Доступ к экологической информации

Подборка наиболее важных документов по запросу Доступ к экологической информации (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Проблемы правового определения экологической информации
(Игнатьева И.А.)
("Экологическое право", 2023, N 3)
В статье анализируется понятие "информация о состоянии окружающей среды (экологическая информация)", исследованы вопросы правового регулирования, связанные с отнесением конкретных сведений к такой информации. Сделан вывод о необходимости устранения закрепленного в Федеральном законе "Об охране окружающей среды" формального ограничения доступа к экологической информации в части информации ограниченного доступа. В смежных отраслях законодательства экологическая информация выведена за рамки информации ограниченного доступа, и экологическое законодательство должно учесть эти правовые нормы. Также посредством развития правового регулирования важно исключить вариант применения правовых норм, при котором как экологическую станет возможным рассматривать только ту информацию, сведения о которой включены в специальный акт, утверждаемый Правительством РФ. Для разрешения спорных ситуаций должна быть прямо предусмотрена возможность установления факта, что те или иные сведения относятся к экологической информации, судебным решением.
Статья: Проблемы преемственности и новаторства в конституционном развитии: латиноамериканская практика
(Васильева Т.А.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2024, N 4)
В конституциях данных стран предусматриваются как содержательные, так и процедурные положения в области прав человека. Первые закрепляют комплекс прав на здоровую и экологически сбалансированную окружающую среду <60>, вторые регламентируют доступ к экологической информации, участие в принятии решений в данной сфере, судебную защиту соответствующих прав <61>.

Нормативные акты

"Обобщение практики и правовых позиций международных договорных и внедоговорных органов, действующих в сфере защиты прав и свобод человека, по вопросам защиты права лица на жизнь"
(утв. Управлением систематизации законодательства и анализа судебной практики Верховного Суда РФ)
Деградация окружающей среды, изменение климата и неустойчивое развитие представляют собой ряд наиболее насущных и серьезных угроз для возможности нынешнего и будущих поколений пользоваться правом на жизнь. Таким образом, обязательства государств-участников по международному праву окружающей среды следует толковать в свете содержания статьи 6 Пакта, а обязательство государств-участников уважать и обеспечивать право на жизнь - также в свете их соответствующих обязательств по международному праву окружающей среды. Осуществление обязательства уважать и обеспечивать право на жизнь, и особенно достойную жизнь, зависит, в частности, от мер, принимаемых государствами-участниками для сохранения окружающей среды и ее защиты от ущерба, загрязнения и изменения климата в результате деятельности государственных и частных субъектов. Поэтому государствам-участникам следует обеспечивать устойчивое использование природных ресурсов, разработку и применение существенных экологических стандартов, проведение оценок воздействия на окружающую среду и консультации с соответствующими государствами по вопросам деятельности, которая может оказывать значительное воздействие на окружающую среду, представление уведомлений другим государствам о стихийных бедствиях и чрезвычайных ситуациях и сотрудничество с ними, предоставление надлежащего доступа к информации об экологических угрозах и должный учет подхода, основанного на принципе предосторожности (пункт 62 Замечания общего порядка N 36 "Статья 6: право на жизнь". Принято Комитетом по правам человека. Размещено 3 сентября 2019 года. CCPR/C/GC/36).
Постановление Правительства РФ от 16.12.2021 N 2314
(ред. от 14.03.2024)
"Об утверждении Правил размещения и обновления федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями информации о состоянии окружающей среды (экологической информации) на официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в том числе содержания информации о состоянии окружающей среды (экологической информации) и формы ее размещения"
а) доступ к размещенной экологической информации без использования программного обеспечения, установка которого на технические средства пользователя такой информации требует заключения лицензионного или иного соглашения с правообладателем программного обеспечения, предусматривающего взимание с пользователя информации платы;