Договор коммерческого представительства образец
Подборка наиболее важных документов по запросу Договор коммерческого представительства образец (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Предпринимательское право: учебник: в 2 т."
(том 2)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)По общему правилу, представитель не может совершать сделки от имени представляемого в отношении другого лица, представителем которого он одновременно является (п. 3 ст. 182 ГК РФ). Коммерческий же представитель вправе это делать при наличии согласия обеих сторон, а также в случаях, предусмотренных законом. В качестве примера законного коммерческого представительства можно назвать биржевых брокеров.
(том 2)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)По общему правилу, представитель не может совершать сделки от имени представляемого в отношении другого лица, представителем которого он одновременно является (п. 3 ст. 182 ГК РФ). Коммерческий же представитель вправе это делать при наличии согласия обеих сторон, а также в случаях, предусмотренных законом. В качестве примера законного коммерческого представительства можно назвать биржевых брокеров.
Нормативные акты
"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2025)Статья 184. Коммерческое представительство
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2025)Статья 184. Коммерческое представительство
Статья: Публичный договор: сфера действия
(Громов А.А.)
("Вестник гражданского права", 2023, NN 4, 5)<123> В данном случае уместно привести рассуждения А.И. Савельева о правоотношении, когда контрагентом обязанного лица выступает организация, приобретающая товар не для собственных нужд, а в целях оказания коммунальных услуг. Так, А.И. Савельев указывает, что "заслуживает отдельного рассмотрения вопрос о правомерности квалификации в качестве публичного договора соглашения, где контрагентом коммерческой организации выступает некоммерческая организация, приобретающая энергию (газ) не для собственных нужд, а в целях удовлетворения потребностей граждан. В качестве примеров таких организаций можно указать товарищества собственников жилья, жилищно-строительные, жилищные и иные специализированные потребительские кооперативы. Ключевой характеристикой таких организаций является наличие членства, что позволяет квалифицировать возникающие отношения в качестве косвенного представительства особого рода, в котором рассматриваемая некоммерческая организация действует от своего имени в интересах представляемых ею своих членов. Также следует учитывать, что в соответствии со ст. 161 ЖК РФ договоры теплоснабжения могут быть заключены энергоснабжающей организацией либо с собственниками помещений (при непосредственном управлении), либо с управляющей организацией (ТСЖ, ЖСК или иной), что не препятствует квалификации соответствующего договора в качестве публичного. Исходя из того, что подобные некоммерческие организации поименованы в качестве потребителей, есть основания полагать, что заключаемые с ними договоры энергоснабжения (поставки газа) являются также публичными. Из этого исходит и судебная практика. Однако в тех случаях, когда такая некоммерческая организация реализует приобретенную энергию конечным потребителям, не являющимся ее членами, с применением повышающих коэффициентов, договор, заключенный с поставщиком такой некоммерческой организации, не является публичным. Такое решение является вполне логичным, имея в виду, что в данном случае организация действует в своем интересе" (Савельев А.И. Применение судами норм Гражданского кодекса РФ о публичных договорах // Вестник гражданского права. 2009. N 4 (СПС "КонсультантПлюс")).
(Громов А.А.)
("Вестник гражданского права", 2023, NN 4, 5)<123> В данном случае уместно привести рассуждения А.И. Савельева о правоотношении, когда контрагентом обязанного лица выступает организация, приобретающая товар не для собственных нужд, а в целях оказания коммунальных услуг. Так, А.И. Савельев указывает, что "заслуживает отдельного рассмотрения вопрос о правомерности квалификации в качестве публичного договора соглашения, где контрагентом коммерческой организации выступает некоммерческая организация, приобретающая энергию (газ) не для собственных нужд, а в целях удовлетворения потребностей граждан. В качестве примеров таких организаций можно указать товарищества собственников жилья, жилищно-строительные, жилищные и иные специализированные потребительские кооперативы. Ключевой характеристикой таких организаций является наличие членства, что позволяет квалифицировать возникающие отношения в качестве косвенного представительства особого рода, в котором рассматриваемая некоммерческая организация действует от своего имени в интересах представляемых ею своих членов. Также следует учитывать, что в соответствии со ст. 161 ЖК РФ договоры теплоснабжения могут быть заключены энергоснабжающей организацией либо с собственниками помещений (при непосредственном управлении), либо с управляющей организацией (ТСЖ, ЖСК или иной), что не препятствует квалификации соответствующего договора в качестве публичного. Исходя из того, что подобные некоммерческие организации поименованы в качестве потребителей, есть основания полагать, что заключаемые с ними договоры энергоснабжения (поставки газа) являются также публичными. Из этого исходит и судебная практика. Однако в тех случаях, когда такая некоммерческая организация реализует приобретенную энергию конечным потребителям, не являющимся ее членами, с применением повышающих коэффициентов, договор, заключенный с поставщиком такой некоммерческой организации, не является публичным. Такое решение является вполне логичным, имея в виду, что в данном случае организация действует в своем интересе" (Савельев А.И. Применение судами норм Гражданского кодекса РФ о публичных договорах // Вестник гражданского права. 2009. N 4 (СПС "КонсультантПлюс")).
Готовое решение: Какие имеются особенности приема иностранного гражданина на должность руководителя организации
(КонсультантПлюс, 2025)Особые правила могут быть предусмотрены для отдельных категорий иностранцев, в частности, законом или международным договором. Например, указанные выше процедуры не требуются, если принимаете гражданина государства - члена ЕАЭС, а гражданин Белоруссии по ряду вопросов при приеме на работу имеет равные права с россиянином. Или, к примеру, особые правила есть при приеме иностранца руководителем представительства, филиала либо дочерней организации иностранной коммерческой организации, зарегистрированной на территории государства - члена Всемирной торговой организации. Такие выводы следуют, в частности, из ст. 3, п. п. 4, 4.1, 4.5 ст. 13, ст. 13.5 Закона об иностранцах, п. п. 1, 2 ст. 97 Договора о ЕАЭС, абз. 1 п. 1, абз. 1 п. 2 Решения Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22.06.1996 N 4, ст. 7 Договора между РФ и Республикой Беларусь от 25.12.1998, п. 5 ст. 14, абз. 15 ст. 18 Договора между РФ и Республикой Беларусь от 08.12.1999.
(КонсультантПлюс, 2025)Особые правила могут быть предусмотрены для отдельных категорий иностранцев, в частности, законом или международным договором. Например, указанные выше процедуры не требуются, если принимаете гражданина государства - члена ЕАЭС, а гражданин Белоруссии по ряду вопросов при приеме на работу имеет равные права с россиянином. Или, к примеру, особые правила есть при приеме иностранца руководителем представительства, филиала либо дочерней организации иностранной коммерческой организации, зарегистрированной на территории государства - члена Всемирной торговой организации. Такие выводы следуют, в частности, из ст. 3, п. п. 4, 4.1, 4.5 ст. 13, ст. 13.5 Закона об иностранцах, п. п. 1, 2 ст. 97 Договора о ЕАЭС, абз. 1 п. 1, абз. 1 п. 2 Решения Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22.06.1996 N 4, ст. 7 Договора между РФ и Республикой Беларусь от 25.12.1998, п. 5 ст. 14, абз. 15 ст. 18 Договора между РФ и Республикой Беларусь от 08.12.1999.
"Правовые формы отрицания недобросовестного поведения"
(Седова Ж.И.)
("Статут", 2023)Ссылка на п. 2 ст. 2.2.5 Принципов УНИДРУА сделана Верховным Судом РФ в рассматриваемом споре для демонстрации примера лучших практик по вопросам оценки добросовестности или недобросовестности поведения в коммерческом представительстве. Такая ссылка означает субсидиарное применение судом Принципов УНИДРУА к внутринациональным правоотношениям. Универсальное применение Принципов УНИДРУА на национальном уровне возможно в силу закрепления в них базового правила об обязанности сторон договора соблюдать требования добросовестности в сфере международной торговли, в связи с чем данная обязанность не может быть подвергнута ограничениям или проигнорирована сторонами в принципе (см. ст. 1.7 Принципов УНИДРУА), а также в силу того, что одной из целей создания Принципов УНИДРУА являлась возможность их использования для толкования других единообразных правовых инструментов или национального закона <1>. А.А. Трунин также указал на то, что "при толковании договора необходимо исходить из принципа добросовестности и честной деловой практики в международной торговле, носящего фундаментальный и императивный характер" <2>.
(Седова Ж.И.)
("Статут", 2023)Ссылка на п. 2 ст. 2.2.5 Принципов УНИДРУА сделана Верховным Судом РФ в рассматриваемом споре для демонстрации примера лучших практик по вопросам оценки добросовестности или недобросовестности поведения в коммерческом представительстве. Такая ссылка означает субсидиарное применение судом Принципов УНИДРУА к внутринациональным правоотношениям. Универсальное применение Принципов УНИДРУА на национальном уровне возможно в силу закрепления в них базового правила об обязанности сторон договора соблюдать требования добросовестности в сфере международной торговли, в связи с чем данная обязанность не может быть подвергнута ограничениям или проигнорирована сторонами в принципе (см. ст. 1.7 Принципов УНИДРУА), а также в силу того, что одной из целей создания Принципов УНИДРУА являлась возможность их использования для толкования других единообразных правовых инструментов или национального закона <1>. А.А. Трунин также указал на то, что "при толковании договора необходимо исходить из принципа добросовестности и честной деловой практики в международной торговле, носящего фундаментальный и императивный характер" <2>.
"Гражданское право. Общая часть: учебник"
(под ред. Е.С. Болтановой)
("ИНФРА-М", 2023)Во избежание конфликта интересов и волеизъявлений по общему правилу не допускается заключение представителем сделки от имени представляемого в отношении себя лично, поскольку в таком случае будет иметь место волеизъявление только одного лица - представителя, но не представляемого. Помимо сделки "на себя" п. 3 ст. 182 ГК РФ налагает запрет на так называемое двойное представительство, при котором представитель заключает сделки от имени представляемого в отношении другого лица, представителем которого он также (одновременно) является. Сделка, которая совершена с нарушением указанных выше требований, может быть признана судом недействительной по иску представляемого, если она нарушает его интересы, при условии, что представляемый не давал на нее согласие. Исключением из запрета на обоюдное представительство служит случай коммерческого представительства (ст. 184 ГК РФ).
(под ред. Е.С. Болтановой)
("ИНФРА-М", 2023)Во избежание конфликта интересов и волеизъявлений по общему правилу не допускается заключение представителем сделки от имени представляемого в отношении себя лично, поскольку в таком случае будет иметь место волеизъявление только одного лица - представителя, но не представляемого. Помимо сделки "на себя" п. 3 ст. 182 ГК РФ налагает запрет на так называемое двойное представительство, при котором представитель заключает сделки от имени представляемого в отношении другого лица, представителем которого он также (одновременно) является. Сделка, которая совершена с нарушением указанных выше требований, может быть признана судом недействительной по иску представляемого, если она нарушает его интересы, при условии, что представляемый не давал на нее согласие. Исключением из запрета на обоюдное представительство служит случай коммерческого представительства (ст. 184 ГК РФ).
Статья: Модели ограничения дееспособности должников в делах о банкротстве граждан
(Фролов И.В.)
("Вестник арбитражной практики", 2023, N 5)1) законные представители (родители, усыновители, опекуны, попечители); договорные (добровольные) лично-доверительные фидуциарные и коммерческие представители (лица, действующие на основании доверенности (или) договоров поручения, агентского договора, договора транспортной экспедиции, трудового договора);
(Фролов И.В.)
("Вестник арбитражной практики", 2023, N 5)1) законные представители (родители, усыновители, опекуны, попечители); договорные (добровольные) лично-доверительные фидуциарные и коммерческие представители (лица, действующие на основании доверенности (или) договоров поручения, агентского договора, договора транспортной экспедиции, трудового договора);
Статья: Проблемы совершенствования унифицированного правового регулирования представительства в международном коммерческом обороте
(Власова Н.В.)
("Международное публичное и частное право", 2021, N 4)Результат межгосударственной унификации материально-правовых норм о представительстве - Женевская конвенция 1983 г., в настоящий момент ратифицирована пятью государствами <11> и до сих пор не вступила в силу. Помимо этого, приходится констатировать, что ее нормы имеют весьма узкую сферу применения, ограничивая представительство рамками договора международной купли-продажи товаров, заключению которого должен способствовать представитель, не затрагивают, к примеру, вопросов субпредставительства и конфликта интересов представителя и представляемого. Попытка объединения в этом документе континентальной и англо-американской правовых традиций регламентации юридических последствий действий представителя (ст. 12 - 16) хотя и знаменует собой наиболее значимое достижение унификации материально-правовых норм о коммерческом представительстве, косвенно может служить одной из причин "непопулярности" рассматриваемой конвенции.
(Власова Н.В.)
("Международное публичное и частное право", 2021, N 4)Результат межгосударственной унификации материально-правовых норм о представительстве - Женевская конвенция 1983 г., в настоящий момент ратифицирована пятью государствами <11> и до сих пор не вступила в силу. Помимо этого, приходится констатировать, что ее нормы имеют весьма узкую сферу применения, ограничивая представительство рамками договора международной купли-продажи товаров, заключению которого должен способствовать представитель, не затрагивают, к примеру, вопросов субпредставительства и конфликта интересов представителя и представляемого. Попытка объединения в этом документе континентальной и англо-американской правовых традиций регламентации юридических последствий действий представителя (ст. 12 - 16) хотя и знаменует собой наиболее значимое достижение унификации материально-правовых норм о коммерческом представительстве, косвенно может служить одной из причин "непопулярности" рассматриваемой конвенции.
Статья: Посмертная ситуация в договоре поручения. Комментарий к Определению Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ от 02.02.2021 N 18-КГ20-107-К4
(Смирнов С.А.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2022, N 5)<19> См.: Принципы международных коммерческих договоров УНИДРУА 2010 / пер. с англ. А.С. Комарова. М., 2013.
(Смирнов С.А.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2022, N 5)<19> См.: Принципы международных коммерческих договоров УНИДРУА 2010 / пер. с англ. А.С. Комарова. М., 2013.