Должностные лица кас
Подборка наиболее важных документов по запросу Должностные лица кас (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Обжалование действий (бездействия) должностных лиц органов власти
(КонсультантПлюс, 2025)...Такие... заявления подаются в суд по месту нахождения... должностного лица (часть 1 статьи 22 КАС РФ) либо в суд, указанный в частях 2, 3 статьи 24 КАС РФ, по выбору административного истца..."
(КонсультантПлюс, 2025)...Такие... заявления подаются в суд по месту нахождения... должностного лица (часть 1 статьи 22 КАС РФ) либо в суд, указанный в частях 2, 3 статьи 24 КАС РФ, по выбору административного истца..."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Правовая природа и юридическая сила доверенностей и завещаний, приравненных к нотариальным
(Воронов А.Ф., Аргунов В.В.)
("Нотариальный вестник", 2025, N 4)В части 5 статьи 61 ГПК РФ, части 5 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ) речь идет об обстоятельствах, подтвержденных именно нотариусом, а не каким-либо иным должностным лицом. Применительно к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации указание относительно доказательственной силы нотариального акта отсутствует. В теории предлагается использовать на этот случай нормы АПК РФ и ГПК РФ по аналогии, считая такие акты имеющими повышенную доказательственную силу <17>; либо же указывается, что отсутствие такого положения - особенность административного судопроизводства и нотариальные акты не имеют никакого приоритета <18>.
(Воронов А.Ф., Аргунов В.В.)
("Нотариальный вестник", 2025, N 4)В части 5 статьи 61 ГПК РФ, части 5 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ) речь идет об обстоятельствах, подтвержденных именно нотариусом, а не каким-либо иным должностным лицом. Применительно к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации указание относительно доказательственной силы нотариального акта отсутствует. В теории предлагается использовать на этот случай нормы АПК РФ и ГПК РФ по аналогии, считая такие акты имеющими повышенную доказательственную силу <17>; либо же указывается, что отсутствие такого положения - особенность административного судопроизводства и нотариальные акты не имеют никакого приоритета <18>.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Логика высказанной Пленумом Верховного Суда Российской Федерации правовой позиции понятна: если допустить возможность параллельного оспаривания таких решений и действий должностных лиц в порядке КАС РФ, то решение суда по административному делу может вступить в противоречие с постановленным по правилам КоАП РФ судебным актом и подорвать его юридическое значение. В связи с этим для лица, не согласного с промежуточным решением, действием должностного лица в рамках производства по делу об административном правонарушении, имеется возможность высказать свои возражения по этому поводу лишь при обжаловании итогового постановления (решения) по делу об административном правонарушении.
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Логика высказанной Пленумом Верховного Суда Российской Федерации правовой позиции понятна: если допустить возможность параллельного оспаривания таких решений и действий должностных лиц в порядке КАС РФ, то решение суда по административному делу может вступить в противоречие с постановленным по правилам КоАП РФ судебным актом и подорвать его юридическое значение. В связи с этим для лица, не согласного с промежуточным решением, действием должностного лица в рамках производства по делу об административном правонарушении, имеется возможность высказать свои возражения по этому поводу лишь при обжаловании итогового постановления (решения) по делу об административном правонарушении.
Нормативные акты
"Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации" от 08.03.2015 N 21-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)Глава 22. ПРОИЗВОДСТВО ПО АДМИНИСТРАТИВНЫМ ДЕЛАМ
(ред. от 31.07.2025)Глава 22. ПРОИЗВОДСТВО ПО АДМИНИСТРАТИВНЫМ ДЕЛАМ
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 50
"О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами"заявление об оспаривании нормативного правового акта или акта, обладающего нормативными свойствами, подано в защиту прав, свобод, законных интересов других лиц, в том числе неопределенного круга лиц, органом государственной власти, иным государственным органом, органом местного самоуправления, организацией, должностным лицом либо гражданином, которому КАС РФ или иным федеральным законом не предоставлено право на обращение в суд с заявлением в защиту прав, свобод, законных интересов других лиц, в том числе неопределенного круга лиц (пункт 2 части 1 статьи 128 КАС РФ);
"О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами"заявление об оспаривании нормативного правового акта или акта, обладающего нормативными свойствами, подано в защиту прав, свобод, законных интересов других лиц, в том числе неопределенного круга лиц, органом государственной власти, иным государственным органом, органом местного самоуправления, организацией, должностным лицом либо гражданином, которому КАС РФ или иным федеральным законом не предоставлено право на обращение в суд с заявлением в защиту прав, свобод, законных интересов других лиц, в том числе неопределенного круга лиц (пункт 2 части 1 статьи 128 КАС РФ);
"Комментарий к Федеральному закону от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Соответственно, иные акты ООиП, нежели те, исполнение которых ведет к возникновению, изменению или прекращению гражданских прав и обязанностей, подлежат оспариванию в порядке административного судопроизводства, то есть по правилам гл. 22 "Производство по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" КАС РФ. Применение положений названной главы разъяснено в Постановлении Пленума ВС России от 28 июня 2022 г. N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" <102>.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Соответственно, иные акты ООиП, нежели те, исполнение которых ведет к возникновению, изменению или прекращению гражданских прав и обязанностей, подлежат оспариванию в порядке административного судопроизводства, то есть по правилам гл. 22 "Производство по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" КАС РФ. Применение положений названной главы разъяснено в Постановлении Пленума ВС России от 28 июня 2022 г. N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" <102>.
Ситуация: Что такое подходящая работа, предлагаемая безработным гражданам и гражданам, ищущим работу, и можно ли от нее отказаться?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Если гражданин считает, что предложенные вакансии не являются подходящей работой, либо был нарушен порядок предоставления вариантов работы, он вправе обжаловать решения, действия центра занятости населения и его должностных лиц в вышестоящем органе, а также в суде (ч. 1 ст. 218 КАС РФ; ч. 1 ст. 63 Закона N 565-ФЗ; ч. 1 ст. 2, п. п. 1, 4 ст. 4 Закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Если гражданин считает, что предложенные вакансии не являются подходящей работой, либо был нарушен порядок предоставления вариантов работы, он вправе обжаловать решения, действия центра занятости населения и его должностных лиц в вышестоящем органе, а также в суде (ч. 1 ст. 218 КАС РФ; ч. 1 ст. 63 Закона N 565-ФЗ; ч. 1 ст. 2, п. п. 1, 4 ст. 4 Закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ).
"Комментарий к Федеральному закону от 19 июля 2007 г. N 196-ФЗ "О ломбардах"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Оспаривание ненормативных актов Банка России, действий (бездействия) его должностных лиц регламентировано гл. 24 "Рассмотрение дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц" АПК РФ (наименование главы в ред. Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 228-ФЗ <85>) и гл. 22 "Производство по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" КАС РФ.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Оспаривание ненормативных актов Банка России, действий (бездействия) его должностных лиц регламентировано гл. 24 "Рассмотрение дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц" АПК РФ (наименование главы в ред. Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 228-ФЗ <85>) и гл. 22 "Производство по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" КАС РФ.
Статья: Административный надзор как средство профилактики: проблемы правоприменения и дальнейшее развитие
(Челобитчиков М.Е.)
("Законность", 2024, N 7)Помимо этого, граждане в случае несогласия с установлением в отношении их административного надзора не лишены права обжаловать решения, принятые этими должностными лицами в порядке, установленном КАС.
(Челобитчиков М.Е.)
("Законность", 2024, N 7)Помимо этого, граждане в случае несогласия с установлением в отношении их административного надзора не лишены права обжаловать решения, принятые этими должностными лицами в порядке, установленном КАС.
Статья: Особенности терминологии и правового регулирования обжалования и оспаривания актов, решений, действий или бездействия таможенных органов или их должностных лиц
(Недосекова Е.С.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2022, N 12)2. Проведем анализ в целях выявления возможного предмета обжалования. В большинстве нормативных правовых актов, регламентирующих порядок обжалования, устанавливается порядок обжалования (оспаривания) а) решений, б) действий или в) бездействия государственного органа или его должностных лиц. Однако, исходя из положений Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации <4> (далее - КАС РФ) и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации <5> (далее - АПК РФ), обжалованию также подлежат еще и г) акты государственных органов или их должностных лиц.
(Недосекова Е.С.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2022, N 12)2. Проведем анализ в целях выявления возможного предмета обжалования. В большинстве нормативных правовых актов, регламентирующих порядок обжалования, устанавливается порядок обжалования (оспаривания) а) решений, б) действий или в) бездействия государственного органа или его должностных лиц. Однако, исходя из положений Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации <4> (далее - КАС РФ) и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации <5> (далее - АПК РФ), обжалованию также подлежат еще и г) акты государственных органов или их должностных лиц.
"Комментарий к Федеральному закону от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ "О национальной платежной системе"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Часть 11.10 комментируемой статьи также предусматривает возможность обжалования (хотя точнее было бы говорить об оспаривании) в суд решения об отказе в удовлетворении заявлений, указанных в ч. 11.8 и 11.9 данной статьи. При этом применяется порядок, предусмотренный гл. 22 "Производство по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" КАС РФ. Применение положений названной главы КАС РФ разъяснено в Постановлении Пленума ВС России от 28 июня 2022 г. N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" <110>.
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Часть 11.10 комментируемой статьи также предусматривает возможность обжалования (хотя точнее было бы говорить об оспаривании) в суд решения об отказе в удовлетворении заявлений, указанных в ч. 11.8 и 11.9 данной статьи. При этом применяется порядок, предусмотренный гл. 22 "Производство по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" КАС РФ. Применение положений названной главы КАС РФ разъяснено в Постановлении Пленума ВС России от 28 июня 2022 г. N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" <110>.
Готовое решение: Как подать административное исковое заявление
(КонсультантПлюс, 2025)Уважительной причиной пропуска срока обращения с административным исковым заявлением в суд является несвоевременное рассмотрение или нерассмотрение жалобы вышестоящим органом или должностным лицом (ч. 6 ст. 219 КАС РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Уважительной причиной пропуска срока обращения с административным исковым заявлением в суд является несвоевременное рассмотрение или нерассмотрение жалобы вышестоящим органом или должностным лицом (ч. 6 ст. 219 КАС РФ).