Дознаватель мчс
Подборка наиболее важных документов по запросу Дознаватель мчс (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 168 "Уничтожение или повреждение имущества по неосторожности" УК РФ"В ходе проверки, проведенной дознавателем отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г.о. Щелково УНДиПР ГУ МЧС России по Московской области капитаном внутренней службы С. в порядке статьи 144 - 145 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, было установлено, что причиной пожара послужил аварийный режим работы электросети или электрооборудования на мансардном этаже бани, установлено отсутствие события преступления, предусмотренного статьи 168 Уголовного кодекса Российской Федерации, то есть отсутствие события уничтожения или повреждения чужого имущества в крупном размере, совершенного путем неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности."
Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2024 N 11АП-17000/2023, 11АП-17001/2023 по делу N А55-25397/2022
Требование: О взыскании суммы ущерба, полученного в результате нарушения требований пожарной безопасности, расходов, связанных с ликвидацией пожара.
Решение: Решение первой инстанции отменено. В удовлетворении требования отказано.На странице 30 Исследования эксперта N 21122 отражено, что решающим фактором, определяющим возможность возникновения пожара от тлеющего табачного изделия, являются свойства материала, оказавшегося в контакте с окурком, а также его способность к самоподдерживающемуся тлению. Однако согласно протоколам осмотра места происшествия дознавателем ГУ МЧС от 18705.2021, от 08.06.2021, представленным в материалы дела, утеплителем в помещении является керамзит, остатков каких-либо веществ и материалов, склонных к тлению, в очаговой зоне в ходе осмотра не обнаружено, что также отражено в Экспертном заключении N 196-4-1.
Требование: О взыскании суммы ущерба, полученного в результате нарушения требований пожарной безопасности, расходов, связанных с ликвидацией пожара.
Решение: Решение первой инстанции отменено. В удовлетворении требования отказано.На странице 30 Исследования эксперта N 21122 отражено, что решающим фактором, определяющим возможность возникновения пожара от тлеющего табачного изделия, являются свойства материала, оказавшегося в контакте с окурком, а также его способность к самоподдерживающемуся тлению. Однако согласно протоколам осмотра места происшествия дознавателем ГУ МЧС от 18705.2021, от 08.06.2021, представленным в материалы дела, утеплителем в помещении является керамзит, остатков каких-либо веществ и материалов, склонных к тлению, в очаговой зоне в ходе осмотра не обнаружено, что также отражено в Экспертном заключении N 196-4-1.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Информационное обеспечение криминалистической деятельности
(Бахтеев Д.В., Шевырталов Е.П.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 4)Сегодня существует два частных проекта такого рода: "CrimLib - Справочник следователя", разработанный на кафедре криминалистики УрГЮУ имени В.Ф. Яковлева, и "Справочник дознавателя МЧС", созданный на базе Главного управления МЧС России по Челябинской области. Эти мобильные приложения содержат справочную информацию, изложенную в форме кратких алгоритмов и рекомендаций, доступную любому пользователю смартфона, установившему соответствующее приложение, даже без доступа к сети Интернет. Благодаря этим источникам обеспечивается возможность оперативного информирования субъектов криминалистической деятельности в части актуальных научных достижений, призванных повысить эффективность их работы. К тому же результаты анкетирования практических сотрудников подтверждают необходимость использования таких источников информации <15>.
(Бахтеев Д.В., Шевырталов Е.П.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 4)Сегодня существует два частных проекта такого рода: "CrimLib - Справочник следователя", разработанный на кафедре криминалистики УрГЮУ имени В.Ф. Яковлева, и "Справочник дознавателя МЧС", созданный на базе Главного управления МЧС России по Челябинской области. Эти мобильные приложения содержат справочную информацию, изложенную в форме кратких алгоритмов и рекомендаций, доступную любому пользователю смартфона, установившему соответствующее приложение, даже без доступа к сети Интернет. Благодаря этим источникам обеспечивается возможность оперативного информирования субъектов криминалистической деятельности в части актуальных научных достижений, призванных повысить эффективность их работы. К тому же результаты анкетирования практических сотрудников подтверждают необходимость использования таких источников информации <15>.
Статья: Привлечение к административной ответственности за незаконное вознаграждение от имени или в интересах юридического лица: проблемы и практика правоприменения
(Тухватуллин Т.А.)
("Хозяйство и право", 2024, N 12)Так, прокуратурой возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 1 ст. 19.28 КоАП РФ в отношении организации по факту передачи руководителем данного юридического лица денежных средств дознавателю МЧС России за непроведение проверки соблюдения правил пожарной безопасности. Судом юридическому лицу назначен штраф в размере 500 тыс. рублей <7>. Еще один пример. Постановлением суда общество оштрафовано на 1 млн рублей за передачу незаконного денежного вознаграждения председателю комитета образования администрации города за обеспечение выбора данной организации единственным поставщиком услуг по дополнительному образованию.
(Тухватуллин Т.А.)
("Хозяйство и право", 2024, N 12)Так, прокуратурой возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 1 ст. 19.28 КоАП РФ в отношении организации по факту передачи руководителем данного юридического лица денежных средств дознавателю МЧС России за непроведение проверки соблюдения правил пожарной безопасности. Судом юридическому лицу назначен штраф в размере 500 тыс. рублей <7>. Еще один пример. Постановлением суда общество оштрафовано на 1 млн рублей за передачу незаконного денежного вознаграждения председателю комитета образования администрации города за обеспечение выбора данной организации единственным поставщиком услуг по дополнительному образованию.
Нормативные акты
Указ Президента РФ от 25.03.2015 N 161
(ред. от 24.06.2025)
"Об утверждении Устава военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации"12) содействие в порядке, определяемом Министерством обороны Российской Федерации и Министерством внутренних дел Российской Федерации, органам внутренних дел Российской Федерации в розыске и задержании угнанных транспортных средств Вооруженных Сил, а также военнослужащих и лиц гражданского персонала, скрывшихся с места дорожно-транспортного происшествия и совершивших другие нарушения ПДД и правил эксплуатации транспортных средств Вооруженных Сил;
(ред. от 24.06.2025)
"Об утверждении Устава военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации"12) содействие в порядке, определяемом Министерством обороны Российской Федерации и Министерством внутренних дел Российской Федерации, органам внутренних дел Российской Федерации в розыске и задержании угнанных транспортных средств Вооруженных Сил, а также военнослужащих и лиц гражданского персонала, скрывшихся с места дорожно-транспортного происшествия и совершивших другие нарушения ПДД и правил эксплуатации транспортных средств Вооруженных Сил;
Статья: Федеральный государственный пожарный надзор: проблемы привлечения к административной ответственности физических лиц в связи с изменением законодательства
(Винокуров В.А., Шманцарь Д.А.)
("Административное право и процесс", 2024, N 1)Шманцарь Дмитрий Александрович, дознаватель отделения надзорной деятельности и профилактической работы по Карачевскому району управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Брянской области.
(Винокуров В.А., Шманцарь Д.А.)
("Административное право и процесс", 2024, N 1)Шманцарь Дмитрий Александрович, дознаватель отделения надзорной деятельности и профилактической работы по Карачевскому району управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Брянской области.
Статья: Понятие и правовой статус гражданского истца в уголовном процессе. Комментарий к статье 44 УПК РФ
(Рыжаков А.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Мы бы безоговорочно согласились с таким подходом, если бы через 10 лет после рассылки указанных писем не вышел совместный приказ Генпрокуратуры России, МВД России, МЧС России, ФСБ России, СК России, ФСКН России, ФТС России, ФССП России и даже Росфинмониторинга, из которого прямо следует наличие возможности предъявления гражданского иска представителями государственных органов и органов местного самоуправления.
(Рыжаков А.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Мы бы безоговорочно согласились с таким подходом, если бы через 10 лет после рассылки указанных писем не вышел совместный приказ Генпрокуратуры России, МВД России, МЧС России, ФСБ России, СК России, ФСКН России, ФТС России, ФССП России и даже Росфинмониторинга, из которого прямо следует наличие возможности предъявления гражданского иска представителями государственных органов и органов местного самоуправления.
Статья: Проблемы привлечения физических лиц к административной ответственности за нарушение требований пожарной безопасности
(Винокуров В.А., Шманцарь Д.А.)
("Законность", 2023, N 7)Шманцарь Дмитрий Александрович, дознаватель отделения надзорной деятельности и профилактической работы по Карачевскому району управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Брянской области.
(Винокуров В.А., Шманцарь Д.А.)
("Законность", 2023, N 7)Шманцарь Дмитрий Александрович, дознаватель отделения надзорной деятельности и профилактической работы по Карачевскому району управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Брянской области.
Статья: Об усилении уголовной ответственности за уничтожение или повреждение имущества по неосторожности
(Бабушкин М.Ю., Немченко С.Б., Шеншин В.М.)
("Российский следователь", 2021, N 8)В 2020 г. дознавателями органов ГПН ФПС ГПС МЧС России было рассмотрено в порядке ст. 144, 145 УПК РФ 140 719 сообщений о преступлениях, что на 4,24% меньше, чем в 2019 г. (146 944).
(Бабушкин М.Ю., Немченко С.Б., Шеншин В.М.)
("Российский следователь", 2021, N 8)В 2020 г. дознавателями органов ГПН ФПС ГПС МЧС России было рассмотрено в порядке ст. 144, 145 УПК РФ 140 719 сообщений о преступлениях, что на 4,24% меньше, чем в 2019 г. (146 944).
Статья: Социально незащищенные категории семей: проблемы соблюдения норм противопожарного режима в местах их проживания
(Кузнецов С.С., Шманцарь Д.А.)
("Семейное и жилищное право", 2024, N 3)Шманцарь Дмитрий Александрович, дознаватель отделения надзорной деятельности и профилактической работы по Карачевскому району управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Брянской области.
(Кузнецов С.С., Шманцарь Д.А.)
("Семейное и жилищное право", 2024, N 3)Шманцарь Дмитрий Александрович, дознаватель отделения надзорной деятельности и профилактической работы по Карачевскому району управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Брянской области.
Статья: Особенности привлечения должностными лицами МЧС России виновных лиц к административной ответственности за нарушение требований пожарной безопасности
(Семенова У.С., Шеншин В.М., Шеншина Л.А.)
("Юрист", 2022, N 5)Дознавателями МЧС России в соответствии с п. 6 ч. 3 ст. 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК РФ) дознание производится по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. 168, ч. 1 ст. 219, ч. 1 и 2 ст. 261 УК РФ.
(Семенова У.С., Шеншин В.М., Шеншина Л.А.)
("Юрист", 2022, N 5)Дознавателями МЧС России в соответствии с п. 6 ч. 3 ст. 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК РФ) дознание производится по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. 168, ч. 1 ст. 219, ч. 1 и 2 ст. 261 УК РФ.
Статья: Проблемные аспекты процессуального порядка возбуждения уголовных дел по статье 337 УК РФ
(Фартуков Д.Н., Чукин Д.С.)
("Право в Вооруженных Силах", 2021, N 2)Так, согласно п. 30 Типового положения о едином порядке организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях, утвержденного Приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации, МВД, МЧС, Минюстом России, ФСБ России, Минэкономразвития России, ФСКН России "О едином учете преступлений" от 29 декабря 2005 г. N 39/1070/1021/253/780/353/399, дознаватель, проводящий проверку сообщения о преступлении, с учетом содержащихся в сообщении сведений, требующих неотложного реагирования, обязан в пределах своей компетенции принять незамедлительные меры, связанные, в частности, с проведением розыскных и оперативно-розыскных мероприятий по задержанию военнослужащего, совершившего преступление, предусмотренное ст. 337 УК РФ.
(Фартуков Д.Н., Чукин Д.С.)
("Право в Вооруженных Силах", 2021, N 2)Так, согласно п. 30 Типового положения о едином порядке организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях, утвержденного Приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации, МВД, МЧС, Минюстом России, ФСБ России, Минэкономразвития России, ФСКН России "О едином учете преступлений" от 29 декабря 2005 г. N 39/1070/1021/253/780/353/399, дознаватель, проводящий проверку сообщения о преступлении, с учетом содержащихся в сообщении сведений, требующих неотложного реагирования, обязан в пределах своей компетенции принять незамедлительные меры, связанные, в частности, с проведением розыскных и оперативно-розыскных мероприятий по задержанию военнослужащего, совершившего преступление, предусмотренное ст. 337 УК РФ.
Статья: Действия следователя при получении в ходе расследования сведений о новом преступлении
(Кальницкий В.В., Бондаренко А.А.)
("Российский юридический журнал", 2025, N 1)На неоптимальность подобного подхода и просто-напросто бессмысленную трату ресурсов, уходящих на техническое копирование выделяемых материалов, которые после соединения вновь возбужденного уголовного дела с исходным делом становятся ненужными, обратили внимание руководители правоохранительных органов, подписавшие межведомственное Информационное письмо Генеральной прокуратуры РФ, МВД России, СК России, ФСБ России, МЧС России, ФССП, ФТС от 29 декабря 2022 г. "О порядке возбуждения уголовных дел в случаях выявления в ходе производства предварительного расследования дополнительных эпизодов преступной деятельности, связанных с расследуемым преступлением". Закреплено, что при установлении на основании материалов, содержащихся в расследуемом уголовном деле, признаков нового преступления, совершенного подозреваемым (обвиняемым), следователь (дознаватель) составляет и регистрирует рапорт. В порядке, предусмотренном ст. 145 УПК РФ, следователь (дознаватель) принимает решение о возбуждении уголовного дела (без выделения материалов в отдельное производство), о чем выносит мотивированное постановление. Возбужденное уголовное дело соединяется с расследуемым уголовным делом в одном производстве. Ограниченность в использовании данной установки в том, что допускается не прибегать к фактическому копированию выделяемых материалов только "для себя", т.е. когда решение по ним будет принимать либо то же самое должностное лицо, либо сотрудник этого же подразделения (органа). При выявлении преступления, подследственного иному ведомству, порядок остается прежним <12>. Кроме того, видим, что непроцессуальный документ (рапорт) замещает собой уголовно-процессуальное решение, с чем сложно согласиться, несмотря на правильность постановки проблемы об организационной затратности и фактической ненужности выделения материалов в ряде ситуаций.
(Кальницкий В.В., Бондаренко А.А.)
("Российский юридический журнал", 2025, N 1)На неоптимальность подобного подхода и просто-напросто бессмысленную трату ресурсов, уходящих на техническое копирование выделяемых материалов, которые после соединения вновь возбужденного уголовного дела с исходным делом становятся ненужными, обратили внимание руководители правоохранительных органов, подписавшие межведомственное Информационное письмо Генеральной прокуратуры РФ, МВД России, СК России, ФСБ России, МЧС России, ФССП, ФТС от 29 декабря 2022 г. "О порядке возбуждения уголовных дел в случаях выявления в ходе производства предварительного расследования дополнительных эпизодов преступной деятельности, связанных с расследуемым преступлением". Закреплено, что при установлении на основании материалов, содержащихся в расследуемом уголовном деле, признаков нового преступления, совершенного подозреваемым (обвиняемым), следователь (дознаватель) составляет и регистрирует рапорт. В порядке, предусмотренном ст. 145 УПК РФ, следователь (дознаватель) принимает решение о возбуждении уголовного дела (без выделения материалов в отдельное производство), о чем выносит мотивированное постановление. Возбужденное уголовное дело соединяется с расследуемым уголовным делом в одном производстве. Ограниченность в использовании данной установки в том, что допускается не прибегать к фактическому копированию выделяемых материалов только "для себя", т.е. когда решение по ним будет принимать либо то же самое должностное лицо, либо сотрудник этого же подразделения (органа). При выявлении преступления, подследственного иному ведомству, порядок остается прежним <12>. Кроме того, видим, что непроцессуальный документ (рапорт) замещает собой уголовно-процессуальное решение, с чем сложно согласиться, несмотря на правильность постановки проблемы об организационной затратности и фактической ненужности выделения материалов в ряде ситуаций.
"Теория и практика возбуждения уголовного дела: учебное пособие"
(отв. ред. Л.Н. Масленникова, Т.Ю. Вилкова)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2022)В структуре органов МЧС России субъектами, правомочными проверять сообщения о преступлениях, являются дознаватели органов Государственной противопожарной службы МЧС России (далее - ГПС МЧС России). При этом должностные лица органов ГПС МЧС России вправе уполномочить своими решениями иных подчиненных должностных лиц с учетом степени их юридической подготовки проверять сообщения о преступлениях <2>.
(отв. ред. Л.Н. Масленникова, Т.Ю. Вилкова)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2022)В структуре органов МЧС России субъектами, правомочными проверять сообщения о преступлениях, являются дознаватели органов Государственной противопожарной службы МЧС России (далее - ГПС МЧС России). При этом должностные лица органов ГПС МЧС России вправе уполномочить своими решениями иных подчиненных должностных лиц с учетом степени их юридической подготовки проверять сообщения о преступлениях <2>.
Статья: К вопросу о наделении МЧС России дополнительными полномочиями по осуществлению административно-юрисдикционной деятельности
(Бабушкин М.Ю., Немченко С.Б., Шеншин В.М.)
("Право в Вооруженных Силах", 2023, N 9)Предписания ч. 1 ст. 27.1 КоАП РФ указывают на исчерпывающий перечень должностных лиц, которые вправе осуществлять административное задержание только при пресечении закрепленных за ними административных правонарушений, в который, к сожалению, дознаватели органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы не вошли, что является скорее упущением законодателя, чем решенным вопросом. Поэтому представляется, что должностные лица МЧС России могли бы осуществлять административное задержание при выявлении административных правонарушений, предусмотренных ст. 9.19, ч. 1 ст. 19.4, ч. 1 ст. 19.5, ст. ст. 19.5.1, 19.6, 19.7, 20.5, 20.6, 20.7, ст. 20.17 (выделено нами. - М.Б., С.Н., В.Ш.).
(Бабушкин М.Ю., Немченко С.Б., Шеншин В.М.)
("Право в Вооруженных Силах", 2023, N 9)Предписания ч. 1 ст. 27.1 КоАП РФ указывают на исчерпывающий перечень должностных лиц, которые вправе осуществлять административное задержание только при пресечении закрепленных за ними административных правонарушений, в который, к сожалению, дознаватели органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы не вошли, что является скорее упущением законодателя, чем решенным вопросом. Поэтому представляется, что должностные лица МЧС России могли бы осуществлять административное задержание при выявлении административных правонарушений, предусмотренных ст. 9.19, ч. 1 ст. 19.4, ч. 1 ст. 19.5, ст. ст. 19.5.1, 19.6, 19.7, 20.5, 20.6, 20.7, ст. 20.17 (выделено нами. - М.Б., С.Н., В.Ш.).