ДТП такси
Подборка наиболее важных документов по запросу ДТП такси (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 14.1 "Прямое возмещение убытков" Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"В обоснование исковых требований истец указал, что факт использования транспортного средства в качестве такси подтверждается сведениями из информационной базы в сети Интернет, согласно которым на указанное транспортное средство в момент ДТП имелась лицензия (разрешение) для осуществления деятельности в качестве такси."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 944 "Сведения, предоставляемые страхователем при заключении договора страхования" ГК РФ"Таким образом, исходя из буквального толкования условий договора страхования и наличия действующего на момент как заключения договора страхования, так и на момент заявленного истцом дорожно-транспортного происшествия, разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, полученного самим истцом, у суда отсутствовали основания для признания данного события страховым случаем.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Интервью: Роман Авалян: "При грамотном подходе к возмещению ущерба от ДТП потерпевший может остаться в плюсе"
("Юридический справочник руководителя", 2025, N 5)Не секрет, что полисы подделывали и раньше, когда они печатались на защищенных бланках с водяными знаками. А уж сейчас "нарисовать" на обычной бумажке несуществующий полис вообще не составляет труда. Тем более что сотрудники ГИБДД крайне редко проверяют полисы по базе. Особое внимание следует уделить полису в случае ДТП с такси. Таксопарки, особенно небольшие, часто вообще не оформляют полисы ОСАГО из-за их высокой стоимости. А водителям выдают откровенную "липу".
("Юридический справочник руководителя", 2025, N 5)Не секрет, что полисы подделывали и раньше, когда они печатались на защищенных бланках с водяными знаками. А уж сейчас "нарисовать" на обычной бумажке несуществующий полис вообще не составляет труда. Тем более что сотрудники ГИБДД крайне редко проверяют полисы по базе. Особое внимание следует уделить полису в случае ДТП с такси. Таксопарки, особенно небольшие, часто вообще не оформляют полисы ОСАГО из-за их высокой стоимости. А водителям выдают откровенную "липу".
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2020)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 10.06.2020)42. Совершение водителем легкового такси дорожно-транспортного происшествия, повлекшего смерть либо причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью пассажиров и третьих лиц, является основанием для аннулирования у юридического лица или индивидуального предпринимателя разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 10.06.2020)42. Совершение водителем легкового такси дорожно-транспортного происшествия, повлекшего смерть либо причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью пассажиров и третьих лиц, является основанием для аннулирования у юридического лица или индивидуального предпринимателя разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси.
Указ Президента РФ от 14.11.2025 N 841
"Об утверждении Стратегии повышения безопасности дорожного движения в Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года"55. В 2024 году число погибших в дорожно-транспортных происшествиях с участием легкового такси относительно предшествующего года увеличилось на 42 процента и составило 159 человек.
"Об утверждении Стратегии повышения безопасности дорожного движения в Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года"55. В 2024 году число погибших в дорожно-транспортных происшествиях с участием легкового такси относительно предшествующего года увеличилось на 42 процента и составило 159 человек.
Статья: Правовое регулирование в сфере таксомоторных перевозок: новеллы и перспективы развития
(Тухватуллин Т.А.)
("Транспортное право", 2024, N 4)Фактор второй. Обратимся к официальной статистике Научного центра по безопасности дорожного движения МВД России относительно количества аварий с участием такси, которая имеет тенденцию к снижению. Так, "в 2023 г. зафиксировано 3 079 дорожно-транспортных происшествий с участием такси, что на 7,4% ниже, чем в предыдущем году. При этом таксисты признаны виновными в 1 869 (-9,9% в сравнении с 2022 г.) происшествиях" <5>. Анализ приведенных данных показывает, что для такси характерна более низкая аварийность при гораздо более высокой интенсивности их работы.
(Тухватуллин Т.А.)
("Транспортное право", 2024, N 4)Фактор второй. Обратимся к официальной статистике Научного центра по безопасности дорожного движения МВД России относительно количества аварий с участием такси, которая имеет тенденцию к снижению. Так, "в 2023 г. зафиксировано 3 079 дорожно-транспортных происшествий с участием такси, что на 7,4% ниже, чем в предыдущем году. При этом таксисты признаны виновными в 1 869 (-9,9% в сравнении с 2022 г.) происшествиях" <5>. Анализ приведенных данных показывает, что для такси характерна более низкая аварийность при гораздо более высокой интенсивности их работы.
Интервью: Боролись - и победили
("Современные страховые технологии", 2024, N 5)Если транспортное средство самозанятого попадает в ДТП, когда он осуществляет перевозку в качестве такси, а у него нет диагностической карты, то страховщик выплатит возмещение пострадавшим пассажирам, а к владельцу транспортного средства будет выставлен регресс. Эта мера введена именно для того, чтобы стимулировать самозанятых ответственно относиться к прохождению технического осмотра.
("Современные страховые технологии", 2024, N 5)Если транспортное средство самозанятого попадает в ДТП, когда он осуществляет перевозку в качестве такси, а у него нет диагностической карты, то страховщик выплатит возмещение пострадавшим пассажирам, а к владельцу транспортного средства будет выставлен регресс. Эта мера введена именно для того, чтобы стимулировать самозанятых ответственно относиться к прохождению технического осмотра.
Статья: Влияет ли на скидку к тарифу взносов "на травматизм" смертельный случай из-за третьих лиц?
(Мокрецов О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 45)Компанией при расчете количества страховых случаев у страхователя на тысячу работающих были учтены сведения о несчастном случае со смертельным исходом, произошедшем в 2021 г. с работником компании, находящимся в служебной командировке. Как следует из акта о несчастном случае на производстве, при поездке в такси работник попал в дорожно-транспортное происшествие со смертью пассажира и водителя такси. С учетом данного страхового случая показатель количества страховых случаев у страхователя на 1 000 работающих оказался выше среднеотраслевого показателя по виду экономической деятельности, к которому отнесен основной вид деятельности заявителя, в связи с чем компании было отказано в предоставлении скидки.
(Мокрецов О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 45)Компанией при расчете количества страховых случаев у страхователя на тысячу работающих были учтены сведения о несчастном случае со смертельным исходом, произошедшем в 2021 г. с работником компании, находящимся в служебной командировке. Как следует из акта о несчастном случае на производстве, при поездке в такси работник попал в дорожно-транспортное происшествие со смертью пассажира и водителя такси. С учетом данного страхового случая показатель количества страховых случаев у страхователя на 1 000 работающих оказался выше среднеотраслевого показателя по виду экономической деятельности, к которому отнесен основной вид деятельности заявителя, в связи с чем компании было отказано в предоставлении скидки.
Статья: Комментарий к Постановлению Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 27.10.2023 N Ф04-5538/2023 <Об отказе в скидке по страховому тарифу на обязательное страхование в связи с высоким показателем количества страховых случаев>
(Чимидова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2023, N 24)Этот работник при поездке в такси попал в дорожно-транспортное происшествие и погиб. С учетом данного страхового случая показатель "B" составил 2,42 (B = 1 / 413 x 1 000), что выше среднеотраслевого показателя по виду экономической деятельности, к которому отнесен основной вид деятельности организации. Из-за этого было отказано в предоставлении скидки.
(Чимидова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2023, N 24)Этот работник при поездке в такси попал в дорожно-транспортное происшествие и погиб. С учетом данного страхового случая показатель "B" составил 2,42 (B = 1 / 413 x 1 000), что выше среднеотраслевого показателя по виду экономической деятельности, к которому отнесен основной вид деятельности организации. Из-за этого было отказано в предоставлении скидки.
Статья: Ответственность в сфере перевозок легковым такси
(Жукова Ю.Д., Подмаркова А.С.)
("Закон", 2024, N 12)Последняя судебная практика свидетельствует, что суды исходят из возможности возмещения службами заказа такси морального вреда пассажирам, пострадавшим при перевозке легковым такси в дорожно-транспортном происшествии (ДТП) <34>. Однако такое возмещение предполагает дальнейшее взыскание с перевозчиков выплаченных сумм как убытков службы заказа легкового такси по договору оказания услуг по предоставлению доступа к сервису. При этом в указанных делах, как и в большинстве иных судебных решений, связанных с возмещением вреда, причиненного при перевозке легковым такси, имела место передача перевозчиками легковых такси по договору аренды транспортного средства без экипажа в пользование физическим лицам - водителям, не обладающим статусом самозанятого и не имеющим разрешения на осуществление таких перевозок. Суд признал правомерным взыскание службой заказа такси выплаченных потерпевшим сумм с перевозчиков, а не с водителей - непосредственных причинителей вреда. И в тех делах, где взыскателем выступала служба заказа такси, и в иных спорах, где взыскателями являлись владельцы пострадавших в ДТП транспортных средств или страховые организации, выплатившие страховое возмещение, перевозчики - ИП или юридические лица, имеющие разрешение на осуществление перевозок легковым такси, пытались снять с себя ответственность, ссылаясь на передачу транспортных средств в аренду иным лицам. При этом во многих делах суды анализировали, допустимо ли с точки зрения законодательства передавать используемое как легковое такси транспортное средство в аренду лицам, не имеющим разрешения на перевозку легковым такси.
(Жукова Ю.Д., Подмаркова А.С.)
("Закон", 2024, N 12)Последняя судебная практика свидетельствует, что суды исходят из возможности возмещения службами заказа такси морального вреда пассажирам, пострадавшим при перевозке легковым такси в дорожно-транспортном происшествии (ДТП) <34>. Однако такое возмещение предполагает дальнейшее взыскание с перевозчиков выплаченных сумм как убытков службы заказа легкового такси по договору оказания услуг по предоставлению доступа к сервису. При этом в указанных делах, как и в большинстве иных судебных решений, связанных с возмещением вреда, причиненного при перевозке легковым такси, имела место передача перевозчиками легковых такси по договору аренды транспортного средства без экипажа в пользование физическим лицам - водителям, не обладающим статусом самозанятого и не имеющим разрешения на осуществление таких перевозок. Суд признал правомерным взыскание службой заказа такси выплаченных потерпевшим сумм с перевозчиков, а не с водителей - непосредственных причинителей вреда. И в тех делах, где взыскателем выступала служба заказа такси, и в иных спорах, где взыскателями являлись владельцы пострадавших в ДТП транспортных средств или страховые организации, выплатившие страховое возмещение, перевозчики - ИП или юридические лица, имеющие разрешение на осуществление перевозок легковым такси, пытались снять с себя ответственность, ссылаясь на передачу транспортных средств в аренду иным лицам. При этом во многих делах суды анализировали, допустимо ли с точки зрения законодательства передавать используемое как легковое такси транспортное средство в аренду лицам, не имеющим разрешения на перевозку легковым такси.