Двойной кадастровый учет
Подборка наиболее важных документов по запросу Двойной кадастровый учет (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 5 "Идентификаторы, используемые при ведении Единого государственного реестра недвижимости" Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости""Судами установлено, что в настоящее время объекты недвижимости, правообладателем которых является истец, в Едином государственном реестре недвижимости учтены два раза под разными кадастровыми номерами, что противоречит статье 5 Закона N 218-ФЗ. При этом судами учтено, что в ЕГРН в отношении подлежащих исключению из ЕГРН объектов содержатся записи о постановке объектов на учет в качестве бесхозяйных и способ устранения нарушенного права общества "Теплосервис" во внесудебном порядке отсутствует, поскольку исправление технической ошибки возможно только по инициативе Управления Росреестра по Челябинской области и Управления муниципальной собственности администрации города Троицка."
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 201 "Решение арбитражного суда по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц" АПК РФ"По смыслу статей 198, 200 и 201 АПК РФ для признания недействительным решения (действий) Управления Росреестра как органа, осуществляющего публичные полномочия по государственному кадастровому учету и государственной регистрации прав, о приостановлении регистрационных действий и обязании его осуществить такие действия, необходимо установить наличие двух условий: несоответствие оспариваемого решения (действий) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение таким решением (действиями) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Объекты земельных правоотношений: монография"
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)Момент возникновения земельного участка в качестве объекта земельных и гражданских отношений (недвижимой вещи) согласно ст. 6 ЗК РФ непосредственно связан с определением характеристик части земной поверхности, позволяющих идентифицировать ее в качестве индивидуально-определенной вещи. Установление в отношении земельного участка уникальных характеристик осуществляется посредством определения границ. Спорным представляется положение ст. 2 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" <1> (далее - Закон о кадастре недвижимости), в соответствии с которым занесение сведений о границах земельного участка в государственный кадастр недвижимости (далее - ГКН) является подтверждением существования (или прекращения существования) участка в качестве недвижимого имущества. Руководствуясь указанной нормой ст. 2 Закона о кадастре недвижимости, можно предположить, что намерения собственника земельного участка по его разделу или выделу из участка нового участка, выразившиеся в определении границ предполагаемых участков и занесении сведений об этих границах в ГКН, являются достаточным юридическим фактом, свидетельствующим о возникновении нового объекта <2>. Однако согласно ст. 2 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" <3> (далее - Закон о регистрации прав на недвижимое имущество) единственным доказательством существования зарегистрированного права является государственная регистрация права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП). Таким образом, реализация в законодательстве РФ принципов публичности и достоверности характеризуется определенной спецификой, заключающейся в том, что для возникновения земельного участка в качестве объекта права (вне зависимости от волевых устремлений собственника участка) требуется сложный состав в виде двух юридических фактов: государственного кадастрового учета границ участка и государственной регистрации прав на участок в ЕГРП. Установление границ части участка свидетельствует об обособлении в составе участка его элемента (части), но не влечет раздела участка на два самостоятельных объекта.
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)Момент возникновения земельного участка в качестве объекта земельных и гражданских отношений (недвижимой вещи) согласно ст. 6 ЗК РФ непосредственно связан с определением характеристик части земной поверхности, позволяющих идентифицировать ее в качестве индивидуально-определенной вещи. Установление в отношении земельного участка уникальных характеристик осуществляется посредством определения границ. Спорным представляется положение ст. 2 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" <1> (далее - Закон о кадастре недвижимости), в соответствии с которым занесение сведений о границах земельного участка в государственный кадастр недвижимости (далее - ГКН) является подтверждением существования (или прекращения существования) участка в качестве недвижимого имущества. Руководствуясь указанной нормой ст. 2 Закона о кадастре недвижимости, можно предположить, что намерения собственника земельного участка по его разделу или выделу из участка нового участка, выразившиеся в определении границ предполагаемых участков и занесении сведений об этих границах в ГКН, являются достаточным юридическим фактом, свидетельствующим о возникновении нового объекта <2>. Однако согласно ст. 2 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" <3> (далее - Закон о регистрации прав на недвижимое имущество) единственным доказательством существования зарегистрированного права является государственная регистрация права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП). Таким образом, реализация в законодательстве РФ принципов публичности и достоверности характеризуется определенной спецификой, заключающейся в том, что для возникновения земельного участка в качестве объекта права (вне зависимости от волевых устремлений собственника участка) требуется сложный состав в виде двух юридических фактов: государственного кадастрового учета границ участка и государственной регистрации прав на участок в ЕГРП. Установление границ части участка свидетельствует об обособлении в составе участка его элемента (части), но не влечет раздела участка на два самостоятельных объекта.
"Комментарий к Федеральному закону от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В ч. 5 комментируемой статьи говорится о двух случаях, когда прекращается государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав по требованию судебного пристава-исполнителя:
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В ч. 5 комментируемой статьи говорится о двух случаях, когда прекращается государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав по требованию судебного пристава-исполнителя:
Нормативные акты
Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О государственной регистрации недвижимости"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)1. Каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости, имеет неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации кадастровый номер, присваиваемый органом регистрации прав.
(ред. от 31.07.2025)
"О государственной регистрации недвижимости"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)1. Каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости, имеет неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации кадастровый номер, присваиваемый органом регистрации прав.
"Комментарий к Федеральному закону от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)- по общему правилу указанный срок не может превышать пять рабочих дней (два рабочих дня - при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объекты недвижимости) со дня поступления межведомственного запроса в орган или организацию, представляющие документ и информацию;
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)- по общему правилу указанный срок не может превышать пять рабочих дней (два рабочих дня - при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объекты недвижимости) со дня поступления межведомственного запроса в орган или организацию, представляющие документ и информацию;
Статья: О специфике критериального подхода к пониманию недвижимого имущества в гражданском праве
(Чаркин С.А.)
("Российский судья", 2024, N 2)Статья 131 ГК РФ содержит общее требование государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, однако специальное законодательство предусматривает также государственную регистрацию самих объектов недвижимости в форме кадастрового учета. При этом возможны два основных варианта трактовки правового режима государственной регистрации: 1) имущество считается недвижимым только с момента регистрации; 2) регистрируется имущество, уже являющееся недвижимым.
(Чаркин С.А.)
("Российский судья", 2024, N 2)Статья 131 ГК РФ содержит общее требование государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, однако специальное законодательство предусматривает также государственную регистрацию самих объектов недвижимости в форме кадастрового учета. При этом возможны два основных варианта трактовки правового режима государственной регистрации: 1) имущество считается недвижимым только с момента регистрации; 2) регистрируется имущество, уже являющееся недвижимым.