Должности педагогических работников, занятых в сфере образования
Подборка наиболее важных документов по запросу Должности педагогических работников, занятых в сфере образования (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Субвенции
(КонсультантПлюс, 2025)...установлено, что управлением допущено нецелевое использование средств краевого бюджета... направленных на оплату труда работников, не осуществляющих реализацию основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными образовательными стандартами... занимающих должности заведующего хозяйством и лаборанта...
(КонсультантПлюс, 2025)...установлено, что управлением допущено нецелевое использование средств краевого бюджета... направленных на оплату труда работников, не осуществляющих реализацию основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными образовательными стандартами... занимающих должности заведующего хозяйством и лаборанта...
Апелляционное определение Верховного суда Республики Коми от 18.01.2024 N 33-415/2024 (УИД 11RS0003-01-2023-003718-69)
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: 1) О взыскании невыплаченной суммы пенсии; 2) Об обязании произвести перерасчет пенсии; 3) О включении периода работы в трудовой стаж.
Обстоятельства: Установлено, что оснований для включения спорного периода работы истца педагогом дополнительного образования в детском саду комбинированного вида не имелось.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано; 3) Удовлетворено в части.Доводы жалобы истца о том, что, занимая должность педагога дополнительного образования, она работала педагогом, осуществляя педагогическую деятельность по обучению детей дошкольного учреждения изобразительному искусству, не могут являться основанием для отмены решения суда, поскольку в силу положений части 2 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости, и правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством Российской Федерации.
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: 1) О взыскании невыплаченной суммы пенсии; 2) Об обязании произвести перерасчет пенсии; 3) О включении периода работы в трудовой стаж.
Обстоятельства: Установлено, что оснований для включения спорного периода работы истца педагогом дополнительного образования в детском саду комбинированного вида не имелось.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано; 3) Удовлетворено в части.Доводы жалобы истца о том, что, занимая должность педагога дополнительного образования, она работала педагогом, осуществляя педагогическую деятельность по обучению детей дошкольного учреждения изобразительному искусству, не могут являться основанием для отмены решения суда, поскольку в силу положений части 2 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости, и правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством Российской Федерации.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)- получившим диплом о среднем профессиональном образовании или диплом о высшем образовании, дающий право занимать должность педагогического работника в муниципальной образовательной организации Иркутска по основному месту работы;
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)- получившим диплом о среднем профессиональном образовании или диплом о высшем образовании, дающий право занимать должность педагогического работника в муниципальной образовательной организации Иркутска по основному месту работы;
Статья: Разрешительная деятельность
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В частности, согласно ч. 1 ст. 49 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" аттестация педагогических работников проводится в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности и по желанию педагогических работников (за исключением педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава) в целях установления квалификационной категории.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В частности, согласно ч. 1 ст. 49 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" аттестация педагогических работников проводится в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности и по желанию педагогических работников (за исключением педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава) в целях установления квалификационной категории.
Нормативные акты
Справочная информация: "Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)2. Должности педагогических работников, занятых в сфере образования
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)2. Должности педагогических работников, занятых в сфере образования
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ
(ред. от 15.10.2025)
"Об образовании в Российской Федерации"9. Особенности реализации прав в сфере образования обучающихся, педагогических работников, занимающих должности федеральной государственной службы, в том числе военной службы или иной приравненной к ней службы, службы в органах внутренних дел, в Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, в федеральных государственных образовательных организациях, находящихся в ведении указанных в части 1 настоящей статьи федеральных государственных органов, могут устанавливаться нормативными правовыми актами указанных органов.
(ред. от 15.10.2025)
"Об образовании в Российской Федерации"9. Особенности реализации прав в сфере образования обучающихся, педагогических работников, занимающих должности федеральной государственной службы, в том числе военной службы или иной приравненной к ней службы, службы в органах внутренних дел, в Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, в федеральных государственных образовательных организациях, находящихся в ведении указанных в части 1 настоящей статьи федеральных государственных органов, могут устанавливаться нормативными правовыми актами указанных органов.
Статья: Дистанционный режим труда работников из числа профессорско-преподавательского состава
(Машукова Е.М.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2022, N 4)Согласно п. 7.1 Правил режим рабочего времени педагогических работников организаций, реализующих образовательные программы высшего образования и дополнительные профессиональные программы, определяется в зависимости от занимаемой должности с учетом работы, закрепленной несколькими документами: трудовым договором, должностными инструкциями (регламентами) и индивидуальным планом. Первые два вида документов, как правило, содержат лишь перечень должностных обязанностей без конкретизации требуемых результатов, а вот индивидуальный план работы преподавателя позволяет установить факт и объем выполненных работ. Подведение итогов из-за специфики учебного процесса осуществляется обычно в конце семестра или по завершении учебного года. Данное обстоятельство свидетельствует о том, что фактически в табеле учета рабочего времени, который заполняется дважды в месяц, отражаются только учебные занятия, другие обязанности, связанные с научной, творческой и исследовательской работой, а также другой педагогической работой: методической, подготовительной, организационной, диагностической, работой по ведению мониторинга, работой, предусмотренной планами воспитательных, физкультурно-оздоровительных, спортивных, творческих и иных мероприятий, проводимых с обучающимися, остаются неучтенными.
(Машукова Е.М.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2022, N 4)Согласно п. 7.1 Правил режим рабочего времени педагогических работников организаций, реализующих образовательные программы высшего образования и дополнительные профессиональные программы, определяется в зависимости от занимаемой должности с учетом работы, закрепленной несколькими документами: трудовым договором, должностными инструкциями (регламентами) и индивидуальным планом. Первые два вида документов, как правило, содержат лишь перечень должностных обязанностей без конкретизации требуемых результатов, а вот индивидуальный план работы преподавателя позволяет установить факт и объем выполненных работ. Подведение итогов из-за специфики учебного процесса осуществляется обычно в конце семестра или по завершении учебного года. Данное обстоятельство свидетельствует о том, что фактически в табеле учета рабочего времени, который заполняется дважды в месяц, отражаются только учебные занятия, другие обязанности, связанные с научной, творческой и исследовательской работой, а также другой педагогической работой: методической, подготовительной, организационной, диагностической, работой по ведению мониторинга, работой, предусмотренной планами воспитательных, физкультурно-оздоровительных, спортивных, творческих и иных мероприятий, проводимых с обучающимися, остаются неучтенными.
"Сложные вопросы изменений трудового законодательства в 2021 - 2022 годах"
(Шестакова Е.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)В соответствии с Правилами размещения в сети Интернет и обновления информации об образовательном учреждении, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.04.2012 N 343, образовательное учреждение должно размещать на своем официальном сайте в сети Интернет и обновлять в сроки, установленные Законом Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании", в том числе информацию, содержащую следующие персональные данные: фамилия, имя, отчество учредителя образовательного учреждения, его место нахождения, график работы, адрес электронной почты, фамилия, имя, отчество руководителя образовательного учреждения, его место нахождения, график работы, адрес электронной почты, справочные телефоны, фамилии, имена, отчества, должности руководителей структурных подразделений, включая филиалы и представительства, места их нахождения, графики работы, адреса электронной почты, информация о персональном составе педагогических (научно-педагогических) работников, их фамилии, имена, отчества, занимаемые должности, их уровень образования, квалификация, наличие ученой степени, ученого звания.
(Шестакова Е.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)В соответствии с Правилами размещения в сети Интернет и обновления информации об образовательном учреждении, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.04.2012 N 343, образовательное учреждение должно размещать на своем официальном сайте в сети Интернет и обновлять в сроки, установленные Законом Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании", в том числе информацию, содержащую следующие персональные данные: фамилия, имя, отчество учредителя образовательного учреждения, его место нахождения, график работы, адрес электронной почты, фамилия, имя, отчество руководителя образовательного учреждения, его место нахождения, график работы, адрес электронной почты, справочные телефоны, фамилии, имена, отчества, должности руководителей структурных подразделений, включая филиалы и представительства, места их нахождения, графики работы, адреса электронной почты, информация о персональном составе педагогических (научно-педагогических) работников, их фамилии, имена, отчества, занимаемые должности, их уровень образования, квалификация, наличие ученой степени, ученого звания.
"Памятки по трудовым правам и обязанностям работника и работодателя, разъясняющие требования трудового законодательства Российской Федерации: Сборник памяток для работодателя"
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)При увольнении педагогического работника в результате несоответствия занимаемой должности вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации, следует руководствоваться Приказом Минпросвещения России от 24.03.2023 N 196 "Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность" и Профессиональным стандартом педагога, утвержденным Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. N 544н. На этот порядок проведения оценки квалификации (аттестации) педагогических работников нормы Федерального закона от 03.07.2016 N 238-ФЗ "О независимой оценке квалификации" не распространяются (п. 3 ст. 1 указанного Закона).
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)При увольнении педагогического работника в результате несоответствия занимаемой должности вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации, следует руководствоваться Приказом Минпросвещения России от 24.03.2023 N 196 "Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность" и Профессиональным стандартом педагога, утвержденным Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. N 544н. На этот порядок проведения оценки квалификации (аттестации) педагогических работников нормы Федерального закона от 03.07.2016 N 238-ФЗ "О независимой оценке квалификации" не распространяются (п. 3 ст. 1 указанного Закона).
Вопрос: Какие квалификационные требования предъявляются к тьютору?
(Консультация эксперта, Минтруд России, 2025)Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования", утвержденный Приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 N 761н, устанавливает к должности тьютора следующие требования к квалификации (за исключением тьюторов, занятых в сфере высшего и дополнительного профессионального образования):
(Консультация эксперта, Минтруд России, 2025)Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования", утвержденный Приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 N 761н, устанавливает к должности тьютора следующие требования к квалификации (за исключением тьюторов, занятых в сфере высшего и дополнительного профессионального образования):
Готовое решение: Какие квалификационные требования предъявляются к педагогическим работникам
(КонсультантПлюс, 2025)Если педагогический работник принят на работу до вступления в силу Закона об образовании и аттестационная комиссия признала его соответствующим занимаемой должности, на него не распространяется требование о наличии среднего профессионального или высшего образования (ч. 18 ст. 108 Закона об образовании).
(КонсультантПлюс, 2025)Если педагогический работник принят на работу до вступления в силу Закона об образовании и аттестационная комиссия признала его соответствующим занимаемой должности, на него не распространяется требование о наличии среднего профессионального или высшего образования (ч. 18 ст. 108 Закона об образовании).
Путеводитель по кадровым вопросам. Особенности труда педагогических работников общеобразовательных организацийЗаявление могут подать педагогические работники образовательных организаций, занимающие определенные должности по основному месту работы, внешнему или внутреннему совместительству, а также должности педагогических работников в той же организации наряду с работой, определенной трудовым договором (работой руководителями организаций, их заместителями, другими работниками) (п. 1 Порядка). Перечень таких должностей указан в подразделе 2 разд. I Номенклатуры, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 21.02.2022 N 225.
Ситуация: Какие меры соцподдержки предусмотрены для педагогических работников?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Так, в 2025 и 2026 гг. для материального поощрения педагогических работников государственным образовательным организациям г. Москвы, подведомственным Департаменту культуры г. Москвы и реализующим образовательные программы в области искусств, основные общеобразовательные программы, предоставляются субсидии. Размеры субсидий определяются Департаментом культуры г. Москвы исходя из расчета 170 тыс. руб. в год на педагогического работника, занимающего должность по основному месту работы (п. п. 1, 2 Постановления Правительства Москвы от 01.11.2017 N 816-ПП).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Так, в 2025 и 2026 гг. для материального поощрения педагогических работников государственным образовательным организациям г. Москвы, подведомственным Департаменту культуры г. Москвы и реализующим образовательные программы в области искусств, основные общеобразовательные программы, предоставляются субсидии. Размеры субсидий определяются Департаментом культуры г. Москвы исходя из расчета 170 тыс. руб. в год на педагогического работника, занимающего должность по основному месту работы (п. п. 1, 2 Постановления Правительства Москвы от 01.11.2017 N 816-ПП).
Статья: Понятие "педагогическая деятельность" в законодательстве и правоприменительной практике: комплексный анализ содержания
(Усачева Е.А.)
("Legal Bulletin", 2025, N 2)В социально-трудовом законодательстве искомое понятие используется для характеристики трудовой функции с целью наделения педагогических работников специальным статусом, позволяющим обеспечить качество образовательного процесса. Базовый признак должности педагогического работника - педагогическая трудовая функция - непосредственное осуществление работником педагогической деятельности. Основываясь на результатах анализа описаний должностных обязанностей и трудовых функций педагогических работников в подзаконных актах, под "педагогической деятельностью" в социально-трудовом контексте предлагаем понимать педагогическое взаимодействие с обучающимися в рамках образовательного процесса. Формализованные идентификационные критерии педагогического работника, осуществляющего педагогическую деятельность, - соответствие занимаемой им должности разделу I Номенклатуры должностей (должности педагогических работников), состояние в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность.
(Усачева Е.А.)
("Legal Bulletin", 2025, N 2)В социально-трудовом законодательстве искомое понятие используется для характеристики трудовой функции с целью наделения педагогических работников специальным статусом, позволяющим обеспечить качество образовательного процесса. Базовый признак должности педагогического работника - педагогическая трудовая функция - непосредственное осуществление работником педагогической деятельности. Основываясь на результатах анализа описаний должностных обязанностей и трудовых функций педагогических работников в подзаконных актах, под "педагогической деятельностью" в социально-трудовом контексте предлагаем понимать педагогическое взаимодействие с обучающимися в рамках образовательного процесса. Формализованные идентификационные критерии педагогического работника, осуществляющего педагогическую деятельность, - соответствие занимаемой им должности разделу I Номенклатуры должностей (должности педагогических работников), состояние в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность.