Договор энергоснабжения электрической энергии
Подборка наиболее важных документов по запросу Договор энергоснабжения электрической энергии (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Расторжение договора энергоснабжения
(КонсультантПлюс, 2025)После расторжения договора энергоснабжения, когда потребление электроэнергии продолжается и нет сведений о непригодности приборов учета, применяется учетный способ подсчета ресурсов, а не расчетный
(КонсультантПлюс, 2025)После расторжения договора энергоснабжения, когда потребление электроэнергии продолжается и нет сведений о непригодности приборов учета, применяется учетный способ подсчета ресурсов, а не расчетный
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Заключение договора энергоснабжения
(КонсультантПлюс, 2025)Гарантирующего поставщика обязывают заключить отдельный договор энергоснабжения по точке поставки электроэнергии, если потребитель отказывается включать ее в действующий договор
(КонсультантПлюс, 2025)Гарантирующего поставщика обязывают заключить отдельный договор энергоснабжения по точке поставки электроэнергии, если потребитель отказывается включать ее в действующий договор
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Как подключить частный дом к электросетям?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Шаг 2. Определите гарантирующего поставщика электроэнергии для заключения договора энергоснабжения
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Шаг 2. Определите гарантирующего поставщика электроэнергии для заключения договора энергоснабжения
Вопрос: Вправе ли заказчик заключить договор энергоснабжения или договоры купли-продажи электрической энергии с гарантирующим поставщиком по п. 4 или п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, а не по п. 29 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ?
("Вестник Института госзакупок", 2021, N 7)"Вестник Института госзакупок", 2021, N 7
("Вестник Института госзакупок", 2021, N 7)"Вестник Института госзакупок", 2021, N 7
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 04.05.2012 N 442
(ред. от 27.12.2024)
"О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии"
(вместе с "Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии", "Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии")
(с изм. и доп., вступ. в силу с 17.04.2025)III. Правила заключения договоров энергоснабжения, договоров
(ред. от 27.12.2024)
"О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии"
(вместе с "Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии", "Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии")
(с изм. и доп., вступ. в силу с 17.04.2025)III. Правила заключения договоров энергоснабжения, договоров
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2020)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.07.2020)В силу абзаца одиннадцатого п. 15(1) Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 861, определение обязательств гарантирующего поставщика, действующего в интересах обслуживаемых им по договорам энергоснабжения потребителей электрической энергии, по оплате таким гарантирующим поставщиком услуг по передаче электрической энергии осуществляется в отношении каждого уровня напряжения по совокупности точек поставки каждого из обслуживаемых им потребителей электрической энергии, соответствующих энергопринимающему устройству, исходя из варианта цены (тарифа), применяемого в отношении соответствующего потребителя электрической энергии (мощности) в соответствии с Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1178 (далее - Основы ценообразования N 1178), и объема услуг по передаче электрической энергии, оплачиваемых потребителем электрической энергии.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.07.2020)В силу абзаца одиннадцатого п. 15(1) Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 861, определение обязательств гарантирующего поставщика, действующего в интересах обслуживаемых им по договорам энергоснабжения потребителей электрической энергии, по оплате таким гарантирующим поставщиком услуг по передаче электрической энергии осуществляется в отношении каждого уровня напряжения по совокупности точек поставки каждого из обслуживаемых им потребителей электрической энергии, соответствующих энергопринимающему устройству, исходя из варианта цены (тарифа), применяемого в отношении соответствующего потребителя электрической энергии (мощности) в соответствии с Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1178 (далее - Основы ценообразования N 1178), и объема услуг по передаче электрической энергии, оплачиваемых потребителем электрической энергии.
"Настольная книга специалиста по корпоративным закупкам"
(Байрашев В.Р., Исютин-Федотков Д.В.)
("Проспект", 2025)Пример. УФАС отказало в привлечении корпоративного заказчика к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 7.32.3 КоАП РФ, мотивируя свое решение тем, что договоры поставки электроэнергии и договоры энергоснабжения с гарантирующими поставщиками выведены из-под действия Закона 223-ФЗ. Суды признали решение УФАС законным <2>.
(Байрашев В.Р., Исютин-Федотков Д.В.)
("Проспект", 2025)Пример. УФАС отказало в привлечении корпоративного заказчика к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 7.32.3 КоАП РФ, мотивируя свое решение тем, что договоры поставки электроэнергии и договоры энергоснабжения с гарантирующими поставщиками выведены из-под действия Закона 223-ФЗ. Суды признали решение УФАС законным <2>.
Статья: Публично-правовые ограничения договорных отношений по энергоснабжению: соразмерность частноправовым началам и влияние на отраслевые проблемы
(Максименко П.Н.)
("Гражданское право", 2022, N 5)Постановка проблемы. Договор энергоснабжения обеспечивает оборот электрической энергии как в ее промышленном, так и в коммунально-бытовом назначении на розничных рынках электрической энергии, включающих в себя и сферу предоставления коммунальной услуги по электроснабжению (далее - РРЭ), в отношениях между поставщиками и конечными потребителями.
(Максименко П.Н.)
("Гражданское право", 2022, N 5)Постановка проблемы. Договор энергоснабжения обеспечивает оборот электрической энергии как в ее промышленном, так и в коммунально-бытовом назначении на розничных рынках электрической энергии, включающих в себя и сферу предоставления коммунальной услуги по электроснабжению (далее - РРЭ), в отношениях между поставщиками и конечными потребителями.
Готовое решение: Как внести изменения в закупку у единственного поставщика по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)заключение договора энергоснабжения или договора купли-продажи электрической энергии с гарантирующим поставщиком электрической энергии (п. 29 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ).
(КонсультантПлюс, 2025)заключение договора энергоснабжения или договора купли-продажи электрической энергии с гарантирующим поставщиком электрической энергии (п. 29 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ).
Готовое решение: Как применять типовые формы и типовые условия контрактов по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)заключается договор энергоснабжения или договор купли-продажи электроэнергии с гарантирующим поставщиком;
(КонсультантПлюс, 2025)заключается договор энергоснабжения или договор купли-продажи электроэнергии с гарантирующим поставщиком;
Статья: Пределы ответственности гарантирующего поставщика за действия третьих лиц по договору энергоснабжения
(Городов О.А., Семенович К.С.)
("Предпринимательское право", 2022, N 3)Понятие "границы балансовой принадлежности" содержится в п. 2 ПНД N 861, где определяется, что под ней понимается линия раздела объектов электроэнергетики между владельцами по признаку собственности или владения на ином предусмотренном федеральными законами основании, устанавливающая границу эксплуатационной ответственности между сетевой организацией и для договора энергоснабжения потребителем электрической энергии, в интересах которого заключается договор об оказании услуг по передаче электрической энергии, а равно ответственности за состояние и обслуживание электроустановок. Опосредованное технологическое присоединение предполагает отсутствие взаимных границ между энергопринимающими устройствами потребителя и сетями сетевой организации. Местом исполнения обязательств по передаче электрической энергии в рамках договора энергоснабжения, точкой поставки, согласно п. 5 ПНД N 861, будет являться точка присоединения энергопринимающего устройства потребителя к объекту электросетевого хозяйства лица, не оказывающего услуг по передаче электрической энергии.
(Городов О.А., Семенович К.С.)
("Предпринимательское право", 2022, N 3)Понятие "границы балансовой принадлежности" содержится в п. 2 ПНД N 861, где определяется, что под ней понимается линия раздела объектов электроэнергетики между владельцами по признаку собственности или владения на ином предусмотренном федеральными законами основании, устанавливающая границу эксплуатационной ответственности между сетевой организацией и для договора энергоснабжения потребителем электрической энергии, в интересах которого заключается договор об оказании услуг по передаче электрической энергии, а равно ответственности за состояние и обслуживание электроустановок. Опосредованное технологическое присоединение предполагает отсутствие взаимных границ между энергопринимающими устройствами потребителя и сетями сетевой организации. Местом исполнения обязательств по передаче электрической энергии в рамках договора энергоснабжения, точкой поставки, согласно п. 5 ПНД N 861, будет являться точка присоединения энергопринимающего устройства потребителя к объекту электросетевого хозяйства лица, не оказывающего услуг по передаче электрической энергии.
Статья: Неопределенность правового статуса самозанятых. Обзор судебной практики
(Жукова Ю.Д., Подмаркова А.С.)
("Закон", 2022, N 12)Аналогичным подходом суды пользуются при разрешении вопроса о возможности квалификации самозанятого в качестве бытового потребителя электрической энергии и определении применяемого тарифа: если поставляемая по договору энергоснабжения электрическая энергия используется в предпринимательской или иной деятельности, не предусматривающей потребление для личных (бытовых) нужд, в правоотношениях по указанному договору потребитель (индивидуальный предприниматель или иной субъект коммерческой деятельности) не может быть отнесен к категории "население"; оплата должна производиться по тарифам для юридических лиц <28>. При вынесении решения суд исходил из того, что понятие "самозанятые" было введено законодателем для создания гражданам, получающим доход от предпринимательской деятельности, более благоприятных условий для регистрации, а также наиболее мягких условий для налогообложения, однако это не свидетельствует, что самозанятые не занимаются коммерческой деятельностью. Заключение договора электроснабжения бытового потребителя в отношении жилого дома на арендуемом земельном участке при условии размещения на нем также двух гостевых домов, сдаваемых в аренду, бани и прочих построек (базы отдыха) не подтверждает потребление энергии для бытовых нужд. Таким образом, суд удовлетворил требование о взыскании неосновательного обогащения в виде разницы между тарифами на энергоснабжение, причем не с момента регистрации гражданина в качестве самозанятого, а с момента фактического начала осуществления им предпринимательской (коммерческой) деятельности, подтвержденного скриншотами рекламных объявлений базы отдыха на нескольких сайтах в сети Интернет. Суд посчитал, что гражданин, действуя разумно и добросовестно, должен был самостоятельно и своевременно заявить ресурсоснабжающей организации о коммерческом использовании объектов. По мнению суда, негативные последствия неисполнения данной обязанности в условиях осуществления приносящей доход деятельности связаны с предпринимательским риском. Схожий подход избран и Арбитражным судом Дальневосточного округа <29>, признавшим обоснованным вывод суда апелляционной инстанции о фактическом использовании объекта в коммерческих целях, что исключает возможность применения в расчете за потребленный ресурс социально ориентированного тарифа для населения, поскольку предоставленными истцом доказательствами была опровергнута презумпция о потреблении ответчиком ресурса исключительно для коммунально-бытовых нужд и доказано, что поставка осуществлялась в целях, связанных с осуществлением им коммерческой деятельности. Соответственно, при определении применяемого тарифа на электроэнергию установлению судами прежде всего подлежит цель ее использования; при этом определяющее значение имеет характер деятельности самозанятого, ее фактическое осуществление, а не наличие статуса самозанятого (применение режима НПД).
(Жукова Ю.Д., Подмаркова А.С.)
("Закон", 2022, N 12)Аналогичным подходом суды пользуются при разрешении вопроса о возможности квалификации самозанятого в качестве бытового потребителя электрической энергии и определении применяемого тарифа: если поставляемая по договору энергоснабжения электрическая энергия используется в предпринимательской или иной деятельности, не предусматривающей потребление для личных (бытовых) нужд, в правоотношениях по указанному договору потребитель (индивидуальный предприниматель или иной субъект коммерческой деятельности) не может быть отнесен к категории "население"; оплата должна производиться по тарифам для юридических лиц <28>. При вынесении решения суд исходил из того, что понятие "самозанятые" было введено законодателем для создания гражданам, получающим доход от предпринимательской деятельности, более благоприятных условий для регистрации, а также наиболее мягких условий для налогообложения, однако это не свидетельствует, что самозанятые не занимаются коммерческой деятельностью. Заключение договора электроснабжения бытового потребителя в отношении жилого дома на арендуемом земельном участке при условии размещения на нем также двух гостевых домов, сдаваемых в аренду, бани и прочих построек (базы отдыха) не подтверждает потребление энергии для бытовых нужд. Таким образом, суд удовлетворил требование о взыскании неосновательного обогащения в виде разницы между тарифами на энергоснабжение, причем не с момента регистрации гражданина в качестве самозанятого, а с момента фактического начала осуществления им предпринимательской (коммерческой) деятельности, подтвержденного скриншотами рекламных объявлений базы отдыха на нескольких сайтах в сети Интернет. Суд посчитал, что гражданин, действуя разумно и добросовестно, должен был самостоятельно и своевременно заявить ресурсоснабжающей организации о коммерческом использовании объектов. По мнению суда, негативные последствия неисполнения данной обязанности в условиях осуществления приносящей доход деятельности связаны с предпринимательским риском. Схожий подход избран и Арбитражным судом Дальневосточного округа <29>, признавшим обоснованным вывод суда апелляционной инстанции о фактическом использовании объекта в коммерческих целях, что исключает возможность применения в расчете за потребленный ресурс социально ориентированного тарифа для населения, поскольку предоставленными истцом доказательствами была опровергнута презумпция о потреблении ответчиком ресурса исключительно для коммунально-бытовых нужд и доказано, что поставка осуществлялась в целях, связанных с осуществлением им коммерческой деятельности. Соответственно, при определении применяемого тарифа на электроэнергию установлению судами прежде всего подлежит цель ее использования; при этом определяющее значение имеет характер деятельности самозанятого, ее фактическое осуществление, а не наличие статуса самозанятого (применение режима НПД).
"Договоры в сфере организации снабжения электрической энергией в Российской Федерации: монография"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Крассов Е.О.)
("НОРМА", 2025)В соответствии с разд. 1 Основных направлений реформирования электроэнергетики передача электрической энергии определяется как оказание коммерческим организациям независимо от организационно-правовой формы - субъектам оптового рынка услуг по передаче электроэнергии по магистральным линиям электропередачи. Данное определение представляется неполным в связи с тем, что круг потребителей услуг по передаче электрической энергии ограничен субъектами оптового рынка, хотя ими являются также и субъекты розничных рынков, включая некоммерческие организации, физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей. Дополнительно субъектами оптового и розничных рынков являются энергосбытовые организации и гарантирующие поставщики, заключающие договоры о передаче электрической энергии в интересах обслуживаемых ими потребителей электрической энергии. В этом определении также не раскрыто содержание оказываемых услуг по передаче электрической энергии. Так, в определении отсутствует упоминание про совершение сторонами договора организационно и технологически связанных действий, направленных на передачу электроэнергии, как это предусмотрено ст. 3 Закона об электроэнергетике. Кроме того, передача электрической энергии осуществляется не только по магистральным линиям электропередачи, но и по территориальным распределительным сетям. Это обстоятельство подтверждается тем, что в Основных направлениях реформирования электроэнергетики установлено понятие "распределение электрической энергии", которое означает оказание субъектам электроэнергетики услуг по поставке электрической энергии потребителям по электрическим сетям. Использование термина "поставка" не означает, что речь идет о продаже электрической энергии и ее передаче от производителя к потребителю. В данном контексте термин "поставка" означает лишь передачу электрической энергии по территориальным распределительным сетям. Продажа электрической энергии в разд. 1 Основных направлений реформирования электроэнергетики определяется в качестве сбыта энергии. Так, сбытом электрической энергии является продажа конечным потребителям, в том числе на основании договоров энергоснабжения, электрической энергии производителями электрической энергии, получающими ее от собственных генерирующих источников, и сбытовыми компаниями.
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Крассов Е.О.)
("НОРМА", 2025)В соответствии с разд. 1 Основных направлений реформирования электроэнергетики передача электрической энергии определяется как оказание коммерческим организациям независимо от организационно-правовой формы - субъектам оптового рынка услуг по передаче электроэнергии по магистральным линиям электропередачи. Данное определение представляется неполным в связи с тем, что круг потребителей услуг по передаче электрической энергии ограничен субъектами оптового рынка, хотя ими являются также и субъекты розничных рынков, включая некоммерческие организации, физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей. Дополнительно субъектами оптового и розничных рынков являются энергосбытовые организации и гарантирующие поставщики, заключающие договоры о передаче электрической энергии в интересах обслуживаемых ими потребителей электрической энергии. В этом определении также не раскрыто содержание оказываемых услуг по передаче электрической энергии. Так, в определении отсутствует упоминание про совершение сторонами договора организационно и технологически связанных действий, направленных на передачу электроэнергии, как это предусмотрено ст. 3 Закона об электроэнергетике. Кроме того, передача электрической энергии осуществляется не только по магистральным линиям электропередачи, но и по территориальным распределительным сетям. Это обстоятельство подтверждается тем, что в Основных направлениях реформирования электроэнергетики установлено понятие "распределение электрической энергии", которое означает оказание субъектам электроэнергетики услуг по поставке электрической энергии потребителям по электрическим сетям. Использование термина "поставка" не означает, что речь идет о продаже электрической энергии и ее передаче от производителя к потребителю. В данном контексте термин "поставка" означает лишь передачу электрической энергии по территориальным распределительным сетям. Продажа электрической энергии в разд. 1 Основных направлений реформирования электроэнергетики определяется в качестве сбыта энергии. Так, сбытом электрической энергии является продажа конечным потребителям, в том числе на основании договоров энергоснабжения, электрической энергии производителями электрической энергии, получающими ее от собственных генерирующих источников, и сбытовыми компаниями.