязанность органа контроля (надзора) принять меры по обеспечению исполнения предписания в случае, если оно не исполнено в установленные сроки. Но перечень мер не приводится. При этом следующим же пунктом конкретизируется, что орган контроля (надзора) обязан уведомить единый институт развития в жилищной сфере о выявленных фактах неустранения нарушений обязательных требований, указанных в предписании, связанных с неиспользованием по целевому назначению или использованием не в соответствии с установленным целевым назначением и (или) видом разрешенного использования, совершенных в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности, и земельных участков, собственность на которые не разграничена. Указание на эту обязанность является развитием положений ст. 71 Земельного кодекса РФ. Таким образом, Положение о земельном контроле не содержит полномочия органа контроля (надзора) на подачу иска о понуждении к исполнению предписания.
Статья: О предоставлении земельных участков при комплексном развитии территории по инициативе правообладателей
(Бандорин Л.Е., Башарин А.В.)
("Закон", 2021, N 11)<14> Принятие решения о КРТ не требуется также при реализации КРТ незастроенной территории, осуществляемого единым институтом развития в жилищной сфере в соответствии с положениями Федерального закона от 24.07.2008 N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства" (ч. 3 ст. 16.10). Вместе с тем это не самостоятельный вид КРТ.
(Бандорин Л.Е., Башарин А.В.)
("Закон", 2021, N 11)<14> Принятие решения о КРТ не требуется также при реализации КРТ незастроенной территории, осуществляемого единым институтом развития в жилищной сфере в соответствии с положениями Федерального закона от 24.07.2008 N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства" (ч. 3 ст. 16.10). Вместе с тем это не самостоятельный вид КРТ.
"Комментарий к Федеральному закону от 16.07.1998 N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)"
(постатейный)
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Согласно п. 1.1 ст. 6.1 Федерального закона N 353-ФЗ "О потребительском кредите (займе)" перечень уполномоченных единым институтом развития в жилищной сфере организаций, осуществляющих деятельность по предоставлению ипотечных займов, подлежит опубликованию на официальном сайте единого института развития в жилищной сфере в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Порядок формирования перечня уполномоченных единым институтом развития в жилищной сфере организаций, осуществляющих деятельность по предоставлению ипотечных займов, а также требования, предъявляемые к включаемым в него организациям, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Речь идет о Постановлении Правительства РФ от 16.03.2020 N 291 (ред. от 27.02.2021) "Об утверждении Правил формирования перечня уполномоченных единым институтом развития в жилищной сфере организаций, осуществляющих деятельность по предоставлению ипотечных займов, и требований, предъявляемых к организациям, включаемым в перечень уполномоченных единым институтом развития в жилищной сфере организаций, осуществляющих деятельность по предоставлению ипотечных займов". Этим же Постановлением утверждены Требования, предъявляемые к организациям, включаемым в перечень уполномоченных единым институтом развития в жилищной сфере организаций, осуществляющих деятельность по предоставлению ипотечных займов.
(постатейный)
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Согласно п. 1.1 ст. 6.1 Федерального закона N 353-ФЗ "О потребительском кредите (займе)" перечень уполномоченных единым институтом развития в жилищной сфере организаций, осуществляющих деятельность по предоставлению ипотечных займов, подлежит опубликованию на официальном сайте единого института развития в жилищной сфере в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Порядок формирования перечня уполномоченных единым институтом развития в жилищной сфере организаций, осуществляющих деятельность по предоставлению ипотечных займов, а также требования, предъявляемые к включаемым в него организациям, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Речь идет о Постановлении Правительства РФ от 16.03.2020 N 291 (ред. от 27.02.2021) "Об утверждении Правил формирования перечня уполномоченных единым институтом развития в жилищной сфере организаций, осуществляющих деятельность по предоставлению ипотечных займов, и требований, предъявляемых к организациям, включаемым в перечень уполномоченных единым институтом развития в жилищной сфере организаций, осуществляющих деятельность по предоставлению ипотечных займов". Этим же Постановлением утверждены Требования, предъявляемые к организациям, включаемым в перечень уполномоченных единым институтом развития в жилищной сфере организаций, осуществляющих деятельность по предоставлению ипотечных займов.
Информация: О совершенствовании инструмента макропруденциальных лимитов для ограничения системных рисков в розничном кредитовании
("Официальный сайт Банка России", 2024)<11> Риск-вес по облигациям с ипотечным покрытием АО "ДОМ.РФ" составляет 20%, надбавки для банков-инвесторов при этом не применяются, однако применяются при расчете нормативов АО "ДОМ.РФ" по закладным на балансе в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.2020 N 1680 "О вопросах, связанных с обеспечением финансовой устойчивости единого института развития в жилищной сфере". Требования АО "ДОМ.РФ" к кредитам, входящим в пул кредитов, предполагают ограничение по LTV и ПДН, однако являются рекомендуемыми.
("Официальный сайт Банка России", 2024)<11> Риск-вес по облигациям с ипотечным покрытием АО "ДОМ.РФ" составляет 20%, надбавки для банков-инвесторов при этом не применяются, однако применяются при расчете нормативов АО "ДОМ.РФ" по закладным на балансе в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.2020 N 1680 "О вопросах, связанных с обеспечением финансовой устойчивости единого института развития в жилищной сфере". Требования АО "ДОМ.РФ" к кредитам, входящим в пул кредитов, предполагают ограничение по LTV и ПДН, однако являются рекомендуемыми.