Дочернее общество ао
Подборка наиболее важных документов по запросу Дочернее общество ао (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Перспективы и риски арбитражного спора: Административные правонарушения в области рынка ценных бумаг: Потерпевший оспаривает прекращение производства по делу (отказ в возбуждении дела) о нарушении требований законодательства по представлению и раскрытию информации на финансовых рынках
(КонсультантПлюс, 2025)АО не предоставило (в срок) по запросу акционера информацию (документы) о своей деятельности, хотя обязано было это сделать (в том числе когда запрошенные акционером документы хранятся в дочернем обществе, но исходят от АО, которое является его единственным участником, и относятся к деятельности обоих обществ)
(КонсультантПлюс, 2025)АО не предоставило (в срок) по запросу акционера информацию (документы) о своей деятельности, хотя обязано было это сделать (в том числе когда запрошенные акционером документы хранятся в дочернем обществе, но исходят от АО, которое является его единственным участником, и относятся к деятельности обоих обществ)
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ
(ред. от 31.07.2025, с изм. от 25.09.2025)
"Об акционерных обществах"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 6. Дочерние и зависимые общества
(ред. от 31.07.2025, с изм. от 25.09.2025)
"Об акционерных обществах"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 6. Дочерние и зависимые общества
"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2025)Статья 67.3. Дочернее хозяйственное общество
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2025)Статья 67.3. Дочернее хозяйственное общество
Статья: Договорное регулирование корпоративной соподчиненности между юридическими лицами
(Васин В.В., Мальцев А.К.)
("Юрист", 2024, N 2)<4> Чугунова К.Ю. Правовой статус дочерних обществ акционерных обществ с преобладающим государственным участием (на примере холдинга "РЖД"): Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2021. С. 21.
(Васин В.В., Мальцев А.К.)
("Юрист", 2024, N 2)<4> Чугунова К.Ю. Правовой статус дочерних обществ акционерных обществ с преобладающим государственным участием (на примере холдинга "РЖД"): Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2021. С. 21.
Статья: Особенности правового положения и корпоративного управления в дочерних обществах государственной корпорации
(Петров М.В.)
("Юрист", 2023, N 12)В рамках настоящей статьи к хозяйственным обществам, по отношению к которым государственная корпорация признается контролирующим лицом, используется термин "дочерние общества". Такой подход, по нашему мнению, отражает предусмотренную ст. 67.3 Гражданского кодекса Российской Федерации <4> (далее - ГК РФ) суть взаимодействия хозяйственных обществ с контролирующими их участниками (акционерами), вне зависимости от организационно-правовой формы участников хозяйственных обществ. Следует отметить применительно к этой оговорке, что в соответствии с Временным положением о холдинговых компаниях, создаваемых при преобразовании государственных предприятий в акционерные общества (утв. Указом Президента Российской Федерации от 16 ноября 1992 г. N 1392 "О мерах по реализации промышленной политики при приватизации государственных предприятий" <5>), термин "дочернее общество" применялся к акционерным обществам, контрольные пакеты акций которых принадлежали холдинговым компаниям. Холдинговой компанией при этом признавалось предприятие вне зависимости от его организационно-правовой формы, в состав активов которого входили контрольные пакеты акций других предприятий. Таким образом, акционерное общество признавалось дочерним независимо от организационно-правовой формы его участников (акционеров), владеющих контрольным пакетом акций соответствующего общества.
(Петров М.В.)
("Юрист", 2023, N 12)В рамках настоящей статьи к хозяйственным обществам, по отношению к которым государственная корпорация признается контролирующим лицом, используется термин "дочерние общества". Такой подход, по нашему мнению, отражает предусмотренную ст. 67.3 Гражданского кодекса Российской Федерации <4> (далее - ГК РФ) суть взаимодействия хозяйственных обществ с контролирующими их участниками (акционерами), вне зависимости от организационно-правовой формы участников хозяйственных обществ. Следует отметить применительно к этой оговорке, что в соответствии с Временным положением о холдинговых компаниях, создаваемых при преобразовании государственных предприятий в акционерные общества (утв. Указом Президента Российской Федерации от 16 ноября 1992 г. N 1392 "О мерах по реализации промышленной политики при приватизации государственных предприятий" <5>), термин "дочернее общество" применялся к акционерным обществам, контрольные пакеты акций которых принадлежали холдинговым компаниям. Холдинговой компанией при этом признавалось предприятие вне зависимости от его организационно-правовой формы, в состав активов которого входили контрольные пакеты акций других предприятий. Таким образом, акционерное общество признавалось дочерним независимо от организационно-правовой формы его участников (акционеров), владеющих контрольным пакетом акций соответствующего общества.
Статья: Налоговые преференции для резидентов международных ТОР
(Турбина О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2025, N 28)Согласно законопроекту N 518787-8 функции по управлению МТОР могут быть возложены Правительством РФ на АО "Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики" (далее - АО "КРДВ"), которое в настоящее время определено Правительством РФ управляющей компанией для осуществления функций по управлению ТОР на территории ДФО, или на дочернее общество АО "КРДВ". Резидентом МТОР может стать новое российское юрлицо, при этом не ограничивается участие в нем иностранных юридических и физических лиц, что позволяет привлекать капитал иностранных инвесторов из дружественных стран для реализации инвестиционных проектов на МТОР. Законопроект N 518787-8 не предусматривает предоставление статуса резидента МТОР индивидуальным предпринимателям, поскольку согласно проведенному анализу ИП не осуществляют достаточный объем капвложений и не реализуют проекты по выпуску продукции с высокой добавленной стоимостью.
(Турбина О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2025, N 28)Согласно законопроекту N 518787-8 функции по управлению МТОР могут быть возложены Правительством РФ на АО "Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики" (далее - АО "КРДВ"), которое в настоящее время определено Правительством РФ управляющей компанией для осуществления функций по управлению ТОР на территории ДФО, или на дочернее общество АО "КРДВ". Резидентом МТОР может стать новое российское юрлицо, при этом не ограничивается участие в нем иностранных юридических и физических лиц, что позволяет привлекать капитал иностранных инвесторов из дружественных стран для реализации инвестиционных проектов на МТОР. Законопроект N 518787-8 не предусматривает предоставление статуса резидента МТОР индивидуальным предпринимателям, поскольку согласно проведенному анализу ИП не осуществляют достаточный объем капвложений и не реализуют проекты по выпуску продукции с высокой добавленной стоимостью.
Путеводитель по корпоративным спорам. Вопросы судебной практики: Общее собрание акционеров2.1. Относится ли создание АО дочерних обществ к компетенции общего собрания акционеров
Статья: Корпоративное управление предприятиями оборонно-промышленного комплекса: смена парадигм
(Лаптев В.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 6)Достоинством акционерной формы организации является способность общего собрания акционеров (либо единственного акционера) холдинговой компании принимать корпоративные решения по учреждению дочерних обществ. Например, АО "Вертолеты России" (входящее в структуру Госкорпорации "Ростех") является эффективной холдинговой компанией, определяющей решения своих дочерних обществ - АО "Казанский вертолетный завод", АО "Роствертол", АО "Улан-Удэнский авиационный завод", АО "Арсеньевская авиационная компания "Прогресс", АО "Кумертауское авиационное производственное предприятие", АО "Ступинское машиностроительное производственное предприятие" и АО "Редуктор-ПМ" <14>. Холдинговая компания определяет единую экономическую политику своих дочерних производственных предприятий. При этом контрольный пакет акций холдинговых предприятий ОПК всегда сосредоточен в руках государства.
(Лаптев В.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 6)Достоинством акционерной формы организации является способность общего собрания акционеров (либо единственного акционера) холдинговой компании принимать корпоративные решения по учреждению дочерних обществ. Например, АО "Вертолеты России" (входящее в структуру Госкорпорации "Ростех") является эффективной холдинговой компанией, определяющей решения своих дочерних обществ - АО "Казанский вертолетный завод", АО "Роствертол", АО "Улан-Удэнский авиационный завод", АО "Арсеньевская авиационная компания "Прогресс", АО "Кумертауское авиационное производственное предприятие", АО "Ступинское машиностроительное производственное предприятие" и АО "Редуктор-ПМ" <14>. Холдинговая компания определяет единую экономическую политику своих дочерних производственных предприятий. При этом контрольный пакет акций холдинговых предприятий ОПК всегда сосредоточен в руках государства.
Статья: Компетенция суда по спорам, вытекающим из владения и реализации прав, удостоверенных депозитарными расписками
(Лаптев В.А., Чуча С.Ю.)
("Закон", 2023, N 12)<25> См., напр.: Шиткина И.С. Основания и правовые последствия отношений дочерности хозяйственных обществ (комментарий к ст. 6 Закона об ООО) // Хозяйство и право. 2020. N 7. С. 3 - 24; Лаптев В.А. Модели обезличенного управления коммерческими корпорациями: правовые аспекты // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия: Право. 2022. Т. 13. N 2. С. 378 - 395; Чугунова К.Ю. Особенности формирования воли дочерних обществ акционерных обществ с преобладающим государственным участием (на примере ОАО "РЖД") // Актуальные проблемы российского права. 2020. N 10. С. 116 - 124 и др.
(Лаптев В.А., Чуча С.Ю.)
("Закон", 2023, N 12)<25> См., напр.: Шиткина И.С. Основания и правовые последствия отношений дочерности хозяйственных обществ (комментарий к ст. 6 Закона об ООО) // Хозяйство и право. 2020. N 7. С. 3 - 24; Лаптев В.А. Модели обезличенного управления коммерческими корпорациями: правовые аспекты // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия: Право. 2022. Т. 13. N 2. С. 378 - 395; Чугунова К.Ю. Особенности формирования воли дочерних обществ акционерных обществ с преобладающим государственным участием (на примере ОАО "РЖД") // Актуальные проблемы российского права. 2020. N 10. С. 116 - 124 и др.
Путеводитель по корпоративным спорам. Вопросы судебной практики: Административная ответственность акционерных обществ за неисполнение ими требований по раскрытию информацииКак следует из промежуточной консолидированной отчетности общества, размещенной обществом на странице, по состоянию на 31 декабря 2016 г. в собственности дочерних организаций общества находилось 1 573 млн. обыкновенных акций общества.
Путеводитель по корпоративным спорам. Вопросы судебной практики: Учет и отчетность, документы акционерного общества. Информация об обществеПоскольку у ОАО "ХК "Сибцем" имеются дочерние общества, в которых оно владеет контрольными долями, составление сводной бухгалтерской отчетности является для него обязательным.
"Комментарий к Федеральному закону от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)Данный пункт введен с 30 июля 2018 г. Федеральным законом от 29 июля 2018 г. N 246-ФЗ <111>, принятым в части совершенствования правил валютного контроля в случае страхования российскими экспортерами кредитов и инвестиций от предпринимательских и (или) политических рисков, и изложен с 9 декабря 2018 г. полностью в новой редакции Федеральным законом от 28 ноября 2018 г. N 452-ФЗ, принятым в части вменения ВЭБ новой функции по координации и организации институтов развития. В первоначальной редакции данного пункта отсылка была сделана не к Федеральному закону "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности", а к Федеральному закону "О банке развития" (в настоящее время имеет наименование "О государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ"). Тем же Федеральным законом от 28 ноября 2018 г. N 452-ФЗ Федеральный закон "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" дополнен статьей 46.1 "Мероприятия, направленные на поддержку экспорта", согласно ч. 1 которой (в ред. Федерального закона от 26 марта 2022 г. N 71-ФЗ <112>) функции по осуществлению финансовой, страховой, гарантийной и иной поддержки экспорта и импорта реализуются акционерным обществом "Российский экспортный центр", акционерным обществом "Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций", Государственным специализированным Российским экспортно-импортным банком (акционерное общество) и их дочерними хозяйственными обществами в соответствии с данным Законом, актами Правительства РФ, решениями уполномоченных органов управления этих организаций;
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)Данный пункт введен с 30 июля 2018 г. Федеральным законом от 29 июля 2018 г. N 246-ФЗ <111>, принятым в части совершенствования правил валютного контроля в случае страхования российскими экспортерами кредитов и инвестиций от предпринимательских и (или) политических рисков, и изложен с 9 декабря 2018 г. полностью в новой редакции Федеральным законом от 28 ноября 2018 г. N 452-ФЗ, принятым в части вменения ВЭБ новой функции по координации и организации институтов развития. В первоначальной редакции данного пункта отсылка была сделана не к Федеральному закону "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности", а к Федеральному закону "О банке развития" (в настоящее время имеет наименование "О государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ"). Тем же Федеральным законом от 28 ноября 2018 г. N 452-ФЗ Федеральный закон "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" дополнен статьей 46.1 "Мероприятия, направленные на поддержку экспорта", согласно ч. 1 которой (в ред. Федерального закона от 26 марта 2022 г. N 71-ФЗ <112>) функции по осуществлению финансовой, страховой, гарантийной и иной поддержки экспорта и импорта реализуются акционерным обществом "Российский экспортный центр", акционерным обществом "Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций", Государственным специализированным Российским экспортно-импортным банком (акционерное общество) и их дочерними хозяйственными обществами в соответствии с данным Законом, актами Правительства РФ, решениями уполномоченных органов управления этих организаций;