Договор предоставления рабочей силы из числа осужденных
Подборка наиболее важных документов по запросу Договор предоставления рабочей силы из числа осужденных (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2023 N 16АП-269/2023 по делу N А20-523/2022
Требование: О взыскании задолженности по оплате выполненных работ по объекту капитального строительства в рамках государственного контракта, процентов за пользование чужими денежными средствами.
Решение: Решение первой инстанции отменено. В удовлетворении требования отказано.Представители Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Владимирской области также пояснили, что работы принимались непосредственно у ФКУП "Главное строительное управление Федеральной службы исполнения наказаний", сведений о заключении предприятием с предпринимателем договора субподряда не имеется. При этом, заключенные договоры о предоставлении и подборе рабочей силы из числа осужденных не свидетельствуют о фактическом выполнении спорных работ именно предпринимателем.
Требование: О взыскании задолженности по оплате выполненных работ по объекту капитального строительства в рамках государственного контракта, процентов за пользование чужими денежными средствами.
Решение: Решение первой инстанции отменено. В удовлетворении требования отказано.Представители Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Владимирской области также пояснили, что работы принимались непосредственно у ФКУП "Главное строительное управление Федеральной службы исполнения наказаний", сведений о заключении предприятием с предпринимателем договора субподряда не имеется. При этом, заключенные договоры о предоставлении и подборе рабочей силы из числа осужденных не свидетельствуют о фактическом выполнении спорных работ именно предпринимателем.
Апелляционное определение Тюменского областного суда от 02.09.2024 N 33-4419/2024 (УИД 72RS0020-01-2024-000226-84)
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Суд исходил из установления факта получения истцом травмы в результате несчастного случая на производстве и того, что ответчик не выполнил обязанности по обеспечению истцу безопасных условий труда, что явилось причиной несчастного случая.
Решение: Удовлетворено в части.Доводы апелляционной жалобы о том, что со стороны представителя третьего лица (ФКУ КП-9 УФСИН России по Тюменской области) имело место не обеспечение на дату происшествия надлежащего контроля за соблюдением спецконтингентом режимных требований в нарушение пункта 2.1.2 Договора N 2 о подборе и предоставлении рабочей силы из числа осужденных от 19.01.2023, в связи с чем, осужденный Т. не находился на порученном ему участке оказания услуг по уходу за животными, также не могут являться основанием для отмены решения, поскольку актом о несчастном случае вина представителя третьего лица в причинении вреда здоровью Т. не установлена, требований к третьему лицу о компенсации морального вреда не заявлено, а все вопросы, связанные с надлежащим исполнением указанного выше договора, подлежат разрешению между ответчиком и третьим лицом.
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Суд исходил из установления факта получения истцом травмы в результате несчастного случая на производстве и того, что ответчик не выполнил обязанности по обеспечению истцу безопасных условий труда, что явилось причиной несчастного случая.
Решение: Удовлетворено в части.Доводы апелляционной жалобы о том, что со стороны представителя третьего лица (ФКУ КП-9 УФСИН России по Тюменской области) имело место не обеспечение на дату происшествия надлежащего контроля за соблюдением спецконтингентом режимных требований в нарушение пункта 2.1.2 Договора N 2 о подборе и предоставлении рабочей силы из числа осужденных от 19.01.2023, в связи с чем, осужденный Т. не находился на порученном ему участке оказания услуг по уходу за животными, также не могут являться основанием для отмены решения, поскольку актом о несчастном случае вина представителя третьего лица в причинении вреда здоровью Т. не установлена, требований к третьему лицу о компенсации морального вреда не заявлено, а все вопросы, связанные с надлежащим исполнением указанного выше договора, подлежат разрешению между ответчиком и третьим лицом.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Принудительный труд в современных условиях: позиция комитета экспертов МОТ
(Мачульская Е.Е.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2018, N 2)В связи с этим в последние два десятилетия получило распространение привлечение осужденных к труду в организациях любых организационно-правовых форм, в том числе и расположенных вне территории учреждений уголовно-исполнительной системы, на основании типовых договоров о подборе и предоставлении рабочей силы из числа осужденных <12>, содержание которых не противоречит трудовому законодательству.
(Мачульская Е.Е.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2018, N 2)В связи с этим в последние два десятилетия получило распространение привлечение осужденных к труду в организациях любых организационно-правовых форм, в том числе и расположенных вне территории учреждений уголовно-исполнительной системы, на основании типовых договоров о подборе и предоставлении рабочей силы из числа осужденных <12>, содержание которых не противоречит трудовому законодательству.
Нормативные акты
Решение Пензенского УФАС России от 03.06.2025 по делу N 058/01/17.1-206/2024
О прекращении производства по делу.Представитель ФКУ ИК-5 УФСИН России по Пензенской области поддержал письменную позицию Учреждения, представленную в антимонопольный орган. Пояснил, что в 2015 году по результатам несостоявшегося аукциона с ООО "Р" был заключен договор аренды. В последующем договоры аренды с заявителем перезаключались на новый срок без торгов. Причиной отказа в заключении договора аренды на 2024 год является принятие решения, предусматривающего иной порядок распоряжения объектом аренды, что подтверждается представленной в материалы настоящего дела перепиской по вопросу передачи из федеральной собственности в собственность муниципального образования "город Пенза" земельного участка и расположенного на данном участке имущества, в том числе склада готовой продукции. Дополнил, что с ООО "Р" в соответствии с требованиями действующего законодательства также были заключены договоры о предоставлении рабочей силы из числа осужденных, по которым имелась задолженность, погашенная в настоящее время, и договоры о возмещении электроэнергии.
О прекращении производства по делу.Представитель ФКУ ИК-5 УФСИН России по Пензенской области поддержал письменную позицию Учреждения, представленную в антимонопольный орган. Пояснил, что в 2015 году по результатам несостоявшегося аукциона с ООО "Р" был заключен договор аренды. В последующем договоры аренды с заявителем перезаключались на новый срок без торгов. Причиной отказа в заключении договора аренды на 2024 год является принятие решения, предусматривающего иной порядок распоряжения объектом аренды, что подтверждается представленной в материалы настоящего дела перепиской по вопросу передачи из федеральной собственности в собственность муниципального образования "город Пенза" земельного участка и расположенного на данном участке имущества, в том числе склада готовой продукции. Дополнил, что с ООО "Р" в соответствии с требованиями действующего законодательства также были заключены договоры о предоставлении рабочей силы из числа осужденных, по которым имелась задолженность, погашенная в настоящее время, и договоры о возмещении электроэнергии.
Решение Пензенского УФАС России от 11.07.2024 по делу N 058/01/17.1-205/2024
Обстоятельства: Федеральное казенное учреждение передало федеральное недвижимое имущество, закрепленное за ним на праве оперативного управления, в аренду индивидуальному предпринимателю без проведения торгов, что привело (могло привести) к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Решение: Федеральное казенное учреждение признано нарушившим п. 3 ч. 3 ст. 17.1 Федерального закона "О защите конкуренции".На заседании Комиссии 25.04.2024 представитель ФКУ "И" пояснил, что в 2015 году по результатам несостоявшегося аукциона с ИП был заключен договор аренды. В последующем договоры аренды с заявителем перезаключались на новый срок без торгов. Причиной отказа в заключении договора аренды на 2024 год является принятие решения, предусматривающего иной порядок распоряжения объектом аренды, что подтверждается представленной в материалы настоящего дела перепиской по вопросу передачи из федеральной собственности в собственность муниципального образования "город Пенза" земельного участка и расположенного на данном участке имущества, в том числе склада готовой продукции. Дополнил, что с ИП в соответствии с требованиями действующего законодательства также были заключены договоры о предоставлении рабочей силы из числа осужденных и возмещении электроэнергии.
Обстоятельства: Федеральное казенное учреждение передало федеральное недвижимое имущество, закрепленное за ним на праве оперативного управления, в аренду индивидуальному предпринимателю без проведения торгов, что привело (могло привести) к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Решение: Федеральное казенное учреждение признано нарушившим п. 3 ч. 3 ст. 17.1 Федерального закона "О защите конкуренции".На заседании Комиссии 25.04.2024 представитель ФКУ "И" пояснил, что в 2015 году по результатам несостоявшегося аукциона с ИП был заключен договор аренды. В последующем договоры аренды с заявителем перезаключались на новый срок без торгов. Причиной отказа в заключении договора аренды на 2024 год является принятие решения, предусматривающего иной порядок распоряжения объектом аренды, что подтверждается представленной в материалы настоящего дела перепиской по вопросу передачи из федеральной собственности в собственность муниципального образования "город Пенза" земельного участка и расположенного на данном участке имущества, в том числе склада готовой продукции. Дополнил, что с ИП в соответствии с требованиями действующего законодательства также были заключены договоры о предоставлении рабочей силы из числа осужденных и возмещении электроэнергии.
Статья: История нормативно-правового регулирования подрядных отношений в Российской Федерации: от Гражданского кодекса РСФСР 1922 г. до Гражданского кодекса РФ 1994 и 1995 гг.
(Макаров О.В.)
("История государства и права", 2011, N 18)В 1931 г. был построен Турксиб, объем капитальных вложений был огромен, но их основным источником были доходы от продажи водки <8>. Заключенные системы ГУЛАГ производили примерно 20% общего объема строительных работ в период 1929 - 1941 гг. Ни о какой достойной оплате их труда не было речи, подрядные начала для организации труда заключенных не применялись, хотя был изобретен и применялся особый договор о предоставлении рабочей силы из числа спецконтингента (так назывались в документах репрессивных органов осужденные за различные преступления). Договор о предоставлении рабочей силы из числа осужденных содержал некоторые элементы подрядных обязательств, например, в нем предусматривалась оплата выполненной осужденными работы, но по своему размеру оплата была настолько мала, что вряд ли можно говорить о какой-либо ее стимулирующей роли.
(Макаров О.В.)
("История государства и права", 2011, N 18)В 1931 г. был построен Турксиб, объем капитальных вложений был огромен, но их основным источником были доходы от продажи водки <8>. Заключенные системы ГУЛАГ производили примерно 20% общего объема строительных работ в период 1929 - 1941 гг. Ни о какой достойной оплате их труда не было речи, подрядные начала для организации труда заключенных не применялись, хотя был изобретен и применялся особый договор о предоставлении рабочей силы из числа спецконтингента (так назывались в документах репрессивных органов осужденные за различные преступления). Договор о предоставлении рабочей силы из числа осужденных содержал некоторые элементы подрядных обязательств, например, в нем предусматривалась оплата выполненной осужденными работы, но по своему размеру оплата была настолько мала, что вряд ли можно говорить о какой-либо ее стимулирующей роли.
Статья: Труд осужденных на гражданских предприятиях: изменения в законодательстве с 2020 года
(Фимина Н.)
("Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение", 2020, N 4)Так, по материалам одного из дел учреждением УФСИН был заключен договор о подборе и предоставлении рабочей силы из числа осужденных с гражданином. Прокуратура сделала вывод, что данный договор заключен с физическим лицом, а не с организацией в нарушение установленных законом требований о порядке привлечения осужденных к оплачиваемому труду. Суд согласился с правовой позицией о признании соглашения при таких обстоятельствах незаконным и ничтожным (Решение Хабаровского районного суда от 07.11.2013 по делу N 2-2577/2013).
(Фимина Н.)
("Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение", 2020, N 4)Так, по материалам одного из дел учреждением УФСИН был заключен договор о подборе и предоставлении рабочей силы из числа осужденных с гражданином. Прокуратура сделала вывод, что данный договор заключен с физическим лицом, а не с организацией в нарушение установленных законом требований о порядке привлечения осужденных к оплачиваемому труду. Суд согласился с правовой позицией о признании соглашения при таких обстоятельствах незаконным и ничтожным (Решение Хабаровского районного суда от 07.11.2013 по делу N 2-2577/2013).
Статья: Обзор судебной практики по спорам, вытекающим из договора аутстаффинга
(Сидорук А.)
("Трудовое право", 2015, N 2)Так, Решением Хабаровского районного суда Хабаровского края от 07.11.2013 по делу N 33-440, оставленным без изменений Апелляционным определением Хабаровского краевого суда от 29.01.2014, договор о подборе и предоставлении рабочей силы из числа осужденных признан недействительным.
(Сидорук А.)
("Трудовое право", 2015, N 2)Так, Решением Хабаровского районного суда Хабаровского края от 07.11.2013 по делу N 33-440, оставленным без изменений Апелляционным определением Хабаровского краевого суда от 29.01.2014, договор о подборе и предоставлении рабочей силы из числа осужденных признан недействительным.
"Комментарий к Закону РФ от 21 июля 1993 г. N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы"
(постатейный)
(Китрова Е.В., Кузьмин В.А., Буркова Е.А.)
(под ред. Н.С. Мановой)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2013)В приложении N 3 к Методическим рекомендациям по подготовке договоров об оказании услуг по предоставлению рабочей силы из числа осужденных при организации взаимодействия со сторонними партнерами указан образец договора о предоставлении рабочей силы из числа осужденных (см. распоряжение ФСИН РФ от 31 октября 2009 г. N 313-р). Согласно данному документу на осужденных, работающих на предприятиях сторонних партнеров, распространяются нормы выработки и расценки оплаты труда, действующие на этих предприятиях, а также тарифные ставки или должностные оклады. На них распространяется премиальная система, а также система доплат за особые условия труда, предусмотренные для работников соответствующей отрасли. Для начисления зарплаты осужденным предоставляются: акты выполненных работ, счета-фактуры, табеля и наряды выполненных ими работ и иные документы. Для работающих осужденных предусмотрены гарантии социальной защиты, в соответствии с которыми размер оплаты труда осужденных, отработавших полностью определенную на месяц норму рабочего времени и выполнивших установленную для них норму выработки, не может быть ниже установленного законодательством Российской Федерации минимального размера оплаты труда. Учитывая, что для отдельных категорий осужденных (имеющих право работать по их желанию, ограниченно трудоспособных, несовершеннолетних) устанавливается неполный рабочий день или неполная рабочая неделя, оплата их труда производится пропорционально отработанному времени или в зависимости от выработки. В договоре указывается процедура и сроки расчета и уплаты компенсации осужденным за неиспользованный отпуск. В нем также оговариваются рабочее время, выходные дни осужденных, порядок и размер оплаты сверхурочных работ, работ в ночное время, пособия по временной нетрудоспособности со ссылкой на соответствующие разделы и статьи ТК РФ. В соответствии со ст. 127 ТК РФ при увольнении осужденного с работы ему выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска. В договоре указывается порядок выплаты компенсации при причинении увечья осужденному в результате несоблюдения техники безопасности и охраны труда. Размер компенсации определяется законодательством по аналогии с рабочими и служащими. Перечисленные денежные средства пострадавшему осужденному расходуются аналогично заработной плате. Однако после освобождения пострадавший имеет право на возмещение ущерба в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
(постатейный)
(Китрова Е.В., Кузьмин В.А., Буркова Е.А.)
(под ред. Н.С. Мановой)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2013)В приложении N 3 к Методическим рекомендациям по подготовке договоров об оказании услуг по предоставлению рабочей силы из числа осужденных при организации взаимодействия со сторонними партнерами указан образец договора о предоставлении рабочей силы из числа осужденных (см. распоряжение ФСИН РФ от 31 октября 2009 г. N 313-р). Согласно данному документу на осужденных, работающих на предприятиях сторонних партнеров, распространяются нормы выработки и расценки оплаты труда, действующие на этих предприятиях, а также тарифные ставки или должностные оклады. На них распространяется премиальная система, а также система доплат за особые условия труда, предусмотренные для работников соответствующей отрасли. Для начисления зарплаты осужденным предоставляются: акты выполненных работ, счета-фактуры, табеля и наряды выполненных ими работ и иные документы. Для работающих осужденных предусмотрены гарантии социальной защиты, в соответствии с которыми размер оплаты труда осужденных, отработавших полностью определенную на месяц норму рабочего времени и выполнивших установленную для них норму выработки, не может быть ниже установленного законодательством Российской Федерации минимального размера оплаты труда. Учитывая, что для отдельных категорий осужденных (имеющих право работать по их желанию, ограниченно трудоспособных, несовершеннолетних) устанавливается неполный рабочий день или неполная рабочая неделя, оплата их труда производится пропорционально отработанному времени или в зависимости от выработки. В договоре указывается процедура и сроки расчета и уплаты компенсации осужденным за неиспользованный отпуск. В нем также оговариваются рабочее время, выходные дни осужденных, порядок и размер оплаты сверхурочных работ, работ в ночное время, пособия по временной нетрудоспособности со ссылкой на соответствующие разделы и статьи ТК РФ. В соответствии со ст. 127 ТК РФ при увольнении осужденного с работы ему выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска. В договоре указывается порядок выплаты компенсации при причинении увечья осужденному в результате несоблюдения техники безопасности и охраны труда. Размер компенсации определяется законодательством по аналогии с рабочими и служащими. Перечисленные денежные средства пострадавшему осужденному расходуются аналогично заработной плате. Однако после освобождения пострадавший имеет право на возмещение ущерба в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
"Расходы на оплату труда. Налоговый и бухгалтерский учет"
(Брызгалин А.В., Берник В.Р., Головкин А.Н.)
("Налоги и финансовое право", 2003)Таким образом, по данному основанию учитываются суммы, начисленные за выполненную работу лицам, привлеченным для работы в данную организацию, согласно специальным договорам с государственными организациями на предоставление рабочей силы (военнослужащих, лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы).
(Брызгалин А.В., Берник В.Р., Головкин А.Н.)
("Налоги и финансовое право", 2003)Таким образом, по данному основанию учитываются суммы, начисленные за выполненную работу лицам, привлеченным для работы в данную организацию, согласно специальным договорам с государственными организациями на предоставление рабочей силы (военнослужащих, лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы).
Статья: Привлечение осужденных казенными учреждениями ФСИН к работе
(Фимина Н.)
("Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение", 2014, N 10)<2> Методические рекомендации по подготовке договоров об оказании услуг по предоставлению рабочей силы из числа осужденных при организации взаимодействия со сторонними партнерами.
(Фимина Н.)
("Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение", 2014, N 10)<2> Методические рекомендации по подготовке договоров об оказании услуг по предоставлению рабочей силы из числа осужденных при организации взаимодействия со сторонними партнерами.
Статья: Характеристика правового регулирования труда осужденных к лишению свободы
(Зенина Н.В., Павлова Е.В., Строгович Ю.Н.)
("Российский следователь", 2015, N 4)<13> См.: О подготовке договоров об оказании услуг по предоставлению рабочей силы (вместе с "Методическими рекомендациями по подготовке договоров об оказании услуг по предоставлению рабочей силы из числа осужденных при организации взаимодействия со сторонними партнерами"): распоряжение ФСИН РФ от 31 октября 2009 г. N 313-р // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2010. N 8.
(Зенина Н.В., Павлова Е.В., Строгович Ю.Н.)
("Российский следователь", 2015, N 4)<13> См.: О подготовке договоров об оказании услуг по предоставлению рабочей силы (вместе с "Методическими рекомендациями по подготовке договоров об оказании услуг по предоставлению рабочей силы из числа осужденных при организации взаимодействия со сторонними партнерами"): распоряжение ФСИН РФ от 31 октября 2009 г. N 313-р // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2010. N 8.
"Правовое регулирование нетипичных трудовых отношений: Монография"
(Закалюжная Н.В.)
("КОНТРАКТ", 2013)В литературе иногда проводится параллель между отношениями по заемному труду и договором о привлечении рабочей силы из числа лиц, осужденных к лишению свободы <1>, особенно в ситуации, когда они привлекаются к труду не только на предприятиях исправительных учреждений. Последние из указанных отношений действительно трехсторонние, но в силу особенностей субъектного состава учитывают требования норм уголовного и уголовно-исполнительного права, в связи с чем правила, их регулирующие, не могут быть распространены на отношения по заемному труду. Отношения по исполнению наказания не регулируются трудовым правом, и в них отсутствует возможность работника свободно выражать свою волю при заключении договора и определении его условий.
(Закалюжная Н.В.)
("КОНТРАКТ", 2013)В литературе иногда проводится параллель между отношениями по заемному труду и договором о привлечении рабочей силы из числа лиц, осужденных к лишению свободы <1>, особенно в ситуации, когда они привлекаются к труду не только на предприятиях исправительных учреждений. Последние из указанных отношений действительно трехсторонние, но в силу особенностей субъектного состава учитывают требования норм уголовного и уголовно-исполнительного права, в связи с чем правила, их регулирующие, не могут быть распространены на отношения по заемному труду. Отношения по исполнению наказания не регулируются трудовым правом, и в них отсутствует возможность работника свободно выражать свою волю при заключении договора и определении его условий.
Вопрос: В нашу компанию устроился работник, который вышел из тюрьмы. Как быть с периодом отбывания наказания - включать ли его в страховой стаж для начисления пособий?
("Зарплата", 2014, N 5)Работать осужденный обязан, но трудовой договор с ним не заключается. Например, в компаниях, не входящих в уголовно-исполнительную систему, расположенных на территории учреждений, исполняющих наказания, и вне их, осужденные работают на основании договоров, которые заключает с нанимателем администрация учреждений, исполняющих наказания (ст. 21 Закона РФ от 21.07.1993 N 5473-1). Речь идет о договоре на подбор и предоставление рабочей силы из числа осужденных (Приложение N 1 к Методическим рекомендациям, утвержденным Распоряжением ФСИН России от 31.10.2009 N 313-р, далее - Распоряжение N 313-р).
("Зарплата", 2014, N 5)Работать осужденный обязан, но трудовой договор с ним не заключается. Например, в компаниях, не входящих в уголовно-исполнительную систему, расположенных на территории учреждений, исполняющих наказания, и вне их, осужденные работают на основании договоров, которые заключает с нанимателем администрация учреждений, исполняющих наказания (ст. 21 Закона РФ от 21.07.1993 N 5473-1). Речь идет о договоре на подбор и предоставление рабочей силы из числа осужденных (Приложение N 1 к Методическим рекомендациям, утвержденным Распоряжением ФСИН России от 31.10.2009 N 313-р, далее - Распоряжение N 313-р).
Вопрос: Какой порядок заключения организацией трудового договора с лицом, осужденным к принудительным работам?
(Подборки и консультации Горячей линии, 2023)Методические рекомендациями по подготовке договоров об оказании услуг по предоставлению рабочей силы из числа осужденных при организации взаимодействия со сторонними партнерами, утв. Распоряжением ФСИН РФ от 31.10.2009 N 313-р
(Подборки и консультации Горячей линии, 2023)Методические рекомендациями по подготовке договоров об оказании услуг по предоставлению рабочей силы из числа осужденных при организации взаимодействия со сторонними партнерами, утв. Распоряжением ФСИН РФ от 31.10.2009 N 313-р