Дополнительные гарантии сиротам
Подборка наиболее важных документов по запросу Дополнительные гарантии сиротам (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 40 Конституции РФ"Установив в ходе судебного разбирательства, что У.,ДД.ММ.ГГГГ.р., являясь лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, будучи включенной на основании приказа Министерства социальной защиты населения от 16.07.2021 N в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на обеспечение за счет государства жилым помещением специализированного жилого фонда, в то же время, соответствующим жильем по достижении совершеннолетия не обеспечена, и ее обращение к ответчику в июне 2024 года по поводу предоставления ей специализированного жилого помещения оставлено администрацией без удовлетворения, что повлекло нарушение гарантированных законом жилищных прав У., как лица, нуждающегося в особой заботе государства, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями ст. ст. 39, 40 Конституции РФ, ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ, Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Закона Амурской области от 11.04.2005 N 472-ОЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", пришли к выводу о правомерности заявленного иска и о наличии оснований для понуждения администрации г. Белогорска к предоставлению истице благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения общей площадью не менее установленной нормы предоставления жилого помещения 18 кв. м, на территории г. Белогорска."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Дополнительные гарантии в сфере труда и занятости детей-сирот и приравненных к ним лиц
(Голосова Н.С.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2021, N 4)"Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2021, N 4
(Голосова Н.С.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2021, N 4)"Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2021, N 4
Статья: Жилье сиротам. Практика
(Шакирова Э.)
("Жилищное право", 2023, N 1)Согласно Федеральному закону от 21.12.1996 N 159-ФЗ "о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Закон N 159-ФЗ) право на жилье имеют те, кто обладает статусом "ребенок-сирота" или "ребенок, оставшийся без попечения родителей", а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
(Шакирова Э.)
("Жилищное право", 2023, N 1)Согласно Федеральному закону от 21.12.1996 N 159-ФЗ "о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Закон N 159-ФЗ) право на жилье имеют те, кто обладает статусом "ребенок-сирота" или "ребенок, оставшийся без попечения родителей", а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Нормативные акты
"Памятки по трудовым правам и обязанностям работника и работодателя, разъясняющие требования трудового законодательства Российской Федерации: Сборник памяток для работодателя"
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)Увольняемым в связи с ликвидацией, сокращением численности или штата работникам, таким, как дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, должно быть обеспечено получение за счет средств работодателя необходимое профессиональное обучение с последующим трудоустройством (п. 6 ст. 9 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей").
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)Увольняемым в связи с ликвидацией, сокращением численности или штата работникам, таким, как дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, должно быть обеспечено получение за счет средств работодателя необходимое профессиональное обучение с последующим трудоустройством (п. 6 ст. 9 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей").
"Комментарий к Федеральному закону от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)согласно ст. 5 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в ред. Федерального закона от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ) предусмотренные данным Законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях), являются расходными обязательствами субъектов РФ; законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; предусмотренные данным Законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях, являются расходными обязательствами России.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)согласно ст. 5 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в ред. Федерального закона от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ) предусмотренные данным Законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях), являются расходными обязательствами субъектов РФ; законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; предусмотренные данным Законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях, являются расходными обязательствами России.
Статья: Стандартные налоговые вычеты на детей
(Солодимова Т.Ю.)
("Финансы", 2023, N 5)По нормам п. 4 ст. 218 НК РФ стандартный налоговый вычет на ребенка предоставляется в двойном размере единственному родителю, а также приемному родителю, усыновителю, опекуну, попечителю. Причем если налогоплательщик - единственный опекун или попечитель, то вопросов не возникает, тогда как правильно определить, является ли налогоплательщик единственным родителем или нет, не всегда представляется возможным. Термин "единственный родитель" НК РФ не содержит. Поэтому возникают ситуации, когда налоговый агент неправомерно предоставляет вычет в двойном размере. Причина этому - неверное толкование указанного термина. Следует руководствоваться ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" [4], ст. 13 Федерального закона от 24.04.2008 N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" [5], ст. 12 Федерального закона от 31.05.2002 N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" [6], а также Письмами Минфина России от 01.02.2016 N 03-04-05/4293, от 15.01.2013 N 03-04-05/8-23 и ФНС России от 15.05.2009 N 3-5-03/592@.
(Солодимова Т.Ю.)
("Финансы", 2023, N 5)По нормам п. 4 ст. 218 НК РФ стандартный налоговый вычет на ребенка предоставляется в двойном размере единственному родителю, а также приемному родителю, усыновителю, опекуну, попечителю. Причем если налогоплательщик - единственный опекун или попечитель, то вопросов не возникает, тогда как правильно определить, является ли налогоплательщик единственным родителем или нет, не всегда представляется возможным. Термин "единственный родитель" НК РФ не содержит. Поэтому возникают ситуации, когда налоговый агент неправомерно предоставляет вычет в двойном размере. Причина этому - неверное толкование указанного термина. Следует руководствоваться ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" [4], ст. 13 Федерального закона от 24.04.2008 N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" [5], ст. 12 Федерального закона от 31.05.2002 N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" [6], а также Письмами Минфина России от 01.02.2016 N 03-04-05/4293, от 15.01.2013 N 03-04-05/8-23 и ФНС России от 15.05.2009 N 3-5-03/592@.
"Теоретические и практические проблемы апелляционного производства в гражданском процессе"
(Шакирьянов Р.В.)
("Статут", 2024)Такое право предоставлено прокурору и рядом федеральных законов. Так, прокурор вправе обратиться в суд за защитой прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (ст. 10 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" <1>).
(Шакирьянов Р.В.)
("Статут", 2024)Такое право предоставлено прокурору и рядом федеральных законов. Так, прокурор вправе обратиться в суд за защитой прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (ст. 10 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" <1>).
Статья: Спор о выселении из жилого помещения, предоставленного по договору социального найма, на основании ст. ст. 84, 85, 90, 91 ЖК РФ (на основании судебной практики Московского городского суда)
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)1.2. Нормы регионального законодательства: Закон г. Москвы от 14.06.2006 N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения", ч. 4 ст. 6, ч. 1 ст. 13 Закона г. Москвы от 31.05.2006 N 21 "Об обеспечении жилищных прав граждан при переселении и освобождении жилых помещений (жилых домов) в городе Москве", Закон г. Москвы от 17.05.2017 N 14 "О дополнительных гарантиях жилищных и имущественных прав физических и юридических лиц при осуществлении реновации жилищного фонда в городе Москве", пп. "а" п. 1 ч. 6 ст. 13 Закона г. Москвы от 30.11.2005 N 61 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в г. Москве", ч. 2 ст. 42 Закона г. Москвы от 27.01.2010 N 2 "Основы жилищной политики города Москвы", Распоряжение Правительства Москвы от 19.04.2002 N 547-РП "О создании Городской межведомственной комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Постановление Правительства Москвы от 01.08.2017 N 497-ПП "О Программе реновации жилищного фонда в городе Москве".
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)1.2. Нормы регионального законодательства: Закон г. Москвы от 14.06.2006 N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения", ч. 4 ст. 6, ч. 1 ст. 13 Закона г. Москвы от 31.05.2006 N 21 "Об обеспечении жилищных прав граждан при переселении и освобождении жилых помещений (жилых домов) в городе Москве", Закон г. Москвы от 17.05.2017 N 14 "О дополнительных гарантиях жилищных и имущественных прав физических и юридических лиц при осуществлении реновации жилищного фонда в городе Москве", пп. "а" п. 1 ч. 6 ст. 13 Закона г. Москвы от 30.11.2005 N 61 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в г. Москве", ч. 2 ст. 42 Закона г. Москвы от 27.01.2010 N 2 "Основы жилищной политики города Москвы", Распоряжение Правительства Москвы от 19.04.2002 N 547-РП "О создании Городской межведомственной комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Постановление Правительства Москвы от 01.08.2017 N 497-ПП "О Программе реновации жилищного фонда в городе Москве".
Статья: Особенности правового режима жилых помещений для детей-сирот
(Крюкова Е.С., Савельева Н.М.)
("Семейное и жилищное право", 2022, N 4)В Российской Федерации в этих целях сформирована достаточно обширная и многоплановая нормативная база, включающая как специальные законы, посвященные дополнительным гарантиям детей-сирот, так и автономные положения в отраслевых актах относительно конкретных имущественных прав указанных лиц, в том числе в рамках жилищного законодательства. Отдельный нормативный пласт по данному вопросу сформирован и в субъектах РФ <1>. Причем первоначально избранная в отношении детей-сирот система обеспечения жилыми помещениями была существенно модифицирована в части режима предоставляемых объектов недвижимости <2>. Так, вместо заключения договора социального найма либо выплаты субсидий на приобретение жилья в собственность дети-сироты были наделены правом на получение жилых помещений из специализированного жилищного фонда.
(Крюкова Е.С., Савельева Н.М.)
("Семейное и жилищное право", 2022, N 4)В Российской Федерации в этих целях сформирована достаточно обширная и многоплановая нормативная база, включающая как специальные законы, посвященные дополнительным гарантиям детей-сирот, так и автономные положения в отраслевых актах относительно конкретных имущественных прав указанных лиц, в том числе в рамках жилищного законодательства. Отдельный нормативный пласт по данному вопросу сформирован и в субъектах РФ <1>. Причем первоначально избранная в отношении детей-сирот система обеспечения жилыми помещениями была существенно модифицирована в части режима предоставляемых объектов недвижимости <2>. Так, вместо заключения договора социального найма либо выплаты субсидий на приобретение жилья в собственность дети-сироты были наделены правом на получение жилых помещений из специализированного жилищного фонда.
"Образование и занятость: правовые вопросы новой цифровой реальности: монография"
(отв. ред. Н.С. Волкова, Н.В. Путило)
("Юриспруденция", 2025)В Законе о занятости определены экономические и организационные основы государственной политики в области содействия занятости населения, в частности порядок регулирования и организации занятости, полномочия органов государственной власти, закреплены статус безработного, социальные гарантии поддержки его и нетрудоспособных членов его семьи и т.д. Особо предусмотрены дополнительные гарантии социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей (ст. 34.1), а также граждан предпенсионного возраста (ст. 34.2). Законодательно закреплены права граждан в области занятости: право на выбор места работы; на консультацию, профессиональную ориентацию, содействие в переезде и переселении в другую местность для трудоустройства, на психологическую поддержку, профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование, получение информации в органах службы занятости; на профессиональную деятельность за пределами территории Российской Федерации; на обжалование действий органов службы занятости и их должностных лиц (ст. 8 - 11).
(отв. ред. Н.С. Волкова, Н.В. Путило)
("Юриспруденция", 2025)В Законе о занятости определены экономические и организационные основы государственной политики в области содействия занятости населения, в частности порядок регулирования и организации занятости, полномочия органов государственной власти, закреплены статус безработного, социальные гарантии поддержки его и нетрудоспособных членов его семьи и т.д. Особо предусмотрены дополнительные гарантии социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей (ст. 34.1), а также граждан предпенсионного возраста (ст. 34.2). Законодательно закреплены права граждан в области занятости: право на выбор места работы; на консультацию, профессиональную ориентацию, содействие в переезде и переселении в другую местность для трудоустройства, на психологическую поддержку, профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование, получение информации в органах службы занятости; на профессиональную деятельность за пределами территории Российской Федерации; на обжалование действий органов службы занятости и их должностных лиц (ст. 8 - 11).