Допустимое пересечение границ земельных участков
Подборка наиболее важных документов по запросу Допустимое пересечение границ земельных участков (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 16 "Обязательность судебных актов" КАС РФ"Также, отклоняя доводы апелляционной жалобы о том, что согласно заключению кадастрового инженера ФИО11 от ДД.ММ.ГГГГ площадь наложения (пересечения) капитального забора и хозяйственной постройки с границей земельного участка Ш.Е.В. составляет 5 кв. м, следовательно, не превышает рассчитанную погрешность земельных участков в 27 кв. м, и 29 кв. м, и является допустимым, судебная коллегия указала, что расположение кирпичного забора в пределах земельного участка Ш.Е.В. фактически установлено в рамках административного дела N 2а-1739/2021, рассмотренного Первомайским районным судом г. Омска, решением которого признано законным предписание Управления Росреестра по Омской области N от ДД.ММ.ГГГГ, выданное Х. и содержащее требование об устранении нарушения земельного законодательства Российской Федерации путем оформления правоустанавливающих документов на самовольно занятую часть земельного участка с кадастровым N либо демонтаже расположенного на нем забора и стены хозяйственной постройки. Оспаривая содержащиеся в решении выводы, основываясь на заключении кадастрового инженера ФИО11, ответчик, по сути, выражает несогласие со вступившим в законную силу судебным актом, обязательность которого следует из положений пункта 1 ст. 16 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, что не является правомерным."
Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 16.10.2024 N 02АП-6258/2024 по делу N А17-4725/2021
Требование: Об уточнении местоположения и площади земельного участка.
Решение: Требование удовлетворено.Исходя из положений части 1 статьи 133 и части 1 статьи 168 АПК РФ, суд по своей инициативе определяет круг обстоятельств, имеющих значение для разрешения спора и подлежащих исследованию, проверке и установлению по делу. При этом истец до предъявления иска в суд совершил действия по досудебному порядку урегулирования вопроса по согласованию местоположения смежных границ земельных участков, однако соответствующих согласований не получил. Судебная экспертиза назначена в соответствии со статьей 82 АПК РФ при наличии возражений заинтересованных лиц, выдвинутых в рамках процедуры согласования границ. По результатам проведения судебной экспертизы получено заключение эксперта от 18.07.2023, которое признано допустимым доказательством, подтверждает обстоятельства пересечения границ и позволяет установить площадь Земельного участка в размере 153 694 кв. м с его координатами.
Требование: Об уточнении местоположения и площади земельного участка.
Решение: Требование удовлетворено.Исходя из положений части 1 статьи 133 и части 1 статьи 168 АПК РФ, суд по своей инициативе определяет круг обстоятельств, имеющих значение для разрешения спора и подлежащих исследованию, проверке и установлению по делу. При этом истец до предъявления иска в суд совершил действия по досудебному порядку урегулирования вопроса по согласованию местоположения смежных границ земельных участков, однако соответствующих согласований не получил. Судебная экспертиза назначена в соответствии со статьей 82 АПК РФ при наличии возражений заинтересованных лиц, выдвинутых в рамках процедуры согласования границ. По результатам проведения судебной экспертизы получено заключение эксперта от 18.07.2023, которое признано допустимым доказательством, подтверждает обстоятельства пересечения границ и позволяет установить площадь Земельного участка в размере 153 694 кв. м с его координатами.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Государственное управление на стадии установления публичного сервитута
(Ушакова А.П.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2021, N 2)Второе преимущество административной процедуры установления публичного сервитута по сравнению с процессом установления частного сервитута или права аренды - решение об установлении публичного сервитута может приниматься не только в отношении земельных участков, но и в отношении земель, в составе которых участки не образованы. Только государство может разрешить использовать земли, в составе которых не образованы земельные участки. Возможность их использования расширяет число вариантов расположения объекта и позволяет обойтись без дорогостоящих кадастровых работ по образованию земельных участков (которые были бы неизбежны при выборе иного способа оформления прав на землю для строительства линейного объекта). Кроме того, возможность использовать на одинаковом основании и земельные участки, и земли делает юридически малозначимыми факты отсутствия установленных границ земельных участков и многие случаи земельных споров о границах. Обладателю публичного сервитута уже не требуется распутывать множество существующих юридических проблем по поводу границ земельных участков, чтобы получить возможность ограниченного пользования ими. Допустимость пересечения границами зоны действия публичного сервитута границ земельных участков создает свободу определения границ исходя из технических характеристик линейного объекта, а не юридических особенностей участков.
(Ушакова А.П.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2021, N 2)Второе преимущество административной процедуры установления публичного сервитута по сравнению с процессом установления частного сервитута или права аренды - решение об установлении публичного сервитута может приниматься не только в отношении земельных участков, но и в отношении земель, в составе которых участки не образованы. Только государство может разрешить использовать земли, в составе которых не образованы земельные участки. Возможность их использования расширяет число вариантов расположения объекта и позволяет обойтись без дорогостоящих кадастровых работ по образованию земельных участков (которые были бы неизбежны при выборе иного способа оформления прав на землю для строительства линейного объекта). Кроме того, возможность использовать на одинаковом основании и земельные участки, и земли делает юридически малозначимыми факты отсутствия установленных границ земельных участков и многие случаи земельных споров о границах. Обладателю публичного сервитута уже не требуется распутывать множество существующих юридических проблем по поводу границ земельных участков, чтобы получить возможность ограниченного пользования ими. Допустимость пересечения границами зоны действия публичного сервитута границ земельных участков создает свободу определения границ исходя из технических характеристик линейного объекта, а не юридических особенностей участков.
Статья: Проблемы образования, использования и застройки земельных участков в границах береговой полосы
(Мельников Н.Н.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 7)Представляется актуальным соотношение понятий "береговая линия" и "береговая полоса". Под береговой линией понимается линия пересечения водной поверхности и суши <4>. В различных источниках отмечается, что береговая линия представляет собой "условное понятие" ввиду ее изменения в течение года <5>. В научной литературе также используется термин "парадокс береговой линии", суть которого заключается в ее фракталоподобных свойствах, в связи с чем точно определить длину линии побережья не представляется возможным <6>. В соответствии со статьей 5 ВК РФ 2006 береговая линия в зависимости от вида водного объекта определяется по линии максимального отлива либо по среднемноголетнему уровню вод в период, когда они не покрыты льдом, или по нормальному подпорному уровню воды. Соответственно, пространства (территории) суши в границах береговой линии и береговой полосы налагаются друг на друга. Любопытным представляется сравнить размеры этих территорий, однако при подготовке настоящей статьи, к сожалению, не удалось найти соответствующих сведений. Допустим, площади указанных пространств не совпадают. В случае если территория в границах береговой линии больше пространства в пределах береговой полосы, то в силу статьи 7 ВК РФ 1995 и статьи 8 ВК РФ 2006 право публичной собственности распространяется как на береговую полосу, так и на территорию в пределах береговой линии, если же ситуация противоположная, то пространство в пределах береговой линии входит в состав береговой полосы, которая в силу указанной статьи ВК РФ 1995 находится в публичной собственности.
(Мельников Н.Н.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 7)Представляется актуальным соотношение понятий "береговая линия" и "береговая полоса". Под береговой линией понимается линия пересечения водной поверхности и суши <4>. В различных источниках отмечается, что береговая линия представляет собой "условное понятие" ввиду ее изменения в течение года <5>. В научной литературе также используется термин "парадокс береговой линии", суть которого заключается в ее фракталоподобных свойствах, в связи с чем точно определить длину линии побережья не представляется возможным <6>. В соответствии со статьей 5 ВК РФ 2006 береговая линия в зависимости от вида водного объекта определяется по линии максимального отлива либо по среднемноголетнему уровню вод в период, когда они не покрыты льдом, или по нормальному подпорному уровню воды. Соответственно, пространства (территории) суши в границах береговой линии и береговой полосы налагаются друг на друга. Любопытным представляется сравнить размеры этих территорий, однако при подготовке настоящей статьи, к сожалению, не удалось найти соответствующих сведений. Допустим, площади указанных пространств не совпадают. В случае если территория в границах береговой линии больше пространства в пределах береговой полосы, то в силу статьи 7 ВК РФ 1995 и статьи 8 ВК РФ 2006 право публичной собственности распространяется как на береговую полосу, так и на территорию в пределах береговой линии, если же ситуация противоположная, то пространство в пределах береговой линии входит в состав береговой полосы, которая в силу указанной статьи ВК РФ 1995 находится в публичной собственности.
Нормативные акты
Приказ Минэкономразвития России от 06.05.2024 N 273
"Об утверждении Методических рекомендаций по разработке проектов схем территориального планирования муниципальных районов, генеральных планов городских округов, муниципальных округов, городских и сельских поселений (проектов внесения изменений в такие документы)"23.3. Рекомендуется не пересекать границы существующих земельных участков, но такие пересечения могут быть допустимыми в следующих случаях:
"Об утверждении Методических рекомендаций по разработке проектов схем территориального планирования муниципальных районов, генеральных планов городских округов, муниципальных округов, городских и сельских поселений (проектов внесения изменений в такие документы)"23.3. Рекомендуется не пересекать границы существующих земельных участков, но такие пересечения могут быть допустимыми в следующих случаях:
<Письмо> Росреестра от 04.06.2024 N 18-5095-ТГ/24
<О направлении дополненных Методических рекомендаций по работе с перечнями в целях исправления пересечения границ объектов реестра границ и земельных участков в 2024 году с учетом вопросов, поступивших за март 2024 года>В целях устранения в соответствии с требованиями части 21 статьи 41 Закона о регистрации пересечения границ населенных пунктов с границами земельных участков, предназначенных для размещения линейных объектов, перечни кадастровых номеров таких земельных участков с указанием реестровых номеров и наименований населенных пунктов, с границами которых эти земельные участки пересекаются, Филиалам необходимо направлять в территориальные органы Росреестра. В указанные перечни включаются также списки координат характерных точек границ подлежащих образованию земельных участков и измененных земельных участков (если допустимо осуществление раздела, при котором исходный земельный участок сохраняется в измененных границах), письмо Росреестра от 20.02.2024 N 18-1487-ТГ/24.
<О направлении дополненных Методических рекомендаций по работе с перечнями в целях исправления пересечения границ объектов реестра границ и земельных участков в 2024 году с учетом вопросов, поступивших за март 2024 года>В целях устранения в соответствии с требованиями части 21 статьи 41 Закона о регистрации пересечения границ населенных пунктов с границами земельных участков, предназначенных для размещения линейных объектов, перечни кадастровых номеров таких земельных участков с указанием реестровых номеров и наименований населенных пунктов, с границами которых эти земельные участки пересекаются, Филиалам необходимо направлять в территориальные органы Росреестра. В указанные перечни включаются также списки координат характерных точек границ подлежащих образованию земельных участков и измененных земельных участков (если допустимо осуществление раздела, при котором исходный земельный участок сохраняется в измененных границах), письмо Росреестра от 20.02.2024 N 18-1487-ТГ/24.
Статья: Некоторые проблемы, связанные с нахождением имущества в долевой собственности
(Филина Д.Л.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2021, N 2)- границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов;
(Филина Д.Л.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2021, N 2)- границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов;
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)- при перераспределении должны быть соблюдены требования к образуемым и измененным земельным участкам (ст. 11.9 ЗК РФ), в т.ч. в части предельных размеров земельных участков, требования о том, что границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон, а также запрета на образование участков, которое приводит к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице и другим препятствующим рациональному использованию земель недостаткам.
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)- при перераспределении должны быть соблюдены требования к образуемым и измененным земельным участкам (ст. 11.9 ЗК РФ), в т.ч. в части предельных размеров земельных участков, требования о том, что границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон, а также запрета на образование участков, которое приводит к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице и другим препятствующим рациональному использованию земель недостаткам.
Статья: Долевая собственность на землю
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов;
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов;
Статья: Опосредованное технологическое присоединение к электрическим сетям: правовой аспект соблюдения антимонопольного законодательства
(Голубева М.И.)
("Конкурентное право", 2025, N 1)Насколько допустимо молчаливо возлагать на заявителя обязанность по урегулированию правоотношений с третьими лицами?
(Голубева М.И.)
("Конкурентное право", 2025, N 1)Насколько допустимо молчаливо возлагать на заявителя обязанность по урегулированию правоотношений с третьими лицами?
Статья: Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на недвижимое имущество
(Пожаров И.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Действующие требования к описанию границ земельного участка подразумевают высокую точность определения местоположения характерных точек границ земельного участка (то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части). Допустимая погрешность определения местоположения таких точек закреплена в Приказе Росреестра от 23.10.2020 N П/0393. Так, на землях населенных пунктов фактическое положение точки может быть смещено относительно определенных для нее координат на 10 см. Подчеркнем, что данное правило относится к расхождению координатного описания точки и ее фактического положения на местности, но не позволяет устанавливать координатное описание границ с 10-сантиметровым наложением на координатное описание границ другого земельного участка. Подготовка межевого плана, описывающего местоположение границ с наложением даже в пределах погрешности, является нарушением требований ФЗ N 218.
(Пожаров И.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Действующие требования к описанию границ земельного участка подразумевают высокую точность определения местоположения характерных точек границ земельного участка (то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части). Допустимая погрешность определения местоположения таких точек закреплена в Приказе Росреестра от 23.10.2020 N П/0393. Так, на землях населенных пунктов фактическое положение точки может быть смещено относительно определенных для нее координат на 10 см. Подчеркнем, что данное правило относится к расхождению координатного описания точки и ее фактического положения на местности, но не позволяет устанавливать координатное описание границ с 10-сантиметровым наложением на координатное описание границ другого земельного участка. Подготовка межевого плана, описывающего местоположение границ с наложением даже в пределах погрешности, является нарушением требований ФЗ N 218.
Статья: Спор об установлении границ земельного участка (об установлении местоположения границ земельного участка) на основании судебной практики Московского областного суда
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)Кадастровые границы земельного участка ответчика не соответствуют фактическим границам, причиной наложения является реестровая ошибка, допущенная кадастровым инженером при проведении кадастровых работ в отношении участка ответчика, в связи с чем суд удовлетворил исковые требования и установил границы участка истца по варианту, предложенному экспертом в рамках проведения судебной землеустроительной экспертизы. Избранный судом вариант исправления реестровой ошибки и установления границ участка истца отвечает требованиям действующего законодательства, учитывает фактическое землепользование сторон, площадь участка находится в пределах допустимой погрешности, не требуется переноса забора (Апелляционное определение Московского областного суда от 20.05.2019 по делу N 33-11803/2019).
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)Кадастровые границы земельного участка ответчика не соответствуют фактическим границам, причиной наложения является реестровая ошибка, допущенная кадастровым инженером при проведении кадастровых работ в отношении участка ответчика, в связи с чем суд удовлетворил исковые требования и установил границы участка истца по варианту, предложенному экспертом в рамках проведения судебной землеустроительной экспертизы. Избранный судом вариант исправления реестровой ошибки и установления границ участка истца отвечает требованиям действующего законодательства, учитывает фактическое землепользование сторон, площадь участка находится в пределах допустимой погрешности, не требуется переноса забора (Апелляционное определение Московского областного суда от 20.05.2019 по делу N 33-11803/2019).
Статья: Тенденции развития федерального законодательства в сфере территориального планирования и градостроительного зонирования
(Гаврилюк М.Н.)
("Хозяйство и право", 2024, N 3)<11> Например, в Федеральном законе от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", в ст. 27 "Нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду" // СПС "КонсультантПлюс".
(Гаврилюк М.Н.)
("Хозяйство и право", 2024, N 3)<11> Например, в Федеральном законе от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", в ст. 27 "Нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду" // СПС "КонсультантПлюс".