Договор мОрской перевозки груза
Подборка наиболее важных документов по запросу Договор мОрской перевозки груза (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Перечень позиций высших судов к ст. 382 ГК РФ "Основания и порядок перехода прав кредитора к другому лицу"2.4.3. Агент вправе взыскивать суммы, причитающиеся перевозчику по договору морской перевозки груза, если агенту уступлено такое требование (позиция ВАС РФ) >>>
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Проблемы, связанные с понятием договора морской перевозки груза
(Маркалова Н.Г.)
("Вестник гражданского права", 2020, N 6)"Вестник гражданского права", 2020, N 6
(Маркалова Н.Г.)
("Вестник гражданского права", 2020, N 6)"Вестник гражданского права", 2020, N 6
Путеводитель по судебной практике: Аренда транспортных средств.
Действует ли капитан зафрахтованного судна от имени фрахтователя при подписании коносамента
(КонсультантПлюс, 2025)Исходя из вышеизложенного, суды обоснованно отметили, что подпись на коносаменте от 21.12.2015 N 18 RAP/ART-PM-NIH капитана судна свидетельствует лишь о том, что последний, подписывая данный документ, действовал от имени фрахтователя, то есть ООО "ДВ Акваресурс" - перевозчика по договору морской перевозки груза; в коммерческом отношении капитан судна подчинен только фрахтователю.
Действует ли капитан зафрахтованного судна от имени фрахтователя при подписании коносамента
(КонсультантПлюс, 2025)Исходя из вышеизложенного, суды обоснованно отметили, что подпись на коносаменте от 21.12.2015 N 18 RAP/ART-PM-NIH капитана судна свидетельствует лишь о том, что последний, подписывая данный документ, действовал от имени фрахтователя, то есть ООО "ДВ Акваресурс" - перевозчика по договору морской перевозки груза; в коммерческом отношении капитан судна подчинен только фрахтователю.
Нормативные акты
"Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации" от 30.04.1999 N 81-ФЗ
(ред. от 24.06.2025)Глава VIII. ДОГОВОР МОРСКОЙ ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗА
(ред. от 24.06.2025)Глава VIII. ДОГОВОР МОРСКОЙ ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗА
Приказ ФНС России от 13.05.2024 N ЕД-7-26/382@
"Об утверждении форматов и форм электронного договора морской перевозки груза и электронного коносамента"
(Зарегистрировано в Минюсте России 31.05.2024 N 78414)Зарегистрировано в Минюсте России 31 мая 2024 г. N 78414
"Об утверждении форматов и форм электронного договора морской перевозки груза и электронного коносамента"
(Зарегистрировано в Минюсте России 31.05.2024 N 78414)Зарегистрировано в Минюсте России 31 мая 2024 г. N 78414
Статья: Эволюция стандарта due diligence в правоотношениях морской перевозки груза - от Древнего Рима до наших дней
(Чурилов А.Ю.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 4)Ключевые слова: договор перевозки груза, морское право, due diligence, должная осмотрительность, мореходность, международное право, нарратив, эволюция, технологии, римское право, источник права, судебная практика.
(Чурилов А.Ю.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 4)Ключевые слова: договор перевозки груза, морское право, due diligence, должная осмотрительность, мореходность, международное право, нарратив, эволюция, технологии, римское право, источник права, судебная практика.
"Выплата доходов иностранным компаниям: налоги у источника выплаты"
(Мясников О.А.)
("АйСи Групп", 2024)В соответствии с п. 1 ст. 115 КТМ по договору морской перевозки груза перевозчик обязуется доставить груз, который ему передал или передаст отправитель, в порт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу, отправитель или фрахтователь обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (фрахт).
(Мясников О.А.)
("АйСи Групп", 2024)В соответствии с п. 1 ст. 115 КТМ по договору морской перевозки груза перевозчик обязуется доставить груз, который ему передал или передаст отправитель, в порт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу, отправитель или фрахтователь обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (фрахт).
Статья: Сравнительный анализ отраслевого российского законодательства в сфере договорных отношений регулирования грузоперевозок на транспорте
(Судакова О.В.)
("Транспортное право", 2023, N 3)Более совершенным в плане своей юридической конструкции является договор морской перевозки грузов. В большинстве случаев он имеет характер консенсуального договора. Статья 115 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации от 30 апреля 1999 г. N 81-ФЗ <10> (далее - КТМ РФ) устанавливает, что по договору перевозчик обязуется доставить груз в порт назначения и передать его управомоченному лицу. Оплата услуг перевозки вносится отправителем или фрахтователем. Есть проблема, которая сводится к наличию существенной разницы в пакете документов для перевозки груза тем или иным транспортом. В области железнодорожного транспорта перевозочные документы представлены железнодорожной накладной, дорожной ведомостью, квитанцией о приемке груза, корешком дорожной ведомости.
(Судакова О.В.)
("Транспортное право", 2023, N 3)Более совершенным в плане своей юридической конструкции является договор морской перевозки грузов. В большинстве случаев он имеет характер консенсуального договора. Статья 115 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации от 30 апреля 1999 г. N 81-ФЗ <10> (далее - КТМ РФ) устанавливает, что по договору перевозчик обязуется доставить груз в порт назначения и передать его управомоченному лицу. Оплата услуг перевозки вносится отправителем или фрахтователем. Есть проблема, которая сводится к наличию существенной разницы в пакете документов для перевозки груза тем или иным транспортом. В области железнодорожного транспорта перевозочные документы представлены железнодорожной накладной, дорожной ведомостью, квитанцией о приемке груза, корешком дорожной ведомости.
Статья: Отечественная доктрина правовой природы института морской перевозки груза (конец XIX - начало XX в.)
(Хабибулаев А.Х.)
("Транспортное право", 2024, N 3)Статья посвящена осмыслению правовой природы института морской перевозки груза в отечественной правовой доктрине, характерной для юридической мысли рассматриваемого периода. Исследуемый институт, обладая спецификой международного публичного права, международного частного права, гражданского права, административного права, а также в силу тесной связи с остальными смежными институтами морского права сложился как институт, который не может быть урегулирован в рамках одной отрасли права без учета всех особенностей его исторической и правовой специфики. Наличие многоплановых размышлений о правовых аспектах договора морской перевозки груза раскрывает основные контуры того, что составляет его природу как правового института, и свидетельствует о его значимости для государственной системы и экономики той эпохи. В заключение автор приходит к выводу о сформированности в рассматриваемый период самостоятельной концепции международной публично-правовой природы института морской перевозки груза в разных интерпретациях, которые не получили окончательного подтверждения, а морское торговое право оставалось структурной частью торгового права.
(Хабибулаев А.Х.)
("Транспортное право", 2024, N 3)Статья посвящена осмыслению правовой природы института морской перевозки груза в отечественной правовой доктрине, характерной для юридической мысли рассматриваемого периода. Исследуемый институт, обладая спецификой международного публичного права, международного частного права, гражданского права, административного права, а также в силу тесной связи с остальными смежными институтами морского права сложился как институт, который не может быть урегулирован в рамках одной отрасли права без учета всех особенностей его исторической и правовой специфики. Наличие многоплановых размышлений о правовых аспектах договора морской перевозки груза раскрывает основные контуры того, что составляет его природу как правового института, и свидетельствует о его значимости для государственной системы и экономики той эпохи. В заключение автор приходит к выводу о сформированности в рассматриваемый период самостоятельной концепции международной публично-правовой природы института морской перевозки груза в разных интерпретациях, которые не получили окончательного подтверждения, а морское торговое право оставалось структурной частью торгового права.
Статья: Верховенство согласия: отечественный взгляд на соотношение материального правопреемства и перехода арбитражной оговорки через призму компаративного восприятия
(Шевелев А.Ю., Шевелев Г.Ю.)
("Третейский суд", 2022, N 2/3)Мы осознаем, что отдельные авторы могут заявлять, что странно сводить презумпцию согласия цессионария к случаям, когда оговорка была включена в основной договор, так как он, "по-хорошему", должен был бы проверить и наличие дополнительных соглашений, содержащих условие о разрешении споров в арбитраже <141>. Мы считаем данный стандарт осмотрительности весьма чрезмерным, поскольку цессионарий в реальности даже не может знать, были ли заключены дополнительные соглашения к основному договору или нет, да и он может вполне полагаться на то, что цедент ему представит основной договор во всей его полноте, включая дополнительные соглашения, которые являются его неотъемлемыми частями. Лишь в некоторых случаях позволительно расширить действие презумпции, например отдельным сферам свойственно наличие арбитражной оговорки в договоре, нежели ее отсутствие. Так, французский Кассационный суд отмечал отсутствие необходимости поиска явно выраженного согласия цессионария, поскольку "наличие арбитражной оговорки является обычным для договоров морской перевозки грузов и составляет часть их экономического содержания" <142>, а Федеральный верховный суд Германии пришел к тому же выводу на основе предпосылки о том, что "использование арбитражной оговорки в международной торговле специями является общераспространенным" <143>. Такие ситуации все же редкие исключения, нежели общее правило, поэтому в целом презумпция наличия согласия правопреемника должна ограничиваться случаями наличия арбитражной оговорки в самом тексте основного договора.
(Шевелев А.Ю., Шевелев Г.Ю.)
("Третейский суд", 2022, N 2/3)Мы осознаем, что отдельные авторы могут заявлять, что странно сводить презумпцию согласия цессионария к случаям, когда оговорка была включена в основной договор, так как он, "по-хорошему", должен был бы проверить и наличие дополнительных соглашений, содержащих условие о разрешении споров в арбитраже <141>. Мы считаем данный стандарт осмотрительности весьма чрезмерным, поскольку цессионарий в реальности даже не может знать, были ли заключены дополнительные соглашения к основному договору или нет, да и он может вполне полагаться на то, что цедент ему представит основной договор во всей его полноте, включая дополнительные соглашения, которые являются его неотъемлемыми частями. Лишь в некоторых случаях позволительно расширить действие презумпции, например отдельным сферам свойственно наличие арбитражной оговорки в договоре, нежели ее отсутствие. Так, французский Кассационный суд отмечал отсутствие необходимости поиска явно выраженного согласия цессионария, поскольку "наличие арбитражной оговорки является обычным для договоров морской перевозки грузов и составляет часть их экономического содержания" <142>, а Федеральный верховный суд Германии пришел к тому же выводу на основе предпосылки о том, что "использование арбитражной оговорки в международной торговле специями является общераспространенным" <143>. Такие ситуации все же редкие исключения, нежели общее правило, поэтому в целом презумпция наличия согласия правопреемника должна ограничиваться случаями наличия арбитражной оговорки в самом тексте основного договора.
Статья: Отдельные вопросы влияния досудебного урегулирования спора на течение срока исковой давности
(Фильченко Д.Г.)
("Третейский суд", 2021, N 3/4)Будет своевременным пояснение о том, что отечественному законодательству значительно ранее 2010 г. были известны случаи влияния использования досудебных процедур на течение давностного срока. Так, Кодекс торгового мореплавания РФ закрепляет положение о том, что со дня предъявления к перевозчику претензии, вытекающей из договора морской перевозки груза, течение срока исковой давности приостанавливается до получения ответа на претензию или истечения установленного для ответа срока (ч. 2 ст. 407) <3>. Аналогичное положение содержалось в законодательстве советского периода <4>.
(Фильченко Д.Г.)
("Третейский суд", 2021, N 3/4)Будет своевременным пояснение о том, что отечественному законодательству значительно ранее 2010 г. были известны случаи влияния использования досудебных процедур на течение давностного срока. Так, Кодекс торгового мореплавания РФ закрепляет положение о том, что со дня предъявления к перевозчику претензии, вытекающей из договора морской перевозки груза, течение срока исковой давности приостанавливается до получения ответа на претензию или истечения установленного для ответа срока (ч. 2 ст. 407) <3>. Аналогичное положение содержалось в законодательстве советского периода <4>.
Статья: Тщетность (фрустрация) договора и форс-мажор в договорах по английскому праву
(Сегалова Е.А., Гладков А.А.)
("Вестник арбитражной практики", 2024, N 4)Доктрина тщетности (фрустрации) договора регулируется Законом о реформе законодательства (тщетные договоры) 1943 года и прецедентным правом. Указанный Закон по общему правилу не распространяется на чартерные договоры, договоры морских перевозок грузов, договоры страхования, а также в определенных случаях - договоры купли-продажи при гибели товара.
(Сегалова Е.А., Гладков А.А.)
("Вестник арбитражной практики", 2024, N 4)Доктрина тщетности (фрустрации) договора регулируется Законом о реформе законодательства (тщетные договоры) 1943 года и прецедентным правом. Указанный Закон по общему правилу не распространяется на чартерные договоры, договоры морских перевозок грузов, договоры страхования, а также в определенных случаях - договоры купли-продажи при гибели товара.
Готовое решение: В какой момент переходит право собственности на товар по договору купли-продажи
(КонсультантПлюс, 2025)если на товар был выдан коносамент, который продавец передал покупателю, то право собственности перейдет в момент передачи этого товарораспорядительного документа. Возможность его составления предусмотрена для перевозок грузов морским или внутренним водным транспортом (п. 1 ст. 223, п. 3 ст. 224 ГК РФ, ст. 142 КТМ РФ, п. 2 ст. 67 КВВТ РФ). Обратите внимание, что иные документы на груз, выдаваемые перевозчиками, в частности накладные, прямо не названы в транспортных уставах и кодексах как товарораспорядительные. Указывается лишь, что они подтверждают заключение договора перевозки груза, а при морской перевозке - прием груза для перевозки (ст. 143 КТМ РФ, п. 2 ст. 67 КВВТ РФ, ст. 25 УЖТ РФ, ч. 1 ст. 8 Устава автомобильного транспорта, п. 2 ст. 105 Воздушного кодекса РФ);
(КонсультантПлюс, 2025)если на товар был выдан коносамент, который продавец передал покупателю, то право собственности перейдет в момент передачи этого товарораспорядительного документа. Возможность его составления предусмотрена для перевозок грузов морским или внутренним водным транспортом (п. 1 ст. 223, п. 3 ст. 224 ГК РФ, ст. 142 КТМ РФ, п. 2 ст. 67 КВВТ РФ). Обратите внимание, что иные документы на груз, выдаваемые перевозчиками, в частности накладные, прямо не названы в транспортных уставах и кодексах как товарораспорядительные. Указывается лишь, что они подтверждают заключение договора перевозки груза, а при морской перевозке - прием груза для перевозки (ст. 143 КТМ РФ, п. 2 ст. 67 КВВТ РФ, ст. 25 УЖТ РФ, ч. 1 ст. 8 Устава автомобильного транспорта, п. 2 ст. 105 Воздушного кодекса РФ);
Статья: Международно-правовое регулирование в области морских перевозок
(Худжатов М.Б.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Договор морской перевозки - это договор, в соответствии с которым перевозчик за уплату фрахта обязуется перевезти груз морем из одного порта в другой. Коносамент - это документ, который подтверждает договор морской перевозки и прием или погрузку груза перевозчиком и в соответствии с которым перевозчик обязуется сдать груз против этого документа (п. п. 6, 7 ст. 1 Гамбургских правил).
(Худжатов М.Б.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Договор морской перевозки - это договор, в соответствии с которым перевозчик за уплату фрахта обязуется перевезти груз морем из одного порта в другой. Коносамент - это документ, который подтверждает договор морской перевозки и прием или погрузку груза перевозчиком и в соответствии с которым перевозчик обязуется сдать груз против этого документа (п. п. 6, 7 ст. 1 Гамбургских правил).
"Переговоры в гражданском праве и цивилистическом процессе: монография"
(под ред. Е.И. Носыревой, Д.Г. Фильченко)
("Статут", 2023)Локальное влияние использования досудебных процедур на течение давностного срока известно отечественному законодательству достаточно давно. Так, Кодекс торгового мореплавания РФ (далее - КТМ РФ) <1> закрепляет положение о том, что со дня предъявления к перевозчику претензии, вытекающей из договора морской перевозки груза, течение срока исковой давности приостанавливается до получения ответа на претензию или истечения установленного для ответа срока (ч. 2 ст. 407 КТМ РФ). Аналогичное положение содержалось в законодательстве советского периода <2>.
(под ред. Е.И. Носыревой, Д.Г. Фильченко)
("Статут", 2023)Локальное влияние использования досудебных процедур на течение давностного срока известно отечественному законодательству достаточно давно. Так, Кодекс торгового мореплавания РФ (далее - КТМ РФ) <1> закрепляет положение о том, что со дня предъявления к перевозчику претензии, вытекающей из договора морской перевозки груза, течение срока исковой давности приостанавливается до получения ответа на претензию или истечения установленного для ответа срока (ч. 2 ст. 407 КТМ РФ). Аналогичное положение содержалось в законодательстве советского периода <2>.