Два вида разрешенного использования
Подборка наиболее важных документов по запросу Два вида разрешенного использования (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 394 "Налоговая ставка" главы 31 "Земельный налог" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")По мнению ИФНС, налогоплательщик применил ненадлежащую ставку при расчете земельного налога, т.к. участок имеет два вида разрешенного использования, и налог должен исчисляться по наибольшей ставке.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")По мнению ИФНС, налогоплательщик применил ненадлежащую ставку при расчете земельного налога, т.к. участок имеет два вида разрешенного использования, и налог должен исчисляться по наибольшей ставке.
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 394 "Налоговая ставка" главы 31 "Земельный налог" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налогоплательщик оспорил бездействие налогового органа, выразившееся в непроведении перерасчета земельного налога по пониженной ставке 0,3 процента за 2017 - 2021 годы. Налогоплательщик указал, что суд общей юрисдикции в 2021 году признал недействующим с даты принятия генеральный план соответствующей территории, в связи с чем невозможно определить вид разрешенного использования земельного участка, при этом он перестал относиться к землям, предназначенным для ведения дачного хозяйства. Налоговый орган при расчете налога применил ставку 1,5 процента. Суд признал правомерным применение налоговым органом ставки 1,5 процента. Для применения льготной ставки необходимо одновременное соблюдение двух условий: отнесение участка к определенной категории земель и виду разрешенного использования (к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах), а также использование этого участка для сельскохозяйственного производства. Налогоплательщик не представил доказательств использования участка для сельскохозяйственного производства. Отсутствие достоверно установленного вида разрешенного использования участка и невозможность использовать участок для создания дачного некоммерческого партнерства не свидетельствуют о том, что спорный земельный участок относится к тем земельным участкам, которые перечислены в подп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ и в отношении которых установлены пониженные ставки земельного налога.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налогоплательщик оспорил бездействие налогового органа, выразившееся в непроведении перерасчета земельного налога по пониженной ставке 0,3 процента за 2017 - 2021 годы. Налогоплательщик указал, что суд общей юрисдикции в 2021 году признал недействующим с даты принятия генеральный план соответствующей территории, в связи с чем невозможно определить вид разрешенного использования земельного участка, при этом он перестал относиться к землям, предназначенным для ведения дачного хозяйства. Налоговый орган при расчете налога применил ставку 1,5 процента. Суд признал правомерным применение налоговым органом ставки 1,5 процента. Для применения льготной ставки необходимо одновременное соблюдение двух условий: отнесение участка к определенной категории земель и виду разрешенного использования (к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах), а также использование этого участка для сельскохозяйственного производства. Налогоплательщик не представил доказательств использования участка для сельскохозяйственного производства. Отсутствие достоверно установленного вида разрешенного использования участка и невозможность использовать участок для создания дачного некоммерческого партнерства не свидетельствуют о том, что спорный земельный участок относится к тем земельным участкам, которые перечислены в подп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ и в отношении которых установлены пониженные ставки земельного налога.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Право землепользователя на изменение вида разрешенного использования земельного участка
(Андреева Е.М.)
("Хозяйство и право", 2025, N 7)Правовой каркас норм о целевом использовании земель составляют Земельный и Градостроительный кодексы РФ. Исторически первой легальной единицей стала категория земель, которая была введена в 1968 г. Основами земельного законодательства Союза ССР и союзных республик. В начале 90-х годов ввиду того, что данный механизм не мог полностью обеспечить выполнение тех функций, которые на него были возложены в первую очередь в отношении земель населенных пунктов, в законодательстве появилась дефиниция "разрешенное использование" ("вид разрешенного использования" - ВРИ), которая имела своей целью регламентацию целевого использования земель внутри одной категории (изначально территории населенных пунктов). Обращаем внимание, что виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с Классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти (ст. 7 ЗК РФ). Данным Классификатором, утвержденным Приказом Росреестра от 10 ноября 2020 г. N П/0412, определено более 100 различных ВРИ <2>. Земельный и Градостроительный кодексы также делят разрешенное использование на три вида - основной, вспомогательный и условно разрешенный, не разъясняя данные понятия. Таким образом, термин "вид разрешенного использования" применяется к двум разным классификационным рядам - в части разграничения на основной, вспомогательный и условно разрешенный виды и собственно на цели использования, например индивидуальная жилая застройка, садоводство, дома социального обслуживания, определенные Классификатором, которые также могут быть основные, условно разрешенные или вспомогательные.
(Андреева Е.М.)
("Хозяйство и право", 2025, N 7)Правовой каркас норм о целевом использовании земель составляют Земельный и Градостроительный кодексы РФ. Исторически первой легальной единицей стала категория земель, которая была введена в 1968 г. Основами земельного законодательства Союза ССР и союзных республик. В начале 90-х годов ввиду того, что данный механизм не мог полностью обеспечить выполнение тех функций, которые на него были возложены в первую очередь в отношении земель населенных пунктов, в законодательстве появилась дефиниция "разрешенное использование" ("вид разрешенного использования" - ВРИ), которая имела своей целью регламентацию целевого использования земель внутри одной категории (изначально территории населенных пунктов). Обращаем внимание, что виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с Классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти (ст. 7 ЗК РФ). Данным Классификатором, утвержденным Приказом Росреестра от 10 ноября 2020 г. N П/0412, определено более 100 различных ВРИ <2>. Земельный и Градостроительный кодексы также делят разрешенное использование на три вида - основной, вспомогательный и условно разрешенный, не разъясняя данные понятия. Таким образом, термин "вид разрешенного использования" применяется к двум разным классификационным рядам - в части разграничения на основной, вспомогательный и условно разрешенный виды и собственно на цели использования, например индивидуальная жилая застройка, садоводство, дома социального обслуживания, определенные Классификатором, которые также могут быть основные, условно разрешенные или вспомогательные.
Нормативные акты
"Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 14.11.2018)Поскольку Градостроительный кодекс исключает возможность выбора (установления) вспомогательных видов разрешенного использования земельных участков вместо основных (пункт 3 части 1 статьи 37 названного Кодекса), так как вспомогательные виды разрешенного использования допускаются только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляются совместно с ними (то есть для одного участка, а не для двух различных, когда на одном осуществляется основной вид разрешенного использования, а на другом, самостоятельном участке, вспомогательный, в отсутствие осуществления на этом же участке основного вида разрешенного использования), и истец не представил доказательств использования данного участка в соответствии с основным разрешенным видом использования, суд кассационной инстанции правомерно принял по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 14.11.2018)Поскольку Градостроительный кодекс исключает возможность выбора (установления) вспомогательных видов разрешенного использования земельных участков вместо основных (пункт 3 части 1 статьи 37 названного Кодекса), так как вспомогательные виды разрешенного использования допускаются только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляются совместно с ними (то есть для одного участка, а не для двух различных, когда на одном осуществляется основной вид разрешенного использования, а на другом, самостоятельном участке, вспомогательный, в отсутствие осуществления на этом же участке основного вида разрешенного использования), и истец не представил доказательств использования данного участка в соответствии с основным разрешенным видом использования, суд кассационной инстанции правомерно принял по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Ситуация: Как оформить в собственность земельный участок под гаражом?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в этом в общем случае принимается уполномоченным органом в течение 20 дней со дня поступления заявления. Срок действия решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка составляет год, а если оно содержит условие о том, что для образования земельного участка необходимо изменить его вид разрешенного использования и перевести из одной категории в другую, - два года (п. п. 7, 14 ст. 39.15 ЗК РФ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в этом в общем случае принимается уполномоченным органом в течение 20 дней со дня поступления заявления. Срок действия решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка составляет год, а если оно содержит условие о том, что для образования земельного участка необходимо изменить его вид разрешенного использования и перевести из одной категории в другую, - два года (п. п. 7, 14 ст. 39.15 ЗК РФ).
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)- в границах одного земельного участка, в составе одного объекта капитального строительства допускается с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов размещение двух и более разрешенных видов использования (основных, условно разрешенных и вспомогательных).
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)- в границах одного земельного участка, в составе одного объекта капитального строительства допускается с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов размещение двух и более разрешенных видов использования (основных, условно разрешенных и вспомогательных).
Статья: Правовые проблемы установления вида разрешенного использования первично образуемых земельных участков, расположенных в сфере градостроительного зонирования
(Нарышева Н.Г.)
("Закон", 2025, N 3)Очевидная некорректность рассматриваемого положения заключается в первую очередь в том, что оно вступило в противоречие с принципом земельного законодательства, предполагающим наличие во внутренней структуре правового режима земельного участка двух базовых элементов: целевого назначения и вида разрешенного использования. Градостроительный регламент решает лишь задачу установления вида разрешенного использования.
(Нарышева Н.Г.)
("Закон", 2025, N 3)Очевидная некорректность рассматриваемого положения заключается в первую очередь в том, что оно вступило в противоречие с принципом земельного законодательства, предполагающим наличие во внутренней структуре правового режима земельного участка двух базовых элементов: целевого назначения и вида разрешенного использования. Градостроительный регламент решает лишь задачу установления вида разрешенного использования.
Статья: Обзор правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации по налоговым спорам за апрель - май 2021 г.
(Щекин Д.М., Машков Л.И.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2021, N 7)Если здание расположено на двух земельных участках, виды разрешенного использования хотя бы одного из которых не предусматривают размещение зданий коммерческого назначения, то основанием для признания здания торговым объектом является его назначение или фактическое использование в коммерческих целях.
(Щекин Д.М., Машков Л.И.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2021, N 7)Если здание расположено на двух земельных участках, виды разрешенного использования хотя бы одного из которых не предусматривают размещение зданий коммерческого назначения, то основанием для признания здания торговым объектом является его назначение или фактическое использование в коммерческих целях.
Статья: Применение пониженной ставки земельного налога: приоритет фактического использования над формальным видом разрешенного использования
("ЭЖ-Бухгалтер", 2025, N 33)Сельскохозяйственное предприятие является собственником двух земельных участков, которые отнесены к категории "земли сельскохозяйственного назначения" с видом разрешенного использования "для размещения производственного объекта". И начисляло по ним земельный налог по пониженной ставке 0,3%.
("ЭЖ-Бухгалтер", 2025, N 33)Сельскохозяйственное предприятие является собственником двух земельных участков, которые отнесены к категории "земли сельскохозяйственного назначения" с видом разрешенного использования "для размещения производственного объекта". И начисляло по ним земельный налог по пониженной ставке 0,3%.
Статья: Если земельный участок используется не по целевому назначению или с нарушением законодательства РФ
(Галочкина А.Б.)
("Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения: учет в сельском хозяйстве", 2023, N 1)Для применения налоговой ставки в размере, не превышающем 0,3%, необходимо соблюдение одновременно двух условий: отнесение участка к определенной категории земель или виду разрешенного использования (к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах) и использование этого участка для сельскохозяйственного производства.
(Галочкина А.Б.)
("Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения: учет в сельском хозяйстве", 2023, N 1)Для применения налоговой ставки в размере, не превышающем 0,3%, необходимо соблюдение одновременно двух условий: отнесение участка к определенной категории земель или виду разрешенного использования (к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах) и использование этого участка для сельскохозяйственного производства.
Статья: Правовые проблемы формирования перечня объектов недвижимого имущества органами государственной власти субъектов РФ в целях взимания налога на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости. Мониторинг судебных актов за 2016 - 2021 годы
(Ногина О.А., Темиров Э.А.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2022, N 6)В случае если здание (строение, сооружение) расположено на двух земельных участках, виды разрешенного использования хотя бы одного из которых не предусматривают размещение зданий коммерческого назначения, то основанием для признания здания торговым объектом является его назначение или фактическое использование в целях коммерческого назначения. Поскольку принадлежащее административному истцу нежилое здание хотя частично и расположено на земельном участке, вид разрешенного использования которого предусматривает размещение объектов торговли, но фактически не используется в целях коммерческого назначения, то его включение в указанный перечень нельзя признать правильным, оправданным в конституционно-правовом отношении, так как это возлагает повышенную налоговую нагрузку на общество как налогоплательщика без экономических на то оснований, нарушает конституционные принципы равенства и справедливости налогообложения <55>.
(Ногина О.А., Темиров Э.А.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2022, N 6)В случае если здание (строение, сооружение) расположено на двух земельных участках, виды разрешенного использования хотя бы одного из которых не предусматривают размещение зданий коммерческого назначения, то основанием для признания здания торговым объектом является его назначение или фактическое использование в целях коммерческого назначения. Поскольку принадлежащее административному истцу нежилое здание хотя частично и расположено на земельном участке, вид разрешенного использования которого предусматривает размещение объектов торговли, но фактически не используется в целях коммерческого назначения, то его включение в указанный перечень нельзя признать правильным, оправданным в конституционно-правовом отношении, так как это возлагает повышенную налоговую нагрузку на общество как налогоплательщика без экономических на то оснований, нарушает конституционные принципы равенства и справедливости налогообложения <55>.