Дом блокированной застройки аварийный
Подборка наиболее важных документов по запросу Дом блокированной застройки аварийный (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 05.12.2023 по делу N 88-39253/2023 (УИД 61RS0003-01-2022-007685-94)
Категория спора: Защита прав на жилое помещение.
Требования физического лица: 1) Об обязании предоставить другое жилое имущество взамен изымаемого.
Требования уполномоченных органов и лиц: 2) Об изъятии жилого помещения для муниципальных нужд путем выкупа; 3) О признании права собственности.
Обстоятельства: Установлено, что собственники жилых помещений в доме не включены в адресную программу по переселению, права собственника в признанном аварийным жилом доме обеспечиваются путем выкупа жилого помещения.
Решение: 1) Отказано; 2) Удовлетворено; 3) Удовлетворено.Доводы кассационной жалобы об обратном допустимыми доказательствами не подтверждены, а ссылки заявителя жалобы на выписки из сайта "Реформа ЖКХ" о включении многоквартирного дома и собственников жилых помещений в данном многоквартирном доме в адресную программу "Переселение граждан из многоквартирных домов, а также домов блокированной застройки, признанных аварийными после 1 января 2012, в 2017 - 2025 годах" об этом не свидетельствуют.
Категория спора: Защита прав на жилое помещение.
Требования физического лица: 1) Об обязании предоставить другое жилое имущество взамен изымаемого.
Требования уполномоченных органов и лиц: 2) Об изъятии жилого помещения для муниципальных нужд путем выкупа; 3) О признании права собственности.
Обстоятельства: Установлено, что собственники жилых помещений в доме не включены в адресную программу по переселению, права собственника в признанном аварийным жилом доме обеспечиваются путем выкупа жилого помещения.
Решение: 1) Отказано; 2) Удовлетворено; 3) Удовлетворено.Доводы кассационной жалобы об обратном допустимыми доказательствами не подтверждены, а ссылки заявителя жалобы на выписки из сайта "Реформа ЖКХ" о включении многоквартирного дома и собственников жилых помещений в данном многоквартирном доме в адресную программу "Переселение граждан из многоквартирных домов, а также домов блокированной застройки, признанных аварийными после 1 января 2012, в 2017 - 2025 годах" об этом не свидетельствуют.
Апелляционное определение Ростовского областного суда от 19.08.2024 N 33-13335/2024 (УИД 61RS0023-01-2024-002748-06)
Категория спора: С органами государственной власти и местного самоуправления.
Требования: О возложении обязанности снести расселенный дом аварийного жилищного фонда.
Обстоятельства: По мнению истца, ответчик не выполнил свои обязанности по сносу аварийного дома, что создает угрозу жизни и здоровью людей. Основные доказательства включают факт расселения дома и наличие свободного доступа к нему, что подтверждено прокурорской проверкой.
Решение: Удовлетворено.Доводы апелляционной жалобы о недостаточности срока, установленного для исполнения решения, не могут быть приняты во внимание судебной коллегией, поскольку в рамках областной адресной программы "Переселение граждан из многоквартирных домов, а также домов блокированной застройки, признанных аварийными после 1 января 2012 г., в 2017-2023 годах" на территории г. Шахты разработана и принята муниципальная программа "Оказание мер по улучшению жилищных условий отдельным категориям граждан", утвержденная Постановлением администрации г. Шахты от 27.12.2018 N 6745. Доказательств невозможности осуществления ответчиком сноса спорного многоквартирного жилого дома в рамках данной программы и реализации заявок на выделение финансирования на указанные цели, суду не представлено.
Категория спора: С органами государственной власти и местного самоуправления.
Требования: О возложении обязанности снести расселенный дом аварийного жилищного фонда.
Обстоятельства: По мнению истца, ответчик не выполнил свои обязанности по сносу аварийного дома, что создает угрозу жизни и здоровью людей. Основные доказательства включают факт расселения дома и наличие свободного доступа к нему, что подтверждено прокурорской проверкой.
Решение: Удовлетворено.Доводы апелляционной жалобы о недостаточности срока, установленного для исполнения решения, не могут быть приняты во внимание судебной коллегией, поскольку в рамках областной адресной программы "Переселение граждан из многоквартирных домов, а также домов блокированной застройки, признанных аварийными после 1 января 2012 г., в 2017-2023 годах" на территории г. Шахты разработана и принята муниципальная программа "Оказание мер по улучшению жилищных условий отдельным категориям граждан", утвержденная Постановлением администрации г. Шахты от 27.12.2018 N 6745. Доказательств невозможности осуществления ответчиком сноса спорного многоквартирного жилого дома в рамках данной программы и реализации заявок на выделение финансирования на указанные цели, суду не представлено.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Масштабирование комплексного развития территорий - законодательные нововведения
(Галь М.Е., Синичич М.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 7)Помимо этого, Федеральным законом N 486-ФЗ расширяются возможности применения механизма комплексного развития территорий в отношении территорий, занятых домами блокированной застройки и объектами индивидуального жилищного строительства, признанными аварийными и (или) соответствующими критериям, установленным субъектом Российской Федерации <18>. Указанное изменение позволит развивать территории, в отношении которых ранее не была установлена возможность применения механизма их комплексного развития, несмотря на то что с точки зрения региона их развитие требовалось. Так, в ранней редакции части 2 статьи 65 ГрК РФ в качестве основания для применения механизма КРТ жилой застройки предусматривалось наличие в границах такой территории многоквартирных домов. При этом процедурный порядок принятия решения о комплексном развитии территорий жилой застройки в отношении территорий, занятых указанными домами блокированной застройки и индивидуальными жилыми домами, остается аналогичным порядку, применяемому к территориям, занятым многоквартирными домами, за исключением отсутствия необходимости проведения общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах по причине их отсутствия в границах соответствующей территории.
(Галь М.Е., Синичич М.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 7)Помимо этого, Федеральным законом N 486-ФЗ расширяются возможности применения механизма комплексного развития территорий в отношении территорий, занятых домами блокированной застройки и объектами индивидуального жилищного строительства, признанными аварийными и (или) соответствующими критериям, установленным субъектом Российской Федерации <18>. Указанное изменение позволит развивать территории, в отношении которых ранее не была установлена возможность применения механизма их комплексного развития, несмотря на то что с точки зрения региона их развитие требовалось. Так, в ранней редакции части 2 статьи 65 ГрК РФ в качестве основания для применения механизма КРТ жилой застройки предусматривалось наличие в границах такой территории многоквартирных домов. При этом процедурный порядок принятия решения о комплексном развитии территорий жилой застройки в отношении территорий, занятых указанными домами блокированной застройки и индивидуальными жилыми домами, остается аналогичным порядку, применяемому к территориям, занятым многоквартирными домами, за исключением отсутствия необходимости проведения общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах по причине их отсутствия в границах соответствующей территории.
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В п. 3 ч. 2 комментируемой статьи говорится о домах блокированной застройки, объектах индивидуального жилищного строительства, которые признаны аварийными или которые соответствуют критериям, установленным субъектом Российской Федерации и характеризующим их высокий уровень износа, ненадлежащее техническое состояние или отсутствие систем инженерно-технического обеспечения, подлежащим сносу или реконструкции. Указанные дома могут входить в территорию, в которой будет осуществлено ее комплексное развитие.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В п. 3 ч. 2 комментируемой статьи говорится о домах блокированной застройки, объектах индивидуального жилищного строительства, которые признаны аварийными или которые соответствуют критериям, установленным субъектом Российской Федерации и характеризующим их высокий уровень износа, ненадлежащее техническое состояние или отсутствие систем инженерно-технического обеспечения, подлежащим сносу или реконструкции. Указанные дома могут входить в территорию, в которой будет осуществлено ее комплексное развитие.
Нормативные акты
Справочная информация: "Правовой календарь на I квартал 2025 года"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Комплексное развитие территории жилой застройки также осуществляется в отношении застроенной территории, в границах которой расположены дома блокированной застройки, объекты индивидуального жилищного строительства, признанные аварийными или соответствующие критериям, установленным субъектом РФ и характеризующим их высокий уровень износа, ненадлежащее техническое состояние или отсутствие систем инженерно-технического обеспечения.
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Комплексное развитие территории жилой застройки также осуществляется в отношении застроенной территории, в границах которой расположены дома блокированной застройки, объекты индивидуального жилищного строительства, признанные аварийными или соответствующие критериям, установленным субъектом РФ и характеризующим их высокий уровень износа, ненадлежащее техническое состояние или отсутствие систем инженерно-технического обеспечения.
"Градостроительный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)3) дома блокированной застройки, объекты индивидуального жилищного строительства, которые признаны аварийными или которые соответствуют критериям, установленным субъектом Российской Федерации и характеризующим их высокий уровень износа, ненадлежащее техническое состояние или отсутствие систем инженерно-технического обеспечения.
(ред. от 31.07.2025)3) дома блокированной застройки, объекты индивидуального жилищного строительства, которые признаны аварийными или которые соответствуют критериям, установленным субъектом Российской Федерации и характеризующим их высокий уровень износа, ненадлежащее техническое состояние или отсутствие систем инженерно-технического обеспечения.
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)<2> Соответственно, в целях КРТ могут быть изъяты в т.ч. участки с жилыми домами блокированной застройки, объектами ИЖС, садовыми домами в том случае, если указанные объекты признаны аварийными или соответствуют критериям, установленным субъектом РФ и характеризующим их высокий уровень износа, отсутствие систем инженерно-технического обеспечения. Однако важно учитывать, что в данном случае речь не идет о возможности масштабного изъятия соответствующих объектов, т.к. изъятие допустимо только в границах территории, подлежащей комплексному развитию (на ней должны быть расположены аварийные МКД/МКД с высокой степенью технического износа), т.е. только в "городской среде", а не в коттеджных поселках / садоводствах.
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)<2> Соответственно, в целях КРТ могут быть изъяты в т.ч. участки с жилыми домами блокированной застройки, объектами ИЖС, садовыми домами в том случае, если указанные объекты признаны аварийными или соответствуют критериям, установленным субъектом РФ и характеризующим их высокий уровень износа, отсутствие систем инженерно-технического обеспечения. Однако важно учитывать, что в данном случае речь не идет о возможности масштабного изъятия соответствующих объектов, т.к. изъятие допустимо только в границах территории, подлежащей комплексному развитию (на ней должны быть расположены аварийные МКД/МКД с высокой степенью технического износа), т.е. только в "городской среде", а не в коттеджных поселках / садоводствах.
Статья: Основания признания жилого помещения непригодным для проживания: проблемы правового регулирования
(Басос Е.В.)
("Семейное и жилищное право", 2023, N 6)3. Труфанов А.В. Проблемы разграничения многоквартирных домов и домов блокированной застройки: критический анализ новелл жилищного законодательства / А.В. Труфанов // Вестник Челябинского государственного университета. Серия: Право. 2022. Т. 7. N 2. С. 60 - 66.
(Басос Е.В.)
("Семейное и жилищное право", 2023, N 6)3. Труфанов А.В. Проблемы разграничения многоквартирных домов и домов блокированной застройки: критический анализ новелл жилищного законодательства / А.В. Труфанов // Вестник Челябинского государственного университета. Серия: Право. 2022. Т. 7. N 2. С. 60 - 66.
Статья: Проблемы защиты права частной собственности в условиях реализации мероприятий программы комплексного развития
(Челышева Н.Ю.)
("Журнал предпринимательского и корпоративного права", 2024, N 4)В 2017 году, одновременно с внедрением Программы реновации жилья в Москве <3>, Комитет Государственной Думы по жилищной политике изучал возможность применения московского опыта в других регионах страны. Эта инициатива была реализована через Федеральный закон от 30 декабря 2020 года N 494-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях обеспечения комплексного развития территорий", известный как Закон о всероссийской реновации. В настоящее время комплексное развитие территорий регулируется гл. 10 ГрК РФ и определено как "совокупность взаимосвязанных мероприятий по формированию территории, созданию инфраструктуры и/или объектов капитального строительства, проводимых юридическими и физическими лицами, а также органами государственной власти, с целью качественного преобразования как застроенных, так и свободных от застройки (неосвоенных) городских территорий для их наилучшего и наиболее эффективного использования с учетом социальных функций, обеспечивающих устойчивое развитие городских пространств". В соответствии с нормами гл. 10 ГрК РФ разрабатываются программы строительства жилых комплексов с благоустроенными территориями и развитой инфраструктурой, включая муниципальные медицинские, образовательные и воспитательные учреждения, а также дороги. В данном контексте реновация подразумевает не только снос зданий, но и их ремонт и модернизацию с использованием энергоэффективных технологий. Важным аспектом является то, что в комплексный план развития территории могут быть включены не только аварийные и ветхие дома, но и пригодные для проживания, хотя и имеющие степень износа, а также дома блокированной застройки, индивидуальные жилые дома и садовые дома.
(Челышева Н.Ю.)
("Журнал предпринимательского и корпоративного права", 2024, N 4)В 2017 году, одновременно с внедрением Программы реновации жилья в Москве <3>, Комитет Государственной Думы по жилищной политике изучал возможность применения московского опыта в других регионах страны. Эта инициатива была реализована через Федеральный закон от 30 декабря 2020 года N 494-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях обеспечения комплексного развития территорий", известный как Закон о всероссийской реновации. В настоящее время комплексное развитие территорий регулируется гл. 10 ГрК РФ и определено как "совокупность взаимосвязанных мероприятий по формированию территории, созданию инфраструктуры и/или объектов капитального строительства, проводимых юридическими и физическими лицами, а также органами государственной власти, с целью качественного преобразования как застроенных, так и свободных от застройки (неосвоенных) городских территорий для их наилучшего и наиболее эффективного использования с учетом социальных функций, обеспечивающих устойчивое развитие городских пространств". В соответствии с нормами гл. 10 ГрК РФ разрабатываются программы строительства жилых комплексов с благоустроенными территориями и развитой инфраструктурой, включая муниципальные медицинские, образовательные и воспитательные учреждения, а также дороги. В данном контексте реновация подразумевает не только снос зданий, но и их ремонт и модернизацию с использованием энергоэффективных технологий. Важным аспектом является то, что в комплексный план развития территории могут быть включены не только аварийные и ветхие дома, но и пригодные для проживания, хотя и имеющие степень износа, а также дома блокированной застройки, индивидуальные жилые дома и садовые дома.
Статья: Обзор нового законодательства
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2022, N 4)Так, в связи с изменениями, внесенными Федеральным законом от 30 декабря 2021 г. N 476-ФЗ, в Положении закреплены понятия "многоквартирный дом" и "дом блокированной застройки", а также установлено, что межведомственная комиссия, осуществляющая оценку соответствия помещений и многоквартирных домов установленным требованиям, может принять решение об отсутствии оснований для признания жилого помещения непригодным для проживания.
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2022, N 4)Так, в связи с изменениями, внесенными Федеральным законом от 30 декабря 2021 г. N 476-ФЗ, в Положении закреплены понятия "многоквартирный дом" и "дом блокированной застройки", а также установлено, что межведомственная комиссия, осуществляющая оценку соответствия помещений и многоквартирных домов установленным требованиям, может принять решение об отсутствии оснований для признания жилого помещения непригодным для проживания.
Статья: Жилищные гарантии при реализации проектов комплексного развития территорий жилой застройки
(Косарева Н.Б.)
("Закон", 2023, N 3)- в отношении иных типов жилых зданий и жилых помещений (домов блокированной застройки, объектов индивидуального жилищного строительства, садовых домов) подход тоже изменялся от гражданско-правовых отношений к применению института изъятия для государственных или муниципальных нужд аварийных, ветхих или неблагоустроенных объектов, но пока дальше этого регулирование не продвинулось.
(Косарева Н.Б.)
("Закон", 2023, N 3)- в отношении иных типов жилых зданий и жилых помещений (домов блокированной застройки, объектов индивидуального жилищного строительства, садовых домов) подход тоже изменялся от гражданско-правовых отношений к применению института изъятия для государственных или муниципальных нужд аварийных, ветхих или неблагоустроенных объектов, но пока дальше этого регулирование не продвинулось.
Статья: Об изъятии домов и участков по новому Закону N 494-ФЗ
(Горелов А., Задоров М., Степанова Л., Тихонова В.)
("Жилищное право", 2021, N 3)Однако в случае, если такие дома блокированной застройки, объекты индивидуального жилищного строительства либо садовые дома признаны аварийными или соответствуют критериям, установленным субъектом Российской Федерации и характеризующим их высокий уровень износа, ненадлежащее техническое состояние или отсутствие систем инженерно-технического обеспечения, то такие дома могут быть изъяты вместе с земельными участками, на которых они находятся. Таким образом, из буквального прочтения закона следует, что в целях комплексного развития территории у собственников могут быть изъяты не только помещения в многоквартирных домах, но и индивидуальные дома, если они относятся к развиваемой территории и при этом признаны аварийными либо имеют недостатки, определенные компетентным органом субъекта РФ, в границах которого они расположены.
(Горелов А., Задоров М., Степанова Л., Тихонова В.)
("Жилищное право", 2021, N 3)Однако в случае, если такие дома блокированной застройки, объекты индивидуального жилищного строительства либо садовые дома признаны аварийными или соответствуют критериям, установленным субъектом Российской Федерации и характеризующим их высокий уровень износа, ненадлежащее техническое состояние или отсутствие систем инженерно-технического обеспечения, то такие дома могут быть изъяты вместе с земельными участками, на которых они находятся. Таким образом, из буквального прочтения закона следует, что в целях комплексного развития территории у собственников могут быть изъяты не только помещения в многоквартирных домах, но и индивидуальные дома, если они относятся к развиваемой территории и при этом признаны аварийными либо имеют недостатки, определенные компетентным органом субъекта РФ, в границах которого они расположены.
Статья: Проблемы трансформации жилых помещений в жилые дома блокированной застройки
(Батуева Э.Ц.)
("Семейное и жилищное право", 2022, N 5)<4> Постановление Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом" // СЗ РФ. 2006. N 6. Ст. 702.
(Батуева Э.Ц.)
("Семейное и жилищное право", 2022, N 5)<4> Постановление Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом" // СЗ РФ. 2006. N 6. Ст. 702.
Статья: О возможности выдела в натуре доли в праве общей долевой собственности на здание или сооружение
(Габучева С.А.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2024, N 1)Так, Петрозаводский городской суд Республики Карелия по гражданскому делу N 2-2924/2023 рассмотрел исковые требования местной администрации, которая просила признать отсутствующим право собственности на квартиру (право было зарегистрировано на основании соглашения о разделе индивидуального жилого дома, находящегося в общей долевой собственности). В своих объяснениях по делу местная администрация указала, что в отношении жилого дома 1940 г. постройки граждане с заявлениями о выдаче разрешений на строительство, реконструкцию или перепланировку не обращались. В соответствии с правилами землепользования и застройки земельный участок, в границах которого расположен жилой дом, находится в зоне застройки индивидуальными жилыми домами и жилыми домами блокированной застройки. Суд указал, что постановка на кадастровый учет и государственная регистрация прав на спорные квартиры в индивидуальном жилом доме приведут к смене статуса дома на многоквартирный, что не согласуется с нормативными положениями и может повлечь необоснованное возникновение обязанностей у местной администрации как исполнительно-распорядительного органа власти. В частности, речь шла об обязанности местной администрации решать вопрос о признании дома аварийным с последующим его расселением. Решение суда, которым исковые требования были удовлетворены, не обжаловалось участниками процесса <14>.
(Габучева С.А.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2024, N 1)Так, Петрозаводский городской суд Республики Карелия по гражданскому делу N 2-2924/2023 рассмотрел исковые требования местной администрации, которая просила признать отсутствующим право собственности на квартиру (право было зарегистрировано на основании соглашения о разделе индивидуального жилого дома, находящегося в общей долевой собственности). В своих объяснениях по делу местная администрация указала, что в отношении жилого дома 1940 г. постройки граждане с заявлениями о выдаче разрешений на строительство, реконструкцию или перепланировку не обращались. В соответствии с правилами землепользования и застройки земельный участок, в границах которого расположен жилой дом, находится в зоне застройки индивидуальными жилыми домами и жилыми домами блокированной застройки. Суд указал, что постановка на кадастровый учет и государственная регистрация прав на спорные квартиры в индивидуальном жилом доме приведут к смене статуса дома на многоквартирный, что не согласуется с нормативными положениями и может повлечь необоснованное возникновение обязанностей у местной администрации как исполнительно-распорядительного органа власти. В частности, речь шла об обязанности местной администрации решать вопрос о признании дома аварийным с последующим его расселением. Решение суда, которым исковые требования были удовлетворены, не обжаловалось участниками процесса <14>.
Ситуация: Как переселиться из аварийного жилья?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В частности, региональные адресные программы по переселению граждан не распространяются на жилые дома блокированной застройки (Письмо Госкорпорации "Фонд содействия реформированию ЖКХ" от 04.03.2019 N ОР-07/290).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В частности, региональные адресные программы по переселению граждан не распространяются на жилые дома блокированной застройки (Письмо Госкорпорации "Фонд содействия реформированию ЖКХ" от 04.03.2019 N ОР-07/290).
Статья: О дискуссионных вопросах определения правового статуса части жилого дома и дома блокированной застройки
(Лысова Ю.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)В 2013 году Минэкономразвития постаралось внести ясность в ранее сформированную позицию, и в письме от 28.11.2013 N Д23и-5649 "Об отнесении объектов недвижимости к жилому или многоквартирному дому, размещении домов блокированной застройки на одном земельном участке" указало, что "исходя из комплексного анализа положений ст. 16 ЖК РФ, ст. 49 ГрК РФ, Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" жилые дома могут быть отдельно стоящими (индивидуальными) или блокированной застройки, при этом индивидуальный дом или блок в блокированном доме состоят из комнат и вспомогательных помещений, а многоквартирные дома состоят из квартир, которые могут быть сгруппированы в одну или несколько блок-секций". Безусловно, данное разъяснение никак не помогло на практике отличить дом блокированной застройки, состоящий из блок-секций, от многоквартирного дома, квартиры которого сгруппированы в блок-секции. В связи с этим Министерство правильно отметило, что "вопросы отнесения зданий к жилым домам или многоквартирным домам, в том числе установление однозначных критериев для такого отнесения, не имеют достаточного нормативного регулирования" <3>.
(Лысова Ю.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)В 2013 году Минэкономразвития постаралось внести ясность в ранее сформированную позицию, и в письме от 28.11.2013 N Д23и-5649 "Об отнесении объектов недвижимости к жилому или многоквартирному дому, размещении домов блокированной застройки на одном земельном участке" указало, что "исходя из комплексного анализа положений ст. 16 ЖК РФ, ст. 49 ГрК РФ, Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" жилые дома могут быть отдельно стоящими (индивидуальными) или блокированной застройки, при этом индивидуальный дом или блок в блокированном доме состоят из комнат и вспомогательных помещений, а многоквартирные дома состоят из квартир, которые могут быть сгруппированы в одну или несколько блок-секций". Безусловно, данное разъяснение никак не помогло на практике отличить дом блокированной застройки, состоящий из блок-секций, от многоквартирного дома, квартиры которого сгруппированы в блок-секции. В связи с этим Министерство правильно отметило, что "вопросы отнесения зданий к жилым домам или многоквартирным домам, в том числе установление однозначных критериев для такого отнесения, не имеют достаточного нормативного регулирования" <3>.