Допуск защитника по делу об административном правонарушении
Подборка наиболее важных документов по запросу Допуск защитника по делу об административном правонарушении (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 51 Конституции РФ"Доводы апелляционной жалобы заявителя о том, что защитник банка фактически не был допущен к участию в рассмотрении дела об административном правонарушении, что защитнику не разъяснены права и обязанности, апелляционным судом отклоняются ввиду того, что в оспариваемом постановлении указано, что дело об административном правонарушении было рассмотрено при участии представителя банка по доверенности, которому разъяснены права и обязанности, предусмотренные статьей 51 Конституции Российской Федерации и положения статей 24.2, 25.1 - 25.2 КоАП РФ. Участие представителя банка в рассмотрении дела подтверждается подписью представителя на постановлении о его получении и представленной в материалы дела доверенностью банка от 22.02.2023. Каких-либо возражений на постановлении о том, что рассмотрение дела об административном правонарушении проведено в отсутствие представителя заявителя, не содержится. В связи с чем, в отсутствие доказательств того, что представитель общества не был допущен до участия в рассмотрении дела об административном правонарушении, апелляционный суд приходит к выводу о том, что процедура рассмотрения дела о привлечении общества к административной ответственности не нарушена."
Важнейшая практика по ст. 25.1 КоАП РФВ доверенности не нужно указывать право на обжалование постановления по делу об административном правонарушении, если защитник ранее был допущен к участию в деле >>>
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Порядок участия защитника в производстве по делу об административном правонарушении
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Если лицо, привлекаемое к административной ответственности, в соответствии с ч. 2 ст. 24.4 КоАП РФ в судебном заседании заявит ходатайство о привлечении защитника к участию в деле об административном правонарушении, то такой защитник должен быть допущен к участию в деле об административном правонарушении без представления соответствующей доверенности (абз. 3 п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5, Постановление Верховного Суда РФ от 18.03.2020 N 49-АД20-2).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Если лицо, привлекаемое к административной ответственности, в соответствии с ч. 2 ст. 24.4 КоАП РФ в судебном заседании заявит ходатайство о привлечении защитника к участию в деле об административном правонарушении, то такой защитник должен быть допущен к участию в деле об административном правонарушении без представления соответствующей доверенности (абз. 3 п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5, Постановление Верховного Суда РФ от 18.03.2020 N 49-АД20-2).
Статья: Адвокатура и адвокатская деятельность
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с ч. 2 ст. 25.5 КоАП РФ в качестве защитника или представителя к участию в производстве по делу об административном правонарушении допускается адвокат или иное лицо.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с ч. 2 ст. 25.5 КоАП РФ в качестве защитника или представителя к участию в производстве по делу об административном правонарушении допускается адвокат или иное лицо.
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)2. В качестве защитника или представителя к участию в производстве по делу об административном правонарушении допускается адвокат или иное лицо.
(ред. от 04.11.2025)2. В качестве защитника или представителя к участию в производстве по делу об административном правонарушении допускается адвокат или иное лицо.
Статья: Доверенность от физического лица
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В то же время лица, действующие на основании общей доверенности на представление интересов лица без указания на полномочия по участию в конкретном административном деле, выданной надлежаще извещенным законным представителем, допускаются к участию в производстве по делу в качестве защитника с момента составления протокола об административном правонарушении (Решение Тамбовского областного суда от 20.08.2018 по делу N 7-308(2)/2018). Данная правовая позиция отражена в абз. 4 п. 24 Постановления Пленума ВАС Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях".
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В то же время лица, действующие на основании общей доверенности на представление интересов лица без указания на полномочия по участию в конкретном административном деле, выданной надлежаще извещенным законным представителем, допускаются к участию в производстве по делу в качестве защитника с момента составления протокола об административном правонарушении (Решение Тамбовского областного суда от 20.08.2018 по делу N 7-308(2)/2018). Данная правовая позиция отражена в абз. 4 п. 24 Постановления Пленума ВАС Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях".
Ситуация: Как оформить доверенность на представление интересов граждан по делам об административных правонарушениях (в том числе в мировом суде)?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Гражданин в судебном заседании вправе заявить ходатайство о привлечении защитника или представителя к участию в деле об административном правонарушении. В этом случае такой защитник или представитель должен быть допущен к участию в деле без представления соответствующей доверенности (п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Гражданин в судебном заседании вправе заявить ходатайство о привлечении защитника или представителя к участию в деле об административном правонарушении. В этом случае такой защитник или представитель должен быть допущен к участию в деле без представления соответствующей доверенности (п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5).
Статья: Правовой статус лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно ст. 25.5.1 КоАП РФ по ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении в области предпринимательской деятельности, могут быть допущены к участию в деле в качестве защитника Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей, уполномоченный по защите прав предпринимателей в субъекте РФ.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно ст. 25.5.1 КоАП РФ по ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении в области предпринимательской деятельности, могут быть допущены к участию в деле в качестве защитника Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей, уполномоченный по защите прав предпринимателей в субъекте РФ.
Готовое решение: Как составить доверенность на представление интересов организации, ее должностных лиц по делу об административном правонарушении
(КонсультантПлюс, 2025)Есть разные подходы к тому, как это сделать. Иногда оформляют доверенность, где содержатся лишь общие полномочия представителя (защитника) на участие в административных делах. Представитель (защитник) по такой доверенности должен быть допущен к участию в деле, в том числе на стадии составления протокола об административном правонарушении (п. 17 Постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"). Однако если формулировка слишком общая, на практике могут возникать споры об объеме полномочий представителя и к каким-то процессуальным действиям вашего представителя могут не допустить.
(КонсультантПлюс, 2025)Есть разные подходы к тому, как это сделать. Иногда оформляют доверенность, где содержатся лишь общие полномочия представителя (защитника) на участие в административных делах. Представитель (защитник) по такой доверенности должен быть допущен к участию в деле, в том числе на стадии составления протокола об административном правонарушении (п. 17 Постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"). Однако если формулировка слишком общая, на практике могут возникать споры об объеме полномочий представителя и к каким-то процессуальным действиям вашего представителя могут не допустить.
Статья: Специальные полномочия судебного представителя и их закрепление в доверенности: некоторые дискуссионные аспекты
(Ермаков А.Н., Захарьящева И.Ю.)
("Нотариальный вестник", 2021, N 2)Подчеркнем, что законодательное обособление специальных полномочий представителя в отдельную группу характерно для цивилистического процессуального права. Иное правило применяется в отношении судебного представительства по делам об административных правонарушениях, поскольку Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) не содержит положений, закрепляющих специальные полномочия представителя.
(Ермаков А.Н., Захарьящева И.Ю.)
("Нотариальный вестник", 2021, N 2)Подчеркнем, что законодательное обособление специальных полномочий представителя в отдельную группу характерно для цивилистического процессуального права. Иное правило применяется в отношении судебного представительства по делам об административных правонарушениях, поскольку Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) не содержит положений, закрепляющих специальные полномочия представителя.
Статья: Правовое обеспечение юридической документации адвоката: ордер и доверенность
(Пронина М.А.)
("Мировой судья", 2025, N 10)Нормы гражданского (ст. 48), арбитражного (ст. 59) и административного (ст. 54) процессуального законодательства закрепляют ведение дел в суде через представителя, в числе которых есть и адвокат. Нормы ведения административного законодательства (ст. 25.5) определяют категории защитника и представителя, в качестве которых участвует и адвокат: "В качестве защитника или представителя к участию в производстве по делу об административном правонарушении допускается адвокат или иное лицо".
(Пронина М.А.)
("Мировой судья", 2025, N 10)Нормы гражданского (ст. 48), арбитражного (ст. 59) и административного (ст. 54) процессуального законодательства закрепляют ведение дел в суде через представителя, в числе которых есть и адвокат. Нормы ведения административного законодательства (ст. 25.5) определяют категории защитника и представителя, в качестве которых участвует и адвокат: "В качестве защитника или представителя к участию в производстве по делу об административном правонарушении допускается адвокат или иное лицо".
"Судебные расходы в гражданском судопроизводстве"
(Бортникова Н.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Примерно через год Судебная коллегия Верховного Суда РФ выносит противоположное решение и меняет направление всей судебной практики. Обстоятельства дела аналогичны предыдущему, за исключением того, что производство по делу об административном правонарушении было прекращено за отсутствием события правонарушения, применяемые нормы те же самые, однако правовая позиция уже иная. Обстоятельства дела следующие. Районным судом было отменено постановление по делу об административном правонарушении и производство по делу прекращено на основании п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ. Лицо, привлекавшееся к административной ответственности, обратилось в суд с иском к Министерству финансов РФ, Российской Федерации в лице Министерства внутренних дел РФ о взыскании убытков в размере 50 000 руб., понесенных на оплату труда адвоката при рассмотрении дела об административном правонарушении. Данный иск был частично удовлетворен решением районного суда, которое было оставлено без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда. Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 13.01.2020, отменяя апелляционное определение и направляя дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции, указала, что вред, причиненный действиями должностных лиц правоохранительных органов, возмещается только при наличии их вины в причинении вреда, в данном деле вина сотрудников отдела полиции судом установлена не была, действия сотрудников органов внутренних дел в процессе производства по делу об административном правонарушении в установленном порядке незаконными не признаны, а прекращение производства по делу об административном правонарушении само по себе не свидетельствует о незаконности действий государственного органа или должностного лица. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ отменила это определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 13.01.2020, указав в числе прочего следующие мотивы. "Возмещение проигравшей стороной правового спора расходов другой стороне не обусловлено установлением ее виновности в незаконном поведении - критерием наличия оснований для возмещения является итоговое решение, определяющее, в чью пользу данный спор разрешен. Несмотря на то что Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит специальных положений о возмещении расходов лицам, в отношении которых дела были прекращены на основании пунктов 1 или 2 части 1 статьи 24.5 либо пункта 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, положения статей 15, 16, 1069 и 1070 Гражданского кодекса Российской Федерации, восполняя данный правовой пробел, не допускают отказа в возмещении расходов на оплату услуг защитника и иных расходов, связанных с производством по делу об административном правонарушении, лицам, в отношении которых дела были прекращены на основании пунктов 1 или 2 части 1 статьи 24.5 (отсутствие события или состава административного правонарушения) либо пункта 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (ввиду недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены соответствующие постановление, решение по результатам рассмотрения жалобы) со ссылкой на недоказанность незаконности действий (бездействия) или наличия вины должностных лиц. В связи с этим вывод суда кассационной инстанции о том, что для возмещения судебных расходов по делу об административном правонарушении необходимо установить вину должностных лиц государственного органа, нельзя признать правильным" <1>.
(Бортникова Н.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Примерно через год Судебная коллегия Верховного Суда РФ выносит противоположное решение и меняет направление всей судебной практики. Обстоятельства дела аналогичны предыдущему, за исключением того, что производство по делу об административном правонарушении было прекращено за отсутствием события правонарушения, применяемые нормы те же самые, однако правовая позиция уже иная. Обстоятельства дела следующие. Районным судом было отменено постановление по делу об административном правонарушении и производство по делу прекращено на основании п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ. Лицо, привлекавшееся к административной ответственности, обратилось в суд с иском к Министерству финансов РФ, Российской Федерации в лице Министерства внутренних дел РФ о взыскании убытков в размере 50 000 руб., понесенных на оплату труда адвоката при рассмотрении дела об административном правонарушении. Данный иск был частично удовлетворен решением районного суда, которое было оставлено без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда. Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 13.01.2020, отменяя апелляционное определение и направляя дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции, указала, что вред, причиненный действиями должностных лиц правоохранительных органов, возмещается только при наличии их вины в причинении вреда, в данном деле вина сотрудников отдела полиции судом установлена не была, действия сотрудников органов внутренних дел в процессе производства по делу об административном правонарушении в установленном порядке незаконными не признаны, а прекращение производства по делу об административном правонарушении само по себе не свидетельствует о незаконности действий государственного органа или должностного лица. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ отменила это определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 13.01.2020, указав в числе прочего следующие мотивы. "Возмещение проигравшей стороной правового спора расходов другой стороне не обусловлено установлением ее виновности в незаконном поведении - критерием наличия оснований для возмещения является итоговое решение, определяющее, в чью пользу данный спор разрешен. Несмотря на то что Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит специальных положений о возмещении расходов лицам, в отношении которых дела были прекращены на основании пунктов 1 или 2 части 1 статьи 24.5 либо пункта 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, положения статей 15, 16, 1069 и 1070 Гражданского кодекса Российской Федерации, восполняя данный правовой пробел, не допускают отказа в возмещении расходов на оплату услуг защитника и иных расходов, связанных с производством по делу об административном правонарушении, лицам, в отношении которых дела были прекращены на основании пунктов 1 или 2 части 1 статьи 24.5 (отсутствие события или состава административного правонарушения) либо пункта 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (ввиду недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены соответствующие постановление, решение по результатам рассмотрения жалобы) со ссылкой на недоказанность незаконности действий (бездействия) или наличия вины должностных лиц. В связи с этим вывод суда кассационной инстанции о том, что для возмещения судебных расходов по делу об административном правонарушении необходимо установить вину должностных лиц государственного органа, нельзя признать правильным" <1>.
Статья: Права и обязанности физического лица, привлекаемого к административной ответственности, в условиях развития цифровой коммуникации (часть 2 - "Возможные риски и угрозы")
(Зайцев И.А.)
("Административное право и процесс", 2023, N 2)На стадии пересмотра дела об административном правонарушении лицо вправе подавать жалобу на действия судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс, в том числе обжаловать постановление по делу об административном правонарушении, а также получить возмещение вреда, причиненного незаконными действиями суда, органа, ведущего административный процесс. Кроме того, на всех стадиях административного процесса допускается беспрепятственное общение с защитником наедине и конфиденциально, также возможно прекратить полномочия защитника или отказаться от его услуг и защищать себя самостоятельно.
(Зайцев И.А.)
("Административное право и процесс", 2023, N 2)На стадии пересмотра дела об административном правонарушении лицо вправе подавать жалобу на действия судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс, в том числе обжаловать постановление по делу об административном правонарушении, а также получить возмещение вреда, причиненного незаконными действиями суда, органа, ведущего административный процесс. Кроме того, на всех стадиях административного процесса допускается беспрепятственное общение с защитником наедине и конфиденциально, также возможно прекратить полномочия защитника или отказаться от его услуг и защищать себя самостоятельно.
Готовое решение: Как ознакомиться с материалами дела об административном правонарушении
(КонсультантПлюс, 2025)1. Кто имеет право ознакомиться с материалами дела об административном правонарушении
(КонсультантПлюс, 2025)1. Кто имеет право ознакомиться с материалами дела об административном правонарушении
Статья: Применение видео-конференц-связи по делам о привлечении к административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
(Решетняк В.И.)
("Хозяйство и право", 2023, N 7)В соответствии со ст. 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях <2> (далее - КоАП РФ) дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, указанное лицо должно быть надлежащим образом извещено о месте и времени рассмотрения дела (ч. 2) и вправе пользоваться юридической помощью защитника (ч. 1). КоАП РФ устанавливает, что дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника (ч. 3 ст. 25.4); защитник и представитель допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента возбуждения этого дела (ч. 4 ст. 25.5).
(Решетняк В.И.)
("Хозяйство и право", 2023, N 7)В соответствии со ст. 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях <2> (далее - КоАП РФ) дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, указанное лицо должно быть надлежащим образом извещено о месте и времени рассмотрения дела (ч. 2) и вправе пользоваться юридической помощью защитника (ч. 1). КоАП РФ устанавливает, что дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника (ч. 3 ст. 25.4); защитник и представитель допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента возбуждения этого дела (ч. 4 ст. 25.5).