Дополнительные услуги при кредитовании
Подборка наиболее важных документов по запросу Дополнительные услуги при кредитовании (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 7 "Заключение договора потребительского кредита (займа)" Федерального закона "О потребительском кредите (займе)"Таким образом, согласие заявителя на оказание дополнительной услуги до подписания кредитного договора банком получено не было, то есть условия, предусмотренные частью 2 статьи 7 Закона N 353-ФЗ, АО "Альфа-Банк" при заключении вышеуказанного кредитного договора с ФИО1 не соблюдены."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Ненадлежащее информирование потребителей о дополнительных платных услугах при оформлении кредита онлайн
("Официальный сайт Банка России", 2023)"Официальный сайт Банка России http://www.cbr.ru", 2023
("Официальный сайт Банка России", 2023)"Официальный сайт Банка России http://www.cbr.ru", 2023
Нормативные акты
"Обзор судебной практики по делам о защите прав потребителей"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.10.2024)С учетом приведенных положений проставление кредитором отметки о согласии заемщика на оказание ему дополнительных услуг в кредитном договоре означает, что согласие заемщика на получение данных услуг является условием заключения договора потребительского кредита (займа), которое ставит его в невыгодное положение и нарушает права как потребителя.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.10.2024)С учетом приведенных положений проставление кредитором отметки о согласии заемщика на оказание ему дополнительных услуг в кредитном договоре означает, что согласие заемщика на получение данных услуг является условием заключения договора потребительского кредита (займа), которое ставит его в невыгодное положение и нарушает права как потребителя.
Вопрос: Об отражении кредитными организациями дополнительных услуг и информации по страховому "коробочному" продукту, приобретаемых заемщиками в рамках потребительского кредита (займа).
(Письмо Банка России от 23.07.2024 N 59-3-5/35964)Вопрос: Об отражении кредитными организациями дополнительных услуг и информации по страховому "коробочному" продукту, приобретаемых заемщиками в рамках потребительского кредита (займа).
(Письмо Банка России от 23.07.2024 N 59-3-5/35964)Вопрос: Об отражении кредитными организациями дополнительных услуг и информации по страховому "коробочному" продукту, приобретаемых заемщиками в рамках потребительского кредита (займа).
Готовое решение: Как оказывать платные услуги населению
(КонсультантПлюс, 2025)в части недопустимости условий договора в сфере оказания банковских услуг, ущемляющих права потребителя, в части запрета навязывать потребителю дополнительные услуги за отдельную плату - до заключения договора об основных услугах предлагать приобрести дополнительные или заключить иные договоры, которые указаны как обязательные для приобретения основных услуг (если иное не предусмотрено законом) (ст. 16). К числу условий, ущемляющих права потребителя, относится навязывание банками дополнительных услуг при кредитовании (пакеты банковских услуг, страховки и пр.); удержание дополнительных необоснованных комиссий; право банка на одностороннее расторжение договора и изменение процентной ставки по кредиту (вкладу) или тарифов на оказание услуг; начисление процентов на проценты (кроме договоров банковского вклада); возложение на заемщика издержек по погашению ипотеки; установление обязательного досудебного порядка урегулирования споров (п. 2 ст. 317.1 ГК РФ, Обзор правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека за 1 квартал 2018 года, п. 11 Обзора судебной практики по делам о защите прав потребителей, п. п. 5, 19 Обзора судебной практики по делам, связанным с защитой прав потребителей финансовых услуг, п. 4.1 Обзора судебной практики по гражданским делам, связанным с разрешением споров об исполнении кредитных обязательств, п. п. 3, 15 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.09.2011 N 146);
(КонсультантПлюс, 2025)в части недопустимости условий договора в сфере оказания банковских услуг, ущемляющих права потребителя, в части запрета навязывать потребителю дополнительные услуги за отдельную плату - до заключения договора об основных услугах предлагать приобрести дополнительные или заключить иные договоры, которые указаны как обязательные для приобретения основных услуг (если иное не предусмотрено законом) (ст. 16). К числу условий, ущемляющих права потребителя, относится навязывание банками дополнительных услуг при кредитовании (пакеты банковских услуг, страховки и пр.); удержание дополнительных необоснованных комиссий; право банка на одностороннее расторжение договора и изменение процентной ставки по кредиту (вкладу) или тарифов на оказание услуг; начисление процентов на проценты (кроме договоров банковского вклада); возложение на заемщика издержек по погашению ипотеки; установление обязательного досудебного порядка урегулирования споров (п. 2 ст. 317.1 ГК РФ, Обзор правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека за 1 квартал 2018 года, п. 11 Обзора судебной практики по делам о защите прав потребителей, п. п. 5, 19 Обзора судебной практики по делам, связанным с защитой прав потребителей финансовых услуг, п. 4.1 Обзора судебной практики по гражданским делам, связанным с разрешением споров об исполнении кредитных обязательств, п. п. 3, 15 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.09.2011 N 146);
Статья: Дайте жалобную книгу
(Полякова Ю.)
("Банковское обозрение", 2024, N 9)По статистике ЦБ видно, например, как меняется сектор. Долгое время большой проблемой было навязывание потребителю дополнительных услуг при кредитовании. "Заемщик вместе с кредитом получал пакет страховок, разного рода опций - консультации юриста, подписки на онлайн-кинотеатр и прочее. "Поэтому при участии регулятора в законодательство были внесены важные изменения, которые призваны помочь эффективно бороться с этой недобросовестной практикой, - заявили в пресс-службе ЦБ. - Результат мы уже видим. В январе - мае число жалоб на навязывание услуг банками снизилось на 38,7%, МФО - на 68,5%".
(Полякова Ю.)
("Банковское обозрение", 2024, N 9)По статистике ЦБ видно, например, как меняется сектор. Долгое время большой проблемой было навязывание потребителю дополнительных услуг при кредитовании. "Заемщик вместе с кредитом получал пакет страховок, разного рода опций - консультации юриста, подписки на онлайн-кинотеатр и прочее. "Поэтому при участии регулятора в законодательство были внесены важные изменения, которые призваны помочь эффективно бороться с этой недобросовестной практикой, - заявили в пресс-службе ЦБ. - Результат мы уже видим. В январе - мае число жалоб на навязывание услуг банками снизилось на 38,7%, МФО - на 68,5%".
Статья: Обзор правовых позиций Верховного суда Российской Федерации по вопросам частного права за июль 2024 года
(Гуна А.Н., Гвоздева С.В., Карапетов А.Г., Романова О.И., Сбитнев Ю.В., Трофимов С.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2024, N 9)Если при заключении заемщиком-потребителем кредитного договора в его тексте было типографским способом заранее проставлено согласие на заключение договора личного страхования, в этой проформе отсутствовали специально предусмотренные поля для осуществления потребителем выбора предоставления или непредоставления ему этой услуги, то требование заемщика о возврате суммы страховой премии подлежит удовлетворению, поскольку проставление заимодавцем отметки о согласии заемщика на оказание ему дополнительных услуг в кредитном договоре означает, что согласие заемщика на получение данных услуг является условием заключения договора потребительского кредита (займа), которое ставит его в невыгодное положение, нарушает права как потребителя и ввиду этого является ничтожным.
(Гуна А.Н., Гвоздева С.В., Карапетов А.Г., Романова О.И., Сбитнев Ю.В., Трофимов С.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2024, N 9)Если при заключении заемщиком-потребителем кредитного договора в его тексте было типографским способом заранее проставлено согласие на заключение договора личного страхования, в этой проформе отсутствовали специально предусмотренные поля для осуществления потребителем выбора предоставления или непредоставления ему этой услуги, то требование заемщика о возврате суммы страховой премии подлежит удовлетворению, поскольку проставление заимодавцем отметки о согласии заемщика на оказание ему дополнительных услуг в кредитном договоре означает, что согласие заемщика на получение данных услуг является условием заключения договора потребительского кредита (займа), которое ставит его в невыгодное положение, нарушает права как потребителя и ввиду этого является ничтожным.
"Проблемы защиты прав потребителей (по материалам судебной практики мировых судей Санкт-Петербурга и Ленинградской области): учебное пособие"
(Степанова Е.Е.)
("Гамма", 2023)Позиция Конституционного Суда РФ по данному вопросу сводится к следующему: в договор могут быть включены условия о предоставлении покупателю скидки при условии приобретения им дополнительных услуг (например, услуг кредитных или страховых организаций) и о возврате суммы скидки продавцу при досрочном отказе от данных услуг. Однако при этом не должно иметь место манипулирование информацией о действительной цене товара, которое препятствует покупателю осознать конечную стоимость сделки <85>.
(Степанова Е.Е.)
("Гамма", 2023)Позиция Конституционного Суда РФ по данному вопросу сводится к следующему: в договор могут быть включены условия о предоставлении покупателю скидки при условии приобретения им дополнительных услуг (например, услуг кредитных или страховых организаций) и о возврате суммы скидки продавцу при досрочном отказе от данных услуг. Однако при этом не должно иметь место манипулирование информацией о действительной цене товара, которое препятствует покупателю осознать конечную стоимость сделки <85>.
Вопрос: О вопросах, связанных с расчетом ПСК и информированием о ней, предоставлением дополнительных услуг по договорам потребительского кредита (займа).
(Письмо Банка России от 22.02.2024 N 03-23/1457)Вопрос: О вопросах, связанных с расчетом ПСК и информированием о ней, предоставлением дополнительных услуг по договорам потребительского кредита (займа).
(Письмо Банка России от 22.02.2024 N 03-23/1457)Вопрос: О вопросах, связанных с расчетом ПСК и информированием о ней, предоставлением дополнительных услуг по договорам потребительского кредита (займа).
Готовое решение: Как юридическое лицо может продать автомобиль физическому лицу
(КонсультантПлюс, 2025)Вы можете включить в договор условия о предоставлении покупателю скидки при условии приобретения им дополнительных услуг (например, услуг кредитных или страховых организаций) и о возврате суммы скидки продавцу при досрочном отказе от данных услуг. Однако при этом не должно иметь место манипулирование информацией о действительной цене товара, которое препятствует покупателю осознать конечную стоимость сделки. В противном случае такие условия могут быть признаны явно обременительными для покупателя-потребителя, и по его требованию договор может быть изменен или расторгнут судом на основании ст. 428 ГК РФ (Постановление Конституционного Суда РФ от 03.04.2023 N 14-П).
(КонсультантПлюс, 2025)Вы можете включить в договор условия о предоставлении покупателю скидки при условии приобретения им дополнительных услуг (например, услуг кредитных или страховых организаций) и о возврате суммы скидки продавцу при досрочном отказе от данных услуг. Однако при этом не должно иметь место манипулирование информацией о действительной цене товара, которое препятствует покупателю осознать конечную стоимость сделки. В противном случае такие условия могут быть признаны явно обременительными для покупателя-потребителя, и по его требованию договор может быть изменен или расторгнут судом на основании ст. 428 ГК РФ (Постановление Конституционного Суда РФ от 03.04.2023 N 14-П).
Статья: Жалобы в Банк России
("Официальный сайт Банка России", 2024)Таким образом, если вы считаете, что финансовая организация нарушила ваши права (например, отказала в кредитных каникулах, не вернула деньги за дополнительные услуги к кредиту в период охлаждения, продала не тот финансовый продукт, который вы хотели купить), направьте жалобу непосредственно в эту финансовую организацию. Если ее ответ вас не устроит, вы можете направить жалобу в Банк России, обязательно приложив к обращению ответ организации.
("Официальный сайт Банка России", 2024)Таким образом, если вы считаете, что финансовая организация нарушила ваши права (например, отказала в кредитных каникулах, не вернула деньги за дополнительные услуги к кредиту в период охлаждения, продала не тот финансовый продукт, который вы хотели купить), направьте жалобу непосредственно в эту финансовую организацию. Если ее ответ вас не устроит, вы можете направить жалобу в Банк России, обязательно приложив к обращению ответ организации.
Статья: Непредоставление информации о кредитном продукте как непоименованная форма недобросовестной конкуренции
(Муненко П.М.)
("Конкурентное право", 2024, N 1)Предоставление неполной (неточной) информации может быть выражено в действиях, связанных с непредоставлением потребителям сведений о том, что приобретение иных дополнительных платных услуг не является обязательным условием предоставления кредита <19>. Если во время консультирования при оформлении кредита потребителю не в полном объеме разъясняются подобные значимые сведения, то это существенно затрудняет формирование достоверного представления о дополнительных услугах. В связи с подобными недобросовестными практиками у кредитора возрастает риск введения потребителя в заблуждение касаемо невозможности получения кредита без сопутствующего увеличения долговой нагрузки за счет оплаты дополнительных услуг. Такое нарушение в качестве последствий имеет необоснованные конкурентные преимущества в виде увеличения прибыли у недобросовестных банков за счет повышения продаж дополнительных услуг по кредитам по сравнению с добросовестными кредиторами.
(Муненко П.М.)
("Конкурентное право", 2024, N 1)Предоставление неполной (неточной) информации может быть выражено в действиях, связанных с непредоставлением потребителям сведений о том, что приобретение иных дополнительных платных услуг не является обязательным условием предоставления кредита <19>. Если во время консультирования при оформлении кредита потребителю не в полном объеме разъясняются подобные значимые сведения, то это существенно затрудняет формирование достоверного представления о дополнительных услугах. В связи с подобными недобросовестными практиками у кредитора возрастает риск введения потребителя в заблуждение касаемо невозможности получения кредита без сопутствующего увеличения долговой нагрузки за счет оплаты дополнительных услуг. Такое нарушение в качестве последствий имеет необоснованные конкурентные преимущества в виде увеличения прибыли у недобросовестных банков за счет повышения продаж дополнительных услуг по кредитам по сравнению с добросовестными кредиторами.