Дополнительное наказание в виде лишения права
Подборка наиболее важных документов по запросу Дополнительное наказание в виде лишения права (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 264 "Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств" УК РФ"Согласно санкции ч. 2 ст. 264 УК РФ, назначение дополнительного наказания в виде лишения права заниматься определенной деятельностью является обязательным, и возможность его применения не предусмотрена в качестве альтернативы по усмотрению суда. Срок дополнительного наказания судом мотивирован, оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции не имеется."
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 216 "Нарушение правил безопасности при ведении строительных или иных работ" УК РФ"Суд, обоснованно установив основания для применения в отношении ФИО1 дополнительного наказания в виде лишения права заниматься деятельностью, связанной с руководством и обеспечением техники безопасности при производстве строительных работ, назначил его по отношению к лишению свободы, однако после замены лишения свободы на принудительные работы не решил вопрос о назначении дополнительного наказания, предусмотренного санкцией ч. 2 ст. 216 УК РФ к принудительным работам.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Проблемы назначения сотрудникам правоохранительных органов наказания в виде лишения права занимать определенные должности
(Бурганов Р.С.)
("Уголовное право", 2025, N 7)В. осужден за превышение должностных полномочий с применением насилия при замещении В. должности заместителя начальника полиции (по оперативной работе) ОМВД России по Киреевскому району. Изменяя судебные акты нижестоящих судов, суд кассационной инстанции указал: "Из приговора следует, что с учетом обстоятельств совершения, характера и степени общественной опасности преступления, занимаемой В. должности на момент совершения инкриминированного преступления суд на основании ч. 3 ст. 47 УК РФ назначил осужденному дополнительное наказание в виде лишения права занимать должности в правоохранительных и контролирующих органах, связанные с осуществлением функций представителя власти. Однако судом не учтено, что структура МВД, помимо правоохранительного, является еще и органом контроля, в связи с чем назначение В. наказания в виде лишения права занимать должности в контролирующих органах является излишним, поскольку не все такие органы являются правоохранительными, а совершенное осужденным преступление не связано со всеми сферами их деятельности" <4>.
(Бурганов Р.С.)
("Уголовное право", 2025, N 7)В. осужден за превышение должностных полномочий с применением насилия при замещении В. должности заместителя начальника полиции (по оперативной работе) ОМВД России по Киреевскому району. Изменяя судебные акты нижестоящих судов, суд кассационной инстанции указал: "Из приговора следует, что с учетом обстоятельств совершения, характера и степени общественной опасности преступления, занимаемой В. должности на момент совершения инкриминированного преступления суд на основании ч. 3 ст. 47 УК РФ назначил осужденному дополнительное наказание в виде лишения права занимать должности в правоохранительных и контролирующих органах, связанные с осуществлением функций представителя власти. Однако судом не учтено, что структура МВД, помимо правоохранительного, является еще и органом контроля, в связи с чем назначение В. наказания в виде лишения права занимать должности в контролирующих органах является излишним, поскольку не все такие органы являются правоохранительными, а совершенное осужденным преступление не связано со всеми сферами их деятельности" <4>.
Статья: Анализ правоприменительной практики назначения уголовного наказания в виде лишения права заниматься определенной деятельностью в отношении медицинских работников
(Свередюк М.Г., Меньшакова А.С.)
("Медицинское право", 2024, N 1)Так, например, в Кассационном определении Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 13 мая 2021 г. N 77-1003/2021 сказано: "Суд первой инстанции указал не сферу деятельности, как того требует закон, а признаки, характеризующие должности в государственных и муниципальных организациях. При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о необходимости в части назначенного Ч.И.ВА. дополнительного наказания в виде лишения права заниматься определенной деятельностью по каждому преступлению указать, что данная деятельность связана с осуществлением организационно-распорядительных и административно-хозяйственных полномочий в медицинских врачебных комиссиях" <4>.
(Свередюк М.Г., Меньшакова А.С.)
("Медицинское право", 2024, N 1)Так, например, в Кассационном определении Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 13 мая 2021 г. N 77-1003/2021 сказано: "Суд первой инстанции указал не сферу деятельности, как того требует закон, а признаки, характеризующие должности в государственных и муниципальных организациях. При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о необходимости в части назначенного Ч.И.ВА. дополнительного наказания в виде лишения права заниматься определенной деятельностью по каждому преступлению указать, что данная деятельность связана с осуществлением организационно-распорядительных и административно-хозяйственных полномочий в медицинских врачебных комиссиях" <4>.
Нормативные акты
"Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации" от 08.01.1997 N 1-ФЗ
(ред. от 07.04.2025)4. Администрация учреждения, в котором отбывает основной вид наказания лицо, осужденное также к дополнительному наказанию в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, не может привлекать осужденного к работам, выполнение которых ему запрещено.
(ред. от 07.04.2025)4. Администрация учреждения, в котором отбывает основной вид наказания лицо, осужденное также к дополнительному наказанию в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, не может привлекать осужденного к работам, выполнение которых ему запрещено.
"Обзор практики Верховного суда Российской Федерации по применению норм уголовного закона о назначении наказания и иных мер уголовно-правового характера (по материалам уголовных дел, рассмотренных в кассационном порядке)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 18.12.2024)В соответствии с частью 5 статьи 74 УК РФ отменено условное осуждение по приговору от 11 декабря 2018 г., на основании статьи 70 УК РФ с частичным присоединением неотбытого наказания в виде лишения свободы сроком 6 месяцев полностью неотбытой части дополнительного наказания в виде лишения права заниматься деятельностью, связанной с управлением транспортным средством, на срок 1 год 2 месяца 12 дней по приговору от 11 декабря 2018 г., назначено К. 9 лет лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии строгого режима с ограничением свободы на 1 год 6 месяцев, с лишением права заниматься деятельностью, связанной с управлением транспортным средством, на 1 год 2 месяца 12 дней.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 18.12.2024)В соответствии с частью 5 статьи 74 УК РФ отменено условное осуждение по приговору от 11 декабря 2018 г., на основании статьи 70 УК РФ с частичным присоединением неотбытого наказания в виде лишения свободы сроком 6 месяцев полностью неотбытой части дополнительного наказания в виде лишения права заниматься деятельностью, связанной с управлением транспортным средством, на срок 1 год 2 месяца 12 дней по приговору от 11 декабря 2018 г., назначено К. 9 лет лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии строгого режима с ограничением свободы на 1 год 6 месяцев, с лишением права заниматься деятельностью, связанной с управлением транспортным средством, на 1 год 2 месяца 12 дней.
Статья: Порядок постановления приговора по уголовному делу
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- о применении дополнительного наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на основании ч. 3 ст. 47 УК РФ;
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- о применении дополнительного наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на основании ч. 3 ст. 47 УК РФ;
Статья: Противодействие взяточничеству в России и за рубежом
(Петрова Г.О.)
("Международное уголовное право и международная юстиция", 2024, N 3)Санкции за взяточничество в УК РФ по сравнению с санкциями уголовных кодексов зарубежных государств являются полиальтернативными. В зависимости от тяжести совершенного преступления суд может назначить в качестве основного вида наказания штраф, или исправительные работы, или принудительные работы, или лишение свободы. Применяется и дополнительное наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Если назначается лишение свободы, то одновременно может быть назначен штраф.
(Петрова Г.О.)
("Международное уголовное право и международная юстиция", 2024, N 3)Санкции за взяточничество в УК РФ по сравнению с санкциями уголовных кодексов зарубежных государств являются полиальтернативными. В зависимости от тяжести совершенного преступления суд может назначить в качестве основного вида наказания штраф, или исправительные работы, или принудительные работы, или лишение свободы. Применяется и дополнительное наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Если назначается лишение свободы, то одновременно может быть назначен штраф.
Готовое решение: Какая ответственность установлена за нарушение требований пожарной безопасности
(КонсультантПлюс, 2025)При назначении наказания в виде принудительных работ или лишения свободы возможно дополнительное наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет (ч. 1 - 3 ст. 219 УК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)При назначении наказания в виде принудительных работ или лишения свободы возможно дополнительное наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет (ч. 1 - 3 ст. 219 УК РФ).
Статья: К вопросу о сдаче водительских удостоверений лицами, в отношении которых приняты решения о запрете управления транспортными средствами
(Торговченков В.И.)
("Законность", 2025, N 2)Всего за совершение преступлений в сфере безопасности дорожного движения осуждено 513 лиц, из них к 495 лицам применено дополнительное наказание в виде лишения права заниматься деятельностью, связанной с управлением транспортными средствами.
(Торговченков В.И.)
("Законность", 2025, N 2)Всего за совершение преступлений в сфере безопасности дорожного движения осуждено 513 лиц, из них к 495 лицам применено дополнительное наказание в виде лишения права заниматься деятельностью, связанной с управлением транспортными средствами.
Статья: Особенности квалификации преступлений, связанных со злоупотреблениями и превышениями должностных полномочий, в случае конкуренции норм и разграничения составов преступлений
(Рогова Н.Н., Парышев А.И.)
("Российский следователь", 2025, N 8)<12> Постановление Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 15 августа 2023 г. N 77-3568/2023. Приговор: по ч. 1 ст. 285, ч. 2 ст. 292 УК РФ (злоупотребление должностными полномочиями; служебный подлог). Постановление: приговор изменен, исключены указания на осуждение по ч. 1 ст. 285 УК РФ как излишнее, на назначение осужденной дополнительного наказания в виде лишения права занимать должности на государственной службе, в органах местного самоуправления, связанные с организационно-распорядительными и административно-хозяйственными функциями, сроком на 2 года. URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 12.02.2025).
(Рогова Н.Н., Парышев А.И.)
("Российский следователь", 2025, N 8)<12> Постановление Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 15 августа 2023 г. N 77-3568/2023. Приговор: по ч. 1 ст. 285, ч. 2 ст. 292 УК РФ (злоупотребление должностными полномочиями; служебный подлог). Постановление: приговор изменен, исключены указания на осуждение по ч. 1 ст. 285 УК РФ как излишнее, на назначение осужденной дополнительного наказания в виде лишения права занимать должности на государственной службе, в органах местного самоуправления, связанные с организационно-распорядительными и административно-хозяйственными функциями, сроком на 2 года. URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 12.02.2025).
Статья: Малозначительность деяния и принцип справедливости в уголовном праве
(Винокуров В.Н., Тетерятников Н.Ю., Федорова Е.А.)
("Современное право", 2025, N 8)Как указал Конституционный Суд РФ в Определении от 11.04.2019 N 865-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Сеземиной Ольги Михайловны на нарушение ее конституционных прав частью третьей статьи 159 Уголовного кодекса Российской Федерации", конструирование квалифицированного состава мошенничества посредством дополнения его основного состава признаком с использованием своего служебного положения предопределяется тем, что это преступление сочетает в себе как признаки хищения, так и признаки злоупотребления специальным субъектом юридическими и фактическими возможностями, которыми они обладают благодаря занимаемому служебному положению. Анализ указанного квалифицированного состава подтверждает, что по своей природе он предполагает разнородные объекты, находящиеся под уголовно-правовой охраной нормы (собственность и интересы государственной службы или службы в органах местного самоуправления), и специфическую объективную сторону, которая выражается в незаконных действиях по службе, посягающих не только на отношения собственности, но и вследствие использования субъектом при их совершении своего служебного статуса представляющих угрозу для верховенства закона, равенства и социальной справедливости и других сфер общественных отношений, подверженных деструктивному влиянию коррупции в результате криминализации представителей власти, чья легитимность обычно основывается на доверии общества. Причем это положение Конституционный Суд РФ отразил в Определении на жалобу гражданки Сеземиной О.М., которая была осуждена Приговором Калининского районного суда г. Санкт-Петербурга от 16 августа 2017 г. за совершение мошенничества с использованием своего служебного положения. Сеземина О.М., будучи старшим участковым уполномоченным полиции, проводя проверку магазина, умышленно ввела в заблуждение индивидуального предпринимателя Х. относительно наличия оснований для привлечения его к административной ответственности за нарушение правил торговли, потребовав за несоставление протокола об административном правонарушении приобрести за его счет ряд товаров (продукты питания и бумагу для офисной техники), и безвозмездно получила приобретенные Х. предметы общей стоимостью не менее 272 рублей в ценах 2013 года. За указанное преступление Сеземиной было назначено наказание в виде 1 года 6 месяцев лишения свободы условно, с испытательным сроком 1 год, и дополнительное наказание в виде лишения права занимать должности на государственной службе, связанные с осуществлением функций представителя власти, сроком 2 года.
(Винокуров В.Н., Тетерятников Н.Ю., Федорова Е.А.)
("Современное право", 2025, N 8)Как указал Конституционный Суд РФ в Определении от 11.04.2019 N 865-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Сеземиной Ольги Михайловны на нарушение ее конституционных прав частью третьей статьи 159 Уголовного кодекса Российской Федерации", конструирование квалифицированного состава мошенничества посредством дополнения его основного состава признаком с использованием своего служебного положения предопределяется тем, что это преступление сочетает в себе как признаки хищения, так и признаки злоупотребления специальным субъектом юридическими и фактическими возможностями, которыми они обладают благодаря занимаемому служебному положению. Анализ указанного квалифицированного состава подтверждает, что по своей природе он предполагает разнородные объекты, находящиеся под уголовно-правовой охраной нормы (собственность и интересы государственной службы или службы в органах местного самоуправления), и специфическую объективную сторону, которая выражается в незаконных действиях по службе, посягающих не только на отношения собственности, но и вследствие использования субъектом при их совершении своего служебного статуса представляющих угрозу для верховенства закона, равенства и социальной справедливости и других сфер общественных отношений, подверженных деструктивному влиянию коррупции в результате криминализации представителей власти, чья легитимность обычно основывается на доверии общества. Причем это положение Конституционный Суд РФ отразил в Определении на жалобу гражданки Сеземиной О.М., которая была осуждена Приговором Калининского районного суда г. Санкт-Петербурга от 16 августа 2017 г. за совершение мошенничества с использованием своего служебного положения. Сеземина О.М., будучи старшим участковым уполномоченным полиции, проводя проверку магазина, умышленно ввела в заблуждение индивидуального предпринимателя Х. относительно наличия оснований для привлечения его к административной ответственности за нарушение правил торговли, потребовав за несоставление протокола об административном правонарушении приобрести за его счет ряд товаров (продукты питания и бумагу для офисной техники), и безвозмездно получила приобретенные Х. предметы общей стоимостью не менее 272 рублей в ценах 2013 года. За указанное преступление Сеземиной было назначено наказание в виде 1 года 6 месяцев лишения свободы условно, с испытательным сроком 1 год, и дополнительное наказание в виде лишения права занимать должности на государственной службе, связанные с осуществлением функций представителя власти, сроком 2 года.
Статья: Анализ судебной практики по преступлениям, предусмотренным ч. 3 ст. 286 УК РФ, совершенным сотрудниками Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации
(Пошелов П.В.)
("Российский судья", 2022, N 6)По назначаемым наказаниям ситуация следующая: в 76% было назначено условное лишение свободы, в оставшихся 24% - реальное лишение свободы. Средний срок и в том и в другом случае - три с половиной года (притом что санкция статьи - от трех до десяти лет лишения свободы). Средний срок назначаемого дополнительного наказания в виде лишения права занимать определенные должности составляет два года. В 13% случаев суд, помимо этого, дополнительно лишал виновных звания.
(Пошелов П.В.)
("Российский судья", 2022, N 6)По назначаемым наказаниям ситуация следующая: в 76% было назначено условное лишение свободы, в оставшихся 24% - реальное лишение свободы. Средний срок и в том и в другом случае - три с половиной года (притом что санкция статьи - от трех до десяти лет лишения свободы). Средний срок назначаемого дополнительного наказания в виде лишения права занимать определенные должности составляет два года. В 13% случаев суд, помимо этого, дополнительно лишал виновных звания.
Статья: К вопросу о возможности освобождения от уголовной ответственности за совершение преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ
(Винокуров В.Н.)
("Уголовное право", 2024, N 10)Еще в одном акте указано, что принятие судом решения о прекращении уголовного дела за совершение преступления, предусмотренного п. "а" ч. 2 ст. 264 УК РФ (когда был причинен тяжкий вред здоровью, который виновная загладила), исключает возможность рассмотрения вопроса о назначении обвиняемой не только основного, но и дополнительного наказания в виде лишения права управления транспортным средством. Соответственно, обвиняемая не лишена возможности управлять автомобилем, что само по себе несоизмеримо с понятием социальной справедливости, а также не способствует предупреждению совершения ей новых преступлений. Однако только управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения без причинения вреда здоровью человека влечет административную ответственность по ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ, предусматривающую в качестве обязательного наказания лишение права управлять транспортным средством на срок от полутора до двух лет. Поэтому постановление о прекращении уголовного дела было отменено <21>.
(Винокуров В.Н.)
("Уголовное право", 2024, N 10)Еще в одном акте указано, что принятие судом решения о прекращении уголовного дела за совершение преступления, предусмотренного п. "а" ч. 2 ст. 264 УК РФ (когда был причинен тяжкий вред здоровью, который виновная загладила), исключает возможность рассмотрения вопроса о назначении обвиняемой не только основного, но и дополнительного наказания в виде лишения права управления транспортным средством. Соответственно, обвиняемая не лишена возможности управлять автомобилем, что само по себе несоизмеримо с понятием социальной справедливости, а также не способствует предупреждению совершения ей новых преступлений. Однако только управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения без причинения вреда здоровью человека влечет административную ответственность по ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ, предусматривающую в качестве обязательного наказания лишение права управлять транспортным средством на срок от полутора до двух лет. Поэтому постановление о прекращении уголовного дела было отменено <21>.
Статья: Составы преступлений с административной преюдицией - "свои среди чужих"?
(Лопашенко Н.А.)
("Российский следователь", 2022, N 5)К основному наиболее строгому наказанию может быть присоединено дополнительное наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (к исправительным работам - ст. 151.1; к лишению свободы - ст. 171.5, ч. 1 ст. 264.1, ч. 1 ст. 264.2, ч. 1 ст. 280.1, ч. 1 ст. 280.3, ч. 1 ст. 284.1 УК РФ), штрафа (к лишению свободы - ч. 1 ст. 191, ч. 2 ст. 255, ст. 284.2 УК РФ). Всего, таким образом, дополнительное наказание в качестве факультативного может быть назначено за 10 преступлений с административной преюдицией.
(Лопашенко Н.А.)
("Российский следователь", 2022, N 5)К основному наиболее строгому наказанию может быть присоединено дополнительное наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (к исправительным работам - ст. 151.1; к лишению свободы - ст. 171.5, ч. 1 ст. 264.1, ч. 1 ст. 264.2, ч. 1 ст. 280.1, ч. 1 ст. 280.3, ч. 1 ст. 284.1 УК РФ), штрафа (к лишению свободы - ч. 1 ст. 191, ч. 2 ст. 255, ст. 284.2 УК РФ). Всего, таким образом, дополнительное наказание в качестве факультативного может быть назначено за 10 преступлений с административной преюдицией.
Статья: Заглаживание причиненного вреда как условие освобождения от уголовной ответственности в связи с примирением с потерпевшим или назначением судебного штрафа
(Винокуров В.Н.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 5)Суд обоснованно отказал в освобождении от уголовного преследования за причинение по неосторожности смерти человеку, так как жизнь человека - это абсолютная и невосполнимая ценность. Кроме того, заглаживание вреда, причиненного в сфере безопасности движения или при проведении каких-либо работ, возможно только при лишении виновного права заниматься определенным видом деятельности или занимать определенные должности. Но при освобождении от уголовной ответственности на основании ст. 76 и 76.2 УК РФ суд не может назначить дополнительное наказание в виде лишения права заниматься определенной деятельностью. Поэтому необходимо рассмотреть вопрос об исключении лишения права заниматься определенной деятельностью или занимать определенную должность из числа наказаний и отнесении его к иным мерам уголовно-правового характера. Дело в том, что лишение указанного права может быть назначено как дополнительное наказание даже в том случае, когда такая мера воздействия не предусмотрена в санкции статьи Особенной части УК РФ.
(Винокуров В.Н.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 5)Суд обоснованно отказал в освобождении от уголовного преследования за причинение по неосторожности смерти человеку, так как жизнь человека - это абсолютная и невосполнимая ценность. Кроме того, заглаживание вреда, причиненного в сфере безопасности движения или при проведении каких-либо работ, возможно только при лишении виновного права заниматься определенным видом деятельности или занимать определенные должности. Но при освобождении от уголовной ответственности на основании ст. 76 и 76.2 УК РФ суд не может назначить дополнительное наказание в виде лишения права заниматься определенной деятельностью. Поэтому необходимо рассмотреть вопрос об исключении лишения права заниматься определенной деятельностью или занимать определенную должность из числа наказаний и отнесении его к иным мерам уголовно-правового характера. Дело в том, что лишение указанного права может быть назначено как дополнительное наказание даже в том случае, когда такая мера воздействия не предусмотрена в санкции статьи Особенной части УК РФ.