Договор теплоснабжения с управляющей компанией
Подборка наиболее важных документов по запросу Договор теплоснабжения с управляющей компанией (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Заключение договора теплоснабжения
(КонсультантПлюс, 2025)5. Понуждение к заключению договора теплоснабжения
(КонсультантПлюс, 2025)5. Понуждение к заключению договора теплоснабжения
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Тарифы на тепловую энергию
(КонсультантПлюс, 2025)"...Как следует из материалов дела, между ПАО... (теплоснабжающая организация) и АО... (управляющая организация) заключен договор теплоснабжения...
(КонсультантПлюс, 2025)"...Как следует из материалов дела, между ПАО... (теплоснабжающая организация) и АО... (управляющая организация) заключен договор теплоснабжения...
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по судебной практике: Возмездное оказание услуг.
Является ли договор на отпуск питьевой воды договором возмездного оказания услуг
(КонсультантПлюс, 2025)"...Как следует из материалов дела и установлено судами, между обществом "ЭСК "ВЕКОС" (энергоснабжающая организация) и обществом "КУК "Местные коммунальные сети" (управляющая организация) заключены договор теплоснабжения от 01.01.2008 и договор на отпуск питьевой воды и прием сточных вод от 01.01.2008, подписанные сторонами в редакции протоколов согласования разногласий от 27.03.2008.
Является ли договор на отпуск питьевой воды договором возмездного оказания услуг
(КонсультантПлюс, 2025)"...Как следует из материалов дела и установлено судами, между обществом "ЭСК "ВЕКОС" (энергоснабжающая организация) и обществом "КУК "Местные коммунальные сети" (управляющая организация) заключены договор теплоснабжения от 01.01.2008 и договор на отпуск питьевой воды и прием сточных вод от 01.01.2008, подписанные сторонами в редакции протоколов согласования разногласий от 27.03.2008.
Путеводитель по судебной практике: Расчеты.
Можно ли изменить назначение платежа в платежном поручении
(КонсультантПлюс, 2025)"...По мнению Управляющей компании, задолженность по договору теплоснабжения от 01.01.2016 N 024-2016 за ноябрь 2016 года в сумме 33 478 рублей 15 копеек отсутствует, поскольку оплата этого периода осуществлена ответчиком путем направления письма от 16.05.2017 N 321 об изменении назначения платежей в платежных поручениях, в которых первоначально указанные периоды оплаты уступлены истцу по договору цессии N 051-2016.
Можно ли изменить назначение платежа в платежном поручении
(КонсультантПлюс, 2025)"...По мнению Управляющей компании, задолженность по договору теплоснабжения от 01.01.2016 N 024-2016 за ноябрь 2016 года в сумме 33 478 рублей 15 копеек отсутствует, поскольку оплата этого периода осуществлена ответчиком путем направления письма от 16.05.2017 N 321 об изменении назначения платежей в платежных поручениях, в которых первоначально указанные периоды оплаты уступлены истцу по договору цессии N 051-2016.
Статья: Порядок замены приборов учета в многоквартирном доме
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Для замены теплосчетчика необходимо заключить договор с организацией, уполномоченной на осуществление замены теплосчетчика, или обратиться в управляющую компанию (ч. 9 ст. 13 Закона об энергосбережении, ч. 4 ст. 19 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении), Письмо Минстроя России от 27.08.2015 N 27482-ОЛ/04 "О разъяснении отдельных положений Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ").
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Для замены теплосчетчика необходимо заключить договор с организацией, уполномоченной на осуществление замены теплосчетчика, или обратиться в управляющую компанию (ч. 9 ст. 13 Закона об энергосбережении, ч. 4 ст. 19 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении), Письмо Минстроя России от 27.08.2015 N 27482-ОЛ/04 "О разъяснении отдельных положений Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ").
Статья: Аналогия закона при разрешении жилищных споров
(Суслова С.И., Формакидов Д.А.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2024, N 1)Активно аналогию жилищного закона в жилищных обязательственных отношениях применяют не только судебные органы, но и органы исполнительной власти. Так, Минстрой России отметил: "Для перехода на прямые договоры с ресурсоснабжающей организацией в многоквартирных домах, в которых горячая вода приготавливается с помощью оборудования, расположенного в многоквартирном доме и относящегося к общему имуществу в многоквартирном доме, собственники вправе принять решение о заключении с ресурсоснабжающими организациями: договора теплоснабжения в целях предоставления им коммунальной услуги по теплоснабжению (для приготовления горячей воды) и договора холодного водоснабжения в целях предоставления им коммунальной услуги по холодному водоснабжению (в т.ч. для приготовления горячей воды). Такие коммунальные услуги поименованы в п. 55 Правил N 354 и в соответствии с ч. 1 ст. 7 ЖК РФ (аналогия закона) могут предоставляться потребителям коммунальных услуг в многоквартирных домах ресурсоснабжающей организацией в отсутствии лица, управляющего многоквартирным домом (ст. 164 ЖК РФ), или в период до заключения лицом, управляющим многоквартирным домом, договора ресурсоснабжения с ресурсоснабжающей организацией (ч. 9 ст. 157.2 ЖК РФ)" <37>.
(Суслова С.И., Формакидов Д.А.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2024, N 1)Активно аналогию жилищного закона в жилищных обязательственных отношениях применяют не только судебные органы, но и органы исполнительной власти. Так, Минстрой России отметил: "Для перехода на прямые договоры с ресурсоснабжающей организацией в многоквартирных домах, в которых горячая вода приготавливается с помощью оборудования, расположенного в многоквартирном доме и относящегося к общему имуществу в многоквартирном доме, собственники вправе принять решение о заключении с ресурсоснабжающими организациями: договора теплоснабжения в целях предоставления им коммунальной услуги по теплоснабжению (для приготовления горячей воды) и договора холодного водоснабжения в целях предоставления им коммунальной услуги по холодному водоснабжению (в т.ч. для приготовления горячей воды). Такие коммунальные услуги поименованы в п. 55 Правил N 354 и в соответствии с ч. 1 ст. 7 ЖК РФ (аналогия закона) могут предоставляться потребителям коммунальных услуг в многоквартирных домах ресурсоснабжающей организацией в отсутствии лица, управляющего многоквартирным домом (ст. 164 ЖК РФ), или в период до заключения лицом, управляющим многоквартирным домом, договора ресурсоснабжения с ресурсоснабжающей организацией (ч. 9 ст. 157.2 ЖК РФ)" <37>.
Статья: Теплоснабжение: понятие, порядок учета, условия поставки
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В случае если в жилом доме имеются встроенное или пристроенное нежилое помещение, то заявки на заключение договора подаются раздельно лицом, осуществляющим деятельность по управлению многоквартирным домом в отношении такого дома, и отдельно владельцем нежилого помещения (п. 44 Правил теплоснабжения).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В случае если в жилом доме имеются встроенное или пристроенное нежилое помещение, то заявки на заключение договора подаются раздельно лицом, осуществляющим деятельность по управлению многоквартирным домом в отношении такого дома, и отдельно владельцем нежилого помещения (п. 44 Правил теплоснабжения).
"Доктринальные основы практики Верховного Суда Российской Федерации: монография"
(Хабриева Т.Я., Ковлер А.И., Курбанов Р.А.)
(отв. ред. Т.Я. Хабриева)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)Двойственность статуса управляющей организации, по мнению О.Ю. Шилохвоста, порождает неопределенность ее правового положения как участника договора <1>. Причину этому О.Ю. Шилохвост видит в том, что законодатель воздержался от легального определения энергоснабжающей организации, не очертил круг ее субъектного состава в законах и подзаконных нормативных актах, регулирующих отношения по снабжению электроэнергией, водой, водоотведению, теплоснабжению; понятие субъекта, основной обязанностью которого является поставка электрической, тепловой энергии или питьевой воды, имеет существенные для практики различия.
(Хабриева Т.Я., Ковлер А.И., Курбанов Р.А.)
(отв. ред. Т.Я. Хабриева)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)Двойственность статуса управляющей организации, по мнению О.Ю. Шилохвоста, порождает неопределенность ее правового положения как участника договора <1>. Причину этому О.Ю. Шилохвост видит в том, что законодатель воздержался от легального определения энергоснабжающей организации, не очертил круг ее субъектного состава в законах и подзаконных нормативных актах, регулирующих отношения по снабжению электроэнергией, водой, водоотведению, теплоснабжению; понятие субъекта, основной обязанностью которого является поставка электрической, тепловой энергии или питьевой воды, имеет существенные для практики различия.
Статья: Публичный договор: сфера действия
(Громов А.А.)
("Вестник гражданского права", 2023, NN 4, 5)<123> В данном случае уместно привести рассуждения А.И. Савельева о правоотношении, когда контрагентом обязанного лица выступает организация, приобретающая товар не для собственных нужд, а в целях оказания коммунальных услуг. Так, А.И. Савельев указывает, что "заслуживает отдельного рассмотрения вопрос о правомерности квалификации в качестве публичного договора соглашения, где контрагентом коммерческой организации выступает некоммерческая организация, приобретающая энергию (газ) не для собственных нужд, а в целях удовлетворения потребностей граждан. В качестве примеров таких организаций можно указать товарищества собственников жилья, жилищно-строительные, жилищные и иные специализированные потребительские кооперативы. Ключевой характеристикой таких организаций является наличие членства, что позволяет квалифицировать возникающие отношения в качестве косвенного представительства особого рода, в котором рассматриваемая некоммерческая организация действует от своего имени в интересах представляемых ею своих членов. Также следует учитывать, что в соответствии со ст. 161 ЖК РФ договоры теплоснабжения могут быть заключены энергоснабжающей организацией либо с собственниками помещений (при непосредственном управлении), либо с управляющей организацией (ТСЖ, ЖСК или иной), что не препятствует квалификации соответствующего договора в качестве публичного. Исходя из того, что подобные некоммерческие организации поименованы в качестве потребителей, есть основания полагать, что заключаемые с ними договоры энергоснабжения (поставки газа) являются также публичными. Из этого исходит и судебная практика. Однако в тех случаях, когда такая некоммерческая организация реализует приобретенную энергию конечным потребителям, не являющимся ее членами, с применением повышающих коэффициентов, договор, заключенный с поставщиком такой некоммерческой организации, не является публичным. Такое решение является вполне логичным, имея в виду, что в данном случае организация действует в своем интересе" (Савельев А.И. Применение судами норм Гражданского кодекса РФ о публичных договорах // Вестник гражданского права. 2009. N 4 (СПС "КонсультантПлюс")).
(Громов А.А.)
("Вестник гражданского права", 2023, NN 4, 5)<123> В данном случае уместно привести рассуждения А.И. Савельева о правоотношении, когда контрагентом обязанного лица выступает организация, приобретающая товар не для собственных нужд, а в целях оказания коммунальных услуг. Так, А.И. Савельев указывает, что "заслуживает отдельного рассмотрения вопрос о правомерности квалификации в качестве публичного договора соглашения, где контрагентом коммерческой организации выступает некоммерческая организация, приобретающая энергию (газ) не для собственных нужд, а в целях удовлетворения потребностей граждан. В качестве примеров таких организаций можно указать товарищества собственников жилья, жилищно-строительные, жилищные и иные специализированные потребительские кооперативы. Ключевой характеристикой таких организаций является наличие членства, что позволяет квалифицировать возникающие отношения в качестве косвенного представительства особого рода, в котором рассматриваемая некоммерческая организация действует от своего имени в интересах представляемых ею своих членов. Также следует учитывать, что в соответствии со ст. 161 ЖК РФ договоры теплоснабжения могут быть заключены энергоснабжающей организацией либо с собственниками помещений (при непосредственном управлении), либо с управляющей организацией (ТСЖ, ЖСК или иной), что не препятствует квалификации соответствующего договора в качестве публичного. Исходя из того, что подобные некоммерческие организации поименованы в качестве потребителей, есть основания полагать, что заключаемые с ними договоры энергоснабжения (поставки газа) являются также публичными. Из этого исходит и судебная практика. Однако в тех случаях, когда такая некоммерческая организация реализует приобретенную энергию конечным потребителям, не являющимся ее членами, с применением повышающих коэффициентов, договор, заключенный с поставщиком такой некоммерческой организации, не является публичным. Такое решение является вполне логичным, имея в виду, что в данном случае организация действует в своем интересе" (Савельев А.И. Применение судами норм Гражданского кодекса РФ о публичных договорах // Вестник гражданского права. 2009. N 4 (СПС "КонсультантПлюс")).
Статья: Жилищно-коммунальные услуги
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, которая от своего имени и в интересах собственника заключает договоры холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) с соответствующими ресурсоснабжающими организациями, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям (п. 13 Правил).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, которая от своего имени и в интересах собственника заключает договоры холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) с соответствующими ресурсоснабжающими организациями, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям (п. 13 Правил).
"Жилищный кодекс Российской Федерации: постатейный научно-практический комментарий: учебное пособие"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)12. Частью 12 комментируемой статьи управляющим организациям, ТСЖ либо жилищным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам, осуществляющим управление многоквартирными домами, запрещено отказываться от заключения договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления). Более того, в силу принятых в соответствии со ст. 157 ЖК РФ Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или ТСЖ либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2012 г. N 124, в случае уклонения указанных организаций и лиц от заключения соответствующих договоров с ресурсоснабжающими организациями последние наделены правом на обращение в суд с требованием о понуждении другой стороны к заключению договора ресурсоснабжения. Так, согласно п. 11 указанных Правил в случае неполучения стороной, направившей заявку (оферту), в течение 30 дней со дня получения заявки (оферты) другой стороной ответа о согласии заключить договор ресурсоснабжения на предложенных условиях либо на иных условиях, соответствующих гражданскому и жилищному законодательству Российской Федерации, в том числе настоящим Правилам и нормативным правовым актам в сфере ресурсоснабжения, или об отказе от заключения договора ресурсоснабжения по основаниям, предусмотренным настоящими Правилами, а также в случае получения отказа от заключения договора ресурсоснабжения по основаниям, не предусмотренным настоящими Правилами, сторона, направившая заявку (оферту), вправе обратиться в суд с требованием о понуждении другой стороны, для которой заключение такого договора является обязательным, к заключению договора ресурсоснабжения.
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)12. Частью 12 комментируемой статьи управляющим организациям, ТСЖ либо жилищным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам, осуществляющим управление многоквартирными домами, запрещено отказываться от заключения договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления). Более того, в силу принятых в соответствии со ст. 157 ЖК РФ Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или ТСЖ либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2012 г. N 124, в случае уклонения указанных организаций и лиц от заключения соответствующих договоров с ресурсоснабжающими организациями последние наделены правом на обращение в суд с требованием о понуждении другой стороны к заключению договора ресурсоснабжения. Так, согласно п. 11 указанных Правил в случае неполучения стороной, направившей заявку (оферту), в течение 30 дней со дня получения заявки (оферты) другой стороной ответа о согласии заключить договор ресурсоснабжения на предложенных условиях либо на иных условиях, соответствующих гражданскому и жилищному законодательству Российской Федерации, в том числе настоящим Правилам и нормативным правовым актам в сфере ресурсоснабжения, или об отказе от заключения договора ресурсоснабжения по основаниям, предусмотренным настоящими Правилами, а также в случае получения отказа от заключения договора ресурсоснабжения по основаниям, не предусмотренным настоящими Правилами, сторона, направившая заявку (оферту), вправе обратиться в суд с требованием о понуждении другой стороны, для которой заключение такого договора является обязательным, к заключению договора ресурсоснабжения.
Вопрос: Обязан ли собственник доли в нежилом подвальном помещении многоквартирного дома заключать персональный договор теплоснабжения с ресурсоснабжающей организацией, если в данном помещении проходят только общие распределительные трубопроводы с теплоносителем, от которых в подъезды уходят стояки отопления к батареям?
(Консультация эксперта, 2023)В случае если в жилом доме имеется встроенное или пристроенное нежилое помещение, то заявки о заключении договора теплоснабжения подаются лицом, осуществляющим деятельность по управлению многоквартирным домом в соответствии с жилищным законодательством в отношении многоквартирного дома, за исключением нежилого помещения, а в отношении нежилого помещения - владельцем такого помещения в соответствии с настоящими Правилами, и при этом объем потребления (в ценовых зонах теплоснабжения - порядок его определения) и порядок учета поставляемых собственникам жилых и нежилых помещений тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя фиксируются в договоре теплоснабжения раздельно по жилой части дома и встроенному или пристроенному нежилому помещению.
(Консультация эксперта, 2023)В случае если в жилом доме имеется встроенное или пристроенное нежилое помещение, то заявки о заключении договора теплоснабжения подаются лицом, осуществляющим деятельность по управлению многоквартирным домом в соответствии с жилищным законодательством в отношении многоквартирного дома, за исключением нежилого помещения, а в отношении нежилого помещения - владельцем такого помещения в соответствии с настоящими Правилами, и при этом объем потребления (в ценовых зонах теплоснабжения - порядок его определения) и порядок учета поставляемых собственникам жилых и нежилых помещений тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя фиксируются в договоре теплоснабжения раздельно по жилой части дома и встроенному или пристроенному нежилому помещению.
Статья: Оценочные ограничения сингулярного правопреемства в обязательственных правах на стороне кредитора: в поисках критериев
(Бершицкий Э.Е.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2023, NN 2, 3)Ранее это ограничение было выведено в судебной практике. Так, в нескольких делах окружных арбитражных судов было решено, что "[в] отношениях управляющей организаци[и] с потребителями личность кредитора имеет существенное значение для должника. Право управляющей компании распоряжаться денежными средствами, собранными с жильцов дома и иных собственников помещений в нем в качестве платы за коммунальные услуги, по своему усмотрению без соответствующего согласия собственников помещений многоквартирного дома законом не предусмотрено, а также противоречит условиям договоров водоснабжения и теплоснабжения" <84>.
(Бершицкий Э.Е.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2023, NN 2, 3)Ранее это ограничение было выведено в судебной практике. Так, в нескольких делах окружных арбитражных судов было решено, что "[в] отношениях управляющей организаци[и] с потребителями личность кредитора имеет существенное значение для должника. Право управляющей компании распоряжаться денежными средствами, собранными с жильцов дома и иных собственников помещений в нем в качестве платы за коммунальные услуги, по своему усмотрению без соответствующего согласия собственников помещений многоквартирного дома законом не предусмотрено, а также противоречит условиям договоров водоснабжения и теплоснабжения" <84>.
Статья: Обновление концепции антимонопольного регулирования. Научно-практический комментарий к Постановлению Пленума ВС РФ от 4 марта 2021 года N 2 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства"
(Алексеева А.А., Борзило Е.Ю., Корнеев В.А., Писенко К.А., Разгильдеев А.В., Сафонов В.В.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2022, NN 5, 6, 7)Помимо названных в Постановлении случаев экономической и технологической обоснованности, практике также известны примеры, когда для заключения договора требуется совершить дополнительные действия. Так, в одном из дел суды установили, что для заключения договора ресурсоснабжающей организации потребовалось совершить дополнительные действия: ввиду отзыва лицензии у действующей в многоквартирном доме управляющей компании, отсутствия иной управляющей компании, у которой можно было получить необходимые для оформления договора сведения (о тепловых нагрузках теплопотребляющих установок, узле учета объекта теплоснабжения, отапливаемом объеме площадей и т.д.), а также необходимости выезда специалистов ресурсоснабжающей организации на место для обследования нежилого помещения и составления соответствующего акта потребовалось время. Соответственно, ресурсоснабжающая организация, занимающая доминирующее положение, не уклонялась и не отказывала потребителю в заключении договора теплоснабжения <49>.
(Алексеева А.А., Борзило Е.Ю., Корнеев В.А., Писенко К.А., Разгильдеев А.В., Сафонов В.В.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2022, NN 5, 6, 7)Помимо названных в Постановлении случаев экономической и технологической обоснованности, практике также известны примеры, когда для заключения договора требуется совершить дополнительные действия. Так, в одном из дел суды установили, что для заключения договора ресурсоснабжающей организации потребовалось совершить дополнительные действия: ввиду отзыва лицензии у действующей в многоквартирном доме управляющей компании, отсутствия иной управляющей компании, у которой можно было получить необходимые для оформления договора сведения (о тепловых нагрузках теплопотребляющих установок, узле учета объекта теплоснабжения, отапливаемом объеме площадей и т.д.), а также необходимости выезда специалистов ресурсоснабжающей организации на место для обследования нежилого помещения и составления соответствующего акта потребовалось время. Соответственно, ресурсоснабжающая организация, занимающая доминирующее положение, не уклонялась и не отказывала потребителю в заключении договора теплоснабжения <49>.