Договор управления многоквартирным домом является публичным договором
Подборка наиболее важных документов по запросу Договор управления многоквартирным домом является публичным договором (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Публичный договор: сфера действия
(Громов А.А.)
("Вестник гражданского права", 2023, NN 4, 5)Суды отмечают, что договор управления многоквартирным домом не является публичным договором, поскольку он не соответствует требованиям ст. 426 ГК РФ: в связи с отличием технического состояния и заказываемых собственниками помещений услуг и работ в различных многоквартирных домах не может быть одинаковой цены договора <64>.
(Громов А.А.)
("Вестник гражданского права", 2023, NN 4, 5)Суды отмечают, что договор управления многоквартирным домом не является публичным договором, поскольку он не соответствует требованиям ст. 426 ГК РФ: в связи с отличием технического состояния и заказываемых собственниками помещений услуг и работ в различных многоквартирных домах не может быть одинаковой цены договора <64>.
Статья: Управление многоквартирным домом: за и против
(Колоколова Е.О.)
("Семейное и жилищное право", 2021, N 3)Важно отметить, что договор управления МКД не подпадает под действие норм о публичном договоре, так как УО заключает договор, условия которого согласуются с собственниками каждого МКД, с каждым таким домом отдельно.
(Колоколова Е.О.)
("Семейное и жилищное право", 2021, N 3)Важно отметить, что договор управления МКД не подпадает под действие норм о публичном договоре, так как УО заключает договор, условия которого согласуются с собственниками каждого МКД, с каждым таким домом отдельно.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2023)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 15.11.2023)Отменяя решение суда первой инстанции и принимая по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, суд апелляционной инстанции исходил из того, что размер платы за содержание общего имущества многоквартирного дома и перечень работ, выполняемых в целях надлежащего содержания общего имущества многоквартирного дома, являются существенными условиями договора управления. Полагая, что решение об установлении платы за содержание и ремонт жилого помещения в меньшем размере, чем предусмотрено договором управления, принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме без учета обстоятельств, способных повлиять на объем и качество работ в целях поддержания многоквартирного дома в надлежащем техническом состоянии, что противоречит существу законодательного регулирования соответствующего вида обязательства, а также посягает на публичные интересы - интересы неопределенного круга лиц по обеспечению безопасности жизни и здоровья граждан, проживающих в многоквартирном доме, суд счел, что имеются основания для признания данного решения в части ничтожным в силу положений пункта 2 статьи 168 ГК РФ.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 15.11.2023)Отменяя решение суда первой инстанции и принимая по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, суд апелляционной инстанции исходил из того, что размер платы за содержание общего имущества многоквартирного дома и перечень работ, выполняемых в целях надлежащего содержания общего имущества многоквартирного дома, являются существенными условиями договора управления. Полагая, что решение об установлении платы за содержание и ремонт жилого помещения в меньшем размере, чем предусмотрено договором управления, принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме без учета обстоятельств, способных повлиять на объем и качество работ в целях поддержания многоквартирного дома в надлежащем техническом состоянии, что противоречит существу законодательного регулирования соответствующего вида обязательства, а также посягает на публичные интересы - интересы неопределенного круга лиц по обеспечению безопасности жизни и здоровья граждан, проживающих в многоквартирном доме, суд счел, что имеются основания для признания данного решения в части ничтожным в силу положений пункта 2 статьи 168 ГК РФ.
Статья: Исключение из судебной нагрузки "недостойных дел" за счет внедрения технологий искусственного интеллекта
(Трезубов Е.С.)
("Вестник гражданского процесса", 2024, N 2)Что же касается порядка взыскания задолженности по коммунальным платежам, то в сфере ЖКХ в принципе требуется глобальное реформирование как материальных, так и процессуальных (процедурных) правоотношений. На поверхности лежат такие проблемы, как отсутствие заключенных договоров ресурсоснабжения и управления помещениями в многоквартирном доме (часто при смене управляющей организации она не заключает договор с собственниками помещений, а оказывает свои услуги фактически, уведомив орган публичной власти об основаниях возникновения отношений), фактическое безучетное потребление энергоресурсов, допускаемые управляющими организациями ошибки в начислении платежей и т.п. И сегодня мировые судьи видят в качестве приложения к заявлению о взыскании задолженности, по сути, только расчет кредитора, в котором указываются сведения об объеме оказанных услуг, потребленных ресурсов и применяемых тарифах. Если тарифы установлены нормативно, то данные об объеме оказанных услуг принимаются от взыскателя на веру, зачастую без приложения каких-либо двусторонних актов. Здесь на самом деле нет признания задолженности со стороны должника, есть только презумпция верности расчета взыскателя, который не может быть достоверно проверен. Поскольку приказное производство не способно гарантировать должнику состояние защищенности иначе, чем за счет возможности отмены судебного приказа в упрощенном порядке, то нет никакой ценности в сохранении столь большого объема дел в судебной юрисдикции. Значительно удобнее было бы консолидировать все данные ЖКХ в единой государственной автоматизированной системе и предусмотреть внесудебные процедуры взыскания задолженности, не оплаченной добровольно или не оспоренной в определенный срок.
(Трезубов Е.С.)
("Вестник гражданского процесса", 2024, N 2)Что же касается порядка взыскания задолженности по коммунальным платежам, то в сфере ЖКХ в принципе требуется глобальное реформирование как материальных, так и процессуальных (процедурных) правоотношений. На поверхности лежат такие проблемы, как отсутствие заключенных договоров ресурсоснабжения и управления помещениями в многоквартирном доме (часто при смене управляющей организации она не заключает договор с собственниками помещений, а оказывает свои услуги фактически, уведомив орган публичной власти об основаниях возникновения отношений), фактическое безучетное потребление энергоресурсов, допускаемые управляющими организациями ошибки в начислении платежей и т.п. И сегодня мировые судьи видят в качестве приложения к заявлению о взыскании задолженности, по сути, только расчет кредитора, в котором указываются сведения об объеме оказанных услуг, потребленных ресурсов и применяемых тарифах. Если тарифы установлены нормативно, то данные об объеме оказанных услуг принимаются от взыскателя на веру, зачастую без приложения каких-либо двусторонних актов. Здесь на самом деле нет признания задолженности со стороны должника, есть только презумпция верности расчета взыскателя, который не может быть достоверно проверен. Поскольку приказное производство не способно гарантировать должнику состояние защищенности иначе, чем за счет возможности отмены судебного приказа в упрощенном порядке, то нет никакой ценности в сохранении столь большого объема дел в судебной юрисдикции. Значительно удобнее было бы консолидировать все данные ЖКХ в единой государственной автоматизированной системе и предусмотреть внесудебные процедуры взыскания задолженности, не оплаченной добровольно или не оспоренной в определенный срок.
Статья: О некоторых вопросах правового регулирования цены договора управления многоквартирным домом
(Чучман И.М.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 4)4) при утверждении размера платы должно учитываться мнение сторон договора управления многоквартирным домом;
(Чучман И.М.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 4)4) при утверждении размера платы должно учитываться мнение сторон договора управления многоквартирным домом;
Статья: Обзор правовых позиций Верховного Суда Российской Федерации по вопросам частного права за май 2023 года
(Автонова Е.Д., Гвоздева С.В., Карапетов А.Г., Романова О.И., Сбитнев Ю.В., Трофимов С.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2023, N 7)Поскольку порядок определения и размер платы за содержание общего имущества дома, а также перечень работ, выполняемых в целях надлежащего содержания общего имущества многоквартирного дома, являются условиями договора управления, при этом изменение условий договора управления о размере платы за содержание общего имущества возможно исключительно по решению общего собрания собственников помещений дома, то условие договора управления о размере платы за содержание общего имущества должно соответствовать решению, принятому на собрании собственников дома. В ином случае оно может быть оспорено по правилам недействительности сделок.
(Автонова Е.Д., Гвоздева С.В., Карапетов А.Г., Романова О.И., Сбитнев Ю.В., Трофимов С.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2023, N 7)Поскольку порядок определения и размер платы за содержание общего имущества дома, а также перечень работ, выполняемых в целях надлежащего содержания общего имущества многоквартирного дома, являются условиями договора управления, при этом изменение условий договора управления о размере платы за содержание общего имущества возможно исключительно по решению общего собрания собственников помещений дома, то условие договора управления о размере платы за содержание общего имущества должно соответствовать решению, принятому на собрании собственников дома. В ином случае оно может быть оспорено по правилам недействительности сделок.
Статья: О систематизации договоров, регулирующих жилищные отношения
(Формакидов Д.А.)
("Семейное и жилищное право", 2021, N 5)Констатируя позитивный эффект существования типовых договоров найма жилых помещений в публичных жилищных фондах, следует признать необходимость внесения изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации <4> в части наделения Правительства Российской Федерации полномочиями для принятия постановлений, содержащих типовые договоры: коммерческого найма жилых помещений, находящихся в государственной и муниципальной собственности; поднайма в государственных и муниципальных жилых помещениях; обмена жилыми помещениями между нанимателями по договорам социального найма; безвозмездного пользования жилыми помещениями специализированного жилищного фонда для социальной защиты отдельных категорий граждан; передачи жилья в публичную собственность; управления многоквартирным домом.
(Формакидов Д.А.)
("Семейное и жилищное право", 2021, N 5)Констатируя позитивный эффект существования типовых договоров найма жилых помещений в публичных жилищных фондах, следует признать необходимость внесения изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации <4> в части наделения Правительства Российской Федерации полномочиями для принятия постановлений, содержащих типовые договоры: коммерческого найма жилых помещений, находящихся в государственной и муниципальной собственности; поднайма в государственных и муниципальных жилых помещениях; обмена жилыми помещениями между нанимателями по договорам социального найма; безвозмездного пользования жилыми помещениями специализированного жилищного фонда для социальной защиты отдельных категорий граждан; передачи жилья в публичную собственность; управления многоквартирным домом.
Статья: Правовая природа, квалификация и юридический состав договора управления многоквартирным домом
(Гордеев Д.П.)
("Семейное и жилищное право", 2025, N 3)Несмотря на то что Правилами осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами <12> (Правила управления МКД) установлены стандарты и порядок осуществления деятельности по управлению МКД, которые обязательны для УО, действующих на основании ДУ, эти Правила управления МКД нельзя считать предусмотренными п. 4 ст. 426 ГК РФ, изданными Правительством РФ "правилами, обязательными для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.)". Правила управления МКД имеют более широкую сферу действия, они регулируют не только вопросы заключения и исполнения ДУ, поскольку они в равной мере распространяют свое действие и на ТСЖ, ЖСК, и на собственников помещений в МКД.
(Гордеев Д.П.)
("Семейное и жилищное право", 2025, N 3)Несмотря на то что Правилами осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами <12> (Правила управления МКД) установлены стандарты и порядок осуществления деятельности по управлению МКД, которые обязательны для УО, действующих на основании ДУ, эти Правила управления МКД нельзя считать предусмотренными п. 4 ст. 426 ГК РФ, изданными Правительством РФ "правилами, обязательными для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.)". Правила управления МКД имеют более широкую сферу действия, они регулируют не только вопросы заключения и исполнения ДУ, поскольку они в равной мере распространяют свое действие и на ТСЖ, ЖСК, и на собственников помещений в МКД.
Статья: Правовая природа договоров поручительства и залога в налоговом праве Российской Федерации
(Барыкин М.Ю.)
("Налоги" (журнал), 2023, N 4)8. Голышев В.Г. О некоторых аспектах договорно-правового регулирования отношений по управлению многоквартирным домом / В.Г. Голышев, А.В. Голышева // Право и экономика. 2022. N 10. С. 11 - 15.
(Барыкин М.Ю.)
("Налоги" (журнал), 2023, N 4)8. Голышев В.Г. О некоторых аспектах договорно-правового регулирования отношений по управлению многоквартирным домом / В.Г. Голышев, А.В. Голышева // Право и экономика. 2022. N 10. С. 11 - 15.
Статья: К вопросу о практике компенсации потерь арендаторов земельных участков, включенных в границы зон с особыми условиями использования территорий
(Старова Е.В.)
("Право и экономика", 2025, N 2)В 2017 году в целях реализации этого инвестиционного проекта был заключен договор аренды земельного участка между публично-правовым образованием в лице Управления муниципальной собственности г. Владивостока (арендодатель) и коммерческой организацией, инвестором (арендатор).
(Старова Е.В.)
("Право и экономика", 2025, N 2)В 2017 году в целях реализации этого инвестиционного проекта был заключен договор аренды земельного участка между публично-правовым образованием в лице Управления муниципальной собственности г. Владивостока (арендодатель) и коммерческой организацией, инвестором (арендатор).
Вопрос: Какую информацию можно размещать на информационных досках, размещенных в многоквартирных домах?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- иная информация, например: сообщения о проведении общего собрания собственников помещений в МКД в форме заочного голосования с использованием системы и правила доступа к системе не зарегистрированных в ней собственников помещений в МКД; уведомления об одностороннем отказе ресурсоснабжающей организации, регионального оператора от исполнения договора ресурсоснабжения, договора на оказание услуг по обращению с ТКО; сообщения о возможном установлении публичного сервитута в случае, если публичный сервитут предлагается установить в отношении земельного участка, относящегося к общему имуществу собственников помещений в МКД; решения о выявлении бесхозяйного или имеющего признаки выморочного имущества помещения, машино-места в МКД.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- иная информация, например: сообщения о проведении общего собрания собственников помещений в МКД в форме заочного голосования с использованием системы и правила доступа к системе не зарегистрированных в ней собственников помещений в МКД; уведомления об одностороннем отказе ресурсоснабжающей организации, регионального оператора от исполнения договора ресурсоснабжения, договора на оказание услуг по обращению с ТКО; сообщения о возможном установлении публичного сервитута в случае, если публичный сервитут предлагается установить в отношении земельного участка, относящегося к общему имуществу собственников помещений в МКД; решения о выявлении бесхозяйного или имеющего признаки выморочного имущества помещения, машино-места в МКД.
"Комментарий практики рассмотрения экономических споров (судебно-арбитражной практики)"
(выпуск 28)
(отв. ред. В.М. Жуйков)
("ИЗиСП", "КОНТРАКТ", 2021)Индивидуальный предприниматель В. (далее - Заявитель) обратился в арбитражный суд с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Жилищный сервис" (далее - Общество), осуществляющему управление придомовой территорией многоквартирного дома, о признании договора аренды ничтожным и возврате уплаченных по договору денежных средств.
(выпуск 28)
(отв. ред. В.М. Жуйков)
("ИЗиСП", "КОНТРАКТ", 2021)Индивидуальный предприниматель В. (далее - Заявитель) обратился в арбитражный суд с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Жилищный сервис" (далее - Общество), осуществляющему управление придомовой территорией многоквартирного дома, о признании договора аренды ничтожным и возврате уплаченных по договору денежных средств.