Доведение произведения до всеобщего сведения
Подборка наиболее важных документов по запросу Доведение произведения до всеобщего сведения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Важнейшая практика по ст. 1252 ГК РФИспользование объекта интеллектуальной собственности одним лицом разными способами признается одним нарушением исключительного права, только если они направлены на достижение одной экономической цели (например, продажа товара с доставкой, воспроизведение произведения с доведением до всеобщего сведения) >>>
Важнейшая практика по ст. 1301 ГК РФИспользование объекта интеллектуальной собственности разными способами - одно нарушение исключительного права, только если имеет одну экономическую цель (например, продажа товара с последующей доставкой, воспроизведение произведения с доведением до всеобщего сведения) >>>
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Интеллектуальная собственность. Обзор событий в России и за рубежом (первое полугодие 2021 г.)
(Романенкова Е.И., Шведчиков А.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)2.2. Европейский суд справедливости оценил технологию
(Романенкова Е.И., Шведчиков А.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)2.2. Европейский суд справедливости оценил технологию
"Доступ к цифровой информации: правовое регулирование: учебное пособие"
(Вершинин А.П.)
("ИНФРА-М", 2024)Так, в судах рассматриваются дела о размещении в сети Интернет фотографических произведений. На коммерческих сайтах и в социальных сетях фотографии размещаются часто без указания информации об авторе и без разрешения автора на доведение произведения до всеобщего сведения. В случае копирования произведения иногда нарушается целостность произведения или оно изменяется <1>.
(Вершинин А.П.)
("ИНФРА-М", 2024)Так, в судах рассматриваются дела о размещении в сети Интернет фотографических произведений. На коммерческих сайтах и в социальных сетях фотографии размещаются часто без указания информации об авторе и без разрешения автора на доведение произведения до всеобщего сведения. В случае копирования произведения иногда нарушается целостность произведения или оно изменяется <1>.
Нормативные акты
"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая)" от 18.12.2006 N 230-ФЗ
(ред. от 23.07.2025)11) доведение произведения до всеобщего сведения таким образом, что любое лицо может получить доступ к произведению из любого места и в любое время по собственному выбору (доведение до всеобщего сведения).
(ред. от 23.07.2025)11) доведение произведения до всеобщего сведения таким образом, что любое лицо может получить доступ к произведению из любого места и в любое время по собственному выбору (доведение до всеобщего сведения).
"Обзор судебной практики рассмотрения гражданских дел, связанных с нарушением авторских и смежных прав в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 29.05.2024)С учетом этого, если лицо, привлеченное к ответственности за предоставление возможности скачивания произведения на сайте, продолжает после такого привлечения предлагать на этом сайте то же самое произведение для скачивания, оно вновь может быть привлечено к ответственности за действия, совершенные после вынесения судом решения по первому делу. Однако установленный в данном деле факт доведения произведения до всеобщего сведения осуществлен ответчиком до принятия районным судом решения о привлечении его к ответственности за те же действия, поэтому к рассматриваемому случаю положения абзаца пятого пункта 65 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 апреля 2019 года N 10 не применимы.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 29.05.2024)С учетом этого, если лицо, привлеченное к ответственности за предоставление возможности скачивания произведения на сайте, продолжает после такого привлечения предлагать на этом сайте то же самое произведение для скачивания, оно вновь может быть привлечено к ответственности за действия, совершенные после вынесения судом решения по первому делу. Однако установленный в данном деле факт доведения произведения до всеобщего сведения осуществлен ответчиком до принятия районным судом решения о привлечении его к ответственности за те же действия, поэтому к рассматриваемому случаю положения абзаца пятого пункта 65 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 апреля 2019 года N 10 не применимы.
Статья: Правовое регулирование облачного гейминга
(Чурилов А.Ю.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 8)Исключительное право на доведение произведения до всеобщего сведения на международном уровне закреплено в ст. 8 Договора Всемирной организации интеллектуальной собственности об авторском праве 1996 г. и воспринято отечественным гражданским законодательством. Автор обладает исключительным правом на доведение произведения до всеобщего сведения таким образом, что любое лицо может получить доступ к произведению из любого места и в любое время по собственному выбору <15>. Этот вопрос можно разрешить однозначно в первую очередь в отношении модели SaaS, поскольку все приложения и игры предоставляются игроку и уже установлены на устройствах оператора, игрок получает к ним доступ без необходимости совершения дополнительных действий, как то: установка, оптимизация игры и т.д. Следовательно, критерий "новая публика", который применяется для выявления факта доведения до всеобщего сведения <16>, соблюдается в любом случае только при использовании модели SaaS, поскольку сама суть этой модели состоит в предоставлении доступа к игре неограниченному кругу лиц в любое время. Игроки не являются правообладателями, они лишь получатели этой игры и составляют новую публику. К такому же выводу, но применительно к публичному показу произведения пришел Верховный Суд США в деле American Broadcasting Cos., Inc. v. Aereo, Inc. <17>.
(Чурилов А.Ю.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 8)Исключительное право на доведение произведения до всеобщего сведения на международном уровне закреплено в ст. 8 Договора Всемирной организации интеллектуальной собственности об авторском праве 1996 г. и воспринято отечественным гражданским законодательством. Автор обладает исключительным правом на доведение произведения до всеобщего сведения таким образом, что любое лицо может получить доступ к произведению из любого места и в любое время по собственному выбору <15>. Этот вопрос можно разрешить однозначно в первую очередь в отношении модели SaaS, поскольку все приложения и игры предоставляются игроку и уже установлены на устройствах оператора, игрок получает к ним доступ без необходимости совершения дополнительных действий, как то: установка, оптимизация игры и т.д. Следовательно, критерий "новая публика", который применяется для выявления факта доведения до всеобщего сведения <16>, соблюдается в любом случае только при использовании модели SaaS, поскольку сама суть этой модели состоит в предоставлении доступа к игре неограниченному кругу лиц в любое время. Игроки не являются правообладателями, они лишь получатели этой игры и составляют новую публику. К такому же выводу, но применительно к публичному показу произведения пришел Верховный Суд США в деле American Broadcasting Cos., Inc. v. Aereo, Inc. <17>.
Статья: Границы правомерной и неправомерной трансляции видеоигр
(Залялов Д.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 6)Ключевые слова: видеоигры, способы использования видеоигр, стриминг, стрим, трансляция видеоигр, транслятор, стример, доведение произведения до всеобщего сведения, добросовестное и недобросовестное использование произведений, доктрина добросовестного использования, правомерное и неправомерное использование произведений.
(Залялов Д.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 6)Ключевые слова: видеоигры, способы использования видеоигр, стриминг, стрим, трансляция видеоигр, транслятор, стример, доведение произведения до всеобщего сведения, добросовестное и недобросовестное использование произведений, доктрина добросовестного использования, правомерное и неправомерное использование произведений.
Статья: Свободное использование музыкальных произведений в праве России и Германии
(Волкова А.А.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2021, N 2)Следующее требование: использование произведения в момент изготовления экземпляра должно быть правомерно. Не подпадает под это допустимое положение воспроизведение контрафактного экземпляра либо воспроизведение при неправомерном доведении произведения до всеобщего сведения (например, размещение в сети Интернет) <5>. Очевидно, что наиболее логичным аргументом, используемым "нарушителями", является то, что по внешнему виду источника сложно понять, что контент размещен неправомерно. Действительно интересным является вопрос о том, как определить, должно ли лицо понять незаконность характера размещения произведения на веб-сайте. В Германии степень очевидности незаконности предлагается определять на основании предполагаемого уровня осведомленности и восприятия веб-сайта обычным пользователем <6>. Подобный подход кажется вполне разумным, поскольку если опираться в каждом конкретном случае на фактический уровень знаний или образования лица, сделавшего копию, то возникнут очевидные сложности с доказыванием.
(Волкова А.А.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2021, N 2)Следующее требование: использование произведения в момент изготовления экземпляра должно быть правомерно. Не подпадает под это допустимое положение воспроизведение контрафактного экземпляра либо воспроизведение при неправомерном доведении произведения до всеобщего сведения (например, размещение в сети Интернет) <5>. Очевидно, что наиболее логичным аргументом, используемым "нарушителями", является то, что по внешнему виду источника сложно понять, что контент размещен неправомерно. Действительно интересным является вопрос о том, как определить, должно ли лицо понять незаконность характера размещения произведения на веб-сайте. В Германии степень очевидности незаконности предлагается определять на основании предполагаемого уровня осведомленности и восприятия веб-сайта обычным пользователем <6>. Подобный подход кажется вполне разумным, поскольку если опираться в каждом конкретном случае на фактический уровень знаний или образования лица, сделавшего копию, то возникнут очевидные сложности с доказыванием.
Тематический выпуск: Корпоративные отношения, договоры: из практики гражданско-правового консультирования
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 12)3. На предоставление АНО спонсорской поддержки в целях сообщения в эфир и/или доведения до всеобщего сведения посредством сети Интернет аудиовизуальных произведений в рубрике телеканала.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 12)3. На предоставление АНО спонсорской поддержки в целях сообщения в эфир и/или доведения до всеобщего сведения посредством сети Интернет аудиовизуальных произведений в рубрике телеканала.
"Доверительное управление наследственным имуществом: монография"
("Проспект", 2025)В частности, обозначая содержание исключительного права без привязки к конкретному объекту правовой охраны, закон (ст. 1229 ГК РФ) устанавливает возможность правообладателя использовать соответствующий результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом. При этом отдельные способы не раскрываются. Вместе с тем п. 2 ст. 1270 ГК РФ приводит хоть и примерный, но весьма пространный перечень способов использования произведения. К ним, в частности, относятся: 1) воспроизведение произведения; 2) распространение произведения путем продажи или иного отчуждения его оригинала или экземпляров; 3) публичный показ произведения; 4) импорт оригинала или экземпляров произведения в целях распространения; 5) прокат оригинала или экземпляра произведения; 6) публичное исполнение произведения; 7) сообщение в эфир либо по кабелю; 8) ретрансляция; 9) перевод или другая переработка произведения; 10) практическая реализация архитектурного, дизайнерского, градостроительного или садово-паркового проекта; 11) доведение произведения до всеобщего сведения.
("Проспект", 2025)В частности, обозначая содержание исключительного права без привязки к конкретному объекту правовой охраны, закон (ст. 1229 ГК РФ) устанавливает возможность правообладателя использовать соответствующий результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом. При этом отдельные способы не раскрываются. Вместе с тем п. 2 ст. 1270 ГК РФ приводит хоть и примерный, но весьма пространный перечень способов использования произведения. К ним, в частности, относятся: 1) воспроизведение произведения; 2) распространение произведения путем продажи или иного отчуждения его оригинала или экземпляров; 3) публичный показ произведения; 4) импорт оригинала или экземпляров произведения в целях распространения; 5) прокат оригинала или экземпляра произведения; 6) публичное исполнение произведения; 7) сообщение в эфир либо по кабелю; 8) ретрансляция; 9) перевод или другая переработка произведения; 10) практическая реализация архитектурного, дизайнерского, градостроительного или садово-паркового проекта; 11) доведение произведения до всеобщего сведения.
"Проблемы унификации международного частного права: монография"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(отв. ред. Н.Г. Доронина)
("ИЗиСП", "Юриспруденция", 2023)- публичное исполнение произведения, сообщение в эфир и по кабелю, доведение произведения до всеобщего сведения;
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(отв. ред. Н.Г. Доронина)
("ИЗиСП", "Юриспруденция", 2023)- публичное исполнение произведения, сообщение в эфир и по кабелю, доведение произведения до всеобщего сведения;
Статья: К вопросу об использовании произведений и объектов смежных прав в сети Интернет
(Еременко В.И.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2025, N 1)В дальнейшем автором была предоставлена обществу исключительная лицензия на использование произведения, которая была нарушена посредством доведения произведения до всеобщего сведения на сайте в сети Интернет в составе электронной копии указанного журнала.
(Еременко В.И.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2025, N 1)В дальнейшем автором была предоставлена обществу исключительная лицензия на использование произведения, которая была нарушена посредством доведения произведения до всеобщего сведения на сайте в сети Интернет в составе электронной копии указанного журнала.
Статья: Социальные сети и исключительные права: свободное использование объектов
(Калятин В.О.)
("Закон", 2023, N 3)Прежде всего отметим, что размещение материала в социальной сети вполне охватывается таким правомочием автора, как доведение произведения до всеобщего сведения.
(Калятин В.О.)
("Закон", 2023, N 3)Прежде всего отметим, что размещение материала в социальной сети вполне охватывается таким правомочием автора, как доведение произведения до всеобщего сведения.
Статья: Аннотация - объект авторского права
(Рыжаков А.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Более того, практике известны судебные акты, где указывается на то, что, "размещая в открытом доступе на сайтах название и аннотационную часть произведения в коммерческих целях, ответчики нарушили право истца на использование произведения способом доведения до всеобщего сведения" <1>. Постановлением Суда по интеллектуальным правам от 30.09.2020 N С01-358/2020 по делу N А40-110796/2019, в свою очередь, постановление апелляционной инстанции с выводами о том, что использование ответчиками названия и аннотационной части произведения в коммерческих целях "является способом доведения произведения до всеобщего сведения", оставлено без изменения. Но пять лет назад Московский городской суд утверждал, что "размещение на сайте обложки книги и аннотации к ней самостоятельным использованием произведения не является, поскольку сведения, размещенные на сайте, представляют лишь информацию о том, что такая книга существует" <2>.
(Рыжаков А.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Более того, практике известны судебные акты, где указывается на то, что, "размещая в открытом доступе на сайтах название и аннотационную часть произведения в коммерческих целях, ответчики нарушили право истца на использование произведения способом доведения до всеобщего сведения" <1>. Постановлением Суда по интеллектуальным правам от 30.09.2020 N С01-358/2020 по делу N А40-110796/2019, в свою очередь, постановление апелляционной инстанции с выводами о том, что использование ответчиками названия и аннотационной части произведения в коммерческих целях "является способом доведения произведения до всеобщего сведения", оставлено без изменения. Но пять лет назад Московский городской суд утверждал, что "размещение на сайте обложки книги и аннотации к ней самостоятельным использованием произведения не является, поскольку сведения, размещенные на сайте, представляют лишь информацию о том, что такая книга существует" <2>.
Статья: Проблема адаптации гражданско-правового регулирования к цифровизации оборота
(Абросимова Е.А., Волкова А.А.)
("Юрист", 2025, N 7)В рамках сферы авторского права восприятие регулированием цифровых новшеств происходит в основном широкими мазками - посредством признания действия авторских прав в цифровой среде на международном уровне <15> и формирования нового способа использования произведений (доведение до всеобщего сведения, подп. 11 п. 2 ст. 1270 ГК РФ). Такой подход, однако, требует "латания дыр" в сложившейся системе понятийного аппарата и законодательных норм, что реализуется в отечественном праве путем внедрения исключений. В частности, так, из понятия "воспроизведение произведения" (подп. 1 п. 2 ст. 1270 ГК РФ) исключена краткосрочная запись произведения, которая носит временный или случайный характер и составляет неотъемлемую и существенную часть технологического процесса (чтобы охватить кеширование и функционал оперативной памяти устройства). Впрочем, не всегда такая конкретизация находит отражение в законодательстве - непризнание сети Интернет местом, открытым для свободного посещения (что необходимо для избежания содержательного пересечения таких способов использования, как публичное исполнение/показ и доведение до всеобщего сведения), выражено лишь на уровне судебной практики <16>, что не в полной мере обеспечивает стабильность правового регулирования.
(Абросимова Е.А., Волкова А.А.)
("Юрист", 2025, N 7)В рамках сферы авторского права восприятие регулированием цифровых новшеств происходит в основном широкими мазками - посредством признания действия авторских прав в цифровой среде на международном уровне <15> и формирования нового способа использования произведений (доведение до всеобщего сведения, подп. 11 п. 2 ст. 1270 ГК РФ). Такой подход, однако, требует "латания дыр" в сложившейся системе понятийного аппарата и законодательных норм, что реализуется в отечественном праве путем внедрения исключений. В частности, так, из понятия "воспроизведение произведения" (подп. 1 п. 2 ст. 1270 ГК РФ) исключена краткосрочная запись произведения, которая носит временный или случайный характер и составляет неотъемлемую и существенную часть технологического процесса (чтобы охватить кеширование и функционал оперативной памяти устройства). Впрочем, не всегда такая конкретизация находит отражение в законодательстве - непризнание сети Интернет местом, открытым для свободного посещения (что необходимо для избежания содержательного пересечения таких способов использования, как публичное исполнение/показ и доведение до всеобщего сведения), выражено лишь на уровне судебной практики <16>, что не в полной мере обеспечивает стабильность правового регулирования.