Договор материальной ответственности с водителем автобуса
Подборка наиболее важных документов по запросу Договор материальной ответственности с водителем автобуса (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Форма: Инструкция водителя автобуса
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)4.1. За некачественное и несвоевременное исполнение обязанностей, перечисленных в настоящей инструкции, водитель автобуса привлекается к дисциплинарной ответственности в соответствии со статьей 192 Трудового кодекса РФ.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)4.1. За некачественное и несвоевременное исполнение обязанностей, перечисленных в настоящей инструкции, водитель автобуса привлекается к дисциплинарной ответственности в соответствии со статьей 192 Трудового кодекса РФ.
Форма: Инструкция водителя автобуса необщего пользования
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)4.2. Водитель автобуса необщего пользования несет материальную ответственность за обеспечение сохранности вверенных ему товарно-материальных ценностей.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)4.2. Водитель автобуса необщего пользования несет материальную ответственность за обеспечение сохранности вверенных ему товарно-материальных ценностей.
Судебная практика
Определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 14.12.2023 N 88-37075/2023 (УИД 34RS0011-01-2023-000674-54)
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О взыскании компенсации морального вреда; 2) О восстановлении на работе; 3) О признании незаконным увольнения в связи с совершением виновных действий работником, непосредственно обслуживающим денежные и товарные ценности.
Обстоятельства: Истец считает, что ответчиком нарушен установленный законом порядок увольнения.
Решение: 1) Удовлетворено в части; 2) Удовлетворено; 3) Удовлетворено.Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя исковые требования Ф. о признании приказа об увольнении незаконным и восстановлении его на работе, исследовал юридически значимые обстоятельства, дал оценку представленным доказательствам в их совокупности, правильно истолковал и применил к спорным отношениям нормы материального права, пришел к обоснованному выводу о том, что суд первой инстанции оставил без внимания, что указание в перечне должностных обязанностей водителя автобуса на выполнение функции продажи билетов пассажирам без нарушений финансовой дисциплины, напрямую не свидетельствует о возложении непосредственно на работника обязанности по получению, учету, хранению и иному распоряжению товарно-материальными ценностями, поскольку трудовым договором полная материальная ответственность на истца не возлагалась.
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О взыскании компенсации морального вреда; 2) О восстановлении на работе; 3) О признании незаконным увольнения в связи с совершением виновных действий работником, непосредственно обслуживающим денежные и товарные ценности.
Обстоятельства: Истец считает, что ответчиком нарушен установленный законом порядок увольнения.
Решение: 1) Удовлетворено в части; 2) Удовлетворено; 3) Удовлетворено.Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя исковые требования Ф. о признании приказа об увольнении незаконным и восстановлении его на работе, исследовал юридически значимые обстоятельства, дал оценку представленным доказательствам в их совокупности, правильно истолковал и применил к спорным отношениям нормы материального права, пришел к обоснованному выводу о том, что суд первой инстанции оставил без внимания, что указание в перечне должностных обязанностей водителя автобуса на выполнение функции продажи билетов пассажирам без нарушений финансовой дисциплины, напрямую не свидетельствует о возложении непосредственно на работника обязанности по получению, учету, хранению и иному распоряжению товарно-материальными ценностями, поскольку трудовым договором полная материальная ответственность на истца не возлагалась.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Особенности трудовых отношений с работниками транспорта
(Пластинина Н.)
("Кадровик.ру", 2012, N 7)Включение в Перечень должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности, утв. Постановлением Минтруда России от 31.12.2002 N 85, только водителя-инкассатора и работ, связанных с перевозкой (транспортировкой) денежных средств и иных ценностей, не дает работодателям оснований для заключения договора о полной материальной ответственности со всеми водителями, не осуществляющими перевозку ценностей (а, например, только пассажиров). Однако, несмотря на это, работодатели в нарушение требований ст. 242 ТК РФ продолжают заключать договоры о полной матответственности с водителями и автобусов, и служебных автомобилей. При отсутствии договоров работодатели апеллируют к ст. 241 ТК РФ, взыскивая с работника сумму материального ущерба в размере его среднего заработка. Однако почти 90% работников с такими мерами не соглашаются и обращаются в суд с исками о признании действий и актов работодателя по взысканию материального ущерба незаконными. Но далеко не всегда суды встают на сторону сотрудников.
(Пластинина Н.)
("Кадровик.ру", 2012, N 7)Включение в Перечень должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности, утв. Постановлением Минтруда России от 31.12.2002 N 85, только водителя-инкассатора и работ, связанных с перевозкой (транспортировкой) денежных средств и иных ценностей, не дает работодателям оснований для заключения договора о полной материальной ответственности со всеми водителями, не осуществляющими перевозку ценностей (а, например, только пассажиров). Однако, несмотря на это, работодатели в нарушение требований ст. 242 ТК РФ продолжают заключать договоры о полной матответственности с водителями и автобусов, и служебных автомобилей. При отсутствии договоров работодатели апеллируют к ст. 241 ТК РФ, взыскивая с работника сумму материального ущерба в размере его среднего заработка. Однако почти 90% работников с такими мерами не соглашаются и обращаются в суд с исками о признании действий и актов работодателя по взысканию материального ущерба незаконными. Но далеко не всегда суды встают на сторону сотрудников.
Нормативные акты
Апелляционное определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 06.07.2017 N АПЛ17-179
<Об оставлении без изменения Решения Верховного Суда РФ от 22.03.2017 N АКПИ17-99, которым было отказано в удовлетворении заявления о признании недействующим подпункта "а" пункта 49 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утв. Постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 N 112>Как усматривается из судебных постановлений, представленных административным истцом, с ним был заключен договор полной индивидуальной материальной ответственности и за выполнение обязанностей по продаже билетов он получал дополнительные выплаты.
<Об оставлении без изменения Решения Верховного Суда РФ от 22.03.2017 N АКПИ17-99, которым было отказано в удовлетворении заявления о признании недействующим подпункта "а" пункта 49 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утв. Постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 N 112>Как усматривается из судебных постановлений, представленных административным истцом, с ним был заключен договор полной индивидуальной материальной ответственности и за выполнение обязанностей по продаже билетов он получал дополнительные выплаты.
Постановление Исполнительного комитета ФНПР от 22.06.2021 N 6-3
"О правозащитной работе членских организаций ФНПР в 2020 году"По коллективной жалобе водителей автобусов АО "Грязинское АТП", направленной в разные инстанции, в декабре 2020 года проводилась проверка правовой и технической инспекцией труда Федерации профсоюзов Липецкой области, Государственной инспекцией труда в Липецкой области, прокуратурой Грязинского района. Выявлены нарушения в оплате труда, режиме работы и отдыха, привлечении к сверхурочной работе, оформлении графиков сменности, трудовых договоров и договоров о материальной ответственности. По результатам проведенных проверок в адрес работодателей направлено 35 представлений об устранении нарушений трудового законодательства. Выявлены 295 нарушений, были устранены 281.
"О правозащитной работе членских организаций ФНПР в 2020 году"По коллективной жалобе водителей автобусов АО "Грязинское АТП", направленной в разные инстанции, в декабре 2020 года проводилась проверка правовой и технической инспекцией труда Федерации профсоюзов Липецкой области, Государственной инспекцией труда в Липецкой области, прокуратурой Грязинского района. Выявлены нарушения в оплате труда, режиме работы и отдыха, привлечении к сверхурочной работе, оформлении графиков сменности, трудовых договоров и договоров о материальной ответственности. По результатам проведенных проверок в адрес работодателей направлено 35 представлений об устранении нарушений трудового законодательства. Выявлены 295 нарушений, были устранены 281.
Статья: Водитель автобуса = кондуктор
(Никитин В.В.)
("Транспортные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение", 2016, N 2)Кондуктор обязан заключить с предприятием договор о полной материальной ответственности за передаваемые ему в подотчет проездные билеты и за полученную им денежную выручку (п. 2.4 Инструкции кондуктора автобуса <4>). Соответственно, договор о полной материальной ответственности нужно заключить и с водителем, выполняющим функции кондуктора.
(Никитин В.В.)
("Транспортные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение", 2016, N 2)Кондуктор обязан заключить с предприятием договор о полной материальной ответственности за передаваемые ему в подотчет проездные билеты и за полученную им денежную выручку (п. 2.4 Инструкции кондуктора автобуса <4>). Соответственно, договор о полной материальной ответственности нужно заключить и с водителем, выполняющим функции кондуктора.
Статья: Учет затрат на предприятиях пассажирского автотранспорта
(Бреславцева Н.А., Кравченко О.В.)
("Бухгалтерский учет", 2002, N 5)Учет ГСМ ведут по их видам, местам хранения и материально ответственным лицам, а также по водителям, маркам автобусов и т.д., поэтому считаем целесообразным применять субсчета второго порядка к субсчету 10-3 "Топливо":
(Бреславцева Н.А., Кравченко О.В.)
("Бухгалтерский учет", 2002, N 5)Учет ГСМ ведут по их видам, местам хранения и материально ответственным лицам, а также по водителям, маркам автобусов и т.д., поэтому считаем целесообразным применять субсчета второго порядка к субсчету 10-3 "Топливо":
Вопрос: Работник, с которым заключен договор о материальной ответственности, совершил хищение. Можно ли его уволить в связи с утратой доверия?
("Руководитель бюджетной организации", 2021, N 4)Если должность в Перечень N 85 не входит, то повода для увольнения по п. 7 ч. 1 ст. 81 ТК РФ у работодателя нет даже при условии заключения с таким работником договора о полной индивидуальной материальной ответственности.
("Руководитель бюджетной организации", 2021, N 4)Если должность в Перечень N 85 не входит, то повода для увольнения по п. 7 ч. 1 ст. 81 ТК РФ у работодателя нет даже при условии заключения с таким работником договора о полной индивидуальной материальной ответственности.
Статья: О материальной ответственности работников-водителей
(Ханина К., Ханин В.)
("Трудовое право", 2013, N 6)Водитель автомобиля (всех указанных разрядов) осуществляет управление транспортными средствами и поддерживает их функционирование: заправку топливом, смазочными материалами, охлаждающей жидкостью; проверку технического состояния автомобиля; устранение возникших во время работы мелких неисправностей, не требующих разборки механизмов. В зависимости от разряда и особенностей работы водитель автомобиля должен осуществлять дополнительные функции (водитель автобуса - объявлять остановочные пункты и порядок оплаты проезда с использованием радиоустановки; устанавливать компостеры; продавать абонементные книжки на остановочных пунктах; водитель грузового автомобиля - подачу автомобиля под погрузку и разгрузку грузов, контроль за погрузкой, размещением и креплением груза в кузове автомобиля и др.).
(Ханина К., Ханин В.)
("Трудовое право", 2013, N 6)Водитель автомобиля (всех указанных разрядов) осуществляет управление транспортными средствами и поддерживает их функционирование: заправку топливом, смазочными материалами, охлаждающей жидкостью; проверку технического состояния автомобиля; устранение возникших во время работы мелких неисправностей, не требующих разборки механизмов. В зависимости от разряда и особенностей работы водитель автомобиля должен осуществлять дополнительные функции (водитель автобуса - объявлять остановочные пункты и порядок оплаты проезда с использованием радиоустановки; устанавливать компостеры; продавать абонементные книжки на остановочных пунктах; водитель грузового автомобиля - подачу автомобиля под погрузку и разгрузку грузов, контроль за погрузкой, размещением и креплением груза в кузове автомобиля и др.).
Форма: Инструкция водителя автобуса детского оздоровительного лагеря, не входящего в состав образовательной организации
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2020)4.2. Водитель автобуса несет материальную ответственность за обеспечение сохранности вверенных ему товарно-материальных ценностей.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2020)4.2. Водитель автобуса несет материальную ответственность за обеспечение сохранности вверенных ему товарно-материальных ценностей.
Статья: Добровольная переработка - ущерб работодателю! Водители на международной автотрассе
(Зудина Л.)
("Кадровик. Трудовое право для кадровика", 2012, N 5)Полная материальная ответственность возлагается на работника, если только с ним был заключен письменный договор о полной материальной ответственности, где должны быть указаны основания привлечения к ответственности. Перечень работ и категорий работников, с которыми работодатель может заключать такие договоры, определен Постановлением Минтруда России от 31.12.2002.
(Зудина Л.)
("Кадровик. Трудовое право для кадровика", 2012, N 5)Полная материальная ответственность возлагается на работника, если только с ним был заключен письменный договор о полной материальной ответственности, где должны быть указаны основания привлечения к ответственности. Перечень работ и категорий работников, с которыми работодатель может заключать такие договоры, определен Постановлением Минтруда России от 31.12.2002.
Вопрос: Являюсь водителем автобуса. При трудоустройстве работодатель обязывает подписать "согласие о материальной ответственности". Имеет ли право работодатель удерживать на основании этого документа какие-либо суммы, если я не согласен с его решением? Или все удержания происходят только на основании судебного решения?
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)Ответ: Работодатель не может заключить договор о полной материальной ответственности с водителем, если он не перевозит материальные ценности. Исполнение обязанностей по управлению обычным автомобилем не предусмотрено Перечнем должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной материальной ответственности за недостачу вверенного имущества.
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)Ответ: Работодатель не может заключить договор о полной материальной ответственности с водителем, если он не перевозит материальные ценности. Исполнение обязанностей по управлению обычным автомобилем не предусмотрено Перечнем должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной материальной ответственности за недостачу вверенного имущества.
Статья: Учет и нормирование расхода топлива
(Бреславцева Н.)
("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2000, N 27)Кроме того, водители автомашин являются материально ответственными лицами, с которыми обязательно должен быть заключен договор о материальной ответственности, распространяющийся на вверенную водителю машину и на прочие переданные ему материальные ценности.
(Бреславцева Н.)
("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2000, N 27)Кроме того, водители автомашин являются материально ответственными лицами, с которыми обязательно должен быть заключен договор о материальной ответственности, распространяющийся на вверенную водителю машину и на прочие переданные ему материальные ценности.
Вопрос: При проверке данных тахографа выяснилось, что водитель автобуса, перевозящий персонал к месту работы и обратно, неоднократно нарушал скоростной режим. Каким образом отстранить указанного водителя от управления автобусом (управление автобусом прописано в трудовом договоре) и закрепить за ним грузовой автомобиль?
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2019)Ответ: Если соблюдение правил дорожного движения, в т.ч. соблюдение скоростного режима, вменено в обязанности водителя автобуса трудовым договором и/или должностной инструкцией, он обязан исполнять данное требование, а при его нарушении он может быть привлечен к дисциплинарной ответственности. Если данное требование не предусмотрено названными документами, при возникновении у работодателя убытков, связанных с уплатой штрафов за нарушение скоростного режима водителем автобуса, работник может быть привлечен к материальной ответственности в виде возмещения понесенных работодателем на уплату штрафов расходов.
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2019)Ответ: Если соблюдение правил дорожного движения, в т.ч. соблюдение скоростного режима, вменено в обязанности водителя автобуса трудовым договором и/или должностной инструкцией, он обязан исполнять данное требование, а при его нарушении он может быть привлечен к дисциплинарной ответственности. Если данное требование не предусмотрено названными документами, при возникновении у работодателя убытков, связанных с уплатой штрафов за нарушение скоростного режима водителем автобуса, работник может быть привлечен к материальной ответственности в виде возмещения понесенных работодателем на уплату штрафов расходов.
Вопрос: В штате автобусного парка есть штатная единица кондуктора. Работодатель включил в должностную инструкцию водителя автобуса обязанности кондуктора при его отсутствии на линии. Учитывая, что у водителя автобуса работа с вредными условиями труда, правомерно ли такое объединение должностных инструкций?
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2022)Вопрос: В штате автобусного парка есть штатная единица кондуктора. Работодатель включил в должностную инструкцию водителя автобуса обязанности кондуктора при его отсутствии на линии. Работник-водитель работает на маршруте без кондуктора постоянно, то есть кондуктора не бывает на закрепленном маршруте вообще, то есть водитель выполняет работу кондуктора на постоянной основе. Учитывая, что у водителя автобуса работа с вредными условиями труда, правомерно ли такое объединение должностных инструкций водителя автобуса и кондуктора в одну должностную инструкцию? Водитель автобуса подвергается дискриминации в части размера оплаты труда по сравнению с кондуктором, ведь вынужден выполнять ту же работу, но не за доплату по совмещению, а за мизерную доплату, предусмотренную положением по оплате труда, в размере примерно 1/10 от месячной зарплаты кондуктора. Совмещение должностей водителя и кондуктора никак не оформлено (приказом или соглашением), но при этом водитель автобуса вынужденно заключил договор о полной материальной ответственности за вверенные ценности, в том числе за кондукторские. Насколько такая ситуация правомерна?
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2022)Вопрос: В штате автобусного парка есть штатная единица кондуктора. Работодатель включил в должностную инструкцию водителя автобуса обязанности кондуктора при его отсутствии на линии. Работник-водитель работает на маршруте без кондуктора постоянно, то есть кондуктора не бывает на закрепленном маршруте вообще, то есть водитель выполняет работу кондуктора на постоянной основе. Учитывая, что у водителя автобуса работа с вредными условиями труда, правомерно ли такое объединение должностных инструкций водителя автобуса и кондуктора в одну должностную инструкцию? Водитель автобуса подвергается дискриминации в части размера оплаты труда по сравнению с кондуктором, ведь вынужден выполнять ту же работу, но не за доплату по совмещению, а за мизерную доплату, предусмотренную положением по оплате труда, в размере примерно 1/10 от месячной зарплаты кондуктора. Совмещение должностей водителя и кондуктора никак не оформлено (приказом или соглашением), но при этом водитель автобуса вынужденно заключил договор о полной материальной ответственности за вверенные ценности, в том числе за кондукторские. Насколько такая ситуация правомерна?