Допрос несовершеннолетнего свидетеля
Подборка наиболее важных документов по запросу Допрос несовершеннолетнего свидетеля (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
"Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" от 18.12.2001 N 174-ФЗ
(ред. от 27.10.2025)Статья 191. Особенности проведения допроса, очной ставки, опознания и проверки показаний с участием несовершеннолетнего
(ред. от 27.10.2025)Статья 191. Особенности проведения допроса, очной ставки, опознания и проверки показаний с участием несовершеннолетнего
"Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации" от 14.11.2002 N 138-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)Статья 179. Допрос несовершеннолетнего свидетеля
(ред. от 31.07.2025)Статья 179. Допрос несовершеннолетнего свидетеля
Статья: Самостоятельный процессуальный статус несовершеннолетнего
(Туманова Л.В.)
("Российская юстиция", 2023, N 1)Соответственно, мнение ребенка должно быть отражено в мотивировочной части решения как мнение стороны. Важным представляется четкое разграничение процесса получения мнения ребенка и того, что определено в статье 179 ГПК РФ как допрос несовершеннолетнего свидетеля. В данной норме содержатся два различных правила, и одно действительно относится к допросу несовершеннолетнего свидетеля: если лицо достигло возраста шестнадцати лет, то оно может быть привлечено к уголовной ответственности за лжесвидетельство, следовательно, его необходимо предупредить об уголовной ответственности, хотя такого указания в названной статье нет, а это главный отличительный признак такого процессуального действия, как допрос. Несовершеннолетний, который не достиг возраста уголовной ответственности, строго говоря, подлежит не допросу, а опросу, и это процессуальное действие требует самостоятельного правового регулирования. Вызывает определенные сомнения и указание в статье 179 ГПК РФ на участие в допросе педагогического работника - этот термин сам по себе требует уточнения и разъяснения, а главное, участие такого специалиста является малоэффективным, ведь в таких ситуациях более полезен психолог. Кроме того, если привлекается педагог несовершеннолетнего, то далеко не всегда его участие будет полезным, скорее наоборот: ребенок будет более скован, ведь отношения "учитель - ученик", по сути, можно отнести к отношениям власти и подчинения.
(Туманова Л.В.)
("Российская юстиция", 2023, N 1)Соответственно, мнение ребенка должно быть отражено в мотивировочной части решения как мнение стороны. Важным представляется четкое разграничение процесса получения мнения ребенка и того, что определено в статье 179 ГПК РФ как допрос несовершеннолетнего свидетеля. В данной норме содержатся два различных правила, и одно действительно относится к допросу несовершеннолетнего свидетеля: если лицо достигло возраста шестнадцати лет, то оно может быть привлечено к уголовной ответственности за лжесвидетельство, следовательно, его необходимо предупредить об уголовной ответственности, хотя такого указания в названной статье нет, а это главный отличительный признак такого процессуального действия, как допрос. Несовершеннолетний, который не достиг возраста уголовной ответственности, строго говоря, подлежит не допросу, а опросу, и это процессуальное действие требует самостоятельного правового регулирования. Вызывает определенные сомнения и указание в статье 179 ГПК РФ на участие в допросе педагогического работника - этот термин сам по себе требует уточнения и разъяснения, а главное, участие такого специалиста является малоэффективным, ведь в таких ситуациях более полезен психолог. Кроме того, если привлекается педагог несовершеннолетнего, то далеко не всегда его участие будет полезным, скорее наоборот: ребенок будет более скован, ведь отношения "учитель - ученик", по сути, можно отнести к отношениям власти и подчинения.
Статья: Особенности субъектного состава по делам о защите прав несовершеннолетних в гражданском процессе: постановка проблемы
(Авдонина Ю.Н.)
("Вестник гражданского процесса", 2022, N 6)Педагог, привлекаемый к процессу для участия в допросе несовершеннолетнего свидетеля, наделяется статусом специалиста (ст. 188 ГПК РФ) и должен соответствовать установленным для специалиста процессуальным требованиям.
(Авдонина Ю.Н.)
("Вестник гражданского процесса", 2022, N 6)Педагог, привлекаемый к процессу для участия в допросе несовершеннолетнего свидетеля, наделяется статусом специалиста (ст. 188 ГПК РФ) и должен соответствовать установленным для специалиста процессуальным требованиям.
Статья: Организация российского законодательства об уголовном судопроизводстве с участием несовершеннолетних
(Коробкова Е.Е.)
("Мировой судья", 2022, N 11)Так, с указанных позиций трудно объяснить, почему правила допроса несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого (ст. 425) надо было помещать в гл. 50 УПК РФ, а правила допроса несовершеннолетнего свидетеля, потерпевшего (ст. 191) размещать среди общих норм, посвященных предварительному расследованию, следственным действиям. Сказанное касается и норм об участии в деле законного представителя несовершеннолетнего: процессуальный статус законного представителя несовершеннолетнего потерпевшего определяется положениями ст. 45 УПК РФ, включенной в раздел 2 "Участники уголовного судопроизводства", а участие законного представителя несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого регламентировано специальными нормами ст. 426 УПК РФ, входящей в гл. 50 УПК РФ.
(Коробкова Е.Е.)
("Мировой судья", 2022, N 11)Так, с указанных позиций трудно объяснить, почему правила допроса несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого (ст. 425) надо было помещать в гл. 50 УПК РФ, а правила допроса несовершеннолетнего свидетеля, потерпевшего (ст. 191) размещать среди общих норм, посвященных предварительному расследованию, следственным действиям. Сказанное касается и норм об участии в деле законного представителя несовершеннолетнего: процессуальный статус законного представителя несовершеннолетнего потерпевшего определяется положениями ст. 45 УПК РФ, включенной в раздел 2 "Участники уголовного судопроизводства", а участие законного представителя несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого регламентировано специальными нормами ст. 426 УПК РФ, входящей в гл. 50 УПК РФ.
Статья: Дистанционный допрос несовершеннолетних в зарубежных странах и Российской Федерации: проблемные вопросы
(Дударев В.А.)
("Международное уголовное право и международная юстиция", 2023, N 2)Процессуальное законодательство Республики Казахстан (далее - УПК РК) в ст. 213 перечисляет широкий спектр оснований для производства дистанционного допроса. Помимо таких оснований, как финансовые затраты, затрудненное прибытие, обеспечение безопасности лиц, выделяются еще три: 1) допрос несовершеннолетних свидетелей и потерпевших; 2) обеспечение соблюдения сроков досудебного расследования; 3) наличие причин, дающих основания полагать, что допрос будет затруднен или связан с излишними затратами.
(Дударев В.А.)
("Международное уголовное право и международная юстиция", 2023, N 2)Процессуальное законодательство Республики Казахстан (далее - УПК РК) в ст. 213 перечисляет широкий спектр оснований для производства дистанционного допроса. Помимо таких оснований, как финансовые затраты, затрудненное прибытие, обеспечение безопасности лиц, выделяются еще три: 1) допрос несовершеннолетних свидетелей и потерпевших; 2) обеспечение соблюдения сроков досудебного расследования; 3) наличие причин, дающих основания полагать, что допрос будет затруднен или связан с излишними затратами.
Статья: Дополнительные гарантии соблюдения прав несовершеннолетних допрашиваемых в уголовном судопроизводстве. Комментарий к статье 2 Федерального закона от 6 марта 2022 года N 38-ФЗ
(Рыжаков А.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Несмотря на отличие термина "присутствовать" от понятия "участвовать", следует обратить внимание правоприменителя на то, что на присутствующего педагога (психолога) полностью распространяются права участвующего в допросе субъекта. Он должен иметь возможность наблюдать (слышать показания допрашиваемого и вопросы судьи (сторон)) все, что происходит на допросе несовершеннолетнего свидетеля (потерпевшего), от его начала и до конца, с разрешения председательствующего задавать вопросы, знать основания отвода таковых и т.п. По нашему мнению, слова "участие" и "присутствие" в п. 1 ст. 2 Закона N 38-ФЗ (ч. 1 ст. 280 УПК РФ) использованы законодателем как синонимы.
(Рыжаков А.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Несмотря на отличие термина "присутствовать" от понятия "участвовать", следует обратить внимание правоприменителя на то, что на присутствующего педагога (психолога) полностью распространяются права участвующего в допросе субъекта. Он должен иметь возможность наблюдать (слышать показания допрашиваемого и вопросы судьи (сторон)) все, что происходит на допросе несовершеннолетнего свидетеля (потерпевшего), от его начала и до конца, с разрешения председательствующего задавать вопросы, знать основания отвода таковых и т.п. По нашему мнению, слова "участие" и "присутствие" в п. 1 ст. 2 Закона N 38-ФЗ (ч. 1 ст. 280 УПК РФ) использованы законодателем как синонимы.
Статья: Вызов физического лица для допроса на стадии предварительного расследования. Комментарий к статье 188 УПК РФ
(Рыжаков А.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Между тем, несомненно, и в случае вызова на допрос несовершеннолетнего свидетеля (потерпевшего) в рассматриваемом процессуальном документе могут быть зафиксированы:
(Рыжаков А.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Между тем, несомненно, и в случае вызова на допрос несовершеннолетнего свидетеля (потерпевшего) в рассматриваемом процессуальном документе могут быть зафиксированы:
Статья: Состязательность в гражданских делах с "детским" элементом: между Сциллой и Харибдой
(Сергеева Е.С.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2024, N 9)Во-вторых, мнение ребенка в суде должно выясняться в присутствии независимого психолога. Детально порядок опроса ребенка не урегулирован. По аналогии с допросом несовершеннолетнего свидетеля Верховный Суд Российской Федерации в п. 20 Постановления Пленума от 27 мая 1998 г. N 10 (ред. от 26.12.2017) "О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей" указал на необходимость проведения опроса в присутствии педагога.
(Сергеева Е.С.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2024, N 9)Во-вторых, мнение ребенка в суде должно выясняться в присутствии независимого психолога. Детально порядок опроса ребенка не урегулирован. По аналогии с допросом несовершеннолетнего свидетеля Верховный Суд Российской Федерации в п. 20 Постановления Пленума от 27 мая 1998 г. N 10 (ред. от 26.12.2017) "О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей" указал на необходимость проведения опроса в присутствии педагога.
"Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(16-е издание, переработанное и дополненное)
(Безлепкин Б.Т.)
("Проспект", 2023)Статья 280. Особенности допроса несовершеннолетнего потерпевшего и свидетеля
(постатейный)
(16-е издание, переработанное и дополненное)
(Безлепкин Б.Т.)
("Проспект", 2023)Статья 280. Особенности допроса несовершеннолетнего потерпевшего и свидетеля
Статья: Законный представитель как участник гражданского процесса
(Таирова А.Т.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2021, N 7)Несовершеннолетние могут выступать свидетелями, поскольку такая обязанность закреплена за всеми гражданами в ст. 69 ГПК РФ. Допрос несовершеннолетних свидетелей происходит по правилам, закрепленным в ст. 179 ГПК РФ. В зависимости от возраста ребенка в законе установлены разные правила допроса свидетелей. До 14 лет присутствие педагогического работника при допросе ребенка является обязательным, а при допросе свидетеля в возрасте от 14 до 16 лет суд решает вопрос о его присутствии по своему усмотрению. Могут быть также вызваны родители, усыновители, опекун или попечитель ребенка, которые имеют право высказывать свое мнение о содержании показаний и др. с разрешения суда.
(Таирова А.Т.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2021, N 7)Несовершеннолетние могут выступать свидетелями, поскольку такая обязанность закреплена за всеми гражданами в ст. 69 ГПК РФ. Допрос несовершеннолетних свидетелей происходит по правилам, закрепленным в ст. 179 ГПК РФ. В зависимости от возраста ребенка в законе установлены разные правила допроса свидетелей. До 14 лет присутствие педагогического работника при допросе ребенка является обязательным, а при допросе свидетеля в возрасте от 14 до 16 лет суд решает вопрос о его присутствии по своему усмотрению. Могут быть также вызваны родители, усыновители, опекун или попечитель ребенка, которые имеют право высказывать свое мнение о содержании показаний и др. с разрешения суда.
"Очерки современного цивилистического процесса: In Memoriam заслуженного деятеля науки Российской Федерации, доктора юридических наук, профессора Тамары Евгеньевны Абовой"
(под ред. Е.И. Носыревой, И.Н. Лукьяновой, Д.Г. Фильченко)
("Статут", 2023)В отсутствие нормативного регулирования и внятных разъяснений Пленума Верховного Суда РФ суды при выяснении мнения ребенка по спорам о детях применяют порядок (процедуру), установленный для допроса несовершеннолетнего свидетеля (ст. 179 ГПК РФ). При этом возможность применения отдельных положений ст. 179 ГПК РФ не вызывает возражений. Так, по аналогии с допросом несовершеннолетнего свидетеля в возрасте до четырнадцати лет, а по усмотрению суда - и с допросом свидетеля в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет опрос ребенка производится с участием педагогического работника, либо социального педагога, либо школьного психолога.
(под ред. Е.И. Носыревой, И.Н. Лукьяновой, Д.Г. Фильченко)
("Статут", 2023)В отсутствие нормативного регулирования и внятных разъяснений Пленума Верховного Суда РФ суды при выяснении мнения ребенка по спорам о детях применяют порядок (процедуру), установленный для допроса несовершеннолетнего свидетеля (ст. 179 ГПК РФ). При этом возможность применения отдельных положений ст. 179 ГПК РФ не вызывает возражений. Так, по аналогии с допросом несовершеннолетнего свидетеля в возрасте до четырнадцати лет, а по усмотрению суда - и с допросом свидетеля в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет опрос ребенка производится с участием педагогического работника, либо социального педагога, либо школьного психолога.