Договор доверительного управления имуществом недееспособного
Подборка наиболее важных документов по запросу Договор доверительного управления имуществом недееспособного (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Распоряжения на случай болезни в законодательстве, доктрине и нотариальной практике как средство защиты автономии воли гражданина
(Останина Е.А.)
("Закон", 2025, N 2)Действующее российское законодательство не содержит самостоятельного института, позволяющего определить себе представителя на случай возможной в будущем недееспособности. Предположим, гражданин узнал о начинающейся болезни Альцгеймера и на случай возможной утраты способности сознавать значение своих действий и руководить ими намерен составить распоряжение, возложив на своего родственника обязанности попечителя или опекуна. Допустим, родственник согласен. На момент распоряжения болезнь не достигла той стадии, когда гражданин не понимает значения своих действий и не может руководить ими. Какую сделку необходимо совершить? Доверенность в этой ситуации - неподходящий инструмент, поскольку признание гражданина, выдавшего доверенность, недееспособным влечет ее прекращение (ст. 188 ГК). Договор поручения под отлагательным условием признания доверителя недееспособным также невозможен, поскольку в силу ст. 977 ГК договор поручения прекращается признанием доверителя недееспособным. Разумеется, перечень договоров является открытым, поэтому можно представить себе непоименованный договор, по которому одно лицо обязуется действовать в интересах другого лица в случае признания последнего недееспособным или ограниченно дееспособным. Можно также заключить договор доверительного управления имуществом с отлагательным условием признания гражданина недееспособным, что обеспечит защиту имущественных прав, но проблема защиты неимущественных прав все же останется открытой.
(Останина Е.А.)
("Закон", 2025, N 2)Действующее российское законодательство не содержит самостоятельного института, позволяющего определить себе представителя на случай возможной в будущем недееспособности. Предположим, гражданин узнал о начинающейся болезни Альцгеймера и на случай возможной утраты способности сознавать значение своих действий и руководить ими намерен составить распоряжение, возложив на своего родственника обязанности попечителя или опекуна. Допустим, родственник согласен. На момент распоряжения болезнь не достигла той стадии, когда гражданин не понимает значения своих действий и не может руководить ими. Какую сделку необходимо совершить? Доверенность в этой ситуации - неподходящий инструмент, поскольку признание гражданина, выдавшего доверенность, недееспособным влечет ее прекращение (ст. 188 ГК). Договор поручения под отлагательным условием признания доверителя недееспособным также невозможен, поскольку в силу ст. 977 ГК договор поручения прекращается признанием доверителя недееспособным. Разумеется, перечень договоров является открытым, поэтому можно представить себе непоименованный договор, по которому одно лицо обязуется действовать в интересах другого лица в случае признания последнего недееспособным или ограниченно дееспособным. Можно также заключить договор доверительного управления имуществом с отлагательным условием признания гражданина недееспособным, что обеспечит защиту имущественных прав, но проблема защиты неимущественных прав все же останется открытой.
"Доверительное управление наследственным имуществом: монография"
("Проспект", 2025)В череде общих указаний относительно набора существенных условий рассматриваемого договора обращает на себя внимание нотариальная практика. Так, в Методических рекомендациях по оформлению наследственных прав (утв. решением Правления ФНП от 25 марта 2019 г., протокол N 03/19) <2> отмечается, что "договором доверительного управления наследственным имуществом, наследником которого является недееспособное лицо, должна быть предусмотрена необходимость получения согласия органов опеки и попечительства на совершение сделок по распоряжению наследственным имуществом в случае, если договором доверительного управления доверительному управляющему предоставлено право на совершение таких сделок". Однако, по мнению автора, обоснованность такой рекомендации сомнительна прежде всего по причине нетождественности понятий "имущество подопечного" и "наследственное имущество". А иное решение возможно лишь после нормативного закрепления соответствующего правила.
("Проспект", 2025)В череде общих указаний относительно набора существенных условий рассматриваемого договора обращает на себя внимание нотариальная практика. Так, в Методических рекомендациях по оформлению наследственных прав (утв. решением Правления ФНП от 25 марта 2019 г., протокол N 03/19) <2> отмечается, что "договором доверительного управления наследственным имуществом, наследником которого является недееспособное лицо, должна быть предусмотрена необходимость получения согласия органов опеки и попечительства на совершение сделок по распоряжению наследственным имуществом в случае, если договором доверительного управления доверительному управляющему предоставлено право на совершение таких сделок". Однако, по мнению автора, обоснованность такой рекомендации сомнительна прежде всего по причине нетождественности понятий "имущество подопечного" и "наследственное имущество". А иное решение возможно лишь после нормативного закрепления соответствующего правила.
Нормативные акты
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 N 9
(ред. от 24.12.2020)
"О судебной практике по делам о наследовании"56. Учредителями доверительного управления наследственным имуществом, в том числе в случаях, когда к наследованию призываются несовершеннолетние и недееспособные граждане, могут выступать только нотариус либо исполнитель завещания.
(ред. от 24.12.2020)
"О судебной практике по делам о наследовании"56. Учредителями доверительного управления наследственным имуществом, в том числе в случаях, когда к наследованию призываются несовершеннолетние и недееспособные граждане, могут выступать только нотариус либо исполнитель завещания.
Федеральный закон от 24.04.2008 N 48-ФЗ
(ред. от 29.09.2025)
"Об опеке и попечительстве"7) заключение договоров доверительного управления имуществом подопечных в соответствии со статьей 38 Гражданского кодекса Российской Федерации;
(ред. от 29.09.2025)
"Об опеке и попечительстве"7) заключение договоров доверительного управления имуществом подопечных в соответствии со статьей 38 Гражданского кодекса Российской Федерации;
"Комментарий к Федеральному закону от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)Общие положения об опеке закреплены в ст. 32 части первой ГК РФ: опека устанавливается над малолетними, а также над гражданами, признанными судом недееспособными вследствие психического расстройства (п. 1); опекуны являются представителями подопечных в силу закона и совершают от их имени и в их интересах все необходимые сделки (п. 2). Статья 38 данного Кодекса предусматривает доверительное управление имуществом подопечного. Согласно пункту 1 указанной статьи: при необходимости постоянного управления недвижимым и ценным движимым имуществом подопечного орган опеки и попечительства заключает с управляющим, определенным этим органом, договор о доверительном управлении таким имуществом; в этом случае опекун или попечитель сохраняет свои полномочия в отношении того имущества подопечного, которое не передано в доверительное управление; при осуществлении управляющим правомочий по управлению имуществом подопечного на управляющего распространяется действие правил, предусмотренных пунктами 2 и 3 ст. 37 ГК РФ. Отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства над недееспособными или не полностью дееспособными гражданами, регулирует Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" <432>, что и закреплено в ч. 1 его ст. 1. В соответствии со ст. 23 данного Закона к доверительному управлению имуществом подопечного наряду с правилами, установленными ГК РФ, применяются положения ст. ст. 19 и 20 данного Закона.
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)Общие положения об опеке закреплены в ст. 32 части первой ГК РФ: опека устанавливается над малолетними, а также над гражданами, признанными судом недееспособными вследствие психического расстройства (п. 1); опекуны являются представителями подопечных в силу закона и совершают от их имени и в их интересах все необходимые сделки (п. 2). Статья 38 данного Кодекса предусматривает доверительное управление имуществом подопечного. Согласно пункту 1 указанной статьи: при необходимости постоянного управления недвижимым и ценным движимым имуществом подопечного орган опеки и попечительства заключает с управляющим, определенным этим органом, договор о доверительном управлении таким имуществом; в этом случае опекун или попечитель сохраняет свои полномочия в отношении того имущества подопечного, которое не передано в доверительное управление; при осуществлении управляющим правомочий по управлению имуществом подопечного на управляющего распространяется действие правил, предусмотренных пунктами 2 и 3 ст. 37 ГК РФ. Отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства над недееспособными или не полностью дееспособными гражданами, регулирует Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" <432>, что и закреплено в ч. 1 его ст. 1. В соответствии со ст. 23 данного Закона к доверительному управлению имуществом подопечного наряду с правилами, установленными ГК РФ, применяются положения ст. ст. 19 и 20 данного Закона.
Статья: Законный представитель как участник гражданского процесса
(Таирова А.Т.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2021, N 7)На практике возникают сложности в части определения характера представительства совершеннолетнего дееспособного лица, в отношении которого установлен патронаж. В соответствии со ст. 41 ГК РФ над совершеннолетним дееспособным гражданином, который по состоянию здоровья не способен самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять свои обязанности, может быть установлен патронаж, то есть орган опеки и попечительства назначает ему помощника с его согласия в письменной форме, а также с согласия в письменной форме гражданина, над которым устанавливается патронаж. Такой помощник совершает действия в интересах гражданина, находящегося под патронажем, на основании заключаемых с этим лицом договора поручения, договора доверительного управления имуществом или иного договора. Хотя характер представительства в данном случае синонимичен законному представительству несовершеннолетних и недееспособных лиц, при этом в ст. 48 ГПК РФ, в которой содержится перечень лиц, выступающих в качестве законных представителей в суде, нет попечителей патронируемых граждан.
(Таирова А.Т.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2021, N 7)На практике возникают сложности в части определения характера представительства совершеннолетнего дееспособного лица, в отношении которого установлен патронаж. В соответствии со ст. 41 ГК РФ над совершеннолетним дееспособным гражданином, который по состоянию здоровья не способен самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять свои обязанности, может быть установлен патронаж, то есть орган опеки и попечительства назначает ему помощника с его согласия в письменной форме, а также с согласия в письменной форме гражданина, над которым устанавливается патронаж. Такой помощник совершает действия в интересах гражданина, находящегося под патронажем, на основании заключаемых с этим лицом договора поручения, договора доверительного управления имуществом или иного договора. Хотя характер представительства в данном случае синонимичен законному представительству несовершеннолетних и недееспособных лиц, при этом в ст. 48 ГПК РФ, в которой содержится перечень лиц, выступающих в качестве законных представителей в суде, нет попечителей патронируемых граждан.
"Предпринимательское право: учебник: в 2 т."
(том 2)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)- смерть гражданина, являющегося выгодоприобретателем, или ликвидация юридического лица - выгодоприобретателя, если договором доверительного управления имуществом не предусмотрено иное, т.е. продолжение управления в интересах учредителя управления либо другого выгодоприобретателя, указанного учредителем;
(том 2)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)- смерть гражданина, являющегося выгодоприобретателем, или ликвидация юридического лица - выгодоприобретателя, если договором доверительного управления имуществом не предусмотрено иное, т.е. продолжение управления в интересах учредителя управления либо другого выгодоприобретателя, указанного учредителем;
Статья: Практические вопросы учреждения нотариусом доверительного управления долей в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью
(Ефимова Т.В.)
("Нотариус", 2022, N 7)На заключение договора доверительного управления в случаях, когда в числе наследников имеются несовершеннолетние либо недееспособные лица, не потребуется согласие органа опеки и попечительства, поскольку передача имущества в доверительное управление не является сделкой по распоряжению наследственным имуществом, не влечет его уменьшения, напротив, осуществляется с целью увеличения его стоимости, следовательно, положения ст. 37 ГК РФ не применяются.
(Ефимова Т.В.)
("Нотариус", 2022, N 7)На заключение договора доверительного управления в случаях, когда в числе наследников имеются несовершеннолетние либо недееспособные лица, не потребуется согласие органа опеки и попечительства, поскольку передача имущества в доверительное управление не является сделкой по распоряжению наследственным имуществом, не влечет его уменьшения, напротив, осуществляется с целью увеличения его стоимости, следовательно, положения ст. 37 ГК РФ не применяются.
Статья: Институт патронажа в российском законодательстве и в реформированном немецком законодательстве: сравнительно-правовое исследование
(Останина Е.А.)
("Закон", 2023, N 4)Эффективность защиты серьезно зависит от того, насколько добросовестен помощник. Представим, что гражданин, узнавший о своем заболевании, решил назначить помощника на случай резкого ухудшения своего состояния. Российское законодательство не регулирует такого распоряжения, но и не запрещает его. В случае если нет риска последующей недееспособности пациента, приемлемыми договорными формами могут быть и договор поручения (сопровождающийся выдачей доверенности с длительным сроком (ст. 186 ГК РФ)), и договор доверительного управления имуществом.
(Останина Е.А.)
("Закон", 2023, N 4)Эффективность защиты серьезно зависит от того, насколько добросовестен помощник. Представим, что гражданин, узнавший о своем заболевании, решил назначить помощника на случай резкого ухудшения своего состояния. Российское законодательство не регулирует такого распоряжения, но и не запрещает его. В случае если нет риска последующей недееспособности пациента, приемлемыми договорными формами могут быть и договор поручения (сопровождающийся выдачей доверенности с длительным сроком (ст. 186 ГК РФ)), и договор доверительного управления имуществом.
Статья: Некоторые аспекты принятия решения об учреждении доверительного управления бизнес-активами, входящими в состав наследства
(Батрова Т.А.)
("Нотариальный вестник", 2022, N 4)Таким образом, однозначного решения данного вопроса не выработано. В пункте 4.4.10 Методических рекомендаций по оформлению наследственных прав указано на необходимость согласования с органами опеки и попечительства договора доверительного управления наследственным имуществом, наследником которого является недееспособное лицо, если доверительному управляющему предполагается предоставить право на совершение сделок по распоряжению имуществом, а в случае, когда контроль его деятельности потребует финансовых затрат, также согласования их размера, источника и способа финансирования и т.п.
(Батрова Т.А.)
("Нотариальный вестник", 2022, N 4)Таким образом, однозначного решения данного вопроса не выработано. В пункте 4.4.10 Методических рекомендаций по оформлению наследственных прав указано на необходимость согласования с органами опеки и попечительства договора доверительного управления наследственным имуществом, наследником которого является недееспособное лицо, если доверительному управляющему предполагается предоставить право на совершение сделок по распоряжению имуществом, а в случае, когда контроль его деятельности потребует финансовых затрат, также согласования их размера, источника и способа финансирования и т.п.
Статья: Полномочия органов местного самоуправления по заключению договоров доверительного управления имуществом безвестно отсутствующих граждан: спорные аспекты правового регулирования
(Рубашкин В.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 3)В указанных административных регламентах определены порядок, сроки и последовательность административных процедур (действий), выполняемых органами местного самоуправления, осуществляющих отдельные государственные полномочия по опеке и попечительству, в отношении доверительного управления имуществом безвестно отсутствующего гражданина по предоставлению соответствующей государственной услуги. Установлены: допустимый круг заявителей, которые могут обратиться за получением такой государственной услуги; исчерпывающий перечень документов (сведений), необходимых для представления государственной услуги; исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении государственной услуги. Определен круг лиц, которые не могут быть назначены доверительными управляющими (несовершеннолетние граждане, граждане, признанные судом недееспособными или ограниченно дееспособными).
(Рубашкин В.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 3)В указанных административных регламентах определены порядок, сроки и последовательность административных процедур (действий), выполняемых органами местного самоуправления, осуществляющих отдельные государственные полномочия по опеке и попечительству, в отношении доверительного управления имуществом безвестно отсутствующего гражданина по предоставлению соответствующей государственной услуги. Установлены: допустимый круг заявителей, которые могут обратиться за получением такой государственной услуги; исчерпывающий перечень документов (сведений), необходимых для представления государственной услуги; исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении государственной услуги. Определен круг лиц, которые не могут быть назначены доверительными управляющими (несовершеннолетние граждане, граждане, признанные судом недееспособными или ограниченно дееспособными).
"Комментарий к Федеральному закону от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Данное полномочие ООиП закреплено в абз. 1 п. 1 указанной ст. 38 части первой ГК РФ. Положения этой статьи по не вполне понятной причине воспроизведены в нормах комментируемого Закона лишь частично - в ч. 3 ст. 18 и ст. 23 соответственно. Так, в комментируемом Законе ничего не говорится об определенных в указанном абз. 1 п. 1 ст. 38 части первой ГК РФ случаях заключения договоров доверительного управления имуществом подопечных (о таких случаях см. комментарий к ст. 23 Закона).
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Данное полномочие ООиП закреплено в абз. 1 п. 1 указанной ст. 38 части первой ГК РФ. Положения этой статьи по не вполне понятной причине воспроизведены в нормах комментируемого Закона лишь частично - в ч. 3 ст. 18 и ст. 23 соответственно. Так, в комментируемом Законе ничего не говорится об определенных в указанном абз. 1 п. 1 ст. 38 части первой ГК РФ случаях заключения договоров доверительного управления имуществом подопечных (о таких случаях см. комментарий к ст. 23 Закона).
Статья: Материальное и процессуальное представительство: гражданско-правовой и семейно-правовой аспекты
(Коротков Д.Б., Шершень Т.В.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2020, N 4)Вместе с тем Гражданский кодекс России не называет в числе законных представителей приемных родителей, патронатных воспитателей, равно как и медицинские организации, образовательные организации, организации, оказывающие социальные услуги, и иные аналогичные организации, в которые помещаются дети, оставшиеся без попечения родителей. Не упомянуты в этом качестве и органы опеки и попечительства, на которые в силу закона возложены разные по правовой природе полномочия: анализ содержания ст. 8 Федерального закона "Об опеке и попечительстве" позволяет условно разграничить властно-распорядительные и представительские полномочия. Органы опеки и попечительства, реализуя возложенные на них властно-распорядительные функции, наделены следующими полномочиями: по выявлению и учету граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства; по установлению опеки или попечительства; по осуществлению надзора за деятельностью опекунов и попечителей, деятельностью организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане; по освобождению и отстранению опекунов и попечителей от исполнения ими своих обязанностей; по выдаче разрешений на совершение сделок с имуществом подопечных. Наряду с перечисленными полномочиями, присущими органу опеки и попечительства как органу публичной власти, следует выделить также представительские полномочия: на заключение договоров доверительного управления имуществом подопечных; на обращение в суд с заявлением о признании гражданина недееспособным или об ограничении его дееспособности, а также о признании подопечного дееспособным; на представление законных интересов несовершеннолетних граждан и недееспособных граждан, находящихся под опекой или попечительством, в отношениях с любыми лицами (в т.ч. в судах), если действия опекунов или попечителей противоречат законодательству Российской Федерации и (или) законодательству субъектов Российской Федерации или интересам подопечных либо если опекуны или попечители не осуществляют защиту законных интересов подопечных. Неслучайно О.Н. Замрий именует участие органа опеки и попечительства в семейных правоотношениях как органа публичной власти "своеобразной формой публичного представительства интересов ребенка", по сути, речь идет о роли органа опеки и попечительства как представителя государства по защите прав и интересов ребенка [4, с. 150.] При осуществлении предписанных законом функций и полномочий орган опеки и попечительства вступает в правоотношения, но, как правило, субъектом семейных правоотношений не является, так как не реализует собственные права и обязанности. Орган опеки и попечительства своими действиями способствует реализации прав, свобод, законных интересов несовершеннолетних и недееспособных лиц. И здесь может быть проведена некая параллель с определением роли прокурора и суда, которые не имеют субъективных семейных прав и обязанностей при рассмотрении гражданского дела по спору, вытекающему из семейных правоотношений, они наделены властными полномочиями по разрешению возникшего спора. В то же время в случаях, определенных законом, орган опеки и попечительства может быть уполномочен на осуществление действий как законный представитель ребенка. В силу п. 1 ст. 121 Семейного кодекса РФ обязанности по опеке и попечительству могут быть возложены непосредственно на орган опеки и попечительства, если дети признаются оставшимися без попечения родителей вследствие их смерти, болезни, длительного отсутствия или уклонения от исполнения родительских обязанностей. В таких ситуациях орган опеки и попечительства обеспечивает временное устройство несовершеннолетнего ребенка до решения вопроса о его передаче под опеку или попечительство. Если с момента выявления ребенка, оставшегося без попечения родителей, в течение месяца ему не был назначен опекун (попечитель), на орган опеки и попечительства по месту выявления несовершеннолетнего ребенка возлагается исполнение обязанностей опекуна или попечителя. Права и обязанности опекуна (попечителя) за органом опеки и попечительства сохраняются до назначения ребенку опекуна (попечителя) либо до устройства ребенка в организацию для детей, оставшихся без попечения родителей; пока этого не произойдет, орган опеки и попечительства обязан заботиться о ребенке, защищать его права и законные интересы, принимать меры к устройству ребенка в новую семью. Семейным кодексом РФ запрещена деятельность любых юридических и физических лиц по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, кроме органов опеки и попечительства. Вывод очевиден: когда ребенок признается оставшимся без попечения единственного или обоих родителей, орган опеки и попечительства, по существу возложенных на него государством полномочий, выступает в качестве единственного законного представителя несовершеннолетнего лица, хоть и не поименован в этом статусе в кодифицированных актах гражданского и семейного законодательства.
(Коротков Д.Б., Шершень Т.В.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2020, N 4)Вместе с тем Гражданский кодекс России не называет в числе законных представителей приемных родителей, патронатных воспитателей, равно как и медицинские организации, образовательные организации, организации, оказывающие социальные услуги, и иные аналогичные организации, в которые помещаются дети, оставшиеся без попечения родителей. Не упомянуты в этом качестве и органы опеки и попечительства, на которые в силу закона возложены разные по правовой природе полномочия: анализ содержания ст. 8 Федерального закона "Об опеке и попечительстве" позволяет условно разграничить властно-распорядительные и представительские полномочия. Органы опеки и попечительства, реализуя возложенные на них властно-распорядительные функции, наделены следующими полномочиями: по выявлению и учету граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства; по установлению опеки или попечительства; по осуществлению надзора за деятельностью опекунов и попечителей, деятельностью организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане; по освобождению и отстранению опекунов и попечителей от исполнения ими своих обязанностей; по выдаче разрешений на совершение сделок с имуществом подопечных. Наряду с перечисленными полномочиями, присущими органу опеки и попечительства как органу публичной власти, следует выделить также представительские полномочия: на заключение договоров доверительного управления имуществом подопечных; на обращение в суд с заявлением о признании гражданина недееспособным или об ограничении его дееспособности, а также о признании подопечного дееспособным; на представление законных интересов несовершеннолетних граждан и недееспособных граждан, находящихся под опекой или попечительством, в отношениях с любыми лицами (в т.ч. в судах), если действия опекунов или попечителей противоречат законодательству Российской Федерации и (или) законодательству субъектов Российской Федерации или интересам подопечных либо если опекуны или попечители не осуществляют защиту законных интересов подопечных. Неслучайно О.Н. Замрий именует участие органа опеки и попечительства в семейных правоотношениях как органа публичной власти "своеобразной формой публичного представительства интересов ребенка", по сути, речь идет о роли органа опеки и попечительства как представителя государства по защите прав и интересов ребенка [4, с. 150.] При осуществлении предписанных законом функций и полномочий орган опеки и попечительства вступает в правоотношения, но, как правило, субъектом семейных правоотношений не является, так как не реализует собственные права и обязанности. Орган опеки и попечительства своими действиями способствует реализации прав, свобод, законных интересов несовершеннолетних и недееспособных лиц. И здесь может быть проведена некая параллель с определением роли прокурора и суда, которые не имеют субъективных семейных прав и обязанностей при рассмотрении гражданского дела по спору, вытекающему из семейных правоотношений, они наделены властными полномочиями по разрешению возникшего спора. В то же время в случаях, определенных законом, орган опеки и попечительства может быть уполномочен на осуществление действий как законный представитель ребенка. В силу п. 1 ст. 121 Семейного кодекса РФ обязанности по опеке и попечительству могут быть возложены непосредственно на орган опеки и попечительства, если дети признаются оставшимися без попечения родителей вследствие их смерти, болезни, длительного отсутствия или уклонения от исполнения родительских обязанностей. В таких ситуациях орган опеки и попечительства обеспечивает временное устройство несовершеннолетнего ребенка до решения вопроса о его передаче под опеку или попечительство. Если с момента выявления ребенка, оставшегося без попечения родителей, в течение месяца ему не был назначен опекун (попечитель), на орган опеки и попечительства по месту выявления несовершеннолетнего ребенка возлагается исполнение обязанностей опекуна или попечителя. Права и обязанности опекуна (попечителя) за органом опеки и попечительства сохраняются до назначения ребенку опекуна (попечителя) либо до устройства ребенка в организацию для детей, оставшихся без попечения родителей; пока этого не произойдет, орган опеки и попечительства обязан заботиться о ребенке, защищать его права и законные интересы, принимать меры к устройству ребенка в новую семью. Семейным кодексом РФ запрещена деятельность любых юридических и физических лиц по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, кроме органов опеки и попечительства. Вывод очевиден: когда ребенок признается оставшимся без попечения единственного или обоих родителей, орган опеки и попечительства, по существу возложенных на него государством полномочий, выступает в качестве единственного законного представителя несовершеннолетнего лица, хоть и не поименован в этом статусе в кодифицированных актах гражданского и семейного законодательства.
Статья: Расторжение договора доверительного управления имуществом
(Дерхо Д.С.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В частности, ст. 1024 ГК РФ предусматривает такие юридические факты, влекущие за собой прекращение договора доверительного управления имуществом, как:
(Дерхо Д.С.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В частности, ст. 1024 ГК РФ предусматривает такие юридические факты, влекущие за собой прекращение договора доверительного управления имуществом, как: