Договоры перевозки грузов, пассажиров и багажа
Подборка наиболее важных документов по запросу Договоры перевозки грузов, пассажиров и багажа (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перечень позиций высших судов к ст. 432 ГК РФ "Основные положения о заключении договора"1.2.3. Отсутствие, неправильность оформления или утрата проездного билета, багажной квитанции, транспортной накладной не являются основанием для признания договора перевозки пассажира, багажа или груза незаключенным (позиция ВС РФ) >>>
Позиция ВС РФ: Отсутствие, неправильность оформления или утрата проездного билета, багажной квитанции, транспортной накладной не являются основанием для признания договора перевозки пассажира, багажа или груза незаключенным
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018 N 26
Применимые нормы: ст. 432, п. 2 ст. 785, п. 2 ст. 786 ГК РФПозиция ВС РФ: Отсутствие, неправильность оформления или утрата проездного билета, багажной квитанции, транспортной накладной не являются основанием для признания договора перевозки пассажира, багажа или груза незаключенным
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018 N 26
Применимые нормы: ст. 432, п. 2 ст. 785, п. 2 ст. 786 ГК РФПозиция ВС РФ: Отсутствие, неправильность оформления или утрата проездного билета, багажной квитанции, транспортной накладной не являются основанием для признания договора перевозки пассажира, багажа или груза незаключенным
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по судебной практике: Перевозка.
Может ли автоперевозчик, который своевременно не ответил на претензию грузоотправителя, ссылаться на ее несоответствие законодательству
(КонсультантПлюс, 2025)Из правовой позиции, изложенной в пункте 33 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.06.2018 N 26 "О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции" следует, что в силу части 1 статьи 40 Устава перевозчик обязан рассмотреть предъявленные претензии и о результатах их рассмотрения уведомить заявителя в письменной форме в течение тридцати дней со дня получения соответствующей претензии. В случае если перевозчик не ответил на претензию в установленный срок, впоследствии он не может ссылаться на то, что претензия не соответствовала требованиям, предусмотренным законодательством, в частности к ней не были приложены необходимые документы, а, следовательно, истцом не соблюден обязательный претензионный порядок.
Может ли автоперевозчик, который своевременно не ответил на претензию грузоотправителя, ссылаться на ее несоответствие законодательству
(КонсультантПлюс, 2025)Из правовой позиции, изложенной в пункте 33 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.06.2018 N 26 "О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции" следует, что в силу части 1 статьи 40 Устава перевозчик обязан рассмотреть предъявленные претензии и о результатах их рассмотрения уведомить заявителя в письменной форме в течение тридцати дней со дня получения соответствующей претензии. В случае если перевозчик не ответил на претензию в установленный срок, впоследствии он не может ссылаться на то, что претензия не соответствовала требованиям, предусмотренным законодательством, в частности к ней не были приложены необходимые документы, а, следовательно, истцом не соблюден обязательный претензионный порядок.
Готовое решение: Чем отличается договор перевозки от договора об оказании транспортных услуг
(КонсультантПлюс, 2025)Договор перевозки заключается для доставки груза или пассажира с багажом (при наличии) в определенный пункт назначения. Такие выводы можно сделать из п. 1 ст. 785, п. 1 ст. 786 ГК РФ.
(КонсультантПлюс, 2025)Договор перевозки заключается для доставки груза или пассажира с багажом (при наличии) в определенный пункт назначения. Такие выводы можно сделать из п. 1 ст. 785, п. 1 ст. 786 ГК РФ.
Нормативные акты
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 22.06.2021 N 18
"О некоторых вопросах досудебного урегулирования споров, рассматриваемых в порядке гражданского и арбитражного судопроизводства"о расторжении договора перевозки груза, пассажира, багажа, а также возмещении ущерба, причиненного при перевозке пассажира и багажа (пункт 2 статьи 795, статья 797 ГК РФ);
"О некоторых вопросах досудебного урегулирования споров, рассматриваемых в порядке гражданского и арбитражного судопроизводства"о расторжении договора перевозки груза, пассажира, багажа, а также возмещении ущерба, причиненного при перевозке пассажира и багажа (пункт 2 статьи 795, статья 797 ГК РФ);
"Комментарий к Федеральному закону от 30 июня 2003 г. N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Постановление Пленума ВС России 2018 г. N 26 - Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26 июня 2018 г. N 26 "О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции" <13>.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Постановление Пленума ВС России 2018 г. N 26 - Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26 июня 2018 г. N 26 "О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции" <13>.
Статья: Альтернативное урегулирование правовых споров: современное состояние и новые возможности
(Чекмарева А.В.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2023, N 10)В частности, федеральными законами предусмотрен обязательный досудебный порядок урегулирования споров о расторжении договора аренды, проката, аренды транспортных средств, аренды зданий и сооружений; о расторжении договора перевозки груза, пассажира, багажа, а также возмещении ущерба, причиненного при перевозке пассажира и багажа; о заключении договора в обязательном порядке; о расторжении договора банковского счета; об осуществлении страхового возмещения по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств; об оказании услуг связи и др.
(Чекмарева А.В.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2023, N 10)В частности, федеральными законами предусмотрен обязательный досудебный порядок урегулирования споров о расторжении договора аренды, проката, аренды транспортных средств, аренды зданий и сооружений; о расторжении договора перевозки груза, пассажира, багажа, а также возмещении ущерба, причиненного при перевозке пассажира и багажа; о заключении договора в обязательном порядке; о расторжении договора банковского счета; об осуществлении страхового возмещения по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств; об оказании услуг связи и др.
Статья: Ответственность в сфере перевозок легковым такси
(Жукова Ю.Д., Подмаркова А.С.)
("Закон", 2024, N 12)<17> Постановление Пленума ВС РФ от 26.06.2018 N 26 "О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции".
(Жукова Ю.Д., Подмаркова А.С.)
("Закон", 2024, N 12)<17> Постановление Пленума ВС РФ от 26.06.2018 N 26 "О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции".
Тематический выпуск: Налог на прибыль: актуальные вопросы из практики налогового консультирования
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 7)Вместе с тем, как отметил Пленум Верховного Суда РФ в п. 20 Постановления от 26.06.2018 N 26 "О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции":
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 7)Вместе с тем, как отметил Пленум Верховного Суда РФ в п. 20 Постановления от 26.06.2018 N 26 "О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции":
Путеводитель по сделкам. Перевозка груза. Общая информацияВнимание! Отсутствие, неправильность или утрата транспортной накладной сами по себе не являются основанием для признания договора перевозки груза незаключенным или недействительным. В этом случае наличие между сторонами договорных отношений может подтверждаться иными доказательствами (п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018 N 26 "О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции" (далее - Постановление Пленума Верховного Суда РФ N 26)).
Статья: Некоторые аспекты порядка заключения, исполнения и прекращения договоров перевозки автомобильным транспортом
(Левушкин А.Н.)
("Транспортное право", 2025, N 3)<9> Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26 июня 2018 г. N 26 "О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции" // Российская газета. 2018. 4 июля.
(Левушкин А.Н.)
("Транспортное право", 2025, N 3)<9> Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26 июня 2018 г. N 26 "О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции" // Российская газета. 2018. 4 июля.
Статья: Положения Гражданского кодекса РФ о пассивных солидарных обязательствах: открытый нормативный потенциал
(Тололаева Н.В.)
("Вестник гражданского права", 2024, N 6)<4> См., напр., п. 49 Постановления Пленума ВС РФ от 22 ноября 2016 г. N 54 "О некоторых вопросах применения положений Гражданского кодекса об обязательствах и их исполнении", п. 27 Постановления Пленума ВС РФ от 26 июня 2018 г. N 26 "О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции" и многочисленные Определения Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ: от 20 декабря 2022 г. N 305-ЭС22-11906, от 4 июля 2016 г. N 303-ЭС16-1164(1,2), от 23 декабря 2019 г. N 305-ЭС19-13326, от 22 мая 2017 г. N 303-ЭС16-19319, от 17 апреля 2018 г. N 307-ЭС17-19861.
(Тололаева Н.В.)
("Вестник гражданского права", 2024, N 6)<4> См., напр., п. 49 Постановления Пленума ВС РФ от 22 ноября 2016 г. N 54 "О некоторых вопросах применения положений Гражданского кодекса об обязательствах и их исполнении", п. 27 Постановления Пленума ВС РФ от 26 июня 2018 г. N 26 "О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции" и многочисленные Определения Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ: от 20 декабря 2022 г. N 305-ЭС22-11906, от 4 июля 2016 г. N 303-ЭС16-1164(1,2), от 23 декабря 2019 г. N 305-ЭС19-13326, от 22 мая 2017 г. N 303-ЭС16-19319, от 17 апреля 2018 г. N 307-ЭС17-19861.
Статья: Переговоры о заключении договора в контексте цивилистического учения о доброй совести
(Райников А.С.)
("Правосудие/Justice", 2025, N 3)Иллюстрацией изложенному служат разъяснения п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2018 г. N 26 "О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции" <6>, которые уточняют содержание информационных обязанностей сторон при заключении договора перевозки пассажира автомобильным транспортом. На основании требования действовать добросовестно при установлении обязательства (п. 3 ст. 307 ГК РФ) перевозчику необходимо обратить внимание на явные недостатки упаковки багажа и отразить их в провозных документах под угрозой привлечения к ответственности за утрату, недостачу или повреждение багажа. Тем самым пассажир освобождается от обязанности доводить до сведения перевозчика информацию об указанных недостатках при заключении договора перевозки. Не будучи закрепленным в формальных источниках права, такое решение объясняется наличием у перевозчика особых профессиональных качеств, предъявляющих к нему повышенные ожидания. В расчете на них правопорядок лишает перевозчика возможности апеллировать к недобросовестности пассажира, не сообщившего о явных недостатках упаковки багажа при проведении переговоров о заключении договора перевозки.
(Райников А.С.)
("Правосудие/Justice", 2025, N 3)Иллюстрацией изложенному служат разъяснения п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2018 г. N 26 "О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции" <6>, которые уточняют содержание информационных обязанностей сторон при заключении договора перевозки пассажира автомобильным транспортом. На основании требования действовать добросовестно при установлении обязательства (п. 3 ст. 307 ГК РФ) перевозчику необходимо обратить внимание на явные недостатки упаковки багажа и отразить их в провозных документах под угрозой привлечения к ответственности за утрату, недостачу или повреждение багажа. Тем самым пассажир освобождается от обязанности доводить до сведения перевозчика информацию об указанных недостатках при заключении договора перевозки. Не будучи закрепленным в формальных источниках права, такое решение объясняется наличием у перевозчика особых профессиональных качеств, предъявляющих к нему повышенные ожидания. В расчете на них правопорядок лишает перевозчика возможности апеллировать к недобросовестности пассажира, не сообщившего о явных недостатках упаковки багажа при проведении переговоров о заключении договора перевозки.
Статья: К дискуссии о претензионном порядке защиты прав
(Сергеев А.П., Терещенко Т.А.)
("Арбитражные споры", 2023, N 3)Похоже, именно к такому выводу склоняется ВС РФ, поскольку в пункте 3 Постановления Пленума ВС РФ N 18 указано, что федеральными законами обязательный досудебный порядок урегулирования спора предусмотрен в том числе по спорам: о заключении договора в обязательном порядке (пункт 1 статьи 445 ГК РФ); о заключении государственного или муниципального контракта (пункт 3 статьи 528, пункт 4 статьи 529 ГК РФ); о заключении договора поставки товаров для государственных или муниципальных нужд (пункт 4 статьи 529 ГК РФ); о расторжении договора аренды, проката, аренды транспортных средств, аренды зданий и сооружений, аренды предприятий, финансовой аренды (часть 3 статьи 619 и статья 625 ГК РФ); о расторжении договора перевозки груза, пассажира, багажа, а также возмещении ущерба, причиненного при перевозке пассажира и багажа (пункт 2 статьи 795, статья 797 ГК РФ); о расторжении договора банковского счета (абзац второй пункта 4 статьи 859 ГК РФ); об изменении договора коммерческой концессии (пункт 1 статьи 1036 ГК РФ) и др.
(Сергеев А.П., Терещенко Т.А.)
("Арбитражные споры", 2023, N 3)Похоже, именно к такому выводу склоняется ВС РФ, поскольку в пункте 3 Постановления Пленума ВС РФ N 18 указано, что федеральными законами обязательный досудебный порядок урегулирования спора предусмотрен в том числе по спорам: о заключении договора в обязательном порядке (пункт 1 статьи 445 ГК РФ); о заключении государственного или муниципального контракта (пункт 3 статьи 528, пункт 4 статьи 529 ГК РФ); о заключении договора поставки товаров для государственных или муниципальных нужд (пункт 4 статьи 529 ГК РФ); о расторжении договора аренды, проката, аренды транспортных средств, аренды зданий и сооружений, аренды предприятий, финансовой аренды (часть 3 статьи 619 и статья 625 ГК РФ); о расторжении договора перевозки груза, пассажира, багажа, а также возмещении ущерба, причиненного при перевозке пассажира и багажа (пункт 2 статьи 795, статья 797 ГК РФ); о расторжении договора банковского счета (абзац второй пункта 4 статьи 859 ГК РФ); об изменении договора коммерческой концессии (пункт 1 статьи 1036 ГК РФ) и др.
Интервью: Интервью с Сидоренко Элиной Леонидовной, директором Центра цифровой экономики и финансовых инноваций МГИМО (У) МИД России, профессором кафедры уголовного права, уголовного процесса и криминалистики МГИМО (У) МИД России, доктором юридических наук, доцентом, членом СПЧ при Президенте РФ
("Журнал предпринимательского и корпоративного права", 2024, N 3)Особый интерес представляет российская судебная практика. После нескольких громких процессов о возмещении вреда, причиненного водителями Яндекс-такси, было принято Постановление Пленума Верховного Суда от 26 июня 2018 г. N 26 "О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции". В нем разъясняется ответственность агрегатора, к которому обращается клиент для заключения договора перевозки пассажиров и багажа. Агрегатор несет ответственность перед пассажиром за причиненный в процессе перевозки вред, если это лицо заключило договор перевозки от своего имени либо из обстоятельств заключения договора (и в том числе из информации на сайте в сети Интернет, переписки сторон при заключении договора и т.п.) у добросовестного гражданина-потребителя могло сложиться мнение, что договор перевозки заключается непосредственно с этим лицом, а фактический перевозчик является его работником либо третьим лицом, привлеченным к исполнению обязательств по перевозке.
("Журнал предпринимательского и корпоративного права", 2024, N 3)Особый интерес представляет российская судебная практика. После нескольких громких процессов о возмещении вреда, причиненного водителями Яндекс-такси, было принято Постановление Пленума Верховного Суда от 26 июня 2018 г. N 26 "О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции". В нем разъясняется ответственность агрегатора, к которому обращается клиент для заключения договора перевозки пассажиров и багажа. Агрегатор несет ответственность перед пассажиром за причиненный в процессе перевозки вред, если это лицо заключило договор перевозки от своего имени либо из обстоятельств заключения договора (и в том числе из информации на сайте в сети Интернет, переписки сторон при заключении договора и т.п.) у добросовестного гражданина-потребителя могло сложиться мнение, что договор перевозки заключается непосредственно с этим лицом, а фактический перевозчик является его работником либо третьим лицом, привлеченным к исполнению обязательств по перевозке.