Доступ управляющей компании в жилое помещение
Подборка наиболее важных документов по запросу Доступ управляющей компании в жилое помещение (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 21.11.2024 по делу N 88-23204/2024 (УИД 76RS0022-01-2022-003570-96)
Категория спора: Управление многоквартирными домами.
Требования правообладателя жилого помещения: 1) О взыскании компенсации морального вреда; 2) О признании недействительными предписания, уведомлений о предоставлении доступа к внутридомовой инженерной системе холодного водоснабжения; 3) О признании незаконным требования о предоставлении доступа в жилое помещение для проведения ремонтных работ.
Обстоятельства: Истцами не представлены доказательства нарушения ответчиком их прав потребителей жилищно-коммунальных услуг в жилом помещении многоквартирного дома, которое подлежало бы устранению способами, избранными истцами.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано; 3) Отказано.В кассационной жалобе и дополнениях к ней истцы оспаривали выводы судов как основанные на неверном применении норм материального и процессуального права, необъективной оценке имеющихся в деле доказательств, настаивали на доводах своего иска об отсутствии необходимости доступа управляющей организации в жилое помещение <адрес>. По мнению кассаторов, Решение суда от 05.03.2022 не является препятствием для признания оспариваемого предписания и уведомлений управляющей организации недействительными сделками по основаниям статей 10, 166 - 168 ГК РФ и применения последствий недействительности этих ничтожных сделок.
Категория спора: Управление многоквартирными домами.
Требования правообладателя жилого помещения: 1) О взыскании компенсации морального вреда; 2) О признании недействительными предписания, уведомлений о предоставлении доступа к внутридомовой инженерной системе холодного водоснабжения; 3) О признании незаконным требования о предоставлении доступа в жилое помещение для проведения ремонтных работ.
Обстоятельства: Истцами не представлены доказательства нарушения ответчиком их прав потребителей жилищно-коммунальных услуг в жилом помещении многоквартирного дома, которое подлежало бы устранению способами, избранными истцами.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано; 3) Отказано.В кассационной жалобе и дополнениях к ней истцы оспаривали выводы судов как основанные на неверном применении норм материального и процессуального права, необъективной оценке имеющихся в деле доказательств, настаивали на доводах своего иска об отсутствии необходимости доступа управляющей организации в жилое помещение <адрес>. По мнению кассаторов, Решение суда от 05.03.2022 не является препятствием для признания оспариваемого предписания и уведомлений управляющей организации недействительными сделками по основаниям статей 10, 166 - 168 ГК РФ и применения последствий недействительности этих ничтожных сделок.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Неприкосновенность жилища: высшая ценность или угроза безопасности соседей
(Козырь О.М.)
("Юрист", 2021, N 12)Отдельную группу составляют случаи, когда при наличии решения суда о предоставлении доступа в жилое помещение в него могут входить работники управляющей организации, коммунальных служб, представители сетевой организации или гарантирующего поставщика, а также представители органов государственного контроля и надзора. В этих случаях уже не идет речь об аварийных ситуациях. Такие случаи, а также соответствующий круг лиц определены, в частности, в Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов <3>. Необходимость и возможность доступа в жилое помещение следует и из Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме - в той мере, в какой осмотр общего имущества дома для определения его состояния требует проведения осмотра его элементов в конкретном жилом помещении (т.е. внутриквартирного оборудования) <4>.
(Козырь О.М.)
("Юрист", 2021, N 12)Отдельную группу составляют случаи, когда при наличии решения суда о предоставлении доступа в жилое помещение в него могут входить работники управляющей организации, коммунальных служб, представители сетевой организации или гарантирующего поставщика, а также представители органов государственного контроля и надзора. В этих случаях уже не идет речь об аварийных ситуациях. Такие случаи, а также соответствующий круг лиц определены, в частности, в Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов <3>. Необходимость и возможность доступа в жилое помещение следует и из Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме - в той мере, в какой осмотр общего имущества дома для определения его состояния требует проведения осмотра его элементов в конкретном жилом помещении (т.е. внутриквартирного оборудования) <4>.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2019)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.12.2019)Отменяя решение суда первой инстанции о возложении на ответчиков обязанности обеспечить представителям управляющей компании доступ в принадлежащее им жилое помещение, суд апелляционной инстанции исходил из того, что основания для предоставления доступа в квартиру для осмотра кухни и комнаты отсутствуют, поскольку в указанных помещениях не имеется технического и санитарного внутриквартирного оборудования, с учетом отсутствия аварийных ситуаций. Истцом не представлено доказательств наличия жалоб собственников других помещений многоквартирного дома в связи с проведенным переоборудованием жилого помещения, что свидетельствует об отсутствии нарушения прав истца и иных лиц действиями ответчиков.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.12.2019)Отменяя решение суда первой инстанции о возложении на ответчиков обязанности обеспечить представителям управляющей компании доступ в принадлежащее им жилое помещение, суд апелляционной инстанции исходил из того, что основания для предоставления доступа в квартиру для осмотра кухни и комнаты отсутствуют, поскольку в указанных помещениях не имеется технического и санитарного внутриквартирного оборудования, с учетом отсутствия аварийных ситуаций. Истцом не представлено доказательств наличия жалоб собственников других помещений многоквартирного дома в связи с проведенным переоборудованием жилого помещения, что свидетельствует об отсутствии нарушения прав истца и иных лиц действиями ответчиков.
"Обзор судебной практики по спорам, связанным с реконструкцией, переустройством и перепланировкой помещений в многоквартирном доме"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.12.2023)Отменяя решение суда первой инстанции о возложении на собственника помещения в многоквартирном доме обязанности обеспечить представителям управляющей организации доступ в принадлежащее ему помещение, суд апелляционной инстанции исходил из того, что основания для предоставления доступа в помещения для осмотра кухни и комнаты отсутствуют, поскольку в указанных помещениях не имеется технического и санитарного внутриквартирного оборудования, с учетом отсутствия аварийных ситуаций. Управляющей организацией не представлено доказательств наличия жалоб собственников других помещений многоквартирного дома в связи с проведенным переустройством жилого помещения, что свидетельствует об отсутствии нарушения прав управляющей организации и иных лиц действиями собственника помещения.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.12.2023)Отменяя решение суда первой инстанции о возложении на собственника помещения в многоквартирном доме обязанности обеспечить представителям управляющей организации доступ в принадлежащее ему помещение, суд апелляционной инстанции исходил из того, что основания для предоставления доступа в помещения для осмотра кухни и комнаты отсутствуют, поскольку в указанных помещениях не имеется технического и санитарного внутриквартирного оборудования, с учетом отсутствия аварийных ситуаций. Управляющей организацией не представлено доказательств наличия жалоб собственников других помещений многоквартирного дома в связи с проведенным переустройством жилого помещения, что свидетельствует об отсутствии нарушения прав управляющей организации и иных лиц действиями собственника помещения.
Ситуация: Каков порядок вскрытия жилого помещения (проникновения в жилое помещение) при аварийной ситуации?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Зачастую, если владелец жилого помещения отказывает работникам управляющей организации (коммунальных служб) в допуске, в том числе в случае аварии, последние вправе проникнуть в это жилое помещение на основании соответствующего решения суда. Перед обращением в суд может быть составлен акт о том, что доступ в жилое помещение не предоставлен (ч. 1 ст. 3 ГПК РФ; Письмо Минстроя России от 16.01.2019 N 794-АО/06).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Зачастую, если владелец жилого помещения отказывает работникам управляющей организации (коммунальных служб) в допуске, в том числе в случае аварии, последние вправе проникнуть в это жилое помещение на основании соответствующего решения суда. Перед обращением в суд может быть составлен акт о том, что доступ в жилое помещение не предоставлен (ч. 1 ст. 3 ГПК РФ; Письмо Минстроя России от 16.01.2019 N 794-АО/06).
Статья: Понятие товарищества собственников жилья и управляющей организации (управляющей компании)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)2.4. Часть 10.1 ст. 161 ЖК РФ устанавливает обязанность УО либо осуществляющих управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией) ТСЖ, жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив в течение первого квартала текущего года представлять собственникам помещений в многоквартирном доме отчет о деятельности по управлению многоквартирным домом за предыдущий год, размещать такой отчет в системе или региональной информационной системе при условии обеспечения размещения такого отчета в системе в автоматизированном режиме, а также по обеспечению свободного доступа к информации об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на предоставляемые коммунальные услуги посредством ее размещения в системе. Поскольку в рассматриваемом случае ТСЖ заключило договор управления с УО, обязанность по размещению в системе указанной информации перешла к УО. Состав, сроки и периодичность размещения информации поставщиками в ГИС ЖКХ утверждены Приказом Минстроя России от 07.02.2024 N 79/пр, в соответствующих пунктах гл. XI которых указано, что информация не подлежит размещению ТСЖ в случае заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)2.4. Часть 10.1 ст. 161 ЖК РФ устанавливает обязанность УО либо осуществляющих управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией) ТСЖ, жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив в течение первого квартала текущего года представлять собственникам помещений в многоквартирном доме отчет о деятельности по управлению многоквартирным домом за предыдущий год, размещать такой отчет в системе или региональной информационной системе при условии обеспечения размещения такого отчета в системе в автоматизированном режиме, а также по обеспечению свободного доступа к информации об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на предоставляемые коммунальные услуги посредством ее размещения в системе. Поскольку в рассматриваемом случае ТСЖ заключило договор управления с УО, обязанность по размещению в системе указанной информации перешла к УО. Состав, сроки и периодичность размещения информации поставщиками в ГИС ЖКХ утверждены Приказом Минстроя России от 07.02.2024 N 79/пр, в соответствующих пунктах гл. XI которых указано, что информация не подлежит размещению ТСЖ в случае заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией.
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Акцентируя внимание на выявление нарушений жилищного законодательства в ходе проверки, судебная практика исходит из того, что орган муниципального жилищного контроля не вправе выдавать предписание в отношении жилого помещения, по которому проверка не проводилась. Так, по заявлению управляющей компании ОАО "ЖЭУ N 4" о признании недействительным предписания от 26 декабря 2016 г. N 171-МЖК/П к департаменту жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Нефтеюганска Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры удовлетворил требование заявителя, указав, что муниципальный жилищный контроль осуществлен в отношении квартиры, по которой внеплановая документарная проверка не проводилась, проверка проводилась в отношении иной квартиры, а не той, по которой выдано предписание. В Определении Верховного Суда РФ, отказавшего в пересмотре решения апелляционного суда по данному делу, отмечается, что суд пришел к правильному выводу о превышении департаментом пределов предоставленных ему полномочий <1>.
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Акцентируя внимание на выявление нарушений жилищного законодательства в ходе проверки, судебная практика исходит из того, что орган муниципального жилищного контроля не вправе выдавать предписание в отношении жилого помещения, по которому проверка не проводилась. Так, по заявлению управляющей компании ОАО "ЖЭУ N 4" о признании недействительным предписания от 26 декабря 2016 г. N 171-МЖК/П к департаменту жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Нефтеюганска Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры удовлетворил требование заявителя, указав, что муниципальный жилищный контроль осуществлен в отношении квартиры, по которой внеплановая документарная проверка не проводилась, проверка проводилась в отношении иной квартиры, а не той, по которой выдано предписание. В Определении Верховного Суда РФ, отказавшего в пересмотре решения апелляционного суда по данному делу, отмечается, что суд пришел к правильному выводу о превышении департаментом пределов предоставленных ему полномочий <1>.
Статья: Штраф за недопуск газовщиков в квартиру вырастет до 10 тыс. рублей
(Зеленая У.)
("Жилищное право", 2023, N 7)Привлечение к ответственности является административным ресурсом, который способствует исполнению действующего законодательства, однако, учитывая невысокий размер административной ответственности, собственники помещений, эксплуатирующие газовое оборудование, стараются не пускать специализированные организации для проведения технического осмотра такого оборудования, в связи с чем привлекаются к административной ответственности. Например, Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2021 N 13АП-7402/2021 по делу N А21-9972/2020 "Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 3 ст. 9.23 КоАП РФ за отказ в допуске представителя специализированной организации для выполнения работ по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового газового оборудования". Заявитель не исполнил обязанность по обеспечению доступа представителей специализированной организации к внутридомовому газовому оборудованию многоквартирных домов для проведения работ по техническому обслуживанию и ремонту оборудования. В ходе проведенного технического обслуживания внутридомового газопровода и газового оборудования управляющей организацией ООО "УК" не был предоставлен доступ в часть жилых помещений для выполнения работ по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования МКД. Оценив характер и степень общественной опасности допущенного обществом правонарушения с учетом конкретных обстоятельств дела, учитывая, что несвоевременное проведение технического обслуживания внутридомового газового оборудования влечет возникновение угрозы жизни и здоровья жителей МКД, суд отказал в отмене постановления о привлечении к ответственности.
(Зеленая У.)
("Жилищное право", 2023, N 7)Привлечение к ответственности является административным ресурсом, который способствует исполнению действующего законодательства, однако, учитывая невысокий размер административной ответственности, собственники помещений, эксплуатирующие газовое оборудование, стараются не пускать специализированные организации для проведения технического осмотра такого оборудования, в связи с чем привлекаются к административной ответственности. Например, Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2021 N 13АП-7402/2021 по делу N А21-9972/2020 "Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 3 ст. 9.23 КоАП РФ за отказ в допуске представителя специализированной организации для выполнения работ по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового газового оборудования". Заявитель не исполнил обязанность по обеспечению доступа представителей специализированной организации к внутридомовому газовому оборудованию многоквартирных домов для проведения работ по техническому обслуживанию и ремонту оборудования. В ходе проведенного технического обслуживания внутридомового газопровода и газового оборудования управляющей организацией ООО "УК" не был предоставлен доступ в часть жилых помещений для выполнения работ по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования МКД. Оценив характер и степень общественной опасности допущенного обществом правонарушения с учетом конкретных обстоятельств дела, учитывая, что несвоевременное проведение технического обслуживания внутридомового газового оборудования влечет возникновение угрозы жизни и здоровья жителей МКД, суд отказал в отмене постановления о привлечении к ответственности.
Статья: Специализированная нефинансовая отчетность о деятельности организаций жилищно-коммунального хозяйства: анализ и проблемы
(Козменкова С.В., Алборов Р.А.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, N 11)В 2010 г. было утверждено Постановление Правительства РФ по раскрытию информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами <10>, которое в дальнейшем подверглось изменениям <11>. Раскрытие информации включает доступ к ней неограниченного круга пользователей, в том числе собственников и пользователей жилых помещений. В соответствии со Стандартом управляющие компании МКД обязаны раскрывать следующую информацию (коротко):
(Козменкова С.В., Алборов Р.А.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, N 11)В 2010 г. было утверждено Постановление Правительства РФ по раскрытию информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами <10>, которое в дальнейшем подверглось изменениям <11>. Раскрытие информации включает доступ к ней неограниченного круга пользователей, в том числе собственников и пользователей жилых помещений. В соответствии со Стандартом управляющие компании МКД обязаны раскрывать следующую информацию (коротко):